Статья «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
II Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
Роль мотивации на уроках русского языка и литературы очень велика. Чтобы деятельность возникала и была эффективной, она должна побуждаться определенными мотивами. Мотивы-это внутренние импульсы, побуждающие нас к этой деятельности.
Планируя мотивационный компонент учебной деятельности на уроках, учителя, как правило, подразумевают осознание учащимися практической направленности изучения данной темы. Сегодня проблема мотивационного обеспечения учебной деятельности достаточно глубоко изучена психологами, учеными и методистами. Доказано, что учение побуждается не одним, а многими мотивами, едва ли не самое важное место среди них занимает интерес. Под интересом в методическом плане понимается такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать то, что изучается. Важным мотивом учебной деятельности является обеспечение высокого эмоционального фона уроков русского языка. Еще К. Д. Ушинский отмечал: «От эмоционального состояния человека зависят почти все психические процессы: память, воображение, а также восприятие, которое наши эмоции делают богаче и глубже. Эмоциональная окраска информации положительно влияет на учащихся, снимает усталость, создает соответствующий тонус в обучении.
Эмоции могут возбуждаться как содержанием материала, так и формой. Отсюда вытекает необходимость моделирования учителем соответствующих эмоциональных реакций. Важным условием возникновения эмоционального состояния учащихся на уроке является эстетическое восприятие предмета деятельности и самой деятельности. Для формирования мотивов учебной деятельности важно, чтобы каждый урок русского языка строился таким образом, чтобы его красота и величество открывались в каком-то новом проявлении. Возможностей для этого сам материал дает очень много. Мало сказать, что наш язык очень красивый, благозвучный, богатый, выразительный, что это один из самых мелодичных языков. Этот тезис необходимо доказывать, и доказывать так, чтобы ученики сами наблюдали языковые факты и приходили к определенным выводам. Учить нужно, чтобы ученики почувствовали важность и красоту русской речи.
Работа с текстом создает положительный эмоциональный фон урока, атмосферу увлеченности, удивления, открытия нового в уже известном и становится средством мотивационного обеспечения учебной деятельности школьников. Например, на уроке повторения частей речи в начале учебного года в 6 классе был использован отрывок из известного детям рассказа И.С.Тургенева. После прочтения текста выясняем, из какого он произведения, кто его автор, о чем в нем рассказывается, как само произведение характеризует его автора. Затем ученикам предлагается, пользуясь таблицей, найти в тексте все части речи и дать их характеристику. Выясняется, какие части речи имеют схожие признаки и какие существенно отличаются между собой, чем отличаются предлог и союз от других частей речи.
Далее читается начало рассказа. Ученики называют орфограммы, которые есть в тексте, и объясняют их, а после этого группируют слова по частям речи, осуществляют взаимопроверку выполненной работы, отвечают на вопросы учителя, аргументируют свои ответы. Для домашнего задания им предлагается сгруппировать по частям речи слова из отрывка от слов.
Безграничное по богатству и разнообразию содержание художественных текстов позволяет сделать уроки эмоциональными, насыщенными мыслями и чувствами. Обращение к любимым детьми и хорошо знакомым им произведениям, введение новых произведений этого же автора создает положительный эмоциональный фон урока, атмосферу увлеченности, открытия нового, в том числе и в уже известном.
Таким образом, анализ текстов в единстве содержания и формы наполняет уроки языка эстетическими и интеллектуальными эмоциями, что существенно влияет на мотивационную сферу учащихся. Эмоции стимулируют мысль и тем самым способствуют возникновению потребности в учебной деятельности. Выразительные тексты влияют на эмоциональную сферу учащихся, что способствует как лучшему осознанию и запоминанию учебного материала, а также формированию интереса к учебной деятельности по русскому языку.
Особая роль в воспитании эмоционально-эстетического отношения к языку принадлежит лингвистическому анализу текстов. "Полотно" текста обеспечивается набором речевых средств: фонетических, графических, лексических, морфологических, синтаксических. Анализ текста в единстве содержания и формы путем выполнения учащимися комплексных заданий позволяет показать особую красоту русского языка, свойственное ему ударение слов, формировать чувствительность к слову, его значение, к языковой конструкции, учить детей слушать, читать, а также правильно говорить и писать на русском языке.
Такой подход вызывает у школьников внимание и интерес к авторскому слову, учит ощущать красоту слова, его смысловые оттенки, через него проникать в содержание художественного произведения, постигая творческий замысел и манеру письма автора. Благодаря этому у школьников развивается устойчивый интерес к деятельности на уроках русского языка
Таким образом, на мотивы учебной деятельности влияют и те речевые образцы, которые используются и как дидактический материал для усвоения темы, и как позитивный речевой идеал. Важным является также переход от анализа текста к построению собственных высказываний по рассмотренному на уроке образцу. Поэтому целесообразно планировать для каждого урока тему «Составление связного высказывания, текста», в котором школьник мог бы использовать те средства языка, которыми он овладевает, и объединить работу над усвоением языковых единиц, формированием правописных умений и навыков с работой над овладением связной речью. Например, вместе с усвоением понятия о словосочетании в пятом классе ученики готовятся к произведению «Золотая осень». Задачи формулируются следующим образом:
Подберите прилагательные к слову "осень"(красочная, прекрасная, красивая, чудесная, ранняя, холодная, теплая, скучная, необычная, золотая, грустная, славная, великолепная). Ответьте на вопрос, какое слово в словосочетании является главным, какое зависимым? Какие из этих словосочетаний вы используете в произведении «Золотая осень»? Постройте описание осени.
Подберите существительные, с которыми употребляется слово «осень» (приметы, дыхание, наступление, начало, конец). Выберите наречия, которые означают, как листья падают с деревьев (бесшумно, тихо, медленно, плавно). Ответьте на вопрос, какое слово в словосочетании является главным, какое зависимым? Образуйте с ними предложения, распространите их словосочетаниями других типов. Можно предложить детям привести словосочетания, которые могли бы образовать название произведения об осени, сделать грамматический разбор этих словосочетаний. (Осенняя листва. Волшебство осени. В осеннем парке. Золотой сентябрь. Сказки ноября. Приметы осени. Вечер года. Сказки осеннего леса). Уместно ввести в урок яркие описания осени и предложить ученикам выписать из них словосочетания.
Можно использовать на уроках произведения живописи, например, картины Н. Поленова и И. Левитана, а также картину современного художника родного города на тему «Золотая осень». Учащиеся легко воспроизводят услышанные ранее словосочетания, образуют новые, таким образом создается набор речевых средств для построения высказывания по теме.
Предлагаю несколько вариантов начала урока, которые использую в своей практике:
1. Традиционное приветствие.
2. Поэтическое приветствие. Начните урок со стихотворных строк. Подберите поэзию, которая создаст позитивный настрой, раскроет ученикам красоту слова.
3.Еще больший эффект будет иметь эпиграф к уроку, записанный на доске и прочитанный учителем или учениками.
4. Музыкальное приветствие. Никаких слов, только музыка, которая настроит на урок, будет перекликаться с темой.