Практика работы наставнической пары по решению задач преемственности между начальной и основной школой в рамках формирования читательской грамотности
Волова Надежда Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Реализация инновационного
методического проекта
«Внедрение модели наставничества
по форме «учитель – учитель»»
Практика работы наставнической пары
по решению задач преемственности
между начальной и основной школой
в рамках формирования читательской грамотности
на уроках русского, родного (русского) языка и литературы
В течение двух лет: 2020-2021 и 2021-2022 учебные годы мы работали в паре (учитель начальных классов и учитель русского языка и литературы). За это время у нас совместно было отработано несколько приёмов работы с текстом.
Модель взаимодействия: Наставник - педагог, склонный к активному взаимодействию с социумом сельского поселения, лояльный участник педагогического сообщества.
Наставляемый - педагог, желающий глубже изучить узкую тему, в рамках которой опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету.
Основная цель взаимодействия: определение точек соприкосновения и преемственности между начальной и основной школой в рамках формирования читательской грамотности на уроках русского, родного (русского) языка и литературы.
Задачи, решаемые во взаимодействии Наставник – наставляемый:
Наставник
1) создаёт комфортные условия для реализации профессиональных качеств;
2) помогает с освоением продуктивных технологий по формированию читательской грамотности с решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем.
Планируемые результаты: педагог-наставляемый получит необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.
Реализация программы взаимодействия:
1) Консультирование, собеседование, анализ затруднений, способов их решений.
2) Открытые уроки наставника (Волова Н.Н.) - урок литературы в 6 классе по теме «Что значит Отчизна?» (заключительный урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба») проведён 10 декабря 2020 года; и в 8 классе по теме «Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Образ главного героя. Жить – это значит…– 21 декабря 2020 г.
3) Анализ приёмов работы с текстом (наставник и наставляемый).
Первое читательское умение – найти и извлечь информацию из текста. Задание - подтвердите или опровергните высказанную точку зрения, им подобны такие задания: Согласны ли вы, что… Верно или неверно? Да или нет? Задание требует точного знания материала и внимательного чтения текста.
Второе читательское умение – интегрировать и интерпретировать сообщения текста. Задания: дать характеристику герою повести. Задание требует знания материала и вдумчивого чтения текста, умения подобрать необходимый для ответа материал и передать требуемую информацию.
Третье читательское умение – осмыслить и оценить сообщения текста. Задание - оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или этических представлений; высказать своё мнение о качестве приведённых в тексте доказательств. Задание требует умения высказать своё мнение, доказывать примерами из текста.
4) Методическая консультация наставника «Практика применения приёмов смыслового чтения на уроке литературы в 6 и 8 классах».
5) Открытый урок русского языка в 3 классе (наставляемый) - Роль прилагательных в тексте. Урок проведён 25 февраля 2021года.
6) Совместный анализ применяемых приёмов работы с текстом. Тонкий и толстый вопрос; реставрация текста (текст с дырками); включение в домашнее задание письменного ответа на вопрос; задания на демонстрацию «понимания смыслов»: приведи пример, вырази с помощью…,поясни термин, утверждение, изобрази…; давать опережающее домашнее задание; использовать загадки, пословицы, инсценировки.
7) Проведение наставником (Воловой Н.Н.) урока в классе наставляемого – урок русского языка в 3 классе по теме «Научное и художественное описание» – 1 марта 2021 г.
8) Совместный анализ приёмов работы с текстом.
Приёмы работы: самостоятельное выделение основной мысли; нахождение информации в тексте на поставленные вопросы; выделение главной и второстепенной информации; выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями); прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельное формулирование вопросов по тексту; сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
9) Совместное проведение урока родного (русского) языка (наставник и наставляемый) в 4 классе по теме «Качества хорошего человека» 11 ноября 2021 г.
10) Подведение итогов совместной работы. Публикация материалов проведённых уроков на сайте ИРЦ.
Участие в Региональном конкурсе Кафедры гуманитарного образования АОИОО «С кириллицы начав родное слово» с 24.01.2022 - 24.02.2022.
Наставляемая отмечает:
большую помощь в развитии профессиональных умений, в накоплении опыта, освоении лучших методов и приёмов работы с детьми;
умение делать всё так, чтобы достичь результата, чтобы обучающиеся слушали, слышали и легко воспринимали весь материал;
подготовку конспектов образовательной деятельности;
проговаривание каждого этапа и элемента занятия;
много советов, рекомендаций, помогающих развивать познавательную активность и способности детей в процессе усвоения учебного материала;
анализировать свою работу и соотносить результаты с поставленными целями.