Программа внеурочной деятельности "Академия естествознания"
Программа внеурочной деятельности "Академия естествознания"PPT / 30.28 Мб
КОМПЛЕКСНАЯ МОДУЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для обучающихся 7 классов
Пояснительная записка
Комплексная модульная образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся 7 класса на 2019 – 2020 учебный год разработана на основе:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
• ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 №1897);
• ФГОС среднего (полного) общего образования – утвержден приказом от 17 мая 2012г. № 413;
• Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования (Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296;
• Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ от 14 декабря 2015 года № 09-3564;
• Устава МБОУ «СОШ №11» города Алатыря Чувашской Республики
Цели и задачи программы
Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной деятельности
Процесс обучения и воспитания настолько сложен и многообразен, что учитель не может полноценно его осуществлять только на уроках. Чтобы всесторонне развить умения и навыки, необходимо работать с учащимися и во внеурочное время.
Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Программа внеурочной деятельности «Академия естествознания» создает у детей представление о научной картине мира, формирует интерес к технике, развивает творческие способности, готовит к продолжению изучения предметов естественнонаучного цикла.
1.2. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтелектуальному направлению внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности: создание условий, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, получение опыта самостоятельного общественного действия.
Задачи курса:
в яркой и увлекательной форме расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках;
показать использование знаний в практике, в жизни;
раздвинуть границы учебника, зажечь учащихся стремлением как можно больше узнать, понять;
раскрыть перед учащимися содержание и красоту предметов естественнонаучного цикла.
Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в образовательном учреждении
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.
В ФГОС ООО п.14 записано: «Основная образовательная программа основного общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».
Модернизация современного образования направлена на развитие личностного потенциала ребенка как полноценного участника образовательного процесса, важнейшими характеристиками которого являются: здоровье, творческая свобода, инициативность, активность, способность к саморазвитию.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Академия естествознания» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «СОШ №11» города Алатыря Чувашской Республики.
1.4.Связь содержания программы с учебными предметами
Учебная и внеучебная деятельность составляют единое целое, поэтому школьные учебные предметы и занятия по внеурочной деятельности не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ программы внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Академия естествознания».
Современные занятия внеурочной деятельности - это занятия-познания, занятия-путешествия, занятия-открытия, занятия, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям. Исходя из требований к занятиям внеурочной деятельности, можно создать занятия с использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала учебных предметов. Такие занятия с учётом межпредметных связей должны включать в себя:
чёткость и компактность материала;
взаимосвязанность материала занятия с учебными материалами интегрируемых предметов;
большую информативную ёмкость материала.
Курс внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Академия естествознания» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: физика, математика, география, биология, информатика.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности; количество часов и их место в плане внеурочной деятельности; характеристика условий ОУ при реализации программы
Курс разработан для учащихся 7 классов. Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиНа. В ходе работы предполагается использование методов активного обучения, таких как эвристическая беседа, разрешение проблемной ситуации.
Основные формы организации занятий:
занимательные опыты;
познавательные игры;
выполнение творческих заданий;
работа с дополнительной литературой.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
классное помещение (просторное, хорошо отапливаемое и освещенное);
мебель (столы, стулья, классная доска);
наглядные пособия и материалы: приборы и оборудование для выполнения практических работ;
компьютерная техника (компьютеры, экран, проектор);
Курс «Академия естествознания» включает различные аспекты подготовки будущего исследователя: умений обращаться с различными приборами, знание основных методов измерений и способов представления результатов измерений в виде таблиц, диаграмм или графиков, навыки систематизации полученных результатов, оценки их достоверности. То есть ребята учатся не только проводить эксперимент, но и постигать методику исследования, что понадобится и при написании проектных работ.
Программа охватывает: проблемно-ценностное общение, гражданское воспитание, познавательную и интеллектуально-творческую, игровую, профориентационную работу и воспитание толерантности.
Модули программы составлены по следующим предметам: биология, география, математика, физика, информатика.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
В результате изучения курса учащийся научится:
• различать объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в природе;
• использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
• использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.
Учащийся получит возможность научиться:
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе;
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах;
• использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.
Тематическое планирование
№ | Название модуля | Общее количество часов |
Математика: «Увлекательная математика каждому» | 12 | |
Биология: «Удивительные животные» | 12 | |
География «География в задачах» | 12 | |
Физика: «Экспериментальная физика» | 12 | |
Информатика: «Стандартные программы Windows» | 12 | |
Защита проектов | 8 | |
| Итого | 68 |
Содержание программы
Модуль 1. Математика: «Увлекательная математика каждому»
Определение сведений о человеке с помощью арифметических вычислений.
Задачи на переливания.
Взвешивание монет и предметов.
Математические задания со спичками.
Занимательные задания на комбинации монет и спичек.
Математические задания с использованием циферблата часов.
Модуль 2. Биология «Удивительные животные»
Среды жизни и их обитатели. Гиганты моря и карлики в мире животных. Одетые в броню. Ядовитые животные. Животные рекордсмены. Животные – строители. Заботливые родители. Язык животных. Животные – понятливые ученики. Герои песен, сказок и легенд. Животные – символы.
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи). Гиганты суши. Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надежность и уязвимость защиты. Раковины моллюсков. Панцири броненосцев и черепах. Покровы рыб.
Надежность и уязвимость защитных покровов животных. Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных. Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья.
Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки.
Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров.
Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих. Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые. Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных. Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком. Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
Животные – герои песен и сказок. Животные – герои легенд.
Модуль 3. География «География в задачах»
Границы государств. Часовые пояса мира. Стороны горизонта, условные знаки, азимут. Масштаб. Градусная сеть. Земная кора. Геохронологическая таблица. Рельеф Земли. Профиль. Гидросфера. Зависимость климата от географической широты. Атмосфера. Синоптические карты. Природоохранная деятельность.
Проведение измерений, сравнений и анализа, тестирование.
Расширение и систематизация информации о часовых зонах мира. Выполнение расчётов по определению времени в различных часовых зонах.
Ориентация по компасу и условным знакам. Измерение расстояния на местности и плане. Определение азимута. Решение задач на заданную тему (расчет масштаба). Измерение относительной высоты на местности.
Определение вида полезных ископаемых, составление характеристики рельефа по плану. Построение профиля рельефа выбранной территории. Решение задач на чтение плана-карты. Работа с чертёжными инструментами. Решение задач по нахождению падения и уклона реки.
Определение направления и скорости течения реки, формирование бережное отношение к водным объектам природы. Расширение и систематизация информации о гидрографии.
Решение задач на определение типа погоды на указанной территории, определение влажности воздуха, определение местоположения объекта по высоте Солнца над горизонтом. Решение задач на нахождение атмосферного давления и амплитуды температур.
Решение геоэкологических задачи. Решение задач на нахождение эмпирических зависимостей, определение заданной территории по описанию.
Модуль 4. Физика: «Экспериментальная физика»
Природа. Тела и вещества. Наблюдения и опыты. Измерительные приборы. Измерения.
Форма, объем, цвет, запах. Состояние вещества. Масса. Взвешивание тел. Температура. Строение вещества. Молекулы, атомы, ионы. Движение частиц вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Строение атома. Плотность.
Механическое движение. Скорость движения. Относительность механического движения. Звук.
Сила. Действие рождает противодействие. Реактивное движение. Всемирное тяготение. Сила тяжести. Деформация. Сила упругости. Условия равновесия тел. Трение.
Давление. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Действие жидкости на погруженное в нее тело.Строение земного шара. Атмосфера. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влажность воздуха. Атмосферные явления. Воздухоплавание.
Простые механизмы. Механическая работа. Энергия. От чего зависит энергия. Источники энергии.
Модуль 5. Информатика: «Стандартные программы Windows»
Графический радактор Paint.
Текстовый редактор Word.
Мультимедиа технологии.
Модуль 6. Защита проектов
Демонстрация опытов. Подготовка проектов.Защита проектов.Наблюдения, опыты – источник знаний о природе явлений. Круглый стол.
Использованная литература
365 эксперементов на каждый день. / Саанван А.; пер с нем. Л.В.Донской – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.- 252 с.: ил.
Азбука эксперементов профессора Николя./ Н.Ганайлук.. - М.: АСТ, 2014
Босова Л.Л., Босова А.Ю.. Информатика. Учебник для 7 класса. М.- БИНОМ, 2018
Занимательная физика. /Я. И. Перельман - АСТ, Астрель, Хранитель. –2004 г.,320 с;
Научные забавы. Интересные опыты, самоделки, развлечения./ Тит Том., 2013, 288 с;
Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/ Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.- 15-е изд. М: Наука, 1994. – 167с.
Перельман Я.И. Занимательная арифметика./ Азбука для юных гениев: Я.И.Перельман, изд. Центрополиграф, М: -2015. -224с.
Спивак А.В. Математический кружок. 6 – 7 классы. -6-е изд., стереотип.-М.: МЦНМО, 2015.-128с.
Образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные» создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Авторская мастерская Л.Л. Босовой. Электронное приложение http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/
12. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
13. www.bio.nature.ru - научные новости биологии