Программа развития группы семейного типа «СТУПЕНИ» (для детей 1–11 классов)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург Пуровского района
Программа развития группы семейного типа «СТУПЕНИ»
(рассчитана на детей 1-11 классов)
Срок реализации 2014-2019 годы
Рочева Екатерина Сергеевна, воспитатель
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие современного общества характеризуется интенсивным совершенствованием производства, повышением его технического уровня, усложнением информационных технологий, что предъявляет более высокие требования к уровню подготовки членов общества. Принципиально новые задачи перед воспитанием ставит переход к информационному обществу, компьютерная революция, внедрение информационных технологий. Происходят динамичные процессы в социальной и духовной сферах жизни общества. Все это приводит к тому, что основной целью, идеалом современного воспитания выдвигается формирование разносторонней и гармонично развитой личности. Эта цель является объективной потребностью.
Итак, формирование гармонично развитой личности – основная задача воспитания. Называя такую задачу идеальной, имеют ввиду то, что личность, в равной степени развитую во всех отношениях, сформировать невозможно. Однако стремиться к этому стоит. Во всяком случае, задача воспитателя, будь то родитель или педагог – создать для формирующейся личности все условия гармоничного развития.
При разработке программы учитывалось, что всесторонне развитие личности подразумевает формирование умственных, нравственных, эстетических, трудовых и физических качеств личности в их тесной взаимосвязи. Значит, чтобы личность развивалась гармонично, необходимо уделить в воспитании по возможности равное внимание всем этим пяти аспектам.
Для того чтобы обеспечить умственное развитие личности, ребенку необходимо предоставить возможность овладеть основами научных знаний, формировать логическое мышление, умение находить закономерности в протекании процессов и явлений окружающего мира. Следует научить ребенка основным мыслительным операциям, таким как анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация. Необходимо подрастающего человека обучить приемам самообразования: умению организовать процесс интеллектуального труда, правилам рационального распределения времени, эффективным способам поиска информации и т.п. Все это, в конечном итоге, будет способствовать формированию научного мировоззрения. Следует учитывать, что умственное развитие личности осуществляется не только в процессе обучения, скажем, в школе, но и во время игр, ежедневных бесед с взрослыми, самостоятельных наблюдений за явлениями окружающего мира.
Для успешного нравственного развития личности необходимо не просто знакомить ребенка с нравственными законами общества и правилами поведения, принятыми в нем, но и целенаправленно формировать навыки нравственного поведения. Только личный пример близких людей, взрослых, находящихся рядом способен убедить ребенка, что подобные навыки – не просто условности, принятые в обществе, а действенный механизм построения добрых взаимоотношений между людьми.
Трудовое воспитание заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать необходимость трудовой деятельности для успешной жизни в обществе. Оно включает в себя и формирование бережного отношения к результатам чужого труда, и формирование ответственного отношения к делу, которым занимается ребенок. К трудовому воспитанию, безусловно, можно отнести и процесс овладения ребенком элементарными трудовыми и бытовыми навыками, а в подростковом, юношеском возрасте – сознательное отношение к выбору будущей профессии.
Под эстетическим воспитанием следует понимать формирование у ребенка художественного вкуса, знакомство его с шедеврами мировой культуры. Задача взрослого – помочь юному человеку научиться видеть прекрасное в искусстве, в окружающей действительности и получать удовольствие от его восприятия. Немалую роль играет здесь и развитие творческих способностей самого ребенка: обучение игре на музыкальных инструментах, пению, хореографии, приемам изобразительного искусства.
Для успешного физического воспитания необходимо формировать у ребенка полезные привычки, характеризующие здоровый образ жизни, научить его бережно и внимательно относиться к своему телу, обучить навыкам поддержания физического здоровья и развития ресурсов организма.
КОНЦЕПЦИЯ программы развития «СТУПЕНИ». Разрабатывая программу «Ступени» для всестороннего гармоничного развития воспитанников группы семейного типа принималось во внимание, что такое развитие возможно только при комплексном подходе: невозможно, к примеру, сегодня заботиться об умственном, а завтра – об эстетическом развитии ребенка. Все грани этого процесса тесно взаимосвязаны между собой, и, развиваясь, ребенок учится постигать и гармонию физических движений, и логичность нравственных постулатов, и красоту и мудрость созидательного труда.
ЦЕЛЬ программы развития «СТУПЕНИ»: создание воспитательного пространства, способствующего гармоничному развитию и личностному росту воспитанников группы семейного типа.
ЗАДАЧИ программы развития «СТУПЕНИ»:
- создать условия для формирования познавательного интереса у воспитанников;
- формировать социально-бытовые умения и навыки, необходимые в жизненном самоопределении;
- формировать готовность выполнять семейные роли;
- способствовать накоплению экологических знаний;
- формировать патриотические чувства, развивать чувства гордости за свой дом, край, страну;
- способствовать развитию творческих способностей каждого воспитанника с учетом его внутренних психологических наклонностей;
- развивать эмоциональную сферу ребёнка;
- формировать у воспитанников положительные жизненные планы, профессиональные намерения;
- создать условия для развития личности воспитанника путём вовлечения в различные виды труда с учетом его способностей, интересов;
- сохранять и укреплять здоровье воспитанников;
- способствовать реализации физических возможностей детей.
СРОКИ реализации программы «СТУПЕНИ»: сентябрь 2014 г. – май 2019 г.
ПРИНЦИПЫ программы развития «СТУПЕНИ».
1. Гуманизация воспитания. Гуманистический подход в воспитании – один из основополагающих принципов. Он требует: 1) гуманного отношения к личности воспитанника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).
Важными задачами воспитания в соответствии с принципом гуманизма выступают любовь к Родине, патриотизм, коллективизм.
Любовь к Родине сама по себе органично вписывается в систему гуманистических ценностей. Общечеловеческое всегда реализуется через конкретно-человеческое. А каждый человек — гражданин определенного государства, принадлежит к своей народности, нации, и общечеловеческое начало реализуется в этих конкретных социальных образованиях. Поэтому важным аспектом воспитания и становится формирование гражданских, патриотических качеств личности. Таким образом, гуманизм предполагает патриотизм, гражданскую ответственность, уважение обычаев и законов своей страны. При этом он отвергает национализм как идеологию с ее приоритетом частных ценностей и противостоянием общечеловеческому началу.
Таким образом, гуманизация — ключевой элемент современного педагогического мышления, утверждающего субъект-субъектный подход, сотрудничество, полисубъектную сущность в осуществлении процессов обучения, воспитания, образования в современных условиях.
2. Следующий принцип на котором основывается программа «Ступени» - принцип личностного подхода в воспитании. Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Реализуя этот принцип, следует избегать лозунгов, пустых призывов, многословия, ибо воспитание осуществляется прежде всего в процессе полезной деятельности, где накапливается ценный опыт поведения и общения. Однако чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная), к которой привлекаются школьники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект. В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию общественно полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социальным опытом.
3. Принцип связи воспитания с жизнью – следующий принцип, на котором основывается программа «Ступени».
Принцип связи воспитания с жизнью требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.
Чтобы реализовать принцип связи воспитания с жизнью, педагог должен добиться:
- понимания детьми роли труда в жизни общества и каждого человека;
- уважения к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;
- развития способности много и успешно, трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;
- понимания общих основ современного производства;
- сочетания личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбора профессии в соответствии с потребностями общества и своими желаниями;
- бережного отношения к общественному достоянию и природным богатствам.
4. Принцип опоры на положительное – еще один принцип программы «Ступени». Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги выявляют положительное и, опираясь на хорошее, развивают другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.
Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, будем соблюдать правила реализации принципа:
Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот — выявляют и поддерживают положительное. Главное — это формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.
Опора на положительное имеет еще один аспект: создание положительного воспитательного фона – это и жизнедеятельность воспитанников, и стиль воспитательных отношений. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, — не может не оказывать благоприятного воздействия.
Таким образом, программа «Ступени» опирается на основные принципы воспитания — то есть на общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Программа основывается на принципах гуманистической педагогики, которая направляет воспитательный процесс в соответствии с принципами личностного подхода; сочетания личной и общественной направленности воспитания; связи воспитания с жизнью, трудом; опоры на положительное в воспитании.
Основные НАПРАВЛЕНИЯ реализации программы «СТУПЕНИ»:
- общеинтеллектуальное (научно-познавательная деятельность, научное мышление, творческий потенциал);
- общекультурное (нравственные нормы, эмоциональная сфера, коммуникативная компетенция, межличностное общение);
- социальное (социализация, трудовые навыки, активны жизненная позиция);
- патриотическое (национально-культурные ценности, гражданская позиция);
- экологическое (экологическая грамотность, региональные особенности);
- спортивно-оздоровительное (здоровый образ жизни; физическое развитие).
