Рабочая программа воспитания «Мы вместе» для 6 класса
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл «Козьмодемьянская школа- интернат»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
«МЫ ВМЕСТЕ»
социальное направление
для обучающихся 6 класса
на 2021-2022 учебный год
Программу разработала воспитатель 6 класса
Батыгина Валентина Николаевна
2021год
Содержание
Пояснительная записка
Актуальность
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.
Анализ воспитательной работы за 2020-2021 учебный год
Цели и задачи программы
Формы и методы организации воспитательной работы
КТД- как механизм реализации деятельностного подхода в воспитательном процессе.
Содержание программы
Первый модуль: Календарно- тематическое планирование
Второй модуль: Календарно- тематическое планирование коллективно- творческих дел (КТД) на 2021-2022 учебный год.
Ожидаемые результаты
Третий модуль: Формы подведения итогов реализации программы.
Работа с родителями.
Литература.
Пояснительная записка.
Программа воспитательной работы «Мы вместе» разработана для детей с ОВЗ в возрасте 12-13 лет.
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Программа является составной частью системы воспитательной работы в школе-интернате и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания детей с ОВЗ, анализа предыдущей деятельности, с учётом структуры характера заболевания, индивидуальных особенностей и возраста учащихся, с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы и ситуации в классном коллективе.
В Программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьей, другими социальными институтами.
Актуальность программы «Мы вместе» заключается в том, что реализация программы направлена на детей в возрасте 12-13 лет, характеризующимся как сложный период в формировании всей личности человека, с целью оказания им помощи, поддержки и сопровождения. Для их успешного вхождения в окружающий социум, формирования позитивных социальных отношений и нравственных жизненных ценностей.
Новизна программы том, что программа содержит мероприятия, способствующие созданию комфортной, развивающей среды для детей, проживающих в условиях школы- интерната где дети должны чувствовать себя так же хорошо, как и дома, как и в семье. «Мы вместе» - это значит комфорт и благополучие каждого воспитанника. Его защищенность и уверенность в том, что он не один.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, единство требований к построению системы воспитания детей.
Воспитательная работа строиться на использовании всех современных методов и технологий. Приоритетный метод- метод коллективных творческих дел (КТД) взят за основу.
Программа состоит из трех модулей.
Особенность первого модуля: разработанный цикл мероприятий, затрагивающий разные направления воспитательной работы школы и класса. Это наши традиционные дела и мероприятия. При проведении данной работы используются разные методы и технологии.
Второй модуль: разработанный цикл календарных досугово-массовых мероприятий разной направленности, где основной акцент в выборе методов работы - делается на проведение коллективно- творческих дел (КТД).
Третий модуль: набор диагностических методик, необходимых для отслеживания динамики развития воспитанников, при необходимости коррекции и достижения наилучших результатов.
Работа осуществляется во вторую половину дня, после возвращения детей с уроков, с учетом их индивидуальных возможностей, опорой на зону ближайшего развития каждого воспитанника. Срок реализации программы: 1 год.
Теоретико-методологическую основу составляют: отдельные положения современных подходов к совершенствованию образовательного процесса где коллективно-творческая деятельность наполняется новым содержанием и рассматривается как в плане динамики общения и взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса (Е.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калшс, И.Я. Лернер, Л.И. Новикова), совершенствования организационных форм (Х.Й. Лийметс, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина), так и в плане актуализации ее особенностей в разновозрастных коллективах (В .К. Дьяченко, С.Д. Поляков, А .Г. Ривин, Н.Д. Фрумин, С.А. Шмаков), переосмысления понятия творчества как процесса субъективации с позиции саморазвития личности (В.И. Андреев, О.С. Газман, А.В. Мудрик.
Предполагается, что создание благоприятной развивающей среды, станет основой не только для «безболезненного» прохождения сензитивного подросткового периода, что эта среда станет комфортной для формирования личностно и социально значимые качеств детей, и что самое главное мы создаем комфортную, доброжелательную обстановку для проживания детей в настоящее время.
Актуальность
Программа «Мы вместе» ориентирована на детей с ОВЗ в возрасте 12-13 лет. Это - средний школьный возраст - это возраст перехода от детства к юности. Данные научно - психологических исследований показывают, что подростковый возраст – это важная пора в становлении и развитии личности. Дети начинают ощущать свою взрослость, у их усиливается потребность в общении со сверстниками. Доказано, что именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей. У многих детей в связи с этим возникают проблемы: неприятие в среде сверстников, неумение постоять за себя и отстояться свое мнение и другие проблемы межличностного общения негативно сказываются на формировании адекватной самооценки детей, формируют барьеры самосознания и негативно сказываются на формировании жизненных ценностей.
Особенно актуальным встает этот вопрос для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу сложившихся обстоятельств имеют ограниченные возможности для полноценного вхождения в окружающий их социум.
Признаки «надвигающегося» переходного периода стали наблюдаться и у воспитанников 6 класса. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых и даже аморальных представлений. Дети стали проявлять упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.
Предполагается, что только своевременно организованная воспитательная деятельность, благоприятная школьная среда помогут подростку с ОВЗ правильно расставить приоритеты, сформировать основы социальной компетентности и будут способствовать комфортной психологической обстановке самих учащихся.
