Тьюторское сопровождение гиперактивных учащихся в начальной школе

6
0
Материал опубликован 13 April в группе

Тьюторское сопровождение гиперактивных учащихся в начальной школе

Елена Валерьевна Каретина

Одной из задач современной педагогики является использование передовых положений теории учебной деятельности и развития ребёнка посредством построения такой педагогической технологии сопровождения учебной деятельности младших школьников, которая позволит не только определять проблемные зоны, но и сопровождать их коррекцию и развитие в процессе обучения.Такой педагогической технологией могло бы стать тьюторское сопровождение младших школьников , имеющих проблемы в обучении.Тьюторское сопровождение можно можно рассматривать как новую практику индивидуализации, так как в нём реализуются ценности омысленного отношения ученика к своим интересам и перспективам собственного развития и совершенствования.

Тьюторское сопровождение-особый тип педагогического сопровождения, в ходе которого ученик выполняет образовательное действие, а педагог создаёт условия для его осуществления и осмысления. В данном случае сущностной характеристикой является тот факт, что ученик выполняет действия по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждаются( анализируются) с педагогом с целью осознания их эффективности и целесообразности.Основным механизмом осуществления тьюторского сопровождения является совместная аналитическая деятельность школьника и педагога-тьютора в ходе индивидуальной встречи.

Деятельностьпедагога-тьютора имеет отличные от учительской деятельности ориентиры и основания,включающие:поощрение учеников к использованию собственного практического опыта;возможность проб и исправления ошибок,признание их ценности;установление ситуации конструктивного общения и контакта с учеником;наличие коммуникации и позитивного отношения участников к ситуации совместной деятельности;ориентация на расширение образовательного пространства ученика,возможность его изменения,достраивания,переструктурирования( уменьшения или увеличения).

Тьюторское сопровождение образовательного процесса в современной школе имеет широкий спектр применения, от сопровождения отдельных образовательных потребностей(развитие познавательного интереса,исследовательская и другие виды деятельности) до сопровождения особых групп детей(одарённые дети,дети с ограниченными возможностями здоровья,дети с незначительными отклонениями в развитии и т.д.).

Тьюторское сопровождение в данном случае выступает как технология,ориентированная на обеспечение условийвыявления,осознанияи коррекции индивидуальных особенностей развития.При этом задача педагога-тьютора состоит не только в оказании помощи младшему школьнику в самоорганизации деятельности и саморазвитии,но и в предупреждении школьной дезадаптации.

При поиске причин нарушения письма и чтения у младших школьников мне пришлось проанализировать зарубежную и отечественную психологическую литературу.Признаки «школьной дезадаптации» или «школьной неприспособленности» выявлены именно у данной категории детей.Фактически к этим признакам можно отнести любые затруднения,возникающие у ребёнка в процессе школьного обучения.В их числе чрезмерная подвижность,упрямство,сверхчувствительность,неспособность сосредоточиться в работе,неуверенность в принятии решенияповышенная возбудимость и конфликтность,частые эмоциональные расстройства,чувство своего отличия от других,лживость,побеги из школы или дома и другие.

Ряд авторов не без оснований относят к категории дезадаптированных школьников детей с нарушениями поведения.M.Tyszkowa(1972) отмечает,что у детей в возрасте до 10 лет,с их повышенной потребностью в движении,наибольшие трудности вызывают ситуации,в которых требуется контролировать свою двигательную активность.При блокировании этой потребности нормами школьного поведения у ребёнка возрастает мышечное напряжение,ухудшается внимание,падает работоспособность,быстро наступает утомление.Наступающая вслед за этим разрядка,являющаяся защитной физиологической реакцией организма ребёнка на чрезмерное напряжение(Н.Т.Лебедева,1979), выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве,расторможенности,квалифицирумых учителем как дисциплинарные проступки.

В дошкольном возрасте среди детей с СДВГ преобладают гипервозбудимость,двигательная расторможенность,моторная неловкость,отвлекаемость наряду с задержкой темпов психомоторного и эмоционального развития. В младшем школьном возрасте на первый план уже выступают трудности в обучении и нарушение поведения.

До девяностых годов СДВГ рассматривался как «двигательное гиперкенетическое расстройство» в рамках либо»минимальной мозговой дисфункции»(лёгкие варианты), либо(при выраженных случаях поведенческих расстройств)как составляющая часть»психоорганического синдрома»(тяжёлые варианты).Иначе говоря,ранее суть синдрома связывали с поведенческими отклонениями преимущественно в сфере моторики.Поэтому до сегодняшнего дня в качестве синдрома СДВГ используют определение»гиперактивный ребёнок».

В настоящее время акцент в понятийном содержании синдрома сместился в сторону основной проблемы детей с СДВГ.Это нашло своё отражение в Международной классификации болезней одиннадцатого пересмотра(МКБ-11),где синдром дефицита внимания с гиперактивностью появилось как отдельный диагноз и выделены подтипы,в одном из которых преимущественно представлена невнимательность,в другом гиперактивность-импульсивность.Такая дифференциация является проявлением перемен во взглядах на это явление.Акцент на нарушение внимания как на патопсихологическое основание СДВГ позволяет рассматривать его в рамках проблемы становления(развития)системы саморегуляции произвольной(целевой) деятельности человека. Именно развитие системы саморегуляции деятельности составляет проблемное поле детей с СДВГ, котрое,кроме трудностей саморегуляции,включаетв себя низкую познавательную активность,психологическую и социальную неготовностьк образовательной деятельности(познавательный интерес,умение общаться),проблемы своевременного развития школьных навыков(речи и письма,пространственной ориентации,координации движений и др.).

