Технологическая карта урока окружающего мира «Загадки планет» (3–4 классы)

Технологическая карта
урока окружающего мира
Терешкова Дарья Сергеевна
ГБОУ Школа №690 Невского района Санкт-Петербурга
3 «А» класс
УМК: «Школа России»
Тема: «Загадки планет»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технологии: личностно-ориентированное обучение, ИКТ, дополненной реальности, развития критического мышления.
Мета-предметные связи: физика, астрономия, английский язык, математика, информатика.
Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, когнитивных обучающимися 3 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме: «Планеты Солнечной системы», способствовать открытию нового знания о направлении вращения Земли и продолжительности года на других планетах.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать развитию навыка критического мышления на этапе целеполагания;
- закрепить навык анализа проблемной ситуации и выведения гипотезы;
- отработать умение доказательства или опровержения выдвинутых предположений;
- способствовать развитию умения работать с лабораторным оборудованием: моделями солнечной системы и вращения Земли;
Метапредметные:
а) познавательные УУД:
- использовать ИКТ средства, в том числе маркеры дополненной реальности для получения информации;
- использовать знаково-символические средства, в том числе таблицы и иллюстрации для решения задач;
- способствовать развитию пространственного мышления с помощью технологии дополненной реальности, наглядных макетов и моделей;
- способствовать развитию умения создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
б) регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
-высказывать своё предположение;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
в) коммуникативные УУД:
- формировать умение выражать свои мысли, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
- воспитывать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
- умение использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории;
- воспитывать развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: планшеты (смартфоны) для учителя и учащихся, компьютер, проектор, интерактивная доска, макет солнечной системы, модель вращения Земли, модель Солнечной системы, QR-коды, рабочие листы.
Ход урока
Организационный момент (3 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Приветствует учащихся, гостей. Ссылаясь на профиль школы и наряд учителя, побуждает учащихся назвать тему урока. | Приветствуют учителя, гостей. Предполагают тему урока. |
Актуализация знаний (5 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Настраивает учащихся на критический анализ видео-контента. | Смотрят видео. |
Создание и анализ проблемной ситуации (10 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Обсуждает с учащимися содержание и «Кино-ляпы» видео.
Побуждает учащихся к формулированию гипотезы и цели урока.
Обсуждает с учащимися уровень сложности поставленных проблем, мотивирует учащихся на выбор и решение проблемной ситуации в сотрудничестве с товарищами. | Выдвигают предположения относительно проблемной ситуации видео сюжета. Высказывают гипотезы относительно продолжительности года на разных планетах и направления вращения Земли, формулируют цель урока. Определяют уровень сложности проблем по принятой цветовой классификации, в группах выбирают проблему, которую будут совместно решать в течение урока. |
Изучение новых знаний и способов деятельности (13 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Сообщает учащимся алгоритм действий по решению проблем, месторасположение маркеров дополненной реальности для решения каждой проблемы, а также местонахождение справочной информации. | С помощью установленных на гаджетах приложения дополненной реальности и макета Солнечной системы смотрят обучающие видео, находят справочную информацию с помощью QR-кодов, выполняют задания. Доказывают или опровергают гипотезу. |
Первичная проверка понимания изученного (4 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивирует учащихся на формулирование вывода по изученным проблемам. | Излагают свои действия по решению проблемы, делают выводы по изученным проблемам. |
Закрепление изученного (5 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает учащимся наглядно продемонстрировать свои выводы на моделях. | Повторяют выводы, доказывают свои выводы с помощью наглядных моделей: Солнечной системы, вращения Земли. |
Применение изученного, рефлексия (5 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает учащимся самостоятельно создать свою дополненную реальность «Модель вращения Земли» и критически оценить ее с научной точки зрения.
Мотивирует учащихся на адекватную самооценку согласно принятой классификации сияния 5ти самых ярких звезд. | Самостоятельно создают дополненную реальность «Модель вращения Земли» на основе раздаточного материала и пошаговой инструкции в приложении. Критически оценивают получившуюся дополненную реальность с научной точки зрения. Поочередно крепят прищепки со своими именами на макеты 5ти ярчайших звезд согласно самооценки деятельности на уроке. |