Воспитательная система - это достаточно сложное социально - педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. С обучающимися 6 класса используются разные методы и способы достижения запланированных позитивных результатов. Но на данный момент в силу того, что меняется состав класса, кто -то переходит на домашнее обучение, кто-то дополняется в класс, меняются социальные роли воспитанников, сплоченность классного коллектива находиться на стадии формирования. А вот и он- переходный возраст!
Создать комфортную среду в которой живут и развиваются дети, увлечь детей, наполнить их жизнь памятными событиями и помочь стать социально компетентными- задача того ко с ними находиться рядом- задача воспитателя.
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Козьмодемьянская школа - интернат» расположена в г. Козьмодемьянск, Республика Марий Эл.
Основной задачей школы-интерната является подготовка выпускников к жизни в обществе, профессионально-трудовой деятельности в условиях производства. Организация обучения осуществляется по Федеральному базисному учебному плану специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии № 29/2065-п от 10.04.2002 года, Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержденным Приказом № 1599 от 19 декабря 2014 года.
Обучение ведётся в 1-9 классах по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование и дополнительные программы образования (предпрофильная подготовка). В школе работают: социальный педагог, психолог, логопед. Обучающиеся школы проживают в городе и прилегающих к городу районов. Дети из деревень проживают в школе- интернате в течение всей учебной недели, на выходные обычно уезжают домой.
В процессе воспитания личности каждого обучающегося школа сотрудничает со всеми социокультурными учреждениями, расположенными в городе. Это: СКЦ «Акпарс», музей им. Григорьева, им.О.Бендера, купеческий музей, музей под открытым небом и др. Дети участвуют в проводимых конкурсах, посещают выставки и мероприятия.
Анализ воспитательной работы за 2020-2021 учебный год
Психолого- педагогическая характеристика класса
На начало учебного года в класс поступили на обучение 13 человек, из них 4 девочки и 8 мальчиков. Все учащиеся были зачислены на основе результатов ПМПК г. Козьмодемьянска и г. Йошкар-Олы, имеют диагнозы: F.70(легкая умственная отсталость); F.70.1 и F.71.
Данные медицинского обследования ПМПК
№ п\п | ФИ учащегося (воспитанника) | Возраст | Даты обследования ПМПК (по годам) | Заключение ПМПК |
1 | Г А | | 31.08.2016 | F.70 |
2 | И. П. | | 31.08.2016 | F.70 |
3 | К.А. | 31.08.2016 F.70. Системное недоразвитие речи | ||
4 | К. Н. | | 06.09 2016 | F.70. |
5 | К.Н. | | 31.08.2016 | F.70 |
6 | К.Д. | | 18.05.2016 | F.70 |
7 | М.И. | | | |
8 | П.К. | | 13.05.2016 | F.70 |
9 | Р. Н. | | 18.05.2016 | F.70.1. |
10 | Р.Д. | | 18.05.2016 | F.70. |
11 | Р. И. | | 18.05.2016 | F.70.1. |
12 | Т.Д. | | 18.05.2016 F.71 | |
13 | Я.А. | | 13.05.2016 | F.70 |
Социальный паспорт класса
Социальный состав | Количество | ФИО ребенка |
Дети из полной семьи | 1 | К.Н. |
Дети из неполной семьи | 5 | К.Д., П. К., Г.А., К. Н. М.В. |
Дети из многодетной семьи | 5 | Р. Д., Р. И., Я. А., К. Н., К. А. |
Опекаемые дети | 1 | И. П. |
Дети-инвалиды | Нет | |
Дети из неблагополучных семей | 2 | Я. А., К. Н. |
Дети «группы риска» | 2 | Я. А., К. Н. |
В классе обучаются дети с городским проживанием и проживающие в школьном интернате. Городские дети: 5 человек. После занятий уходят домой. 8 человек проживают в Горномарийском, Килемарском и Медведевском районах нашей республики. В течении учебной недели остаются в школьном интернате. В выходные дни дети могут уезжать домой.
Воспитательная работа проводилась согласно годовому плану воспитательной работы. Основные направления воспитательной деятельности: личностное развитие, духовно- нравственное, спортивно- оздоровительное, гражданско- патриотическое, экологическое, трудовое, эстетическое.
На каждую четверть ставились цели и задачи, которые решались совместно с воспитанниками группы и достигли определенных положительных результатов. Имеется положительна динамика уровня воспитанности. (методика
В целом класс работоспособный, у детей сформированы бытовые и гигиенические навыки, дети соблюдают все режимные моменты. Знают правила жизни школы и общежития. Активны в творческой и досуговой деятельности.
По физиологическим показателям дети обладают разным типом нервной системы и это сказывается на их повседневных делах и на общем ритме жизни. Есть дети медлительные которые включаются в деятельность медленно, и все делают при «подталкивании» и многократном напоминании это К.Д, и К.А., есть дети очень подвижные, активные, нетерпеливые – они все делают очень быстро что негативно сказывается на их поведении. Преобладающий тип нервной системы – холерический накладывает отпечаток на всю их жизнедеятельность. Это Р. Д. и И.П. дети не всегда следят за своим поведением и речью, отсутствует ответственность за свои поступки и слабо развита самокритичность.
Чрезмерная расторможенность не раз была причиной и поводом для проведения с ними индивидуально разъяснительной работы как со стороны воспитателя, так и со стороны администрации. Более ровный, спокойный характер и поведение у Р. И. имеет склонности к лидерству в классе.
