12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузнецова Татьяна Сергеевна30

Кузнецова Татьяна Сергеевна МБДОУ

«Болошневский детский сад»



Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Что же понимается под термином «одаренность»? Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности то сравнению с другими людьми. Чем отличаются одаренные дети от талантливых. Талантливость, гениальность, одаренность. Очень часто мы смешиваем эти понятия, считая, что они имеют одинаковое значение. Но это не так. Поэтому талантливый ребенок, гениальный ребенок и одаренный ребенок - это на первый взгляд одинаковые, но в то же время разные дети. В чем состоит их различие? Талант - это определенные способности ребенка, которые возможно раскрыть через их развитие, но сначала нужно определить, в какой сфере у него большие способности, к чему он проявляет особый интерес, в какой деятельности у него отмечаются большие успехи. То есть талант нужно найти и реализовать его, а талантливые дети - это такие дети, у которых раскрыты их способности к той или иной деятельности. Но талантливый ребенок не обязательно может быть одаренным. Одаренные дети - это дети, которые значительно превосходят по своему интеллектуальному развитию своих сверстников, например, они за один год могут с легкостью пройти образовательную программу, рассчитанную на несколько лет обучения. Одаренные дети могут уже в тринадцать лет и даже раньше поступать в университеты. Как правило, одаренность ребенка проявляется уже с самого раннего детства, ее не надо раскрывать, она видна сразу же. Например, ребенок в четыре года рисует превосходные пейзажи, играет на нескольких инструментах, решает сложные математические задачи и так далее. Одаренность - это дар не столько от родителей, сколько от природы. Нередко у самых заурядных взрослых рождаются одаренные дети. Но при этом не все одаренные дети могут стать гениями. Гениальность - это предельно высокая степень развития какого-то дара, способности, таланта. Далеко не всех выдающихся личностей прошлых лет и современности можно назвать гениями. Гениальных людей единицы. Безусловно, что гений - это незаурядная личность, которой по большому счету не нужны даже учителя, такой человек все познает самостоятельно. К сожалению, не все гении бывают признанными, иногда это происходит через много лет после их смерти. Стоит отметить, что гениальные люди несколько странноватые, потому что известно, что гениальность граничит с помешательством (сумасшествием), и при некоторых жизненных обстоятельствах гений может превратиться в психически больного человека. Существует такое понятие как «вундеркинды» - талантливые дети, маленькие гении. Ученые давно пытаются разгадать их феномен, но детская одаренность пока еще во многом остается загадочной. В научной психологии различают два типа одаренности детей: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, его представители поражают всех своими энциклопедическими знаниями. Люди второго, творческого, типа обладают, прежде всего, нестандартностью мышления, они резко выделяются из толпы. Любопытно, что если человек одарен творчески, у него всегда высокий интеллект. А вот интеллектуал, в свою очередь, может быть напрочь лишен творческих способностей. Вообще, считается, что десятая часть всех людей на свете обладает развитием выше среднего. Но собственно вундеркиндов только около 0,5%. из них. По поводу их гениальности существует немало гипотез. Предполагается, например, что высокий талант определяется повышенным уровнем гормонов в гипофизе, надпочечниках и некоторых других железах. По другой версии, причина может заключаться в колебаниях геомагнитного поля Земли - в том, с какой интенсивностью его волны влияют на плод в чреве матери. Одаренный и... двоечник?

Нередко талантливые дети очень плохо ассимилируются в школе. Бывает так, что у ребенка очень высокий интеллект и способности. Но при этом он не может сидеть спокойно на уроках - отвлекается, его внимание рассеивается, и чем дальше, тем больше проблем. Если и ваш ребенок не может сидеть спокойно на уроках при том, что у него блестящие наклонности, - значит, для него придется составлять специальный режим. А еще уделять особое внимание укрепляющим гимнастикам и закаливающим процедурам. Кроме того, если ребенку очень трудно сосредоточиться во время занятий, специалисты рекомендуют проверить, все ли у него в порядке со слухом и зрением, правильно ли он воспринимает все написанное и услышанное. Так что не лишим будет пройти тестовое обследование у специалистов. А чтобы понять, насколько ребенок готов к учебе психологически - можно проконсультироваться у психиатра или психоневролога. Ошибка на ошибке. Независимо от того, трудно сосредоточиться ребенку на занятиях или нет, его ни в коем случае нельзя ругать и вешать на него ярлык «лодыря» или «бестолочи». Эксперименты показали, что даже у детей, страдающих такими серьезными нарушениями как дислексия (неспособность овладеть чтением) и дисграфия (неспособность овладеть письмом), практически не бывает умственных расстройств. Более того, часто у детей с диагнозами «дислексия» и «дисграфия» обнаруживаются высокие интеллектуальные способности, тонкий слух и восприимчивость к художественным вещам. Не отчаивайтесь, если ребенок постоянно делает ошибки. Возможно, в нем дремлют нераскрытые таланты. Гениальность - тяжелая ноша. Научно доказано, что в целом, гении живут на четырнадцать лет меньше, чем их современники. И, как ни грустно, около 90% вундеркиндов рано или поздно становятся обыкновенными людьми - заурядными и ничем не примечательными. Как правило, это происходит, когда ребенок понимает, что он не один такой исключительный, есть и другие. Для его нервной системы это может быть таким стрессом, что она блокируется и все, развитие останавливается, наступает так называемый кризис одаренности .В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик: • интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); • креативности; • настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин "одаренность" на "потенциал". Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты: «Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик; « Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей»; «Обор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности»; «Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности»Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях. Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности можно проводить, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.