ФОРМЫ работы с воспитанниками:
- беседы;
- информационные часы;
- воспитательные часы;
- экологические часы;
- круглые столы;
- лекции;
- экскурсии;
- прогулки, походы;
- тематические игры;
- тематические вечера;
- конкурсы;
- викторины;
- игры;
- собрания и т.д.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ реализации программы:
- стимулирование активности воспитанников в учебной и вне учебной деятельности;
- поощрение;
- личный пример;
- порицание;
- убеждение;
- коррекция;
- создание воспитывающих ситуаций;
- требование коллектива;
- помощь;
- положительное подкрепление;
- упражнения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- дальнейшее развитие познавательной активности, повышение уровня общеобразовательной подготовки, усиление мотивации воспитанников к учёбе;
- формирование у воспитанников сознательной дисциплины, навыков культурного поведения;
- вовлечение всех воспитанников в активную деятельность группы и интерната, развитие ученического самоуправления.
- формирование социально активной личности, удовлетворяющей потребностям общества.
Методы ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ программы:
- анализ работы;
- социометрия (исследование сплоченности коллектива);
- анализ вовлеченности воспитанников в жизнь интерната (оценка занятости ребенка в кружках и секциях, участия ребенка в мероприятиях интерната);
- анализ психологического климата в группе воспитанников;
- анализ уровня творческого потенциала личности;
- анализ уровня развития самоуправления в коллективе;
- анализ уровня социализированности воспитанников;
- анализ удовлетворённости родителей работой общеобразовательного учреждения (методика Е.Н. Степановой).
Методики для оценки эффективности программы «Ступени» приведены в Приложении 1.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
по направлениям реализации программы «Ступени»
1. Общеинтеллектуальное направление.
Включает в себя создание условий для развития научно-познавательной деятельности, формирования научного мышления, раскрытия творческого потенциала.
1. Тематический воспитательный час «Да здравствует наука».
2. Информационный час «История Российского герба».
3. Тематический воспитательный час «От глиняной таблички».
4. Открытое мероприятие «День космонавтики».
5. Информационный час «Азбука потребителя».
6. Беседа «Брак и семья у северных народов».
7. Беседа «Влияние музыки на человека».
8. Тематический воспитательный час «Влияние отрицательной информации на здоровье человека. Защита от отрицательной информации».
9. Игра «Вместе к успеху».
10. Информационный час-викторина «Историю рассказывают деньги».
11. Информационный час-конкурс «Мой дом-тундра Ямала».
2. Общекультурное направление.
Включает в себя мероприятия по развитию эмоциональной сферы, по формированию нравственных норм, укреплению семейных ценностей, создание условий для формирования коммуникативной компетенции, повышения навыков межличностного общения.
1. Воспитательный час-беседа «Мама-ангел».
2. Групповое занятие (тренинг) «Введение в общение».
3. Групповое занятие (тренинг) «Настроение».
4. Групповое занятие (тренинг) «Эмоции и чувства
5. Групповое занятие (тренинг) «Обида».
6. Тематическое занятие «Мой настоящий школьный друг».
7. Групповое занятие (тренинг) «Обвинение».
8. Групповое занятие (тренинг) «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение».
9. Игровое занятие «Школа хороших манер».
10. Групповое занятие (тренинг) «Формирование партнерской установки в общении».
11. Групповое занятие (тренинг) «Формирование групповой сплоченности».
3. Социальное направление.
Включает в себя мероприятия по формированию социальных норм и правил, занятия по привитию и укреплению трудовых навыков, по пропаганде активной жизненной позиции.
1. Профориентационная игра «Выбор профессии – выбор будущего».
2. Совместное с детьми родительское собрание «Безопасный дом – безопасный мир» (Безопасный мир детства через ответственность родителей).
3. Игра «Азбука права».
4. Игра «В семье жить будешь – счастье добудешь».
5. Конкурс «В мире профессий».
6. Воспитательное мероприятие-беседа «Всякое дело мастера боится».
7. Информационный час «Бюджет семьи».
8. Игровая программа «В оленеводы б я пошел, пусть меня научат».
9. Тренинг «Мир профессий».
10. Воспитательный час с элементами тренинга «Личный профессиональный план».
4. Патриотическое направление.
В данное направление включены мероприятия, направленные на формирование национально-культурных ценностей, пропаганду гражданской позиции.