Эмоциональный климат в целом в классе благоприятный. Доброжелательная обстановка сложилась между детьми, проживающими в школе - интернате. Дети дружелюбны. Вместе проводят свободное время. Слушают музыку, делятся школьными принадлежностями и сладостями, привезенными из дома. Оказывают помощь при выполнении домашний заданий на самоподготовке.
Интересы самые разнообразные. Мальчики склонны к подвижным играм. Любят играть в футбол. Девочки более спокойные. Посещали кружки рукоделия. В 2020-2021 уч.г. у воспитанников проявился общий интерес к творческой театральной деятельности, организованной в рамках проведения занятий по внеурочной деятельности. Все дети были активны, проявили ответственность, старательность и раскрыли свой творческий потенциал. Результаты творчества отражены в видеороликах, посвященных праздникам и знаменательным датам. За участие в городских и Республиканских конкурсах награждены грамотами и дипломами.
Участие в совместных трудовых и творческих делах сплотило детей. Между девочками и мальчиками поддерживаются дружелюбные отношения. Исключение в данной ситуации – К. Н. В силу сложившейся ситуации, а именно многочисленных пропусков уроков по болезни Н., а также некоторым ее личным качествам - тяга к детям более взрослым детям, она стала не всегда принимаемой в круг общения и даже часто отвергаемой детьми. По данному направлению проведена работа, в частности с Р.Д. который является зачинщиком в создании конфликтных ситуаций – не следя за своей речью.
Результаты участия детей в конкурсах в 2020-2021 учебном году
«С Днем мамы» аудио поздравление
«С Днем Победы» видеопоздравление
https://vk.com/video_ext.php?oid=- 200415823&id=456
«Поздравление к 100 юбилею Республики Марий Эл»
«Театр- наш друг и помощник» видео урок
https://disk.yandex.ru/i/nMM2B52twFOxnQ
Дипломы , грамоты разного уровня.
В 2021-2022 учебном году планируется проведение коррекционно – развивающей работы с детьми по направлениям, запланированным в рабочей программе воспитателя. Для достижения поставленных целей выбран новый, доминирующий метод взаимодействия с детьми - это организация и проведение коллективно - творческих дел (КВД). Предполагается что преимущества данного метода, а именно совместное участие детей в массовых и досуговых делах школы и класса позволят развить личностные значимые качества и вывести коллектив на более организованный уровень.
Цели и задачи программы
Цель данной программы: создание благоприятных условий для формирования у детей с ОВЗ социальной компетентности, посредством участия в коллективно – творческой деятельности.
Задачи:
Создать благоприятное пространство для раскрытия, развития, самореализации и возможной коррекции личности каждого воспитанника.
Организовать разные виды коллективной творческой деятельности, способствующих формированию социальной компетентности и личностного роста воспитанников.
Мотивировать обучающихся на активное участие, действие и взаимодействие в ходе выполнения КТД. Воспитывать желание и умения к позитивной жизненной позиции.
Формировать социально и личностно значимые качества и опыт воспитанников.
Учить детей самостоятельно делать правильный выбор и стратегию поведения в нестандартной жизненной ситуации. Учить детей жить в мире с собой и другими.
Внедрять в деятельность современные методы и педагогические технологии, обеспечивающие мотивацию воспитанников к занятию творчеством и ликвидации личностных барьеров к самовыражению и общему развитию.
Формы и методы организации воспитательной работы
Формы воспитательной работы
В воспитательной деятельности затрагиваются три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, игры, дела. Они отличаются по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям. Наиболее благоприятным с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм является переход из одного типа в другой «по лесенке»: Мероприятия- Игры-Дела. Переход в обратном направлении следует считать неблагоприятным и нежелательным.
Мероприятия: беседы, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.д. Мероприятия как форма воспитательной работы выбираются, когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо сложную информацию, познакомить с культурой, политической жизнью общества. Когда требуется высокая компетентность и приглашение специалистов.
Игра: игры на местности, спортивные, познавательные и т.д. Как форма воспитательной работы - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому- либо, в том числе и себе. Характерные признаки этого типа: деятельно- созидательная позиция детей, их участие в организаторской деятельности, общественно- значимая направленность содержания, самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого(что) делать, сами организуют свою деятельность. Например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям. Формы работы: трудовые десанты и операции, ярмарки, самодеятельные концерты и т.д.-это КТД.
КТД- как механизм реализации деятельностного подхода в воспитательном процессе
Ведущим направлением для реализации поставленных задач программы «Мы вместе» является совместное участие детей в массовых делах - КТД.
Метод КТД - сподвигла выбрать та ситуация, в которой обучаются и живут дети. А именно - школа интернатного обучения, здесь дети все делают вместе: вместе просыпаются, прибираются в комнате после сна, идут в школу, вместе выходят на прогулку и играют на площадке. Всегда и во всем вместе. Вместе трудимся и вместе отдыхаем. Первые шаги КТД были получены еще в начальной школе.
Сложившаяся ситуация в стране в 2020-2021 учебном году, связанная со вспышкой заболевания Covid-19, и частичным переходом на дистанционное обучение внесла свои коррективы и в проведение внеурочной досуговой, творческой деятельности. Наши творческие дела не остались в стороне и были перенесены на дистанционный формат. Дети готовили творческие работы дома, самостоятельно, каждый вносил свою частичку в общее дело, всегда на связи с воспитателем. Старания детей, их ответственность и заинтересованность в новом деле не прошли даром.
