«Происшествие в Центре подготовки космонавтов» Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий с элементами грамоты для детей с ТНР 6-7 лет группы компенсирующей направленности.

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности
по развитию лексико-грамматических категорий
с элементами грамоты для детей с ТНР 6-7 лет
группы компенсирующей направленности.
Разработала:
учитель - логопед Чернобровкина Яна Владимировна
Образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Тема: «Происшествие в Центре подготовки космонавтов».
Цель: Актуализация знаний детей о космосе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнять, расширять знания детей о космосе;
- уточнять, активизировать словарь по данной теме;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- закреплять навык чтения;
- закреплять умение давать обобщающее понятие (солнечная система).
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать зрительное восприятие, внимание;
- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать творческое, словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать духовно-патриотические качества личности;
- воспитывать чувство гордости за родную страну;
- воспитывать чувство доброжелательности, активности, ответственности, инициативности, сотрудничества;
- воспитывать умение работать в команде;
- воспитывать интерес к речевым играм.
Методы и приемы:
- наглядные (демонстрация авторской интерактивной презентации «Космос» SMART BOARD)
- словесные (вопросы прямого и поискового характера, объяснение, инструкция);
- практические (проблемная ситуация, дидактические упражнения);
- игровые (игровая ситуация, сюрпризный момент).
Технологии:
- Здоровьесберегающие технологии.
- Личностно-ориентированные технологии.
- Социо-игровые технологии.
- Технологии исследовательской деятельности.
- Компьютерные игровые технологии.
Оборудование:
- интерактивная доска SMART BOARD, авторская интерактивная презентация «Космос»;
- звезды – обозначения места выполнения заданий, звезды с буквами;
- раздаточный материал: карты Танграм с деталями для сбора ракет, корзина с карточками, звуковички – ракеты, звездочки настроения.
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
ВВОДНАЯ часть: Организационный момент. Цель: создание эмоционально-положительного настроя детей на совместную деятельность. | Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты - мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Доброе утро! | Дети стоят в кругу. Дети здороваются. |
Мотивационный этап. Цель: актуализация знаний, увлечение детей. | Ребята, какое сейчас время года, месяц, день недели, число? | Ответы детей полным предложением. |
А чем знаменита дата 12 апреля для нашей страны и всего мира? СДАЙД 2 | Ответы детей. | |
Назовите имя первого космонавта, совершившего полёт в космос? СДАЙД 3 | Ответы детей. | |
Чтобы совершить полёт в космос, нужно быть каким? Космический шар передавай и отвечай? | Дети передают по кругу шар, подбирают прилагательные, давая ответы детей полным предложением. | |
А где готовят таких смелых, выносливых космонавтов? | Предположения детей. (Центр подготовки космонавтов) | |
Хотите заглянуть в Центр подготовки космонавтов и посмотреть, что там происходит? | Ответы детей. | |
В центр с вами полетим и на все там поглядим. Все на месте покрутитесь, В центре подготовки окажитесь. | Звучит музыка. Дети выполняют движения. | |
Проблемная ситуация. Цель: создание условий для самостоятельного определения детьми различных вариантов решения проблемы. | Ребята, интересно? Что-то тут необычное происходит.
| Дети слушают сообщение от космонавта. Космонавты сообщают, что ракеты должны были отправиться на Луну и на Марс, но перед стартом пропал очень важный объект. Без этого объекта отправка ракет в космос невозможна. Космонавтам нужна помощь). |
Ребята, что будем делать? | Ответы детей. (Помогать) | |
Как можно помочь? | Ответы детей. (Искать пропавший объект) | |
Но мы не знаем, что и где искать.
| Предположения детей. (Нам поможет звездная карта с космическими испытаниями). | |
Отлично, будем проходить испытания и искать подсказки. |
Основная часть: Игра «Солнечная система». Цель: развитие памяти, внимания, пространственного мышления, закрепления умение обобщать. | А вот и первое космическое испытание. Что бы это означало? Необходимо проговорить порядок расположения планет. Раз – Меркурий, Два – Венера. Три – Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн.
| Дети открывают первую звезду, под ней задание. Проговаривают. Дают обобщающее понятие (солнечная система). |
Упражнение «Скажи наоборот». Цель: закрепление навыка подбора слов с противоположным значением. | На карте новая звезда и новое испытание. Что необходимо сделать?