1. Воспитательное мероприятие «У каждого есть Родина своя».
2. Интеллектуальная игра «Тайны Ямала».
3. Информационный час «История Дня Победы».
4. Конкурс чтецов «Сороковые-роковые».
5. Викторина «Загадки и приметы народов Крайнего Севера».
6. Конкурс «Готовлюсь стать защитником Отечества».
7. Информационный час-конкурс «Народная медицина ненцев».
8. Творческий час «Ямальский сувенир».
9. Конкурс «Солдатушки, бравы ребятушки».
10.Воспитательное мероприятие «Тайна и истина моего рода».
11. Информационный час «Знай и уважай народы, проживающие на территории ЯНАО».
12. Информационный час «Символика ЯНАО. Что это такое?».
5. Экологическое направление.
Включает в себя мероприятия по формированию и повышению экологической грамотности с учетом региональных особенностей.
1. Воспитательный час «Без чего нет жизни на Земле» (22 марта – всемирный день воды).
2. Викторина «День птиц».
3. Информационный час «Тундра – кладовая без замков».
4. Экологический час «История происхождения ненцев».
5. Воспитательное мероприятие «Экология Севера».
6. Игра «Поле чудес» - «Край ты мой Ямал».
7. Воспитательный час «Ямал – сокровищница России».
8. Игра «Поле чудес» - «Флора и фауна Ненецкого автономного округа».
9. Экологический час «Западная Сибирь. Природные ресурсы и проблемы их освоения».
10. Экологический час «Край рек и озер. ЯНАО».
11. Путешествие-состязание «Мой Ямал, олений край».
12. Экологический час «Исчезающие птицы ЯНАО».
6. Спортивно-оздоровительное направление.
В данное направление включены мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, на развитие физических навыков, побуждению к самостоятельным занятиям спортом.
1. Игра «Кто, если не мы».
2. Тренинг «Да здравствует жизнь».
3. Воспитательное занятие «Про разные вредности».
4. Воспитательный час «Как быть и остаться здоровым».
5. Игра «Береги зубы смолоду».
6. Информационный час «Не допустить беды».
7. Воспитательное занятие «Профилактика курения».
8. Спортивно-познавательная игра «Зов тундры».
9. Урок-беседа «Здоровый образ жизни».
ПЛАН-СЕТКА ПРОГРАММЫ «СТУПЕНИ»
№ занятия |
Направление |
Мероприятие |
Кол-во часов |
Первый год реализации программы (сентябрь 2014 г. - май 2015 г.) |
|||
1 |
Общеинтеллектуальное |
Тематический воспитательный час «Да, здравствует наука» |
1 |
2 |
Общеинтеллектуальное |
Информационный час «История Российского герба». |
1 |
3 |
Патриотическое |
Воспитательное мероприятие «У каждого есть Родина своя». |
1 |
4 |
Общекультурное |
Игровое занятие «Школа хороших манер». |
1 |
5 |
Социальное |
Игра «Азбука права». |
1 |
6 |
Экологическое |
Воспитательное мероприятие «Экология Севера». |
1 |
7 |
Спортивно-оздоровительное |
Игра «Кто, если не мы». |
1 |
8 |
Диагностика |
- познавательной сферы - эмоционально-личностной сферы |
1 |
9 |
Общекультурное |
Воспитательный час-беседа «Мама-ангел». |
1 |
10 |
Экологическое |
Экологический час «Исчезающие птицы ЯНАО». |
1 |
11 |
Экологическое |
Воспитательный час «Без чего нет жизни на Земле» (22 марта – всемирный день воды). |
1 |
12 |
Социальное |
Профориентационная игра «Выбор профессии – выбор будущего». |
1 |
13 |
Патриотическое |
Информационный час «История Дня Победы». |
1 |
Второй год реализации программы (сентябрь 2015 г. - май 2016 г.) |
|||
14 |
Общекультурное |
Групповое занятие (тренинг) «Введение в общение». |
1 |
15 |
Общекультурное |
Групповое занятие (тренинг) «Настроение». |
1 |
16 |
Диагностика |
- познавательной сферы - эмоционально-личностной сферы |
1 |
17 |
Общеинтеллектуальное |
Тематический воспитательный час «От глиняной таблички». |
1 |
18 |
Общеинтеллектуальное |
Информационный час «Азбука потребителя». |
1 |
19 |
Социальное |
Совместное с детьми родительское собрание «Безопасный дом – безопасный мир» (Безопасный мир детства через ответственность родителей). |
1 |
21 |
Патриотическое |
Интеллектуальная игра «Тайны Ямала». |
1 |
22 |
Экологическое |
Путешествие-состязание «Мой Ямал, олений край». |
1 |
23 |
Спортивно-оздоровительное |
Тренинг «Да здравствует жизнь». |
1 |
24 |
Патриотическое |
Конкурс чтецов «Сороковые-роковые». |
1 |
25 |
Социальное |
Игра «В семье жить будешь – счастье добудешь». |
1 |
26 |
Диагностика |
- познавательной сферы - эмоционально-личностной сферы |
1 |
Третий год реализации программы (сентябрь 2016 г. - май 2017 г.) |
|||
27 |
Общекультурное |
Групповое занятие (тренинг) «Эмоции и чувства |
1 |
28 |
Общекультурное |
Групповое занятие (тренинг) «Обида». |
1 |
29 |
Диагностика |
- познавательной сферы - эмоционально-личностной сферы |
1 |
30 |
Социальное |
Информационный час «Бюджет семьи». |
1 |
31 |
Социальное |
Игровая программа «В оленеводы б я пошел, пусть меня научат». |
1 |
32 |
Патриотическое |
Викторина «Загадки и приметы народов Крайнего Севера». |
1 |
33 |
Патриотическое |
Конкурс «Готовлюсь стать защитником Отечества». |
1 |
34 |
Экологическое |
Экологический час «Западная Сибирь. Природные ресурсы и проблемы их освоения». |
1 |
35 |
Спортивно-оздоровительное |
Воспитательное занятие «Про разные вредности». |
1 |
36 |
Спортивно-оздоровительное |
Воспитательный час «Как быть и остаться здоровым». |
1 |
37 |
Спортивно-оздоровительное |
Игра «Береги зубы смолоду» |
1 |
38 |
Общеинтеллектуальное |
Беседа «Брак и семья у северных народов». |
1 |
39 |
Общеинтеллектуальное |
Беседа «Влияние музыки на человека». |
1 |
Четвертый год реализации программы (сентябрь 2017 г. - май 2018 г.) |
|||
40 |
Общеинтеллектуальное |
Игра «Вместе к успеху». |
1 |
41 |
Общекультурное |
Тематическое занятие «Мой настоящий школьный друг». |
1 |
42 |
Социальное |
Конкурс «В мире профессий». |
1 |
43 |
Социальное |
Воспитательное мероприятие-беседа «Всякое дело мастера боится». |
1 |
44 |
Спортивно-оздоровительное |
Информационный час «Не допустить беды» |
1 |
45 |
Общеинтеллектуальное |
Тематический воспитательный час «Влияние отрицательной информации на здоровье человека. Защита от отрицательной информации». |
1 |
46 |
Патриотическое |
Творческий час «Ямальский сувенир». |
1 |
47 |
Экологическое |
Игра «Поле чудес» - «Флора и фауна Ненецкого автономного округа». |
1 |
48 |
Спортивно-оздоровительное |
Воспитательное занятие «Профилактика курения». |
1 |
49 |
Диагностика |
- познавательной сферы - эмоционально-личностной сферы |
1 |
50 |
Общеинтеллектуальное |
Открытое мероприятие «День космонавтики». |
1 |
51 |
Общекультурное |
Групповое занятие (тренинг) «Обвинение». |
1 |
52 |
Спортивно-оздоровительное |
Спортивно-познавательная игра «Зов тундры». |
1 |
Пятый год реализации программы (сентябрь 2018 г. - май 2019 г.) |
|||
53 |
Общекультурное |
Групповое занятие (тренинг) «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение». |
1 |
54 |
Общекультурное |
Групповое занятие (тренинг) «Формирование партнерской установки в общении». |
1 |
55 |
Общекультурное |
Групповое занятие (тренинг) «Формирование групповой сплоченности». |
1 |
56 |
Патриотическое |
Информационный час «Знай и уважай народы, проживающие на территории ЯНАО». |
1 |
57 |
Патриотическое |
Информационный час «Символика ЯНАО. Что это такое». |
1 |
58 |
Экологическое |
Воспитательный час «Ямал – сокровищница России». |
1 |
59 |
Спортивно-оздоровительное |
Урок-беседа «Здоровый образ жизни» |
1 |
60 |
Общеинтеллектуальное |
Информационный час-викторина «Историю рассказывают деньги». |
1 |
61 |
Экологическое |
Экологический час «История происхождения ненцев». |
1 |
62 |
Социальное |
Тренин «Мир профессий». |
1 |
63 |
Социальное |
Воспитательный час с элементами тренинга «Личный профессиональный план». |
1 |
64 |
Диагностика |
- познавательной сферы - эмоционально-личностной сферы |
1 |
65 |
Общеинтеллектуальное |
Информационный час-конкурс «Мой дом-тундра Ямала». |
1 |
Всего |
65 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3802.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - N 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
- Информационный ресурс «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // http://festival.1september.ru/
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 2009. – 215 с.