Гиперактивные дети отличаются высокой отвлекаемостью и утомляемостью,низкой саморегуляцией поведения.Все эти качества мешают ребенку сосредоточиться во время урока в классе.Длительные промежутки достаточно монотонной работы они стараются «разбавить» посторонней деятельностью(рисуют на парте,постоянно что-то роняют и ищут в портфеле и т.д.).Эффективность урока при этом для них самих и для остальных,конечно,снижается.

Гиперактивные дети,как правило,учатся ниже своих возможностей.Им тяжело регулировать свою активность,внимание и навыки социального взаимодействия,чтобы приспособиться к рамкам конкретной ситуации.Это приводит к частым проблемам,которые возникают у уних в общении и со взрослыми,и со сверстниками.

Постепенно неудачи в учебной деятельности и общении приводят к тому,что у детей с СДВГ,которым свойственно стремление к немедленному вознаграждению,мотивация к дальнейшим действиям снижается.Всё больше проявляется избегающее поведение.В результате,несмотря на нормальное интеллектуальное развитие,у многих детей с СДВГ возникают трудности обучения.

Для учащихся с гиперактивностью характерно «быстрое схватывание» материала.В условиях групповой деятельности они не вникают в детали,часто от их внимания ускользает самое важное.Получаемые на уроке сведения и знания усваиваются непрочно,остаются поверхностными.Необходима специальная организация внимания и развитие контрольных функций для прочного усвоения и закрепления знаний и навыков.

Таким образом,возникает необходимость организации тьюторского сопровождения учащихся вторых и третьих классов.Для начала этой работы лучше выбрать третью четверть учебного года.Этот период наиболее труден в психологическом смысле.Долгое тёмное утро,холодная погода,накопившаяся за предыдущие четверти усталость.Все эти факторы способствуют быстрой утомляемости,повышению раздражительности и эмоциональной неустойчивости особенно у младших школьников.

Тьюторское сопровождение обучения гиперактивных учеников позволяет решать некоторые из названных проблем. Оранизовать данный процесс можно следущим образом:

-для участия в программе ученики подбираются по результатам педагогических наблюдений(в том числе и специалистами Областной психолого-медико-педагогической комиссии);

-за каждым из выявленных гиперактивных учащихся закрепляется специалист,сопровождающий обучение(тьютор);

-в зависимости от степени проявления нарушений определяется количество занятий в неделю( одно,два или три) и часть урока,посвящённая работе с тьютором.Для детей с сильно выраженными нарушениями проводится не менее трёх занятий в неделю,и каждое занятие занимает целый урок( кроме уроков изучения нового материала и контроля ЗУН);

- тьютор приходит за учеником в класс ,на перемене с учителем беседует с учителем,разбирает(при необходимости)материал или задания,которые следует выполнить ученику на уроке;

-занятия проходят в специально отведённом кабинете,где есть возможность выполнять двигательные упражнения,мало отвлекающих стимулов и раздражителей.Ученик находится один на один со своим наставником;

-в структуру каждого занятия встроены специальные упражнения на коррекцию и развитие нарушенных функций(внимания,импульсивности,координации движений,мелкой моторики и т.д.),которые чередуются с выполнением учебных заданий по предмету.Описанная структура занятия основана на потребности гиперактивного ребёнка в частой смене видов деятельности с одной стороны и внешнем контроле и организации учебной работы с другой.

При такой организации сопровождения учитель и тьютор находятся в постоянном взаимодействии.Дети чётко знают своё расписание занятий и не имеют возможности уклониться от них.Другими словами,обеспечиваются необходимая систематичность,регулярность и обязательность занятий,т.е. соблюдается один из важнейших принципов в работе с гиперактивными учениками- постоянство и стабильность.

Выполнение учебных заданий в режиме индивидуального сопровождения позволяет акцентировать вниманиеучащихся на наиболее важных моментах самоорганизации деятельности.Ребёнок учится анализировать условия задания,составлять алгоритм его выполнения и строить план работы.Тесное общение с взрослым помогает ребёнку рефлексировать свои действия и чувства.Ученик может сказать тьютору,что он устал и не может больше работать,зная,что его услышат и предложат другое задание или двигательное упражнение.Не нужно искать,чем бы себя занять,потому что занятия построены на принципе динамичности смены видов деятельности.Предусмотрены 2-3 двигательных паузы,когда нужно встать и пройтись или несколько раз сменить позу.Фактически урок проходит в комфортном для ученика режиме.

Я считаю,что именно организация тьюторского сопровождения позволяет максимально обеспечить системность и комплексность в подходе к решению проблемы обучения гиперактивных учащихся начальной школы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации