Материал на проверке

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ курса внеурочной деятельности «МИР ПРОФЕССИЙ» для начальных классов

0
0
Материал опубликован Вчера в 23:29 в группе











ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

курса внеурочной деятельности

«МИР ПРОФЕССИЙ» для начальных классов








Разработчик: Андреева В.В.,

учитель ИЗО и Труда (технологии),

педагог-организатор








2024г






Занятие проводится в рамках реализации курса внеурочной деятельности «Мир профессий», направленной на трудовое воспитание и профессиональное самоопределение младших школьников, посредством расширения кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослыми

Тема: «Повар - мастер приготовления блюд».

Класс: 3

Форма проведения занятия: экскурсия (в школьную столовую).

Цель: развитие интереса обучающихся к разным профессиям - знакомство с профессией повара и условиями его работы.

Задачи:

  • ​​​​​​​формирование наглядного представления о профессии «Повар»: знакомство с условиями и орудиями труда, личностными качествами, способностями, необходимыми в профессии повара;
  • формирование интереса и уважительного отношения к труду повара и результатам его труда;
  • развитие навыков групповой, коллективной работы;
  • развитие наблюдательности, сообразительности, речи, внимания, памяти;
  • умение проявлять дисциплинированность.

Предшествующая работа: занятия с обучающимися по курсу внеурочной деятельности «Мир профессий» в соответствии с тематическим планированием (смысл и значение труда в жизни человека и общества; представления о нравственных основах труда; знакомство с разнообразием профессий – беседы о профессиях, встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия и в организации).


Этапы занятия

Деятельность учителя

(формы, методы работы)

Деятельность обучающихся

I. Организационный этап

 Беседа перед посещением школьной столовой:

(организует класс на работу, создает эмоциональный настрой, стимулирует интерес к познанию, организует беседу- побуждая учащихся к высказыванию своего мнения)


- Добрый день, ребята! Вы уже знаете, что в мире много разных профессий.  И на каждом занятии мы знакомимся с ними подробнее. Сегодня, я приглашаю вас в небольшое путешествие-экскурсию в столовую. А о какой профессии мы с вами поговорим сегодня – вы узнаете, если отгадаете загадку:


Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты?


- Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадку. Но тема сегодняшнего внеурочного занятия не просто профессия повар, а «Повар - мастер приготовления блюд».

- Как вы думаете, можно ли назвать повара мастером приготовления блюд и почему?  

- А сейчас давайте попробуем определить цель нашего занятия?

- Молодцы, правильно, это «Знакомство с профессией повара и условиями его работы».


Повар – это специалист по приготовлению пищи. Он может быстро и вкусно приготовить еду и красиво подать ее на стол. Настоящий мастер может из обычных продуктов сделать разнообразные блюда, может быстро рассчитать, сколько продуктов потребуется для приготовления определенного количества блюд. Повар знает, как хранить продукты, в каком порядке их закладывать при приготовлении пищи. Готовить - это непростое занятие! Наверное, дома ваши мамы, бабушки готовят каждый день. И у них все очень вкусно получается.


- Какое у вас любимое блюдо в семье? А вы помогаете его готовить?  Вы ведь готовите не так много, как повара в столовой?


- Интересно, а как сделать так, чтобы вкусными оказались 100-200 порций супа, сваренного в огромной кастрюле. Приготовить по-настоящему вкусный обед для нескольких сотен людей – это очень сложно. Недаром, чтобы хорошо готовить, повара долго учатся.


– Как вы думаете, где может работать повар?

- Правильно, молодцы! Повар может работать в столовой, в кафе и ресторане, в кондитерской (кулинарии), на хлебозаводе. В кондитерской работает повар – кондитер. Кондитер готовит сладкие, мучные блюда: пирожные, торты, пироги, конфеты. На хлебозаводе работает повар-хлебопёк.


- Сейчас мы с вами отправимся в школьную столовую. – А что же такое столовая?

Столовая - это большое помещение, в котором кушают. Столовая бывает и в детском саду, и в школе и на заводе.







Приветствуют друг друга и педагога




Слушают педагога и отгадывают загадку.




Рассуждают, высказывают своё мнение, делают предположения, - пытаются сформулировать цель занятия



Слушают педагога






Называют блюда, отвечают на вопросы




Рассуждают, делают предположения, высказывают своё мнение


Рассуждают, высказывают своё мнение

II. Основная часть

Придя в столовую, учитель просит детей разбиться на две группы, чтобы обследовать комнату обедающих. Каждая группа получает задание - обследовать плакаты размещенные на стенах школьной столовой и суметь рассказать, что и для чего на них изображено:

первая группа - по правой стене, а вторая группа – по левой стене столовой..