- Подласый И.П. Педагогика. В 2 томах. Том 1. Общие основы. Процесс обучения. - М.: Владос, 2013. - 574 с.
- Рейгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М.:«Дом. Бахрат – М», 2012. – 412 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 576 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш.шк, 2009. – 412 с.
Приложение
СОЦИОМЕТРИЯ
Цель методики:
- Измерение уровня сплочённости - разобщённости в группе.
- Определение «социометрических – статусов» - соотносительного уровня авторитетности каждого члена группы по принципу симпатии – антипатии к его персоне со стороны группы. Человек, которому наиболее симпатизируют, будет носить статус «лидера» группы, в то время как не прижившиеся член коллектива, будут относиться к «отвергаемым».
- Определение внутри коллективных сплочённых подсистем, в которых так же могут быть свои неформальные «лидеры».
Задавались вопросы:
- С кем ты хочешь делать уроки? Почему?
- Кому бы ты доверил тайну? Почему?
- Кого из детей ты бы хотел пригласить к себе на день рождения? Почему?
Социоматрица представляет собой специальную таблицу, где фиксируются результаты социометрического опроса. Используется как основа расчета индексов, построения социограмм и графиков.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ
(шкала опросника Ф. Фидлера)
Назначение методики: исследование особенностей психологической (эмоциональной) атмосферы в группе.
Материал: бланк шкалы Ф. Фидлера.
Ход обследования: испытуемому предъявляется бланк шкалы опросника с инструкцией. Обследования может проводиться как в группе, так и индивидуально.
Диагностическая шкала опросник Ф. Фидлера.
Инструкция испытуемому: прочитайте ниже противоположные по смыслу пары слов. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поместите знак (+), тем более выражен будет, по Вашему мнению, этот признак в группе, членом которой вы являетесь.
Для атмосферы вашей группы характерны:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Дружелюбие Согласие Удовлетворённость Увлечённость Взаимная поддержка Теплота Сотрудничество Взаимовыручка Занимательность успешность |
Враждебность Несогласие Неудовлетворённость Равнодушие Недоброжелательность Холодность Отсутствие сотрудничества Отсутствие взаимовыручки Скука Неуспешность |
Обработка результатов.
Чем левее расположен знак «+» в каждой паре слов, тем благоприятнее атмосфера в группе.
Итоговый показатель колеблется от 50 (наиболее +) оценка до 10 баллов (самая неблагоприятная). Вычислив средние оценки можно на сводном графике представить оценки психологической атмосферы в группе.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
(по А.Н. Лутошкину)
Назначение методики: исследование особенностей психологического климата в коллективе методом обобщения независимых характеристик.
Материал: бланк опросника,
Ход обследования. Оно может проводиться как индивидуально, так и в группе, Испытуемые наполняют бланк опросника в соответствии с инструкцией.
Бланк опросника
Инструкция испытуемому: Прочитайте сначала суждения слева, а затем — справа, знаком «X» отметьте в средней части листа оценку, которая наиболее соответствует истине относительно изучаемого коллектива. Оценки означают:
+3 — свойство проявляется в коллективе всегда;
+2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
+ 1 — свойство проявляется часто;
О — оба противоположных свойств проявляются или не проявляются в одинаковой степени;
-1 — часто проявляется противоположное свойство;
-2 — противоположное свойство проявляется в большинстве случаев; -
3 — противоположное свойство проявляется всегда.