Результаты были объединены в видеоролики и видео презентации. А затем представлены в средствах массовой информации: выставлены на сайте школы, на школьной страничке VK, а что самое главное: на личные странички родителей. Дети положили положительную ответную реакцию: похвалу за свои старания и труды. Новый вид деятельности стал приемлем и востребован.
В 2021-2022 учебном году планируется продолжить проведение КТД, расширить вид деятельности с акцентом на лидирующую роль детей с включением всех составляющих КТД с использованием опыта и наработок основателя методики Иванова И.П. и его последователей. Иванов И.П. рассматривал коллективно-творческую деятельность как социальную деятельность детского коллектива, направленную на создание нового творческого продукта во благо коллектива и социального окружения.
Он указывал на то, что положительные эмоциональные состояния, приводит к тому, что эмоциональный отклик выливается в действие, проявляется в поступке.
При организации коллективной деятельности основополагающими выступают такие моменты, как: справедливое распределение работы между членами коллектива, добросовестное ее выполнение, уважение к труду товарищей и проявление взаимопомощи. При соблюдении их, как правило, подростки работают с энтузиазмом, находят удовольствие в любой работе, добиваются высоких результатов.
Не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками КТД могут стать:
совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,
его социальный характер (для кого это нужно?),
высокая мотивация создателей.
Таким образом, дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами, как их общая забота. Дело это – творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно – частица жизни.
Основные принципы работы с детьми.
Принцип принятия ребенка таким, какой он есть.
Принцип содействия росту и развитию.
Принцип активности и самостоятельности.
Принцип учета интересов и потребностей детей.
Принцип сотрудничества детей и взрослых.
Принцип обеспечения успеха каждому ребенку.
Принцип сотворчества и сотрудничества.
Принцип специфичности воспитательной работы (учет идей, ценностей, традиций школы и классного коллектива).
Коллективно творческие дела обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:
Предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личные качества (творческие, организаторские, интеллектуальные, практические и др.).
Обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта.
Способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразности и мобильности внутри коллективных связей и отношений.
Эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности.
Содержание программы.
Направления коррекционно - воспитательной работы:
Социальное.
Охрана здоровья и физическое развитие.
Обще интеллектуальное
Духовно- нравственное
Трудовое воспитание
Художественно- эстетическое
Первый модуль Содержание программы
Направления деятельности | Задачи | Организационно-педагогические мероприятия |
Социальное (Основы жизнеобеспечения и экономического просвещения, экологических знаний) Цель: развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях, формирование экономико-бытового аспекта жизни. | Формировать умение корректировать и контролировать свои личностные качества и поведение в зависимости от ситуации, необходимые для успешной социализации в обществе, стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения. Учить овладению социальными ролями. | Посещение магазинов самообслуживания. Экскурсии в банк, на почту, торговые центры. Отработка моделей безопасного поведения дома, в школе, в общественных местах. Знакомство с правовыми законами РФ. Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. |
Охрана здоровья и физическое развитие Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, и формирование навыков здорового образа жизни. | Формировать у обучающихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья. Воспитывать сознательное отношение к сохранению собственного здоровья, стремление к выполнению режима дня, правильному питанию, воспитывать привычку заниматься спортом. | Тематические классные беседы, викторины, мероприятия о здоровом образе жизни. Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Встречи с медицинскими работниками. Участие в спортивно- оздоровительных мероприятиях. |
Обще интеллектуальное Цель: повышение уровня личностного развития учащихся, формирование социальных и личностно значимых качеств. | Развивать познавательную активность, устойчивый интерес и самостоятельность к познанию своей личности и окружающей действительности. Формировать ценностные установки на активный образ жизни. Корректировать недостатки познавательного и личностного развития. Воспитывать положительные качества личности: любознательность, сознательность, организованность, дисциплинированность. | Интеллектуальные викторины, игры, конкурсы, познавательные мероприятия. Участие в творческих, конкурсах разного уровня. Разработка и реализация исследовательских работ и проектов. |
Духовно-нравственное Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному, нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. | Создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков; Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений. Создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся. воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях. | Знакомство учащихся с историей и культурой РМЭ. Привлечение учащихся к активной общественной работе на благо родного города, края, села, деревни. Участие в субботниках, акциях. Посещение музеев, СКЦ, православного центра. Участие в религиозных и традиционных праздниках. Прогулки и экскурсии по знаменитым местам, по старинным уголкам нашего города. Чтение книг, журналов, статей о марийском крае, героях страны. |
