Статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в школе»
Поздеева Е. В., учитель английского языка
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ №56 города Кирова
Здоровьесберегающие технологии
на уроках английского языка в школе
Здоровье до того перевешивает
все остальные блага жизни,
что поистине здоровый нищий
счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр
В последнее вопрос об использовании здоровьесберегающих технологий обучения становится особенно актуальным. В условиях не только традиционного, но и смешанного и дистанционного обучения мы наблюдаем значительное снижение уровня здоровья учащихся как начальной, так и средней ступени обучения.
Н. К. Смирнов определяет здоровьесберегающие технологии как "совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья". [1]
К здоровьесберегающим факторам относят:
1) гигиенические условия обучения (шум, освещенность, размер учебного помещения, дизайн интерьера, соответствующая возрасту мебель, ТСО и т.д.);
2) учебно-организационные факторы (объем учебной нагрузки по предмету, расписание уроков, время и продолжительность урока, объем физической нагрузки учащихся на уроках физической культуры, на переменах, гимнастики для глаз, физкультминуток и т.д.);
3) психолого-педагогические факторы (благоприятный психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, стиль педагогического взаимодействия учителя и учащихся, характер проведения опросов, контрольных и тестовых работ, проблема оценок, особенности работы с неуспевающими и "трудными" учащимися, соответствие методов и приемов обучения возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся и т.д.)
Выделяют следующие здоровьесберегающие технологии [2]:
- технологии, обеспечивающие гигиенические оптимальные условия обучения;
- психолого-педагогические технологии здоровьесбережения;
- комплексное использование личностно-ориентированных технологий;
- образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
Задача учителя английского языка как предметника - применять здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности в комплексе с учетом возрастных особенностей.
В своей практике я использую методы и приемы указанных выше технологий, направленные на решение данной задачи:
- стараюсь обеспечивать оптимальные гигиенические условия обучения;
- учитываю учебно-организационные факторы при планировании и проведении урока (обращаю внимание на то, каким по порядку стоит урок у учащихся в расписании, был ли урок физической культуры в этот день, как давно учащиеся обедали);
- учитываю психолого-педагогические факторы (подбираю настольные и подвижные обучающие игры, физкультминутки и упражнения для зрения, домашние задания, песни, ребусы, головоломки и тд. в соответствии с особенностями класса и конкретных учащихся).
- провожу беседы о здоровом образе жизни и правильном питании в рамках изучаемых тем.
Я стараюсь уделять особое здоровьесберегающим технологиям, ограничивать количество времени, потраченное на пассивный просмотр презентаций и видеофрагментов, длительную работу с печатным текстом, длительные и монотонные письменные упражнения, т.к. такие приемы работы негативно влияют на здоровье учащихся, а именно ухудшают зрение, осанку, приводят к быстрой утомляемости, снижению мозговой активности.
Использование настольно-печатных игр для формирования лексико-грамматических навыков позволяет учащимся в более доступной форме осваивать материал, оказывает менее негативное влияние на зрение, оказывает положительное воздействие на эмоциональный фон. Например, при работе с лексическим материалом, а также при формировании грамматических навыков по теме "Указательные местоимения" в начальной школе я использую наборы тематических карточек "Еда", "Животные", "Мое тело", "Школа", "Одежда" не только в играх со словами ("Назови слово", "Подбери слово к карточке", "Что лишнее", "Назови во множественном числе" и т.д.), но и в подвижных обучающих играх и в качестве гимнастики для глаз [3]. Такие игры, как "Домино", лото (классическое русское лото, лото с карточками по темам "Мои игрушки", "Животные") я использую на уроках применения лексико-грамматического материала. Учащиеся с большим интересом разыгрывают сюжетно-ролевые игры с фигурками животных, игровыми предметами, перчаточными куклами.
Использование физкультминуток оказывает положительный эффект в начальной школе. Физкультминутки можно менять в зависимости от изучаемой темы. Например, при изучении темы "Мое тело" можно использовать следующие рифмовки [4]:
We have fingers,
We have toes,
How many of these?
How many of those?
We have eyes,
How many? - Two.
When they look at you,
They say,
"How do you do?"
***
Ten little fingers,
Ten little toes,
Two little ears
And one little nose.
Во время изучения темы "Модальный глагол CAN" можно разучить с учащимися следующую рифмовку:
My eyes can see,
My ears can hear,
My nose can smell,
My mouth can talk,
My head can nod,
My arms can hold,
My legs can walk
And walk and walk.
