РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей от 5 до 6 лет по образовательной области «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений»

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Принято Протокол педагогического совета № ___ от «…» ________ 2025 г. | Утверждаю Заведующий ___________ / / Приказ №___ от «…» _________ 2025 г. М.П.. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для детей от 5 до 6 лет
по образовательной области «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений»
на 2024-2025 учебный год
Разработчик программы: Шехурдина Юлия Алексеевна, студент 241 группы
Сыктывкар, 2025
Приложение 2
Содержание
1. Целевой раздел | |
1.1. Пояснительная записка | |
1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы | |
2. Содержательный раздел | |
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствие с направлениями развития ребенка | |
2.2. Комплексно-тематическое планирование | |
2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы | |
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | |
2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ | |
3. Организационный раздел | |
3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы | |
3.2. Режим дня, структура образовательного года, расписание основной образовательной деятельности | |
3.3. Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности взаимодействия с семьями воспитанников | |
3.4. Национально-региональный компонент реализации программы | |
3.5. Организация предметно-развивающей среды группы | |
4. Список литературы | |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и «Федеральная образовательная программа».
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Данная программа составлена с использованием рекомендаций - И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений: старшая группа». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. -80с. Использована дополнительная программа «Математические ступеньки» для детей 5-6 лет (старшая группа) Колесниковой Е.В.
Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.).
Цели программы:
- Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
- Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов, плоские и объемные формы.
Задачи по формированию элементарных математических представлений.
Количество и счет
-Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую меньшую) часть множества или их равенство.
-Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).
-Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, о станет по 7, поровну»).
-Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 <6 на 1, 6>5 на 1).
-Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
-Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).
-Познакомить с цифрами от 0 до 9.
-Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.
-Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь петушков, 5 матрешек, 5 машин —всех игрушек поровну —по 5).
-Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
-Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.
Величина
-Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента —самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.
-Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
-Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
-Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).
-Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Форма
-Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.
-Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
-Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.
-Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.
Ориентировка в пространстве
-Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху —внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками—указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов. Обозначать в речи взаимное расположение предметов. Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени
-Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Уточнить на конкретных примерах последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Принципы.
Индивидуализация. Создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребёнка, так и педагога.
Индивидуальный подход. Учитываются индивидуальные математические способности ребёнка и создаются благоприятные условия для их развития.
Гуманность. Ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом математической деятельности.
Преемственность. Отбор основного и дополнительного содержания связан с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Доступность и интересность. Программа реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала.
Подходы к разработке рабочей программы по ФЭМП в старшей группе:
Развивающая функция образования. Она обеспечивает становление личности ребёнка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности.
Гуманно-личностное отношение к ребёнку. Программа направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Ориентация на возрастные и индивидуальные особенности детей. Содержание программы подбирается с учётом специфики образовательных потребностей и интересов воспитанников.
Использование основных научных подходов, лежащих в основе ФГОС ДО: культурно-исторического, личностного и деятельностного.
Значимые характеристики рабочей программы по ФЭМП в старшей группе:
Преемственность целей и задач при переходе от одной возрастной группы к другой.
Интеграция образовательных областей. «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Вариативность и разнообразие методических приёмов и организационных форм. Позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс по формированию математических представлений в различных видах деятельности.
Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.
Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д.
Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1. 2 Планируемые результаты освоения рабочей программы
Выделять основные части группы предметов, определять признаки различия и сходства, сравнивать части на основе составления пар и счета.
Упражнять в счете предметов с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).
Учить сравнивать 2 предмета по двум параметрам величины (длина и ширина).
Учить двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.
Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым и его частями.
Познакомить с количественным составом чисел 3, 4, 5 из единиц.
Учить делить круг (квадрат, прямоугольник) на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
Учить ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
Учить считать и отсчитывать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и прибавления единицы).
Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.
Называть последовательно части суток, дни недели.
Называть текущий день недели.
Ожидаемые результаты: к концу года дети старшей группы могут:
Выделять основные части группы предметов, определять признаки различия и сходства, сравнивать части на основе составления пар и счета.
Считать и отсчитывать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и прибавления единицы).
Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.
Называть последовательно части суток, дни недели.
Называть текущий день недели.
2. Содержательный раздел
2. 1 Описание образовательной деятельности в соответствие с направлениями развития ребенка
Образовательная область | Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса |
«Физическое развитие» | дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры. |
«Художественно-эстетическое развитие» | развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину. |
«Социально-коммуникативное развитие», | где знания и умения, полученные на занятиях, дети применяют в игровой деятельности. |
«Речевое развитие» | у детей развивается умение понимать речь взрослого без наглядного сопровождения; по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру, форме; обогащение словаря. |
2.2 Комплексно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Цель | Источник |
9 | Октябрь 1 неделя | Занятие 9 | Учить составлять множества из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями; закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам; совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, сверху, внизу. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.18 |
10. | | Занятие 10. | Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; учить писать цифру 5; познакомить с названием текущего месяца-октябрь; знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел. | пособие к рабочей тетради Е.В. Колесникова, стр.24, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.10. |
11 | 2 неделя | Занятие 11. | Учить считать в пределах 6, показывать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6; продолжать развивать умение сравнивать до 6 предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результат сравнения обозначать соответствующими словами: самый длинный, короче, еще короче…самый короткий (и наоборот), закреплять представления о знакомых геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.19 |
12 | | Занятие 12. | Познакомить с цифрой 6; учить писать цифру 6; учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?; знакомить с составом числа 6. | пособие к рабочей тетради Е.В. Колесникова, стр.27, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.12. |
13 | 3 неделя | Занятие 13. | Учить считать в пределах 7, показывать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 6 и7; продолжать развивать умение сравнивать до 6 предметов по ширине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результат сравнения обозначать соответствующими словами: самый широкий, уже, еще уже…самый узкий (и наоборот), продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.21 |
14 | | Занятие 14. | Учить отгадывать математические загадки; закреплять умение писать цифры 3, 4, 5, 6; познакомить со знаками <, >; учить рисовать треугольники в тетради в клетку; учить выкладывать из счетных палочек треугольник, домик. | пособие к рабочей тетради Е.В. Колесникова, стр.29, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.14. |
15 | 4 неделя | Занятие 15 | Продолжать учить считать пределах 6 и 7 знакомить с порядковым значением числа 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Которыйпо счету?», «На котором месте?»; продолжать развивать умение сравнивать до 6 по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот); расширить представление о деятельности взрослых детей в разное время суток, о последовательности частей суток. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.24 |
16 | | Занятие 16. | Продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов; знакомить с загадками, в которых есть числа; учить решать логическую задачу на установление закономерностей. | пособие к рабочей тетради Е.В. Колесникова, стр.31, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.16. |
2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Изложенное содержание Программы позволяет сформировать вариативную часть – формы, методы, способы и средства, направленные на математическое развитие дошкольников. Они подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности. Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) такими видами деятельности являются: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
При проведении организованной образовательной деятельности (занятий) по формированию элементарных математических представлений у дошкольников учитываются требования действующего СанПиНа. Поэтому продолжительность занятий для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Подчеркнем, что слово «занятие» применительно к дошкольникам понимается как условное обозначение интересной, увлекательной совместной деятельности детей и взрослых по исследованию личностно значимой для дошкольников образовательной ситуации.
Учитывая опыт проведения занятий в технологии «Ситуация», разработанной Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, Программой предусмотрено три типа образовательных ситуаций с дошкольниками:
занятия «открытия» нового знания;
занятия тренировочного типа;
занятия обобщающего типа (итоговые).
Особенностью занятий «открытия» нового знания является то, что образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми нового для них математического содержания. Одновременно дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения.
В младшем дошкольном возрасте дети осваивают следующие способы преодоления затруднения: «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает», а в старшем – «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу».