Через 5-10 минут учитель собирает каждую группу  и опрашивает детей.


Затем учитель задает всем детям следующие вопросы:

- А вы кушаете в школьной столовой?

- Вам понравится, как приготовлена еда? Вкусно?

- А кто же приготовил еду в столовой?

- Правильно, повар.

- Ребята, а кто знает, как зовут нашего главного повара в школьной столовой?

- Давайте познакомимся – добрый день Наталья Николаевна,  это повар нашей школьной столовой. 


- А во что одет повар? В обычную одежду или в специальную?


- Правильно, повар должен быть одет в белоснежный халат и колпак. Колпак прикрывает волосы повара, чтобы они не попали в еду. Ведь это очень неприятно обнаружить в еде волосы. Халат у повара всегда должен быть чистым.

-А как вы думаете, моет ли повар руки перед тем, как начать готовить?

- Конечно! Повар перед приготовлением пищи обязательно моет с мылом руки, хорошенько споласкивает их водой и насухо вытирает полотенцем. Во время приготовления пищи повара тоже следят за чистотой своих рук. Для этого на кухне всегда есть кран с холодной и горячей водой, лежит мыло, висит полотенце.

- А как вы думаете, зависит ли наше здоровье и красота от того, что мы едим?

- Правильно, конечно, зависит! Для того чтобы мы могли двигаться, учиться, работать, играть мы должны кушать. Ведь именно с едой мы получаем большое количество витаминов. В разных продуктах содержатся разные витамины, поэтому питание должно быть разнообразным. Многие продукты перед употреблением в пищу необходимо приготовить. Именно этим и занимаются повара.


- В каждой столовой есть особая комната для приготовления пищи. Как вы думаете, как она называется?

- Ну, конечно, это кухня.


Рано-рано утром встаёт повар. Раньше всех приходит он на свою работу, ведь ему нужно успеть приготовить еду для нескольких сотен людей. На кухне у повара есть предметы, которые ему помогают в готовке. Давайте попробуем отгадать, что это за предметы.


Учитель читает загадки, а повар показывает/демонстрирует эти предметы на кухне:


Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник)


Чайника подружка  Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её… (Кастрюля)


Среди ложек я полковник.

И зовут меня? (Половник -поварёжка)


Повар рассказывает, что готовится на плите; показывает детям котлы для варки супа и рагу,  жаровни,в которых готовят вторые блюда (гарнир, соус, овощи, мясные блюда и др).


Суп, салат, пюре, котлеты,

Подают всегда в - (Тарелке)


А на чай и простоквашу,

Подставляй, дружочек - (Чашку)


Сама не ем,

А людей — кормлю (Ложка)


В нашей кухне круглый год Дед Мороз в шкафу живет

                                                                                   (Холодильник)


Скажите, как назвать её:

Все зубы в дырках у неё,

Но свёклу, редьку, хрен, морковку

Она перетирает ловко  (Тёрка)



Здесь повар может объяснить, что для облегчения ручной работы существуют специальные электрические машины. Можно показать детям электрическую мясорубку, машину для шинкования капусты, электрическую тестомешалку и т.д.


- Молодцы, ребята! Оглянитесь вокруг, что еще здесь есть, о чем мы забыли сказать?  Посмотрите, что готовится на плите? 


- А давайте спросим нашего повара Наталью Николаевну, что она сегодня готовит нам на обед?


Повар рассказывает, что готовится на тот момент. К примеру, повар может рассказать, как готовится борщ (Сначала варим мясной бульон. Когда мясо готово, достаем его из бульона и кидаем в кастрюлю нарезанный картофель и нарезанную небольшими квадратиками капусту. Пока варится капуста с картошкой, готовим основу борща: морковь и свеклу трем на крупной терке, лук мелко режем. Все перемешиваем и оставляем тушить на огне до готовности. Затем кладем все в кастрюлю со сваренными овощами (картошкой и капустой), все хорошо перемешиваем, добавляем сваренное и порезанное мясо, кладем зелень и держим на огне еще 5 минут. Вот и борщ готов!) или вкусный компот.


- А вы знаете как называется место в столовой, откуда повара раздают еду обедающим?

- Правильно, это место называется раздаточная.


- Повар заранее готовит тарелки и ложки, чашки, салфетки. А как только придут в столовую люди, аккуратно раскладывает еду в тарелки и разливает компот по чашкам!

- Не забывает повар, и улыбнуться всем, и пожелать приятного аппетита!


