Статья «РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА»

10
0
Материал опубликован 6 November в группе


Статья "РОЛЬ ПЕДАГОГА..."DOCX / 18.21 Кб


Статья "РОЛЬ ПЕДАГОГА..."PDF / 295.57 Кб

Полянская Оксана Николаевна,

учитель английского языка,

ГБОУ «Школа 78 г.о. Донецк»,

г. Донецк, ДНР.


РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос влияния педагога на процесс формирования личностных качеств ребёнка, вопрос стиля общения воспитанника и педагога.

Ключевые слова: стратегия воспитания, личность, процесс, формирование качеств, подражание, модель поведения, независимость, суждение, личное мнение, стиль общения.

Личность формируется личностью.

К.Д.Ушинский

Все родители на Земле хотят, чтобы их дети были счастливы, достигли поставленных целей, осуществили свои мечты, заслужили уважение и любовь окружающих. К сожалению, жизнь вносит коррективы в мечты и планы, и поэтому каждый родитель, опираясь на свой личный опыт, подсказки родных и близких, информацию из интернета, прилагает все возможные и невозможные усилия, чтобы избежать чужих ошибок в воспитании собственных детей. Очень часто родительская стратегия воспитания даёт сбой, потому что реальность далека от аналитических прогнозов и оказывается намного сложнее.

Не секрет, что на процесс формирования личности ребёнка оказывают влияние не только унаследованные от мамы и папы особенности организма, но и социальная среда, окружающий мир, взаимоотношения с другими людьми. Семья, группа в дошкольном учреждении, школьный класс, несомненно, влияют на формирование базы личностных качеств, но не стоит забывать и про духовный, нравственный потенциал учителей, которые 11 лет пройдут бок о бок, проживут вместе с ребёнком.

Какую же именно роль играет педагог в процессе формирования личности ребёнка? Ответ на этот вопрос можно найти в таком спорном виде обучения как подражание. Во время учебно-воспитательного процесса в стенах любого общеобразовательного учреждения обучение проходит целенаправленно - педагог контролирует ситуацию и учит тому, что прежде всего нужно самому ребёнку. Но часто, закончив урок, взрослый забывает, что ребёнок продолжает с пытливым любопытством наблюдать за окружающими его людьми, продолжает учиться у них манере речи, поведению, как губка поглощает всё то, чему, возможно, его и не хотели бы научить. Ведь даже в одиночестве ребёнок копирует увиденное и услышанное, как положительное, так и отрицательное. Только из-за отсутствия достаточного жизненного опыта ребёнок не может правильно оценить замеченное.

Вопрос «неразборчивости» подражания остро стоит на повестке дня перед любым педагогом. Система образования ещё не изобрела такие методы, рекомендации и директивы, которые способны удержать ребёнка от слепого подражания плохому, потому что управлению поддаётся лишь процесс прямого воспитания и обучения, а подражание относится к стихийным и неконтролируемым процессам человеческой природы.

Несомненно, педагог старается не давать ребёнку плохой пример, но и не гарантирует, что ребёнок не встретит негативную модель за пределами учебного учреждения. В таком случае необходимо, чтобы ребёнок самостоятельно, без подсказки со стороны был бы способен проанализировать образцы поведения, отделив социально-опасные от приемлемых. Другими словами, у ребёнка должна проявиться независимость в суждении и поведении.

Памятуя о том, что независимость зиждится на целом комплексе психологических изменений, педагог должен помочь ребёнку в усвоении социальных программ и этических норм поведения, в развитии навыков сравнивать действия окружающих с данными нормами, в организации общения с элементами диалогизации и равенства. В таком случае медленно, но постепенно у ребёнка появляется возможность контроля и руководства в общении, приходит осознание факта ошибочных действий другого человека.  Сила непререкаемости авторитета, которая лежит в основе подражательности, отходит на второй план, появляются зачатки критичного суждения по отношению к поступкам окружающих, а поглощение социального опыта – в семье, на улице, в школе – становится избирательным. Проявляя независимость, ребёнок отстаивает свою точку зрения не из-за каприза, прихоти или эгоистического желания следовать моде, а потому, что он считает своё мнение и поступок социально и общественно весомым, не противоречащим объективным и признанным нормам поведения.

Для появления у ребёнка элементов независимости необходим демократический, а не авторитарный стиль воспитания и обучения. Педагогу в общении с ребёнком важно проявить уважение и доверие, наладить максимально эмоциональный контакт. От общения «на равных» положительный эффект почувствует не только воспитанник, но и педагог. Во-первых, повышается активность ребёнка на уроках, раскрывается его творческий потенциал, появляется уверенность в своих силах, исчезает страх допустить ошибку. Во-вторых, осознание своей способности хоть в чём-то сравняться со взрослыми окрыляет маленькую личность, создаёт дружеское взаимопонимание между ребёнком и педагогом, позволяет проанализировать ситуацию. В-третьих, совместная деятельность учит ребёнка думать, размышлять, активно включаться в построение причинно-следственных связей, делать выводы, а не просто механически заучивать знания.

В заключение следует подчеркнуть тот факт, что в современных условиях ответственность педагога перед обществом повышается практически с каждым днём. Для формирования личности ребёнка педагог должен сам быть целостной личностью с твёрдой системой духовных и нравственных ценностей, глубоким пониманием жизненных ориентиров, осознанием важности своей деятельности, постоянным желанием нести знания.

Список использованных источников:

1. Бодалев А. А. Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1988. – 256с.

2. Дохина Н. В. Стили педагогического общения и его виды [Электронный ресурс], 2020. – URL: https://rubinstein.music.mos.ru/upload/medialibrary/b4a/_-_._._-_-_-_.pdf  (дата обращения: 09.09.2021)




Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации