12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Еремеева Полина Васильевна21

Технологическая карта

групповой образовательной деятельности по обучению элементам грамоты детей IV уровня ОНР

Тема: Звуки [в], [в`]. Буква Вв.

Цель: сформировать связи между акустико-артикуляционными образами звуков [в], [в`] и зрительными образами буквы Вв.

Образовательная область

Задачи

Образовательные результаты

Речевое развитие

Коррекционно-образовательные:

Закрепить умение давать акустико-артикуляционную характеристику звукам [в], [в`].

Закрепить звукобуквенную связь между буквами Вв и звуками [в], [в`].

Закрепить умение производить звукобуквенный анализ слов.

Формировать умение «печатать» букву Вв в словах.

Закрепить правило употребления заглавной и строчной буквы Вв.

Формировать навык выкладывания схемы предложения.

Сформировать первичные орфографические умения (правило «печатания» слов в предложении, обозначение границ предложения).



Коррекционно-развивающие:

Формировать зрительный анализ и синтез в процессе поиска буквы В из ряда сходных букв.


Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитать способность к самооценке во время подведения итогов занятия.

2. Воспитывать умение правильно держать ручку и сидеть за столом во время «печатания» буквы.


Дети правильно характеризуют звуки [в], [в`] и называют звук [в] согласным, звонким, твердым, а звук [в`] – согласным, звонким, мягким.

Знают, что буквами Гг можно обозначить два звука – [г], [г`].

Дети умеют производить звукобуквенный анализ и синтез слов «канава», «выдра», «вышка».

Умеют «печатать» слова с буквой Вв.

Знают и применяют правило написания заглавной и строчной буквы Вв.

Умеют выкладывать графическую схему предложения, обозначают в ней пограничников и количество слов.

Знают, что слова в предложении «печатаются» отдельно друг от друга, что у предложения есть 2 пограничника – заглавная буква и точка.


Дети быстро находят букву В в ряду графически сходных букв.




1. Дети оценивают свою активность на занятии и наклеивают смайлик на горку.

2. Умеют правильно держать осанку и ручку в руке во время «печатания» буквы.

Социально-коммуникативное развитие

1. Развивать навыки работы в командах, проявлять активность и инициативу.

1. Дети умеют слажено работать в команде, принимают активное участие и проявляют инициативность в командном игровом упражнении.

Физическое развитие

Развивать двигательную активность, четкость и координированность движений в процессе выполнения физминутки.

Дети точно, четко и координированно выполняют движения физминутки.


Методы: наглядные – графические схемы, карта местности, изображения волчат; практические – игровые упражнения; словесные – вопросы, поощрения; игровые – проблемные игровые ситуации, игры-путешествия.

Оборудование: изображения двух волчат, карта местности (где обитают волчата), кубики с буквами для составления слов (канава, выдра, вышка), цветные кубики (красные, синие, зеленые), карточки со словами (пол, метка, пилка, грач, мыть, пышка, Сеня), ластики, ручки, предложения (разрезанные на отдельные части) части для составления графических схем.

Лингвистический материал:

Звуки: [в], [в`].

Буква: Вв.

Ряд букв, среди которых необходимо найти В: Б, З, Ф, В, Р.

Слова для звукобуквенного анализа: канава, выдра, вышка.

Слова для замены первой буквы на В: пол – вол, метка – ветка, пилка – вилка, грач – врач, мыть – выть, пышка – вышка, Сеня – Веня.

Слова для составления предложений: вышел На волк охоту. (На охоту вышел волк); выросла На высокая трава. поляне (На поляне выросла высокая трава.).

Предложения для выкладывания схем: Хочу выть всю ночь. Хочу взлететь высоко в небо.

Фразы и предложения: Мы не можем петь звуки [в], [в`]. Эти звуки согласные. Встречаем преграду в виде губ и зубов. Горлышко дрожит, значит, звуки [в], [в`] звонкие. Звук [в] звучит твердо, значит, он твердый, а [в`] звучит мягко, он мягкий. Звук [в] согласный, звонкий, твердый. Звук [в`] согласный, звонкий, мягкий.



Структура образовательной деятельности

Структурные части

Деятельность

логопеда

Деятельность детей

Планируемый образовательный результат

I. Организационный момент.

(Логопед приветствует детей)

Доброе утро, ребята!

А сегодня к нам в детский сад пришли гости! Чтобы узнать, кто же это, отгадайте загадку.


Огромные клыки,

Глаза светятся в темноте,

Берегись зайчишка,

Он где — то близко!


Верно! (Логопед показывает картинки волчат) К вам пришел не злой и страшный волк, а смешные маленькие волчата! Их зовут Ваня и Веня. Поздоровайтесь с волчатами.


Они зовут вас поиграть!

Дети приветствуют логопеда, произнося слово «Здравствуйте».





Отгадывают загадку:

Это волк!