Учитель обращает внимание детей на красивую посуду, из которой едят; на чистые столы. Подчеркивает стремление не только сытно и питательно накормить, но и создать гигиеничную и красивую обстановку в столовой.


- Но вот люди поели и ушли, а грязная посуда осталась… И тут на помощь повару приходит посудомойщик/посудомойщица. 

- Ребята, как вы думаете, а кто же такой посудомойщик?


- Правильно, это человек, который моет посуду вручную или контролирует работу посудомоечной машины. В его обязанности входит хорошо промыть посуду и разложить её по своим местам. Это очень тяжёлая и ответственная работа.


- Наша исследовательская часть экскурсии заканчивается. Давайте поблагодарим нашего повара Наталью Николаевну за помощь в проведении экскурсии и за вкусные обеды в нашей школьной столовой! 

А мы с вами возвращаемся в класс

Слушают педагога, делятся на две группы, работают в группах

Передвигаются по столовой,

изучают плакаты, анализируют изображения, рассуждают об увиденном.


Слушают педагога, отвечают на вопросы.




Приветствуют повара



Высказывают свои предположения, слушают педагога, обращают внимание на одежду повара



Слушают педагога, отвечают на вопросы, рассуждают, делают предположения, высказывают своё мнение.





Проходят на кухню, отвечают на вопросы







Слушают педагога, отгадывают загадки.




Слушают и беседуют с поваром, знакомятся, осматривают,

берут в руки, изучают кухонные предметы и принадлежности.







Беседуют с поваром,  размышляют, знакомятся с кухонными электроприборами расположенными в школьной столовой , задают вопросы повару


Слушают повара,  задают вопросы и размышляют над процессом приготовления блюда





Слушают педагога, проходят в раздаточную, затем

в обеденный зал, отвечают на вопросы педагога, высказывают своё мнение, рассматривают обеденные столы, посуду, оформление обеденного зала.


Слушают педагога, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают своё мнение, знакомятся с помещением, в котором моют посуду, в процессе - задают вопросы повару и педагогу


Благодарят повара, возвращаются в класс, рассаживаются

III. Подведение итогов


- А сейчас я предлагаю вам используя свои знания, принять участие в игре  «Готовим обед»:

 

Учитель просит детей разбиться на три группы.

Обучающиеся получают карточки с изображением овощей, фруктов,ягод, круп. Из них нужно выбрать те, где изображены продукты для приготовления блюда по заданию:

1-я группа – «варит» первое блюдо - суп;

2-я группа – «готовит» второе блюдо;

3-я группа – «варит» вкусный и полезный компот.

(Подготовка задания детьми проходит под музыкальное сопровождение )

Далее каждая группа обучающихся проводит небольшую презентацию своего блюда (название, необходимые продукты, какая посуда необходима для дегустации этого блюда).

По окончании, учитель подводит итоги игры, благодарит за правильность и активное участие.


Учитель подводит итог занятия, организует высказывания обучающихся - дискуссию, проводит заключительную беседу


- Наше занятие подходит к концу. Сегодня мы побывали с вами в школьной столовой.

- Вам понравилась наша экскурсия?

- Что нового и интересного вы узнали о профессии повар?

- Как вы думаете, сложно быть поваром? А какие качества нужны, чтобы работать поваром?


- Молодцы, правильно ребята!

     У повара должен быть хорошо развит глазомер (способность определять на глаз, сколько нужно продуктов): ведь не каждый продукт взвешивается перед закладкой в котел.

    Будущий повар должен хорошо различать оттенки цветов и запахов: это очень важно для качества блюд.

   У повара хорошо должно быть развито чувство времени (чтобы не надо было засекать время приготовления того или иного блюда).

    У повара должна быть хорошая память, ведь он должен помнить, как готовить те или иные блюда, сколько и какие класть продукты, какие подавать гарниры (т.е. овощи, каши) к котлетам, курице, рыбе, мясу.

    Повар должен быть чистоплотным и внимательным.


- Теперь вы знаете, какой нелегкий, но интересный  труд у поваров.

- Не забывайте благодарить их за вкусные обеды, ведь они настоящие мастера своего дела!

 

- Спасибо за внимание, до новых встреч!

Слушают учителя, делятся на три группы, получают задание, работают в группе, выбирают из предложенных карточки, с изображениями нужных овощей, фруктов, ягод, круп для приготовления своего блюда, обсуждают, стараются объяснить свой выбор, готовят небольшие рассказы -презентации о своём блюде.


Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, опираясь на полученные знания и информацию


Слушают учителя, отвечают на вопросы, рассуждают, делают предположения, высказывают своё мнение






Благодарят педагога, прощаются друг с другом и педагогом

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.