Качества, характеризующие благоприятный психологический климат |
Шкала оценок |
Качества, характеризующие неблагоприятный психологический климат |
||||||
+ |
+ |
+ |
0 |
- |
- |
- |
||
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
||
Преобладает доброе, жизнерадостное настроение |
Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон |
|||||||
Во взаимоотношениях преобладают доброжелательность, симпатии |
В отношениях преобладают конфликты, агрессивность, антипатии |
|||||||
В отношениях между группами существуют расположение, понимание |
Группировки конфликтуют между собой |
|||||||
Членам коллектива нравится быть вместе, совместно работать и отдыхать |
Члены коллектива безразличны к тесному общению, не любят совместную деятельность |
|||||||
Успехи или неудачи членов коллектива вызывают сопереживание, участие остальных |
Успехи или неудачи членов коллектива не трогают остальных, иногда вызывают зависть и злорадство |
|||||||
Преобладают поддержка одобрение; упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями |
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов |
|||||||
Члены коллектива уважают мнение друг друга |
Каждый считает свое мнение главным и не терпим к мнению других |
|||||||
В трудные минуты коллектив объединяется по принципу: один за всех и все за одного |
В трудные минуты коллектив теряется, возникают споры, взаимные обвинения |
|||||||
Коллектив активен, полон энергии |
Коллектив пассивен инертен |
|||||||
Коллектив участливо относится к новым своим членам, помогает им освоиться |
Новички чувствуют себя чужими, нередко к ним проявляется враждебность |
|||||||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело |
Коллектив трудно поднять на полезное дело каждый думает лишь своих интересах |
|||||||
В коллективе царит справедливость, здесь поддерживают слабых защищают их |
Коллектив разделен на привилегированных» «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся слабым, высмеивают их |
|||||||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если их хвалит администрация |
К похвалам и поощрениям коллектива здесь относится равнодушно |
|||||||
В коллективе высоко ценится принципиальность, честность, бескорыстие; велико желание трудиться коллективно. |
Принципиальность, честность, бескорыстие не в почете; нет стремления к коллективному труду. |
Обработка результатов.
Общая характеристика психологического климата коллектива определяется суммой положительных и отрицательных оценок:
благоприятный психологический климат — от +28 до +42 баллов;
скорее благоприятный, чем неблагоприятный — от +14 до +27 баллов;
трудно сказать — от +14 до -14 баллов;
скорее неблагоприятный, чем благоприятный — от -14 до -28 баллов;
неблагоприятный психологический климат — от -29 до -42 баллов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЁННОСТИ
(методика Сишора)
Групповая сплочённость – это чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции не только путём расчёта соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведённым в скобках значениям (mах-19, min-5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
I. Как оценили бы вы свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя её членом, частью коллектива (5)
2. Участвую в большинстве видах деятельности (4)
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
5. Живу и существую отдельно от неё (1)
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность?
1. Да, очень хотел бы перейти (1)
2. Скорее перешёл бы, чем остался (2)
3. Не вижу никакой разницы (3)
4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4)
5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5)
6. Не знаю, затрудняюсь сказать (1)
III. Каковы взаимоотношения в вашей группе?
1. Лучше чем в большинстве коллективов (3)
2. Примерно такие же в большинстве коллективов (2)
3. Хуже чем в большинстве коллективов (1)
4. Не знаю, трудно сказать (1)
IV. Какие у вас взаимоотношения с воспитателями, учителями?
1. Лучше чем в большинстве коллективов (3)
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
4. Не знаю, трудно сказать (1)
V. Каково отношение к делу в вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
4. Не знаю (1)
ТЕСТ «ОЦЕНКА УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ» (по А.С. Шарову)
В тесте используется 10-балльная шкала самооценки личностных качеств либо частоты их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности. Однако следует помнить, что все оценки относительны. При самооценке мысленно представьте себе наивысший (10-й) уровень развития соответствующего качества и низший (1-й) уровень и найдите себе место на 10-балльной шкале.
- Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца?
- Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристов, то есть генераторов идей, то в какой степени вы – генератор идей?
- В какой степени вы относите себя к людям решительным?
- В какой степени ваш конечный «продукт», ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла?
- Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили бы свое обещание?
- Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в адрес кого-либо?
- Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости?
- Какой процент людей в вашем коллективе чаще всего поддерживают вас, ваши инициативы и предложения?
- Как часто у вас бывает оптимистичное и веселое настроение?
- Если все проблемы, которые приходилось вам решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических проблем?
- Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения?
- В какой степени ваша общительность, коммуникабельность способствует решению жизненно важных для вас проблем?
- Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллектив вам приходится брать на себя?
- Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удается воплотить в жизнь?
