Совместная диагностика психолога и дефектолога как интерактивный, инновационный подход для прогнозирования результатов коррекционной работы в формировании речи слабослышащих детей
Совместная диагностика психолога и дефектолога как интерактивный, инновационный подход для прогнозирования результатов коррекционной работы в формировании речи слабослышащих детей
Результаты и эффективность коррекционной работы напрямую зависят от определенных условий. Именно они создают среду для раскрытия имеющегося ресурсного потенциала ребенка с одной стороны, и развития его компенсаторных возможностей с другой.
Интегративный подход в работе со слабослышащими детьми, необходимое условие для прогнозирования результатов. Прогноз учитывает зону «ближайшего и перспективного развития» ребенка, так как базируется на определенных принципах. Принцип системности, структурности, последовательности, совместности и учета индивидуальных особенностей ребенка создает инновационный подход к определению стратегии обучения.
Готовность к школе детей связана с уровнем развития его ментальных, интеллектуальных способностей и от уровня развития эмоционального интеллекта. Интеллектуальные способности являются интегративными свойствами личности, ядром которой является мыслительная деятельность, а продуктом мыслительной деятельности - речь.
Наука логопсихология изучает психологические особенности лиц с недостатками развития речи. Ее задачами является поиск и использование психологических технологий в комплексной коррекционной работе. В процессе диагностики специалисты (психолог и дефектолог) определяют уровень развития речи, когнитивные эмоциональные и личностно-коммуникативные нарушения. Так как интеллектуальные способности проявляются в интеллектуальной инициативе, умственной активности, любознательности и интересе ребенка к различным видам деятельности, то можно говорить об обучаемости. Этот термин впервые был введен З.И. Калмыковой и Н.А. Менчинской и до сих пор является ключевым критерием при работе с детьми ОВЗ, так как обучаемость подразумевает познавательную активность субъекта и его возможности в усвоении новых знаний, действий, сложных форм деятельности.
При поступлении в школу дети с нарушением слуха не всегда владеют речью. Это зависит от степени снижения слуха и сочетанности диагнозов, имеющихся у ребенка.
Многочисленные исследования в этой области подтверждают, что организм — это целостная система и недоразвитие одной структуры влечет за собой сбой неправильную работу других функций.
Л.С. Выготсий утверждал, что дефект одного из анализаторов или какой- то интеллектуальной способности не вызывает «изолированного выпадения» одной из функций, а приводит к целому ряду нарушений. Он утверждал, что не существует речевых расстройств, при которых не отмечались бы другие психологические нарушения.
Прочные межсистемные связи образуют «психологический профиль» ребенка на данном этапе развития. При этом одним из ведущих синдромов является уровень речевых нарушений.
Образование слабослышащих детей решает параллельно ряд задач: развитие речи, получение образования и воспитания в направлении гуманизации и социальной адаптации личности в обществе. Совершенно очевидно, что на начальном этапе обучения развитие речи у слабослышащих детей является основополагающей задачей. Дети приходят в школу с разным уровнем владения речью, словарным запасом, степенью подготовки и индивидуальными особенностями в развитии психофизиолологических функций.
Такая ситуация диктует принципиально новые подход к выбору психодиагностического материала и меняет подход не только к выбору методов коррекционного воздействий, но и расширяет зону совместного взаимодействия всех специалистов уже на диагностическом этапе. Такой подход расширяет потенциал и дает возможность базироваться дефектологу на психологической составляющей, лежащей в когнитивной деятельности Психологические знания помогут дефектологу правильно понимать взаимосвязь между речью и особенностями психического развития в целом. Речь слабослышащего ребенка зависит так же от этих задатков. И только системный и интегральный подход всех специалистов может привести к максимально эффективному результату уже на диагностическом этапе.
Обследование слабослышащих детей строится на анализе структуры умственных способностей, учитывающих виды мышления и средства, с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность. Многочисленный анализ исследований мышления глухих и слабослышащих показывает, что интеллектуальные возможности у разных детей зависят от преобладания того или иного вида мыслительной деятельности. Поступающие в школу дети имеют разный диапазон мышления, от наглядно-действенного до словесно – логического. По результатам диагностики специалисты определяют уровень развития мышления.
Развитие словесной речи один из основных показателей развития интеллектуальных способностей, а в совокупности с овладением элементарными математическими понятиями, являются показателем обучаемости. Первичная совместная диагностика педагога-психолога и учителя – дефектолога позволяет определить сильные и слабые стороны развития ребенка. Н. Г. Морозова и П. М. Якобсон утверждают, что интеллектуальные эмоции (эмоциональный интеллект) и познавательный интерес являются базой для развития произвольной деятельности.