Трудовое воспитание Цель: Развитие навыков самообслуживания, потребности трудиться, формирование ответственного отношения к трудовой деятельности. | Развивать самостоятельность при выполнении трудовых поручений и выполнении правил внутреннего распорядка. Воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, аккуратность, уважение к человеческому труду. Основная задача трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду. | Ежедневная и генеральная уборка спальных комнат и закрепленных территорий. Чистка закрепленной уличной территории от снега зимой и от мусора в другое время года. Стирка, чистка, ремонт и хранение одежды. Уход за комнатными цветами. Дежурство по интернату, столовой, школе. Участие в трудовых акциях, конкурсах, десантах. |
Художественно- эстетическое Цель: пробуждение в детях чувства прекрасного, привитие эстетического вкуса, культурного поведения и общения. | Развивать способности и задатки в области творчества. Учить видеть красоту окружающего мира в повседневной жизни. Развивать потребность ко всему прекрасному. Создавать условия для творческой самореализации детей. | Организация и проведение тематических мероприятий (день матери, новогодний серпантин, мастерская Деда Мороза, конкурсы для мальчиков и девочек, и др. Посещение музея, театра, выставок. Участие в концертах, конкурсах, инсценировках, постановках. |
Календарно- тематическое планирование
Сентябрь
Направления работы | Мероприятия |
Социальное развитие | «День знаний» Торжественная линейка. «Кто я? Какой я?» Тест личностных характеристик. «Я познаю мир!» Занятие по внеурочной деятельности «Умные покупки» Экскурсия-поход в магазин «Красота родного края» Экскурсия на берег реки Волги. «Юный цветовод» Сбор семян декоративных растений. |
Охрана здоровья и физическое развитие | «Режим Дня» Беседа - инструктаж. «Друзья ЗОЖ» Занятие по внеурочной деятельности. «Здоровое питание» Беседа-викторина «Жизнь - это движение «Экскурсия в городской парк, занятия на спортивных тренажерах. «Умный пешеход» Инструктаж по ПДД. «Основы общей безопасности» Инструктаж. |
Основы гражданского самосознания и патриотического воспитания | «Я знаю свои права и обязанности» Правила внутреннего распорядка правила поведения в школе – интернате. «Мы помним Беслан» Беседа Права и обязанности человека в России. Беседа |
Трудовое воспитание | «Я отвечаю за порядок и чистоту» Ознакомление с графиком дежурства по комнате, школе. «Чистота и уют» Уборка жилых комнат и закрепленных территорий. «Чистый дом» Генеральная уборка комнат «Красивый подоконник» Посадка комнатных цветов. «Осень на цветочной клумбе». Уход за цветочной клумбой осенью. |
Художественно- эстетическое | «Здравствуй школа!» Выставка букетов и композиций «Веселое путешествие «Спектакль Горномарийского драматического театра «Самый умный!» Интеллектуальная викторина «Дизайн спальной комнаты». Оформление стен и изготовление наглядностей. «Умный пешеход» конкурс рисунков по ПДД |
Коллективно- творческое дело (КТД) | «Чайная церемония» Чаепитие. «Найди клад» Подвижно- интеллектуальная игра. |
Октябрь
Направления работы | Мероприятия |
Социальное развитие | «Творческие способности» Тестирование личностных характеристик, выявление способностей и задатков. «Я +Ты= Мы» Классный час «Хочу все знать!» Занятие по внеурочной деятельности «Умные покупки» Экскурсия-поход в магазин «Красота родного края в осеннее время года» Экскурсия на берег реки Волги. |
Охрана здоровья и физическое развитие | «Азбука здоровья» Занятие по внеурочной деятельности. «Основы ЗОЖ» Викторина «Здоровый образ жизни» Утренние и вечерние гигиенические процедуры. «Игры на свежем воздухе» Прогулки во дворе школы. «Жизнь - это движение «Экскурсия в городской парк, занятия на спортивных тренажерах. «Твой безопасный маршрут» Беседа- инструктаж. |
Основы гражданского самосознания и патриотического воспитания | «С благодарностью!» Поздравление ветеранов педагогического труда, пожилых людей с праздником. «С Днем учителя!» Поздравление педагогических работников с профессиональным праздником. «Известные люди нашего города». Рассказ. Презентация. «Обязанности несовершеннолетних. правонарушения и юридическая ответственность». Рассказ. |
Трудовое воспитание | «Чистота и уют» Уборка жилых комнат и закрепленных территорий. «Чистый двор» Уборка школьной территории. «Чистый дом» Генеральная уборка комнат. «Красивый подоконник» Уход за комнатными цветами. |
Творчество и досуг | «С Днем мудрости!» Изготовление поздравительной открытки «С Днем учителя!» Изготовление поздравительной открытки. «Золотая осень» Поделки, рисунки на школьный, городской конкурс. |
Коллективно- творческое дело (КТД) | «Наш веселый, дружный класс!» Видео презентация. |
Ноябрь
Направление работы | Мероприятия |
Социальное развитие | «Социометрия» Тестирование межличностных взаимоотношений в классном коллективе. «Хочу все знать! «Занятие по внеурочной деятельности «Мы разные, но мы вместе!» Урок толерантности «Умные покупки» Экскурсия-поход в магазин «Красота родного края поздней осенью «Экскурсия на берег реки Волги. |
Охрана здоровья и физическое развитие | «Друзья ЗОЖ» Занятие по внеурочной деятельности. «Виды спорта» Викторина «Здоровый образ жизни» Утренние и вечерние гигиенические процедуры «Игры на свежем воздухе» Прогулки во дворе школы. «Умный пешеход» ПДД в осеннее время года. «Урок здоровья» Внеклассное мероприятие. |
Основы гражданского самосознания и патриотического воспитания | «С Днем рождения любимая республика!» Декада, посвященная знаниям о родной республике. «День народного единства» Викторина, посвященная Государственному празднику. |
Трудовое воспитание | «Чистота и уют» Уборка жилых комнат и закрепленных территорий. «Чистый двор» Уборка школьной территории от снега. «Чистый дом» Генеральная уборка комнат «Красивый подоконник» Уход за комнатными цветами. |