Структура занятий «открытия» нового знания имеет следующий вид:
введение в ситуацию. На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»);
актуализация. На данном этапе (как правило, в процессе дидактической игры) педагог организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются их знания, опыт, мыслительные операции (анализ, синтез, классификация и т.д.), необходимые для самостоятельного построения нового способа действий. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской цели» и даже не замечают, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям»;
затруднение в ситуации. На данном этапе в рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. Система вопросов: «Смогли? – Почему не смогли?» - помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины;
«открытие» нового знания (способа действия). На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и «открытия» новых знаний (способов действий) посредством простой «догадки», подготовленной воспитателем с помощью методических средств;
включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений. На данном этапе педагог предлагает ситуации, в которых новое знание (построенный способ) используется совместно с освоенными ранее способами. При этом взрослый обращает внимание на умение детей слушать, понимать, повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность;
осмысление (итог). На данном этапе дети приобретают опыт таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.
На занятиях тренировочного типа акцент делается на тренировке познавательных процессов, мыслительных операций, навыков общения и выполнения различных видов действий. Поэтому основная цель занятий такого типа – тренировать мыслительную операцию, познавательный процесс, умение, навык, способность и т.д. Дети преодолевают индивидуальные затруднения, связанные с выполнением запланированных воспитателем действий. Параллельно с этим идет закрепление и развитие сформированных у них математических представлений.
Таким образом, цель образовательных ситуаций тренировочного типа аналогична таким целям, как «закрепить», «повторить», «отработать». Однако при обучении детей математике они имеют принципиально новое содержание: не формальное заучивание детьми и воспроизведение, а выявление и преодоление детьми собственных затруднений в процессе игровой деятельности.
Структура занятия тренировочного типа имеет следующий вид:
Введение в игровую ситуацию.
Игровая деятельность.
Осмысление (итог).
Целями занятий обобщающего типа являются систематизация накопленного детьми опыта математической деятельности и одновременно проверка уровня его сформированности. Их структура точно такая же, как и тренировочных, но обобщающие занятия проводятся с участием преподавателя по формированию элементарных математических представлений и воспитателей, работающих в группе. Основными формами работы на этих занятиях являются индивидуальные задания или работа в небольших подгруппах (6-8 человек).
Занятия обобщающего типа не допускают создание обстановки экзамена. Такая обстановка приведет к нервозности, потере интереса ребенка к занятиям. Результаты такой диагностики не будут считаться объективными.
Программой предусмотрено использование ситуаций повседневной жизни (прогулки, режимные моменты и т.д.) для закрепления знаний и умений, приобретенных на занятиях.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Приоритетным направлением работы дошкольного учреждения является взаимодействие с семьями воспитанников. Принимая во внимание тот факт, что родители являются первыми и главными (по силе и степени оказываемого влияния) воспитателями ребенка, обозначены следующие задачи работы с родителями:
изучение интересов, мнений и запросов родителей;
обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей;
расширение средств и методов работы с родителями;
обеспечение пространства для личностного роста родителей и сотрудничества с детским садом создание особой творческой атмосферы;
привлечение родителей к активному участию в организации, планированию и контролю деятельности дошкольного учреждения.
Основными направлениями работы с семьей по ФЭМП:
Взаимопознание и взаимоинформирование. Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Целью первых собраний-встреч может стать знакомство преподавателя с семьями и семей с преподавателем по формированию элементарных математических представлений. Для снятия барьеров общения желательно использовать специальные методы, вызывающие у родителей позитивные эмоции, ориентированные на развитие доверительных отношений с педагогом. Такие собрания целесообразно проводить регулярно в течение года, решая на каждой встрече свои задачи.
Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений. Такое информирование может происходить при непосредственном общении в ходе бесед, на собраниях.
Непрерывное образование воспитывающих взрослых. В современном мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование.
Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми, их воспитании и образовании, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. Образование родителей важно строить на принципе личностной центрированности. Тематика просвещения родителей может касаться вопросов, связанных с математическим развитием детей дошкольного возраста.
Формы работы с семьями воспитанников по ФЭМП
Организационные | участие в родительских собраниях |
Просветительские | беседы, консультации |
Участие родителей в педагогическом процессе | открытые занятия для родителей |
План работы с семьями воспитанников по ФЭМП на 2018/2019 учебный год
Формы работы | Планируемая дата |
Участие в родительских собраниях | октябрь 2024 года, апрель 2025 года |
Беседы, консультации | по запросу родителей |
Открытые занятия для родителей | апрель, май 2025 года |
2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (индивидуальный маршрут, индивидуальный учебный план).