В качестве зарядки для глаз я включаю в урок игру "Что пропало?", где учащиеся пытаются запомнить карточки, расположенные на доске, а затем назвать исчезнувшие. Для снятия эмоционального напряжения предлагаю учащимся тактильные игры: "Что это?", когда учащимся нужно наощупь определить предмет в мешочке, "Подбери пару", когда учащимся предлагаются кубики или детали крупного конструктора с написанными на них неправильными глаголами, к которым нужно подобрать вторую и третью формы.
По возможности я стараюсь сократить количество мультимедийных презентаций и заменить их демонстрационными материалами на печатной основе, т.к. при проецировании изображения на экран оно искажается, яркий свет негативно влияет на зрение учащихся. При работе с демонстрационными материалами на печатной основе я использую различные методы и приемы обучения. Например, во время изучения темы «Животные» каждый учащийся получал карточку с изображением животного, которое он должен был описать одноклассникам. Затем учащиеся отгадывают, какое животное изображено у каждого, карточки прикрепляются на доску. По окончании игры можно задать вопросы "Кто самый быстрый?", "У кого четыре лапы и рыжая шерсть?", "Кто живет в море?", "Кто ест траву?" и т.д. [7]
Использование лэпбуков также является элементом здоровьесберегающей технология. Я разработала и успешно применяю наборы карточек по темам "Еда", "Мои игрушки" [6], "Числа от 0-20" во 2 и 3 классах. Данные наборы позволяют не только сформировать лексико-грамматические навыки по данным темам, но и организовать сюжетно-ролевые игры, мини-диалоги, творческие задания.
Для учащихся средней школы я также использую настольные игры, наборы кубиков-конструкторов предложений, организую мини-проекты на уроках, творческие задания, побуждаю учащихся к двигательной активности во время урока, к смене позы с целью снятия статического напряжения путем чередования форм и видов деятельности. Например, при формирования грамматических навыков по темам "Present Simple", "Present Continuous" я использовала наборы кубиков- конструкторов предложений. Учащимся было предложено в группах из 3-4 человек по очереди бросать кубики, составлять предложения и записывать их в тетрадь. Затем учащиеся из каждой группы выходили к доске и зачитывали свои предложения, за каждое оригинальное предложение группа получала 1 балл, повторяющиеся предложения отмечались крестиком и не засчитывались. В конце задания досчитывалась сумма баллов.
На этапе речевой зарядки я часто использую интерактивные кубики: каждый учащийся по цепочке бросает оба кубика и составляет предложения «Мое любимое место/блюдо/кино… - это…» В качестве альтернативы я предлагаю учащимся назвать три-пять слов на заданную тему, например, "Назови три места", "Назови пять напитков". Количество слов зависит от возраста и уровня подготовки учащихся.
Работа с песнями оказывает положительное влияние на психогическое состояние учащихся на уроке, помогает снять эмоциональное и зрительное напряжение, утомляемость. В своей практике я использую песни не только в процессе совершенствования навыков аудирования, но и в качестве фона при выполнении учащимися творческих заданий, мини-проектов. Так, в заключении темы "Праздники" в 6 классе учащимся было предложено выполнить мини-проект и представить его одноклассникам [8].
При изучении таких тем, как "Мой распорядок дня", "Еда", "Здоровье", "Экология и защита окружающей среды" я провожу с учащимися беседы о здоровом образе жизни и правильном питании. Например, на уроке чтения в 6 классе учащиеся не только познакомились с названиями грибов на английском языке, мы также обсудили, полезны ли грибы и чем именно, где и когда лучше собирать грибы, какие полезные блюда из них можно приготовить [5].
Таким образом, мною ведется систематическая комплексная работа по сохранению у учащихся здоровья и воспитанию здорового образа жизни.
Использованные ресурсы
1. Н.К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
2. В. С. Зайцев Современные технологии воспитания школьников: концепция, структура, методы: учебно-методическое пособие. - Челябинск, 2017. - 87с.
3. Английский язык в фокусе: кн.для учителя / Н. И. Быкова, Дж.Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. - М.: Просвещение, 2008. - 144с.
4. Английский для малышей: стихи, песни, игры, рифмовки, инсценировки, утренники / Автор-составитель А. В. Конышева. - Санкт-Петербург, КАРО, 2018. - 160с.
5. Поздеева Е. В. Урок чтения в 6 классе по теме Mushrooms
6. Поздеева Е. В. Lapbook "My toys"
8. Поздеева Е. В. Special days in different countries
7
Куликова Ирина Геннадьевна
Ekaterina Pozdeeva