Произвольность – это важный критерий и показатель зрелости эмоционально волевой сферы. Эмоционально зрелый ребенок способен адаптироваться к новым условиям и накоплению новых знаний и навыков. Так как он может проявлять волевые способности, организованность в мыслительной деятельности, целенаправленность и доведение дел до конца. Он способен к самоконтролю, планированию, управлению эмоциями, может соотнести полученный результат с поставленными задачами. Сенсорные эталоны внимания: объем, концентрация, переключение, распределение и сосредоточенность показывают уровень продуктивности в деятельности.
Научно доказано (Н.А.Менчинская и Н.С. Лейтес ), что в основе успешного развития интеллектуальных способностей важное значение имеют общие свойства деятельности. Последовательное развитие свойств деятельности связаны с особенностями развития нервной системы: работоспособности, истощаемости и утомляемости, сосредоточенности, возможности длительно выдерживать нагрузки.
Развитие основ речевых способностей у глухих и слабослышащих детей проходит по тем же этапам что и у слышащих. Рассмотрим их для более глубинного понимания
Для развития речи ребенка необходимы следующие условия.
1. Речевые способности напрямую связаны с ведущей деятельностью на данном этапе развития. Возникновение новых видов деятельности (коммуникация, игровая деятельность сенсорная, предметная, игровая и т.д.)
2. Возникновение потребности в речевом общении.
3. Участие взрослого. Его речевое поведение активирует у ребёнка свою потребность, так как дети учатся по подражанию, на каждом этапе формируются новые структурные компоненты речи.
У детей первого года жизни выделяют следующие этапы развития речевых способностей:
-- Познавательная активность, интерес к окружающему миру.
-- Наличие трех анализаторов, трансформирующих информацию из окружающего мира на уровне ощущений и восприятий.
-- Способность к подражанию звуков, звукосочетаний, отдельных слов.
-- Способность к пониманию отдельных слов.
В период формирования самостоятельной речи необходимы следующие условия:
Потребность в общении – желание, стремление общаться.
Запоминание новых речевых образцов.
Способность к пониманию связного высказывания в виде предложений и рассказов.
Умение образовывать слова и конструкции предложений по аналогии.
Умение самостоятельно конструировать образцы речи.
Большой словарный запас.
Умение использовать данные образцы речи в разных условиях.
Эти компоненты речевых способностей проявляются во всех основных направлениях развития речи – в развитии словаря, грамматического строя речи, внятности, связной речи.
Как уже не раз отмечалось выше на развитие речи влияют индивидуальные психофизиологические особенности развития, черты характера и качества личности, связанные с особенностями нервной системы, именно поэтому неврологический (медицинский) и психолого – психиатрический (медицинский) статусы при первичной диагностике специалистов учитываются особенно. Предварительная диагностика выявляет условия онтогенеза, перинатального периода. Важным является первый год жизни ребенка, то есть анамнез жизни ребенка.
По сравнению со слышащими детьми, развитие речи у глухих и слабослышащих не укладывается в общепринятые возрастные нормы. Необходимо отметить, что среди слабослышащих есть позднооглохшие с сохраненными задатками речи.
Уже на первом этапе онтогенетического развития формирование речи замедлено или идет своеобразно, хотя этап гуления проходят и дети с сенсоневральной тугоухостью. Р.М.Боскис и Б.Д.Корсунская установили, что глухие дети лишь постепенно овладевают адекватным значением слова как обобщения.
Такая категория детей требует детальной совместной с учителями -дефектологами диагностики. Так как взаимодействие методик обследования психолога и учителя- дефектолога раскрывает более полную картину и способствует более углубленному анализу результатов. Они учитывают наличие или отсутствие определенных условий и интеллектуальных способностей для развития речи и обучения. Единая диагностика помогает увидеть связь между интеллектуальными способностями, лежащими в основе мыслительной деятельности и как их продуктом - речью и лексическими единицами языка, ограниченностью объема словаря и характером речи.
Для большей наглядности в процессе работы был разработан график отражающий результаты. Скрининговые обследования в начале, середине и конце года, отраженные в графике, наглядно показывают динамику. Это позволяет строить коррекционную работу опираясь на более сильный интеллектуальный потенциал ребенка и запустить его компенсаторные возможности.
Разность в системе оценки и разное колличество критериев в методиках учителя- дефектолога и педагога -психолога дает более креативное восприятие, и расширяет творческое поле для взаимодействия специалистов и точек соприкосновения в диагностике и коррекционной работе. Но несомненно одно, график, хоть и приближенный, позволяет установить причинно-следственные связи между речью и развитием интеллектуальных способностей. Наглядно выявляет «слепые пятна» (наименее развитые функции).
Литература
Лобанова Е.А. Усвоение лексических единиц, обозначающих обобщающие понятия, дошкольниками с общим недоразвитием речи.- //Специальная психология.- 2010.- №2.-с. 25-31.
Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения /Под ред. Т.В. Розановой.- М.: Педагогика, 1991.- 176 с.: ил.