В группе проводятся подгрупповые занятия по развитию элементарных математических представлений 1 раз в неделю, подгрупповые занятия по ознакомлению с окружающим миром – 2 раза в неделю, подгрупповые занятия по обучению грамоте – 1 раз в неделю. Темы занятий представлены в календарно-тематическом планировании (Приложение 1). Индивидуальные занятия проводятся с каждым ребенком 3 раза в неделю.
Образовательные области | Виды детской деятельности | Формы образовательной деятельности | |
Познавательное развитие | Формирование элементарных математических представлений | Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками
Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры) | НОД Не выделено в отдельную единицу расписания НОД.
Режимные моменты Беседа, чтение стихов и потешек, дидактические игры, использование картинок. Беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация;
Совместная деятельность детей Культурно-гигиенические навыки; Беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация; совместные действия, игровая деятельность |
Ознакомление с окружающим миром (предметное окружение, природное окружение, социальное окружение)
| Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Восприятие художественной литературы и фольклора
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Восприятие художественной литературы и фольклора
Двигательная (овладение основными движениями)
Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) | НОД Наблюдение; экспериментирование, беседа, экскурсии по территории; игры с правилами; дидактическое упражнение; просмотр презентаций;
Режимные моменты Чтение; обсуждение; беседа; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций и мультфильмов; слушание;
Совместная деятельность детей Чтение; обсуждение; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций и мультфильмов; слушание; беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация НОД (развитие речи; подготовка к обучению грамоте, чтение художественной литературы).
Режимные моменты Беседы, ситуативный разговор Речевая ситуация, отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами, хороводные игры.
Совместная деятельность детей Игры с правилами, сюжетно-ролевая игра, игры с сюжетными игрушками; дидактические, настольно-печатные игры, игровое упражнение, подвижные игры, подвижные игры с правилами | |
Развитие речи
| Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Восприятие художественной литературы и фольклора
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Восприятие художественной литературы и фольклора
Двигательная (овладение основными движениями)
Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) Восприятие художественной литературы и фольклора | НОД Наблюдение; экспериментирование, беседа, экскурсии по территории; игры с правилами; дидактическое упражнение; просмотр презентаций;
Режимные моменты Чтение; обсуждение; беседа; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций и мультфильмов; слушание;
Совместная деятельность детей Чтение; обсуждение; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций и мультфильмов; слушание; беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация НОД (развитие речи; подготовка к обучению грамоте, чтение художественной литературы).
Режимные моменты Беседы, ситуативный разговор Речевая ситуация, отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами, хороводные игры.
Совместная деятельность детей Игры с правилами, сюжетно-ролевая игра, игры с сюжетными игрушками; дидактические, настольно-печатные игры, игровое упражнение, подвижные игры, подвижные игры с правилами НОД Чтение художественной литературы, обсуждение, беседы, обсуждения, заучивания стихов и потешек, инсценировка сказок.
Режимные моменты Чтение художественной литературы, обсуждение, беседы, обсуждения, звукоподражание
Совместная деятельность детей Чтение художественной литературы, обсуждение, беседы, обсуждения | |
Приобщение к художественной литературе
| Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Восприятие художественной литературы и фольклора
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Восприятие художественной литературы и фольклора
Двигательная (овладение основными движениями)
Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) Восприятие художественной литературы и фольклора Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками
Восприятие художественной литературы и фольклора
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) | НОД Наблюдение; экспериментирование, беседа, экскурсии по территории; игры с правилами; дидактическое упражнение; просмотр презентаций;
Режимные моменты Чтение; обсуждение; беседа; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций и мультфильмов; слушание;
Совместная деятельность детей Чтение; обсуждение; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций и мультфильмов; слушание; беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация НОД (развитие речи; подготовка к обучению грамоте, чтение художественной литературы).
Режимные моменты Беседы, ситуативный разговор Речевая ситуация, отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами, хороводные игры.
Совместная деятельность детей Игры с правилами, сюжетно-ролевая игра, игры с сюжетными игрушками; дидактические, настольно-печатные игры, игровое упражнение, подвижные игры, подвижные игры с правилами НОД Чтение художественной литературы, обсуждение, беседы, обсуждения, заучивания стихов и потешек, инсценировка сказок.
Режимные моменты Чтение художественной литературы, обсуждение, беседы, обсуждения, звукоподражание
Совместная деятельность детей Чтение художественной литературы, обсуждение, беседы, обсуждения НОД (музыкальная, потешки изобразительная). Слушание, исполнение, экспериментирование, музыкально - дидактические игры, игра на музыкальных инструментах, театрализация, хороводные игры.
Режимные моменты Потешки, чтение русских народных сказок, слушание музыки, рассматривание иллюстрации
Совместная деятельность детей Слушание; исполнение; экспериментирование; музыкально - дидактические игры; игра на музыкальных инструментах; театрализация, чтение русских народных сказок, слушание музыки, хороводные игры. | |
Познавательное развитие Речевое развитие | Приобщение к искусству
| Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Восприятие художественной литературы и фольклора
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Восприятие художественной литературы и фольклора
Двигательная (овладение основными движениями)
Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) Восприятие художественной литературы и фольклора Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками
Восприятие художественной литературы и фольклора
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) | НОД Наблюдение; экспериментирование, беседа, экскурсии по территории; игры с правилами; дидактическое упражнение; просмотр презентаций;
Режимные моменты Чтение; обсуждение; беседа; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций и мультфильмов; слушание;
Совместная деятельность детей Чтение; обсуждение; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций и мультфильмов; слушание; беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация НОД (развитие речи; подготовка к обучению грамоте, чтение художественной литературы).
Режимные моменты Беседы, ситуативный разговор Речевая ситуация, отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами, хороводные игры.
Совместная деятельность детей Игры с правилами, сюжетно-ролевая игра, игры с сюжетными игрушками; дидактические, настольно-печатные игры, игровое упражнение, подвижные игры, подвижные игры с правилами НОД Чтение художественной литературы, обсуждение, беседы, обсуждения, заучивания стихов и потешек, инсценировка сказок.
Режимные моменты Чтение художественной литературы, обсуждение, беседы, обсуждения, звукоподражание
Совместная деятельность детей Чтение художественной литературы, обсуждение, беседы, обсуждения НОД (музыкальная, потешки изобразительная). Слушание, исполнение, экспериментирование, музыкально - дидактические игры, игра на музыкальных инструментах, театрализация, хороводные игры.
Режимные моменты Потешки, чтение русских народных сказок, слушание музыки, рассматривание иллюстрации
Совместная деятельность детей Слушание; исполнение; экспериментирование; музыкально - дидактические игры; игра на музыкальных инструментах; театрализация, чтение русских народных сказок, слушание музыки, хороводные игры. НОД -занятия (рисование, аппликация, конструирование и художественное конструирование, лепка); -изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр; -экспериментирование; -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства; -игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые); -тематические досуги; -выставки работ декоративно- прикладного искусства; -проектная деятельность; -создание коллекций
Режимные моменты -наблюдение; -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы; -игра; -игровые упражнения; -проблемная ситуация; -конструирование из песка; -обсуждение (произведений искусства, средств выразительности); -создание коллекций
Совместная деятельность детей -украшение личных предметов; - игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые); -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства; - самостоятельная изобразительная деятельность |
Изобразительная деятельность
| |||
Конструктивно-модельная Деятельность
| Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
| НОД -занятия (конструирование и художественное конструирование,); -экспериментирование; -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства; -игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые); -тематические досуги; -проектная деятельность; - конструирование по образцу, модели, условиям, теме, замыслу; -конструирование по простейшим чертежам и
Режимные моменты -наблюдение; -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы; -игра; -игровые упражнения; -проблемная ситуация; -конструирование из песка; -обсуждение (произведений искусства, средств выразительности);
Совместная деятельность детей - игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые); -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства; - самостоятельная конструктивная деятельность Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов | |
Художественно-эстетическое развитие | Музыкальное развитие
| Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) | НОД -слушание музыки; -экспериментирование со звуками; -музыкально-дидактическая игра; -шумовой оркестр; - разучивание музыкальных игр и танцев; - совместное пение; - импровизация -беседа интегративного характера; -интегративная деятельность; Совместное и индивидуальное музыкальное сопровождение; - музыкальное упражнение; - попевка; -распевка; -двигательный пластический, танцевальный этюд; - творческое задание; -концерт-импровизация; - танец; - музыкальная сюжетная игра Режимные моменты - слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов; - музыкальная подвижная игра на прогулке; - интегративная деятельность
Совместная деятельность детей Музыкальная деятельность по инициативе ребенка Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Сюжетные игры |
Театрализованная игра
| Восприятие художественной литературы и фольклора
Двигательная активность Двигательная (овладение основными движениями) Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) | НОД Ряжение, настольные театр, инсценировки, звукоподражание, пальчиковая игра, физминутка, дидактическая игра, пальчиковый театр, артикуляционная гимнастика, мимические этюды, игровые упражнения, чтение.
Режимные моменты Артикуляционная гимнастика, мимические этюды, игровые упражнения, физминутка, игровые упражнения.
Совместная деятельность Русские народные игры, хороводные игры, танцевальные этюды, чтение, слушание грамзаписи. | |
Художественно-эстетическое развитие | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | |
V. 3. Организационный раздел.
3.1. Описание материально-технического обеспечения рабочей программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания (методические пособия, наглядно-дидактические пособия, рабочие тетради и др.).
Наименование | Описание | По каким разделам программы используется |
Оборудование для занятий | | |
Навесная доска школьного типа | | По всем разделам |
Касса цифр | Представляет собой стандартную школьную кассу размером 90х40 см, которая соответствует размеру карточек с цифрами, изображенными на белом картоне (15х8 мм) | Количество и счет |
Набор цифр | На карточках из картона печатным шрифтом черного цвета пишутся цифры от 1 до 9, а также число 10 | Количество и счет |
Крупные игрушки | Деревянные, пластмассовые, резиновые наборы животных, овощей, фруктов и т.д. Силуэты фруктов, овощей, цветов, грибов на магнитной основе | Количество и счет |
Набор геометрических фигур | Пластмассовые, деревянные разной формы, величины, конфигурации, цвета | Количество и счет, Геометрические фигуры |
Конструкторы | Различные виды | Величина, Количество и счет |
Демонстрационный материал. Печатные пособия | | |
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Демонстрационный материал. – М.: Ювента, 2012. | В пособии имеется комплект демонстрационного материала, который включает наборы карточек с изображением предметов, геометрические фигуры, числовые карточки, цифры | Количество, Величина, Геометрические фигуры, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени |
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. Демонстрационный материал. – М.: Ювента, 2012. | В пособии имеется комплект демонстрационного материала, который включает наборы карточек с изображением предметов, геометрические фигуры, числовые карточки, цифры | Количество и счет, Величина, Геометрические фигуры, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени |
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 5-6 лет. Демонстрационный материал. – М.: Ювента, 2012. | В пособии имеется комплект демонстрационного материала, который включает наборы карточек с изображением предметов, геометрические фигуры, числовые карточки, цифры | Количество и счет, Величина, Геометрические фигуры, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени |
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 6-7 лет. Часть 4 (1) и (2). Демонстрационный материал. – М.: Ювента, 2012. | В пособии имеется комплект демонстрационного материала, который включает наборы карточек с изображением предметов, геометрические фигуры, числовые карточки, цифры | Количество и счет, Величина, Геометрические фигуры, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени |
Сосуды | Наборы пластмассовых сосудов разных объемов | Величина |
Весы | Чашечные игрушечные весы | Величина |