Творчество и досуг | «С Днем мамы! «Изготовление поздравительной открытки, подарка. «Дом в котором мы живем» Смотр конкурс классных уголков. |
Коллективно- творческое дело (КТД) | «Люблю тебя, моя Республика!» Участие в конкурсах, мероприятиях, посвященных празднованию Дня республики. Видеопоздравление. |
Декабрь
Направление работы | Мероприятия |
Социальное развитие | «Понимают ли тебя друзья?» Тестирование «Я познаю мир! «Занятие по внеурочной деятельности «Умные покупки» Экскурсия-поход в магазин «Красота родного края в зимнее время года». Экскурсия на природу. |
Охрана здоровья и физическое развитие | «Азбука здоровья» Занятие по внеурочной деятельности. «Виды спорта» Викторина «Здоровый образ жизни» Утренние и вечерние гигиенические процедуры «Зимние забавы» Прогулки, игры на свежем воздухе. «Умный пешеход» Правила безопасного дорожного движения в зимнее время года, зимние каникулы. «Безопасные каникулы» Инструктаж. |
Основы гражданского самосознания и патриотического воспитания | «Сохраним зеленую красавицу» Секреты составления Новогодних композиций. «Осторожности в Новогодние праздники» Советы от МЧС. |
Трудовое воспитание | «Чистота и уют» Уборка жилых комнат и закрепленных территорий. «Чистый двор» Уборка школьной территории от снега. «Уютно и красиво» Подготовка комнаты к Новогоднему празднику. |
Творчество и досуг | «С Новым годом!» Работа Мастерской Деда Мороза. «Новогодний калейдоскоп» Разучивание Новогодних песен, танцев, стихотворений. «Новогодняя красота». Творческие задумки в оформлении жилых комнат. |
Коллективно- творческое дело (КТД) | «Чудеса под Новый год» Вечер сказок и развлечений |
Январь
Направление работы | Мероприятия |
Социальное развитие | «Какой у меня характер» Тест. «Я познаю мир! «Занятие по внеурочной деятельности «Умные покупки» Экскурсия-поход в магазин «Красота родного края в зимнее время года». Экскурсия на природу. |
Охрана здоровья и физическое развитие | «Друзья ЗОЖ» Занятие по внеурочной деятельности. «В здоровом теле- здоровый дух» Викторина «Зимние забавы» Прогулки, игры на свежем воздухе. |
Основы гражданского самосознания и патриотического воспитания | «Рождественская неделя». Познавательные игры, конкурсы, беседы. |
Трудовое воспитание | «Чистота и уют» Уборка жилых комнат и закрепленных территорий. «Чистый двор» Уборка школьной территории от снега. «Чистый дом» Генеральная уборка комнат «Красивый подоконник» Уход за комнатными цветами. |
Художественно- эстетическое | «С Рождеством!» Поздравительные открытки к празднику. «Зимние узоры» мастер-класс |
Коллективно- творческое Дело (КТД) | «Зимние забавы» Спортивно-оздоровительные игры и конкурсы |
Февраль
Направление работы | Мероприятия |
Социальное развитие | «Тест для мальчиков» Тест. «Хочу все знать!» Занятие по внеурочной деятельности «Наши деньги и наши покупки» Всеобуч. «Красота родного края в зимнее время года». Экскурсия на природу. |
Охрана здоровья и физическое развитие | «Азбука здоровья» Занятие по внеурочной деятельности. Вредные привычки» Викторина «Зимние забавы» Прогулки, игры на свежем воздухе. |
Основы гражданского самосознания и патриотического воспитания | «Защитники Отечества» Конкурсы для мальчиков. «Кто они Защитники Отечества?» рассказ- презентация
|
Трудовое воспитание | «Чистота и уют» Уборка жилых комнат и закрепленных территорий. «Чистый двор» Уборка школьной территории от снега. «Чистый дом» Генеральная уборка комнат «Операция «Росток» Посадка первых культур на рассаду. |
Творчество и досуг | «С Днем защитника Отечества! «Изготовление поделок и поздравительных открыток для папы. С праздником наши мальчики – с праздником – наши защитники! Поздравительный плакат- стенгазета. |
Коллективно- творческое дело (КТД) | «С праздником Защитники Отечества!» (конкурсное – развлекательное мероприятие) |
Март
Направление работы | Мероприятия |
Социальное развитие | «Тест для девочек» Тест. «Хочу все знать!» Занятие по внеурочной деятельности. «Неразумные покупки». Беседа- рассуждение «Красота родного края в зимнее время года». Экскурсия на природу. |
Охрана здоровья и физическое развитие | «Азбука здоровья» Занятие по внеурочной деятельности. «Здоровым быть – здорово!» интеллектуальная игра «Зимние забавы» Прогулки, игры на свежем воздухе. «Умный пешеход» Правила безопасного дорожного движения в зимнее время года, зимние каникулы. «Безопасные каникулы» Инструктаж. |
Основы гражданского самосознания и патриотического воспитания | «Музеи родного города». Презентация. «По улочкам родного города». Экскурсия . |
Трудовое воспитание | «Чистота и уют». Уборка жилых комнат и закрепленных территорий. «Чистый двор». Уборка школьной территории от снега. «Чистый дом» Генеральная уборка комнат Операция «Клумба». Посев семян на рассаду декоративных клумбовых растений. |
Творчество и досуг | «С праздником Весны!» Изготовление поздравительных открыток и подарков для мамы. «Для вас, наши умницы и красавицы!» Поздравительный плакат для девочек класса. |
Коллективно- творческое дело (КТД) | «Самой близкой и родной» (аудио поздравление) |
Апрель
Направление работы | Мероприятия |
Социальное развитие | «Понимают ли тебя друзья?» Тестирование «Я познаю мир!» Занятие по внеурочной деятельности «Умные покупки» Экскурсия-поход в магазин «Красота родного края в зимнее время года». Экскурсия на природу. |
Охрана здоровья и физическое развитие | «Азбука здоровья» Занятие по внеурочной деятельности. «ЗОЖ» Викторина «Здоровый образ жизни» Утренние и вечерние гигиенические процедуры «Зимние забавы» Прогулки, игры на свежем воздухе. «Умный пешеход» Правила безопасного дорожного движения в зимнее время года, зимние каникулы. «Безопасные каникулы» Инструктаж. |
Основы гражданского самосознания и патриотического воспитания | «День космонавтики». Рассказ – презентация. |
Трудовое воспитание | «Чистота и уют» Уборка жилых комнат и закрепленных территорий. «Чистый двор» Уборка школьной территории от снега. «Чистый дом» Генеральная уборка комнат «Красивый подоконник» Уход за комнатными цветами. |
Художественно- эстетическое | «С Днем космонавтики!» Рисунки о космосе. «Юмористические шаржи» Рисунки на День смеха. |
Коллективно- творческое дело (КТД) | ««Экологическая тропа» (Эко викторина) |
Май
Направление работы | Мероприятия |
Социальное развитие | «Понимают ли тебя друзья?» Тестирование «Хочу все знать!» Занятие по внеурочной деятельности «Умные покупки» Экскурсия-поход в магазин |
Охрана здоровья и физическое развитие | «Азбука здоровья» Занятие по внеурочной деятельности. «Витамины для здоровья» Викторина «Умный пешеход» Правила ДД летом. «Безопасные летние каникулы» Инструктаж. |
Основы гражданского самосознания и патриотического воспитания | «9 мая – День Победы» Поздравительная акция ветеранов ВОВ. «Обелиск славы» Посещение памятной городской Стеллы. |
Трудовое воспитание | «Чистота и уют» Уборка жилых комнат и закрепленных территорий. «Чистый двор» Уборка школьной территории от снега. «Чистый дом» Генеральная уборка комнат «Красивый подоконник «Уход за комнатными цветами. |
Художественно-эстетическое | «С Днем Победы!» Поздравительная открытка для ветеранов ВОВ, тружеников тыла. Участие в творческих конкурсах, посвященных празднованию дня Победы в ВОВ. |
Коллективно- творческое Дело (КТД) | «Для вас, ветераны ВОВ!» (Творческая гостиная) «Здравствуй лето!» (Турпоход выходного дня. «Вот и лето пришло» (чайная церемония) |
Второй модуль
Календарно- тематическое планирование
коллективно- творческих дел (КТД) на 2021-2022 учебный год
Название КТД | Цель проведения | Предполагаемый результат | Дата проведения | Метод оценки личностных результатов |
Праздник чая (Чайная церемония) | Развитие толерантности и дружелюбного отношения между одноклассниками | Воспитание культуры общения, поведения за столом, эстетического вкуса детей. Воспитание любви к народным традициям. | Сентябрь | Опросник межличностных отношений. Тест «Диагностика эстетической воспитанности учащихся» |
«Найди клад» (Коллективная игра) | Организация и проведение досуга воспитанников школы- интерната. | Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Привлекать воспитанников к активному образу жизни. Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений между детьми. | Сентябрь | Тест «Определение индекса групповой сплоченности Сишора» |
«Наш веселый, дружный класс!» (Видеоролик) | Сплочение детского школьного коллектива, формирование умения работать в группе. | Сплоченность классного коллектива Развитие личностно значимых качеств: доброта, ответственность, креативность, коммуникабельность. | Октябрь | Тест социометрия Тест Торенса «Круги», «Фигурная форма» |
«Для любимой мамочки» (поздравление онлайн) | Поздравить мам с Днем мамы. | Воспитание у детей заботливого, уважительного отношения к своим близким. Желания приносить им радость. Формирование нравственно –эстетических ценностей. Развитие творческих способностей детей. | Ноябрь | Тест «Опросник воспитанности и нравственного развития» |
«Чудеса под Новый год» ( вечер сказок и развлечений) | Создание доброжелательной и веселой атмосферы праздника. | Приобщение к русской культуре новогодних праздников. Развитие умения доставлять маленькие радости своим друзьям, близким людям. | Декабрь | Тест «Фигурная форма» |
«Зимние забавы» (Спортивно-оздоровительные игры и конкурсы) | Развитие интересa учащихся к зимним видам спорта посредством участия в эстафетах и конкурсах. | Воспитание основ ЗОЖ. Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи. | Январь | Тест «Здоровый образ жизни» |
«С праздником Защитники Отечества!» ( конкурсное – развлекательное мероприятие) | Воспитание нравственно патриотических качеств через формирование представления о российской армии, защитниках Отечества. | Воспитание у детей заботливого отношения к своим близким, к Защитникам Отечества. Развитие творческих способностей детей. Воспитывать любовь к Родине, уважения к ее защитникам. | Февраль | Опросник для выявления степени гражданско-патриотического воспитания. |
«Самой близкой и родной» (аудио поздравление) | Поздравить мам с праздником Весны 8 марта. | Развитие творческих способностей детей. Поддержание интереса и уважения к семейным традициям. | Март | Тест «Семейные ценности» |
«Экологическая тропа» (Эко викторина) | Прививать детям любовь к окружающей природе. | Закрепление знания об окружающей природе. Формирование экологической культуры и ответственности за чистоту родной природы. | Апрель | Тест «Защитник природы» |
«Для вас, ветераны ВОВ!» (Творческая гостиная) | Отдать дань памяти и уважения людям стоящим на защите Родины в годы ВОВ. | Воспитание в детях уважения к ВОВ. Формировать патриотические качества, любовь к Родине. Развивать творческие способности. | Май | Тест « Духовно-нравственные ценности» |
«Здравствуй лето!» (Турпоход выходного дня) | Организация активного отдыха на природе. | Обобщение и закрепление знаний об условиях пребывания на природе, соблюдение ТБ и экологического благополучия природы. | Май | Тест « Какой я турист?» |
«Вот и лето пришло» (чайная церемония) | Создание доброй атмосферы на конец учебного года | Сплочение коллектива одноклассников. Создание доброжелательного настроя на летний отдых. | Май | Тест « Мои друзья» |
Ожидаемые результаты
КТД дают возможность ребенку:
реализовать и развивать свои способности;
расширять знания об окружающем мире;
приобретать навыки проектирования;
проявлять организаторские умения
закреплять коммуникативные навыки
формировать способности школьников к рефлексии (анализу).
КТД дают возможность педагогу:
развивать творческий потенциал;
совершенствовать организаторские способности;
изучать детский коллектив;
объединять обучающихся, педагогов, родителей;
управлять процессом развития личности;
развивать рефлексивные способности.
И как следствие и ожидаемый результат:
формирование коллектива единомышленников;
освоение культурного пространства;
формирование личности.
Ожидаемые результаты от реализации программы
Удовлетворительная сформированность мотивации воспитанников к познавательной деятельности, расширение интересов и творческого потенциала.
Положительная динамика участия обучающихся в различных мероприятиях творческой и познавательной направленности.
Сформированность личностных и социально значимых качеств воспитанников (уровень воспитанности):
толерантность, доброта, милосердие, умение прийти на выручку, чувство патриотизма, креативность, коммуникабельность, положительная самооценка.
Сформированность основ и правил поведения в обществе. Умения делать правильный выбор в нестандартной жизненной ситуации.
Удовлетворенность учащихся коллективными формами и видами деятельности.
Рост познавательной активности.
Третий модуль
Формы подведения итогов реализации программы
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
различные методики диагностики;
беседы с учащимися;
наблюдения;
Критерии, показатели и методы диагностики уровня воспитанности школьников
Проведение: два раза в год, начало и конец учебного года.
Критерии воспитанности | Показатели | Используемая методика |
Сформированность познавательного потенциала личности | Сформированность мотивации к познанию и творчеству. Познавательная активность учащихся. | Анкета познавательной мотивации |
Сформированность нравственного потенциала личности | Нравственная воспитанность Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. | Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" Методики "Репка" ("Что во мне выросло") |
Сформированность коммуникативного потенциала личности | Методика выявления коммуникативных склонностей (Р.В.Овчарова) Методика определения уровня развития культуры общения и само регуляции (В.П.Сергеева) | |
Сформированность эстетического потенциала личности | Развитость чувства прекрасного Сформированность других эстетических качеств. Участие в художественно- эстетической деятельности | Тест «Круги» Тест «Фигурная форма» (П.Торенс)
|
Сформированность физического потенциала личности | Состояние здоровья; Развитость физических качеств личности. Участие в спортивной жизнедеятельности класса и школы. | Статистический и медицинский анализ состояния и здоровья детей Педагогическое наблюдение |
Сформированность классного коллектива | Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе. Сформированность совместной деятельности | Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин) Методика "Наши отношения" |
Уровень сформированности социальной компетентности | Принятие «общественных норм» (потребностей, требований, реалий ) конкретного социума, стремление к его пониманию | Тест Фишман И.С. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова). |
Работа с родителями
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
№ | Вид деятельности | Дата проведения |
1 | Общешкольное родительское собрание | сентябрь |
2 | Тематические классные собрания | сентябрь, ноябрь, январь, май |
3 | Соревнования «Мама, папа, я - знающая ПДД семья» | ноябрь |
4 | Педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания детей | сентябрь-май |
5 | Информационное оповещение родителей через сайт школы, ВК, Watsapp | сентябрь-май |
6 | Индивидуальные консультации родителей по вопросам обучения, воспитания и социализации их детей | сентябрь-май |
7 | Организация поздравления родителей с праздниками. | В течении уч.года |
Литература
1.Аванесян И.Д. Педагогическая концепция И.П. Иванова как система, объединяющая людей /Российский гуманитарный журнал. -2014.-Том 3.- №2.-63-71с.
2.Аванесян И.Д. Освоение педагогической концепции Игоря Петровича Иванова – путь к совершенствованию воспитательного процесса/И.Д. Аванесян// СПб, 2002.- С. 91
3. Калейдоскоп коллективных творческих дел: метод. пособие / К87 Т.П. Гаврилова, Е.Ю. Герасимова, Е.В. Грехова и др.; ГОУВПО "Перм. гос. пед. ун-т"; МСУВУ СПУ "Уральское подворье". – Пермь, 2007 – 78 с.
4. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Собр. соч. В 8 т. – М.: Педагогика, 1983 – Т. 1 – С.267–330.
5.Соловейчик С. Л. Воспитание по Иванову. – М.: «Педагогика»,1989.-286с.
6. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия, 1983.-С.256
7. Тигров В.В. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды, - Педагогика, -2013.-№10.-С.13-48.