Здороваются с волчатами:

Здравствуй, волчонок Ваня! Здравствуй, волчонок Веня!





Дети умеют отгадывать загадку о волке.


Проявляют вежливость, здороваются с логопедом в начале занятия и с гостями – волчатами.

II. Основная часть.


1. Характеристика звуков [в] и [в`].

(Логопед размещает на доске карту)

Ваня и Веня принесли карту своего дома, чтобы вы не заблудились. Сначала волчата предлагают поиграть в Воющем Лесу. Здесь живут друзья волчата – волки.


Скажите, ребята, а какой звук вы слышите первым в словах «волк», «волчата»? А в имени Ваня? Да, звук [в]. Произнесите его все. А какой первый звук в имени Веня? Да, звук [в`]. Произнесите и его.

А можем мы петь эти звуки? Значит, они какие? Да, согласные. А какую преграду встречаем?


Поставьте руку к горлышку, скажите [в], [в`], а теперь [ф]. Чем отличаются эти звуки, Наташ? Действительно, когда мы говорим звуки [в], [в`], то у нас дрожит горлышко. Проверьте еще раз. Чувствуешь, Рома? А ты, Маша? Горлышко дрожит, значит, этот звук глухой или звонкий? Да, этот звук звонкий.

А еще какой это звук? Слушайте: [в], [в`]. Произнесите тоже. Какой звук [в]? Твердый или мягкий? Да, он твердый. А звук [в`]? Точно, мягкий.


А теперь подведем итог. Перечислим всю характеристику звука [в]. Кто же повторит характеристику звука [в`]? Давай, Саша. Теперь ты, Света. Кто еще повторит?

Молодцы! Вы дали верную характеристику звукам.

Дети отвечают на вопросы логопеда с использованием фраз:

В словах «волк», «волчата» первый звук [в]. В имени Ваня первый звук [в]. В имени Веня первый звук [в`].


Характеризуют звуки [в] и [в`], используя распространенные предложения.


Мы не можем петь звуки [в], [в`]. Эти звуки согласные. Встречаем преграды в виде губ и зубов.








Когда произносим звуки [в], [в`], горлышко дрожит, а когда звук [ф] – нет.


Горлышко дрожит, значит, звуки [в], [в`] звонкие.





Звук [в] звучит твердо, значит, он твердый, а [в`] звучит мягко, он мягкий.




Звук [в] согласный, звонкий, твердый. Звук [в`] согласный, звонкий, мягкий.

Дети правильно характеризуют звуки [в] и [в`]. Знают, что звук [в] – согласный, звонкий, твёрдый, а звук [в’] – согласный, звонкий, мягкий.


2. Игровое упражнение «Собери слово».

Ребята, все звуки обозначаются буквами. Кто знает, как выглядит буква В?


(на доске буквы Б, З, Ф, В, Р, дети ищут букву В)


Верно, это буква В. Она обозначает два звука. Какие? Правильно, звуки [в], [в`].


А сейчас волчата Ваня и Веня предлагают вам сыграть в игру. Сейчас вы разделитесь на 3 команды и будете собирать слова из кубиков. Волчата принесли волшебный мешочек. Суйте в него руку по очереди и вытягивайте по одному жетончику.


Вот у нас и получились три команды: команда белых волчат, команда серых волчат и команда бурых волчат.


(Логопед раздает кубики с буквами. Затем говорит, кто справился быстрее, кто медленнее, а кто последний)


А теперь команды, прочитайте нам, какие слова вы собрали. В какой части слова находится буква В?


(Выполняют звукобуквенный анализ слов, обозначая звуки цветными кубиками)

Вспоминают, как выглядит буква В. Находят ее среди других букв. Вспоминают, какие звуки она обозначает.


Работая в командах, составляют слова из кубиков с буквами.


Читают получившиеся слова: «канава», «выдра», «вышка».


Выполняют звукобуквенный анализ слов, обозначая звуки цветными кубиками.

Узнают и могут найти среди похожих букв букву В. Знают, что буква В обозначает два звука: [в], [в`].


Умеют слаженно и быстро работать в командах.


Умеют составлять слова.


Умеют выполнять звукобуквенный анализ слов «канава», «выдра», «вышка».

3. Игровое упражнение «Меняем слова».












Ребята, а волчата рассказали мне, что умеют менять слова. А хотите тоже научиться?


У вас на столах лежат карточки со словами. Давайте прочитаем первое слово. А теперь возьмите ластик и сотрите первую букву.


У вас есть ручки. Возьмите ручку. Как правильно ее нужно держать? Витя, покажи. Настя, покажи. Хорошо. И ручкой «напечатайте» букву В в начале слова. В какую сторону смотрит буква? В каких случая пишется большая буква, в каких маленькая? Какого размера ее пишем?


Закончили? Прочтите, какое слово получилось? Был у нас пол, а стал вол! Какой звук слышим в начале?

(и так со всеми словами)

Вспоминают, как правильно держать ручку, и в каких случаях ставится большая буква В, в каких маленькая.


Дети читают слова, стирают первую букву и «печатают» вместо нее букву В. Читают получившиеся слова.


Отвечают, какой звук слышат в начале: [в] или [в`].













Умеют «печатать» букву В в словах.


Умеют правильно держать ручку в руке.


Знают и могут ответить, каких случаях ставится заглавная буква В, в каких строчная.


Дифференцируют звуки [в] и [в`], могут безошибочно ответить, какой именно звук в слове.

4. Игровое упражнение «Вороний Мост».

А перед нами Вороний Мост! Недавно вредные вороны у Вани и Вени книжки отобрали и порвали. На Вороньем Мосту остались отдельные слова. Давайте поможем волчатам собрать их в предложения, чтобы они смотри вклеить их в книжки.

Давайте вспомним, как обозначается начало предложения? А конец? Вот слова для первого предложения. (Логопед раздает слова, а дети составляют на столах предложение)


Все составили? Давайте проверим. Настя, прочитай, какое предложение ты составила. (Все по порядку читают свое предложение. Затем по такому же принципу работают надо составлением второго предложения)


Большое вам спасибо, ребята! Вы собрали слова с Вороньего Моста, составили предложения и даже прочитали их! Волчата очень благодарны.

Составляют предложения из слов. Отвечают, как обозначается начало предложения и конец.


Читают получившиеся предложения и проверяют.

Дети умеют составлять из слов предложения. Знают и могут рассказать, как обозначается начало и конец предложения.


5. Физминутка «По тропинке в лес шагаем».

Ребята, гномы Гоша и Гена привели нас в грибной лес! Поднимайтесь со своих мест, сейчас мы с гномами будем собирать грибы. Повторяйте за мной движения и стихотворение.


По тропинке в лес шагаем

Ножки выше поднимаем.

На пути у нас ручей

Ты его преодолей!

Мы по бревнышку пройдем

И в ручей не упадем!

Впереди у нас болото

Упасть в него нам не охота.

Мы по кочкам, прыг да скок

Вот попали мы в лесок!


Лес красивый, славный лес,

Запах тайны и чудес!


Очень хорошо! Вот мы попали в Лес Желаний!

Выполняют движения по показу логопеда и повторяют слова стихотворения.





Шагают по кругу, высоко поднимая колени.

Идут по одной линии, руки в стороны.



Руки на поясе, выполняют подскоки.


Остановились, разводят руки в стороны.

Руки на поясе, выполняют повороты корпусом тела вправо-влево.

Дети умеют динамично и координированно выполнять движения по образцу.

6. Игровое упражнение «Тайные желания».

Ребята, а здесь растет большое Дерево Желаний. Все зверята этого леса загадывают желания. Волчата тоже хотят, они даже написали свои желания. Но боятся оставлять их здесь, не хотят, чтобы кто-то их прочитал. Давайте сделаем их желания тайными.


Давайте вспомним, какие пограничники есть у предложения.


(На доске предложение, дети составляют схему)


Все справились? Давайте проверим, что получилось. С чего начинается схема? Что на конце? Сколько слов на схеме?


(Так же работают со вторым предложением)


Молодцы, вы помогли сделать желания волчат тайными. Теперь они точно сбудутся. Ваня и Веня наигрались и устали. Им пора возвращаться домой, в волчье логово. Давайте с ними попрощаемся.

Дети составляют схемы предложений. Отвечают, какие пограничники есть у предложения. Сколько слов получилось.

























Прощаются с волчатами:

До свидания, волчонок Ваня! До свидания, волчонок Веня!

Умеют составлять графические схемы предложений, обозначают начало и конец предложения, могут сосчитать слова в предложении.

III. Заключительная часть.

Вот мы и вернулись в детский сад! Понравилось вам играть с волчатами? А как их звали? Во что играли с волчатами? Во что играть вам больше понравилось? Понравилось вам наше сегодняшнее путешествие? А где мы побывали? С какими звуками работали? А с какой буквой? А кто расскажет еще раз характеристику звуков?


(Логопед дает оценку работы каждому ребенку)


А теперь я предлагаю вам наклеить смайлик на «Гору знаний» в ваших карточках. Если вы считаете, что занимались сегодня отлично и много узнали, то наклейте смайлик на вершину горы. Если нужно, что-то повторить, что-то не получилось, то в середину. Если ничего не делали и вертелись, то в низ.


Вот подошло к концу сегодняшнее занятие. До свидания, ребята!

Отвечают на вопросы и делятся впечатлениями.









Вспоминают характеристики звуков [в], [в`].













Оценивают свою работу на занятии, наклеивая смайлики.



Прощаются с логопедом:

До свидания!

Дети с радостью принимают похвалу, формируется умение рефлексировать.


Могут оценить свою активность на занятии.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.