Домики с составом чисел | Картонные домики на магнитной основе с составом чисел от 2 до 10 | Количество и счет |
Будильник | Механические часы | Ориентировка во времени |
Глобус | | Ориентировка в пространстве, Геометрические фигуры |
Числовой отрезок | | Количество и счет |
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Раздаточный материал. – М.: Ювента, 2012. | Различные карточки (картонные листы, на них дети могут раскладывать предметы, фигуры), числовые карточки (картонные листы, на которых по-разному расположены геометрические фигуры), геометрические фигуры. | Количество, Величина, Геометрические фигуры, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени |
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. Раздаточный материал. – М.: Ювента, 2012. | Различные счетные карточки (картонные листы, на них дети могут раскладывать предметы, фигуры), числовые карточки (картонные листы, на которых по-разному расположены геометрические фигуры), геометрические фигуры, | Количество и счет, Величина, Геометрические фигуры, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени |
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 5-6 лет. Раздаточный материал. – М.: Ювента, 2012. | Различные счетные карточки (картонные листы, на них дети могут раскладывать предметы, фигуры), числовые карточки (картонные листы, на которых по-разному расположены геометрические фигуры), геометрические фигуры, | Количество и счет, Величина, Геометрические фигуры, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени |
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 6-7 лет. Часть 4 (1) и 4 (2) Раздаточный материал. – М.: Ювента, 2012. | Различные счетные карточки (картонные листы, на них дети могут раскладывать предметы, фигуры), числовые карточки (картонные листы, на которых по-разному расположены геометрические фигуры), геометрические фигуры, | Количество и счет, Величина, Геометрические фигуры, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени |
Цветные фигуры | Набор деревянных геометрических фигур разных цветов: круги, треугольники, квадраты, многоугольники | |
Счетные палочки | Наборы деревянных и пластмассовых палочек | Количество и счет |
Цветные палочки | Брусочки из дерева и пластмассы разного цвета и величины | Величина |
Мелкие игрушки (счетный материал) | Пластмассовые, деревянные наборы фруктов, овощей, грибов, животных, и т.д. | Количество и счет |
«Чудесный мешочек» | Сшит из яркой атласной ткани, затягивается вверху тесемкой | Количество и счет, Величина, Геометрические фигуры |
Мелкий конструктор | Разнообразные наборы одинаковых деталей | Величина |
Строительные кубики | Наборы деталей | Величина |
Линейки | Пластмассовые, деревянные линейки | Величина |
3. 2 Режим дня, структура образовательного года, расписание ООД (согласно нормативным документам).
Одним из условий здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим дня. Пребывание детей в детском саду определяется по возрастным группам и включает в себя совместную деятельность (непрерывную образовательную деятельность и образовательную деятельность в режимных моментах), самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьей.
Режимы дня в коррекционной группе «Лягушата» разработаны на основе действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и скорректированы с учетом ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Режимы дня составлены с расчетом на 12-ти часовое пребывание ребенка в ГБДОУ д/с № 40 (Приложение 3)
Разработаны режимы на каждую возрастную группу:
♣ на холодный и теплый периоды года;
♣ щадящие режимы для детей после болезни, для ослабленных детей;
♣ индивидуальный режим для вновь поступающих детей (адаптационный);
♣ режим двигательной активности (на теплый и холодный периоды года).
Режим дня строится с учетом сезонных изменений. В теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, при наличии условий непосредственно образовательная деятельность переносится на прогулку.
При осуществлении основных моментов режима важен индивидуальный подход к ребенку: сон может быть у детей разным по длительности и др. Кроме этого, в ежедневной организация жизнедеятельности детей реализуются режим двигательной активности и закаливающие мероприятия. (Приложение 3)
Требования к организации закаливания детей с ЗПР:
− учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития, степени тренированности организма ребенка;
− позитивный эмоциональный настрой;
− использование в комплексе природных факторов и закаливающих процедур;
− соблюдение постепенности в увеличении силы воздействия различных факторов и непрерывность мероприятий на разные участки тела, чередование как по силе, так и длительности воздействия;
− соблюдение методики выбранного вида закаливания. Затраты времени на проведение закаливающих процедур непосредственно связаны с возрастом детей и методикой закаливания.