- Как часто вам удается, проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников по работе или учебе?
- Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным и интеллигентным?
- Как часто вам в вашей жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело?
- Как часто вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем?
По результатам самооценки вы можете далее построить свой профиль творческих качеств и определить, к какому типу творческой личности вы относитесь (по наивысшему уровню развития соответствующего качества) (см. рис. 1). Кроме того, вы можете определить уровень вашего творческого потенциала на основе суммарного числа набранных вами баллов.
Диаграмма, показанная на рис. 1, соответствует нормальной самооценке личности. Видно, что тестируемый большую часть качеств оценивает как среднеразвитые, отмечая при этом несколько качеств как более или менее выраженные. Особое внимание классному руководителю следует уделить ребятам, профили личностных качеств которых имеют вид, подобный показанным на рис. 2.
Рис. 2. Профили творческих качеств, соответствующие отсутствию выраженных качеств (слева), заниженной (в центре) и завышенной (справа) самооценке. |
На диаграмме слева видно, что школьник не проявляет выраженных личностных качеств. Скорее всего это тип личности, который условно можно назвать «серая мышка» – человек, стремящийся быть незаметным, оставаться в стороне от общих дел.
Диаграммы, показанные в центре и справа, скорее всего, свидетельствуют о неадекватной (заниженной или завышенной) самооценке. Однако более точный вывод можно сделать лишь, сопоставляя самооценку ученика с тем, как его оценивает группа.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(по Л.В. Байбородой)
Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.
Ход проведения: учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Цифровые коды |
Что привлекает в деятельности?
|
||||
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
1. Интересное дело. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2. Общение с разными людьми. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3. Помощь товарищам. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4. Возможность передать свои знания. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
5. Творчество. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
6. Приобретение новых знаний, умений. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
7. Возможность руководить другими. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
8. Участие в делах своего коллектива. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
9. Вероятность заслужить уважение товарищей. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
10. Сделать доброе дело для других. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
11. Выделиться среди других. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
12. Выработать у себя определенные черты характера. |
Обработка и интерпретация результатов
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективные мотивы (п. 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);
в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
(методика М. И. Рожкова)
Цель исследования: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения. Каждый ребёнок заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями.
Цифровые коды |
Вопросы |
||||
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2. Вношу предложения по совершенствованию работы группы |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
5. Считаю, что мой класс способен к дружным самостоятельным действиям. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
6. У нас в классе все обязанности четко и равномерно распределяются между ребятами |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
9. Считаю, что ребята нашей группе добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом группы. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
19. Мы стремимся помочь друг другу, в разрешении трудностей |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
20. Считаю, что ребята, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов школьного самоуправления всего коллектива |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
22. Мы стремимся к тому, чтобы наш класс достиг более высоких результатов. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
23. Готов отстаивать интересы всего коллектива в других коллективах и общественных организациях. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива класса. |
На доске дано смысловое значение цифровых кодов:
4 – «Да»,
3 – «Скорее да, чем нет»,
2 – «Трудно сказать»,
1 – «Скорее нет, чем да»,
0 – «Нет».
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1) включенность учеников в самоуправленческую деятельность (предложения 1–4);
2) организованность группового коллектива (5–8);
3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9–12);
4) включенность группы в дела всего коллектива (13–16);
5) отношения класса с другими общностями(17–20);
6) ответственность учащихся класса за дела всего коллектива школы (21–24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков.
Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ (СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ, АКТИВНОСТИ, АВТОНОМНОСТИ, НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ) ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
(по М.И. Рожкову)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения: учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; 0 – никогда.
Стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей.
Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
Я умею прощать людей.
Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
Мне хочется быть впереди других в любом деле.
Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.
Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
Мне нравится помогать людям.
Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
Переживаю неприятности других, как свои.
Стремлюсь не ссориться с товарищами.
Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
Стараюсь защитить тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 5 9 13 17
2 6 10 14 18
3 7 11 15 19
4 8 12 16 20
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет(ют) низкий уровень социальной адаптированности.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(по Е.Н. Степановой)
Данная методика выявляет уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и педагогического коллектива.
Ход проведения: на родительском собрании родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести рядом с выражением одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифровой код |
Вопросы |
||||
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Наш ребенок не перегружен занятиями и домашними заданиями. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни. |
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Обработка результатов теста
Удовлетворенность родителей работой школы определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
Исмаилова Роза Искандаровна