СДАЙД 7 | Дети открывают вторую звезду под ней задание. Предположения детей. Выполняют задание, стоя на ковре. Отвечают на вопросы. |
Упражнение «Сосчитай-ка» Цель: закрепление навыка согласования существительных с числительным в роде, числе и падеже. | На карте новая звезда и новое испытание. Что необходимо сделать? Выбирайте любую карточку и отвечайте полным предложением: В космосе много звёзд т.д. СДАЙД 7 | Дети открывают третью звезду под ней подсказка. Предположения детей (Сосчитать). В корзинке карточки. Дети выполняют задание, дают ответ полным предложением. |
На дне корзинки звезда с буквой. | Дети берут звезду с буквой. | |
Игра «Парочки» Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. | На карте новая звезда и новое испытание. Что необходимо сделать? СДАЙД 7 | Дети открывают четвертую звезду под ней подсказка. |
Два космонавта, что это может значить? Как еще можно назвать число два? На подсказке сердце, необходимо назвать ласково.
| Предположения детей (Найти парочки, назвать ласково). Выполняют задание на SMART BOARD, проговаривая: Звезда – звёздочка. | |
Дети берут звезду с буквой. | ||
Физкультурная минутка | Чтобы в космосе летать, нужно много успевать. Быть здоровым, не лениться, хорошо всегда трудиться! И зарядку каждый день будем делать - нам не лень! Влево, вправо, повернуться и опять назад вернуться, Влево, вправо наклониться – на не лень тут потрудиться, Приседать, поскакать, и бежать, бежать, бежать. А потом все тише, тише походить – и встать опять. СДАЙД 9 | Под космическую музыку дети выполняют движения на ковре. |
Молодцы, выносливые космонавты! Хорошо потрудились! | ||
Игра «Подкрепись». Цель: закрепление навыка дифференциации звуков Л-Р в словах. |
Ребята, в чем хранится космическая еда? СДАЙД 10 | Ответы детей. |
Космонавтам нужно отвезти угощения луннатикам и марсианам. На ящиках буква Л и буква Р. Какой звук обозначает буква Л, дайте характеистику звуку. Какой звук обозначает буква Р, дайте характеистику звуку. Чем отличаются звуки от букв? СДАЙД 11 | ||
| Дети выбирают тюбики, проговаривают, что в них. Выполняют задание на SMART BOARD. | |
Посмотрите, еще одна подсказка. | Дети берут звезду с буквой. | |
Игра «Построим ракеты» Цель: закрепление навыка: дифференциации звуков [л], [р] в слогах; сочетание выкладывания картинок из геометрических фигур Танграм с речевым материалом; закрепление навыка чтения
| На карте новая звезда и новое испытание. СДАЙД 12 | Предположения детей. |
| Ответы детей (необходимо построить ракеты из частей в соответствии с буквой). | |
Дети выполняют задание за столами. (строят ракеты на индивидуальных картах из элементов танграм со слогами, читают). | ||
Посмотрите, еще одна подсказка. | Дети берут звезду с буквой. | |
Игра «Собери слово». Цель: закрепление навыка составления слов из букв, чтение. | На карте последняя звезда и новое испытание. Как вы думаете, что необходимо сделать? СДАЙД 12 | Предположения детей. |
| Выполняют задание на доске. Дети собирают слово «ПУСК». Читают. | |
| Делают звуковой разбор слова. | |
Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько согласных? Сколько мягких, сколько твёрдых, сколько глухих, звонких? | Ответы детей. | |
Ребята, возможен полёт ракеты без кнопки «ПУСК»? Вот мы и нашли пропавший объект! | Ответы детей. | |
8. Игра «Старт-пуск» Цель: закрепление навыка обратного счета. | Ракеты готовы! Кнопка «ПУСК» найдена! Можно отправлять в космос!
| Дети стоят на ковре и ведут обратный счет под рёв мотора. |
Заключительный этап | Ребята куда отправились ракеты? Как называются жители Луны? Как называются жители Марса? А мы с вами кто? Земляне жители какой планеты? | Ответы детей. |
| Дети договаривают предложение. | |
Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. В центре всё мы поглядели. Испытанья все прошли. Все на месте покрутитесь, В детский сад скорей вернитесь. | Звучит музыка. Дети выполняют движения. | |
Рефлексия деятельности | Ребята, наше приключение в Центре подготовки космонавтов закончилось. Кому нужна была помощь? Что мы делали, чтобы помочь? Если вам было интересно, все понравилось – возьмите желтую звездочку, если не интересно, не понравилось – красную. | Ответы детей. Выбор детей. |
Источники:
https://stihi.ru/2011/04/12/2343
https://www.behance.net/
Логопедическое занятие КосмосPDF / 882.18 Кб
Презентация к занятиюPPTX / 37.01 Мб
Ракеты танграмPDF / 310.97 Кб
Космические тюбикиPDF / 183.61 Кб
КАрточки на центрыPDF / 607.36 Кб
ракеты-звуковичкиPDF / 87.67 Кб