Закаливание в повседневной жизни органично вписывается в режим группы, а для проведения специальных методик закаливания (в том числе контрастного обливания стоп, обтирания) выделяется дополнительное время.
Чем старше дошкольники, тем больше возможностей для проведения закаливающих процедур и, соответственно, время для их проведения увеличивается. В общем объеме непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, учитываются следующие закаливающие мероприятия: − утренняя гимнастика; − подвижные, спортивные игры, − физические упражнения и другие виды двигательной активности, − физкультурные занятия (в помещении и на улице).
Проведение других закаливающих мероприятий осуществляется в пределах времени, необходимого для осуществления функций присмотра и ухода за детьми. Результативность учебно-воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы обеспечивается совместными усилиями администрации, медицинского персонала, инструктора по физической культуре, педагогов и родителей.
3.3 Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Досуговые формы. Совместные досуги, праздники, выставки, которые помогают установить эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми. Например, «Праздник числа», «В гостях у логики», «Путешествие в страну математики», телевикторина «Что? Где? Когда?», «Уроки смекалки и фантазии», «Вечер математических загадок».
Познавательные формы. Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний и консультаций в нетрадиционной форме, игры с математическим содержанием, развивающая библиотека для родителей, шоу-викторины, размышлялки.
Наглядно-информационные формы. Открытая НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников включают:
доклады и сообщения на родительских собраниях с демонстрацией ООД по ФЭМП, математических викторин;
индивидуальные и групповые консультации, беседы, во время которых педагог уточняет, с кем из членов семьи ребёнок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании;
изготовление дидактических игр совместно с родителями;
мастер-классы для родителей, выставки наглядных пособий и дидактических игр, знакомство с их задачами и содержанием;
представление информации и рекомендаций на информационных стендах и папках-передвижках;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов (изготовление атрибутов, декораций для праздника).
3.4. Национально-региональный компонент (модели, формы и приемы организации образовательного процесса).
Знакомство детей с культурно-историческими особенностями и ценностями родного края. Например, в основу реализации такого компонента может быть положен календарь праздников народов Ямала.
Модели и формы организации образовательного процесса с учётом национально-регионального компонента включают:
Непрерывную образовательную деятельность в игровой форме, дидактические и сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием.
Беседы (индивидуальные, групповые и коллективные, развлекательно-информационные и дидактические).
Работу в подгруппах и индивидуальную работу.
Исследовательскую деятельность.
Экспериментирование.
Наблюдения.
Развивающие игры.
Проблемные ситуации
Интегративную деятельность.
Приёмы для реализации национально-регионального компонента могут включать использование дидактических игр, например, «Математические пазлы», «Тучейки», «Рыболов», «Колокольчики». Они помогают знакомить детей с предметным и природным окружением родного края, обогащать знания о предметах быта народа, национальной одежде, основных видах деятельности коренных жителей. Также дошкольники учатся распознавать по внешнему виду растения, животных, птиц, рыб края.
3.5. Особенности организации предметно-развивающей среды группы.
в соответствии с ФГОС:
Содержательная насыщенность среды. Наличие разнообразного материала, оборудования, инвентаря, соответствующих возрастным особенностям детей и содержанию программы.
Полифункциональность материалов. Разнообразное использование различных составляющих предметной среды (детская мебель, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Трансформируемость пространства. Возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей.
Вариативность среды. Наличие различных пространств, материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми вида детской деятельности.
Доступность среды. Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности.
Безопасность среды. Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности.
В группе должен быть центр познавательной активности с материалами по развитию математических представлений. В нём могут быть:
дидактический и игровой материал с учётом возраста детей;
учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда и пр.);
дидактические, развивающие и логико-математические игры;
тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников;
оборудование для осуществления детьми разнообразной деятельности (материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные приборы).
4. Список литературы
https://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-po-femp-starshaia-ghruppa-ot.html
https://belosnezka.ucoz.net/Obrazovanie/2022-2023/Rab_programmi/poz_razvitie/fehmp_starshie.pdf
https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf