12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мельник Виктория Олеговна563
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1 п.Хор района имени Лазо Хабаровского края, стаж 29 лет
Россия, Хабаровский край, район Лазо р.п.Хор
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »
5

Технология социального проектирования в работе с одарёнными детьми



Мельник Виктория Олеговна, учитель истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края ​​​​​​​

Тема. Технология социального проектирования в работе с одарёнными детьми

Проектирование как педагогическая технология уже давно прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. Если проектная технология имела место в прошлом (начиная с 1920- х г.г.), то практика социального проектирования является сравнительно новым элементом системы образования и воспитания.

Социальное проектирование в школе может осуществлять в двух направлениях: на уроках и в процессе внеурочной деятельности.

В основе любого социального проекта лежит формула - пять «П»:

Проблема

Проектирование (планирование деятельности)

Поиск информации для решения проблемы (использование разнообразных методов, средств обучения, необходимость добывать знания из различных областей, умение их использовать для решения поставленной проблемы)

Продукт (результат выполнения проекта должен быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, то есть конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)

Презентация в различных видах:

- научный доклад;

- деловая игра;

- де­монстрация видеофильма;

- научная кон­ференция;

Одна из моделей социального проектирования: социальная проба - социальная практика - социальный проект. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики - проблематизация того, что было познано на этапе пробы, в ходе проектной деятельности – преобразование социального объекта, явления, ситуации в соответствии со своими интересами или запросами.

Видами социальной пробы могут быть экскурсия, интервью, анкетирование, наблюдение, социологический опрос, встречи с интересными людьми. Вариант тем для социальных проб: «История моей семьи», «История моей улицы», «Моя школа», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» и т.д. Обучающиеся выбирают наиболее интересную, понятную, доступную для них тему. Социальная проба должна дать ребёнку опыт социальной самостоятельности и социального взаимодействия, овладение такими приёмами как сбор, анализ, обобщение информации из различных источников, проведение исследования на основе социологических опросов, подготовка фотоматериала для демонстрации, а также сама презентация.

На слайдах презентации к данной статье представлены в качестве примеров работы моих учеников из истории двух семей (история жизни участника Великой Отечественной войны и труженицы тыла в годы войны), которые стали частью семейных летописей и были представлены на конференциях разного уровня, опубликованы, использованы на классных часах.

Методика социальной практики, в ходе которой осуществляется отработка навыков социального взаимодействия, выявляются проблемы социальной действительности. Если в ходе социальной пробы ученик наблюдает объект со стороны, то в ходе социальной практики пытается познать его внутреннее содержание (включенное наблюдение).

Темы социальной практики: «Интервью для газеты», «Наказ депутату», «Новое решение типичной ситуации». Остановлюсь на двух примерах.

1.Состояние рынка труда района имени Лазо Хабаровского края – исследование уровня профессионального самоопределения выпускников школы № 1 п.Хор, рынка труда района имени Лазо и разработка предложений по повышению эффективности его функционирования.

В рамках этого социального проекта был разработан Алгоритм выбора будущей профессии (карта самоопределения), опробована на самой себе автором проекта. Работа была представлена на школьной и районной конференции, где стала победителем. А также на краевом конкурсе исследовательских работ по обществознанию и праву заняла 1 место.

2. Туристический эколого-этнический комплекс «Лазо Трэвел» - исследование туристической привлекательности и разработка рекомендаций по развитию этнотуризма в районе имени Лазо. Работа была также представлена на школьной и районной конференции, где стала победителем.

В 9-11 классах посилен будет социальный проект — вид социального проекти­рования; это наиболее сложная форма организации социаль­ного действия. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существо­вавшего, социально значимого продукта. Этот продукт должен не только разрешать личную трудность, но являться решением социальной проблемы (или попыткой ее решения). Продукты этой деятельности разнообразны: web-сайты, социальная реклама, бизнес-план, ролевые игры, мультимедийный продукт, операция «Помоги ветерану», создание или восстановление памятника, создание спортивной площадки, избрание на какую-либо школьную должность. Важно оценивать реальность использования продукта на практике и его способность решать поставленную проблему. Социальный проект направлен на социальные интересы самих участников или внешнего заказчика.

Исходя из сложности подготовки к социальному проектированию, данная деятельность может плодотворно осуществляться только во внеурочной деятельности: в рамках творческого объединения, факультативных, элективных занятий, в ходе воспитательной работы с классом. Остановлюсь на примерах. Разработанные ранее Алгоритм выбора будущей профессии (карта самоопределения) для обучающихся 8 – 11 классов нашёл свое продолжение в рамках социального проекта «Личный маршрут профессионального самоопределения», который был апробирован на старшеклассниках школы, сделан анализ его результативности. А затем представлен на Районном этапе краевого конкурса социальных проектов XVIII всероссийской акции «Я – гражданин России» в 2018 году.

В рамках исследовательского проекта «Туристический эколого-этнический комплекс «Лазо Трэвел» Кондрин Семен проанализировал туристическую привлекательность района имени Лазо Хабаровского края, разработал рекомендаций по развитию этнотуризма в районе. На основе этой работы вышел на уровень социального проекта – разработал бизнес – план и обосновал его необходимыми расчётами. С данным бизнес-проектом Кондрин Семен выступал 18 апреля на Районном профориентационном конкурсе «Школа профессионалов», по компетенции «Предпринимательский вызов», занял 1 место. На слайде презентации к данной статье представлен стендовый доклад как приложение к бизнес-плану, который был специально изготовлен по эскизу Семёна. Представляю вашему вниманию буклет Бизнес – плана как своего рода реклама. Перед началом защиты буклеты были даны жюри и участникам бизнес-площадки.

Ещё одним примером может быть деловая игра «Выборы», «Парламентские чтения». Разработка и реализация данного социального проекта достаточно сложна. Участники проекта берут на себя определённые роли - политологи, экономисты, журналисты, аналитики, дизайнеры и др.; Результат остается открытым до самого окончания.

Результативность технологии социального проектирования (результаты на слайдах презентации) следующая:

1) образовательное пространство, включающее социальное проектирование, позволит сформировать ключевые компетенции учащихся;

2) исследовательские (выбирать лучшее решение, что помогает в интеллектуальных конкурсах);

3) социальные (сотрудничать в процессе деятельности, помогать товарищам, принимать их помощь);

4) оценочные (оценивать результат своей деятельности и своих товарищей); 5) получаемые компетенции помогают как при решении нестандартных заданий на олимпиадах, так и в исследовательской работе;

6) информационные (самостоятельно находить нужную информацию, что помогает в том числе и при подготовке к предметным олимпиадам и конкурсам);

7) презентационные (помогают выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы)

Рефлексивные (отвечать на вопросы «Чему я научился?, «Чему мне необходимо научиться?»

8) очень важны менеджерские компетенции (проектировать процесс, планировать деятельность, принимать решение, распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

И в заключении хочу отметить, что через такие социальные проекты ребёнок находит своё дело по интересам, определяется с выбором будущей профессии, приобретает необходимый социальный опыт.

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.