Методическая статья «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
Методическая статья
Тема:
«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
Автор статьи: педагог
Ошвинцева Лариса Николаевна
Пермь
2023
Актуальность
Современные дошкольники более активны, подвижны, во многом информированы. Но в то же время педагоги сталкиваются с проблемой систематизации знаний у детей дошкольного возраста. Систематизировать знания учащихся, а также на основе имеющихся знаний сформировать новые знания помогает дидактическая игра. Знание методической составляющей игр поможет педагогу грамотно разработать дидактическую игру.
Инновационность
Инновационность методической статьи заключается в классификации дидактический игр с учетом современных средств обучения.
Адресат
Методическая статья адресована педагогам образовательных учреждений для проведения занятий с дошкольниками, родителям, чьи дети находятся на семейном обучении.
Цель и задачи методической статьи
Основной целью методической статьи помощь педагогам при проектировании занятий с дошкольниками, родителям дошкольников:
-систематизация дидактических игр, выявление наиболее эффективных дидактических настольных игр для создания компьютерных игр; интерактивных заданий;
-проектирование учебного материала с использованием дидактических игр.
Выдающиеся педагоги об играх
Многие педагоги трактовали понятие «игра» с разнообразных сторон.
Ш.А. Амонашвили писал: «Игра - это метод познания действительности, направляемый внутренними силами и позволяющий ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры».
В.А. Сухомлинский обозначил такое понятие «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В работах А. Макаренко игра рассматривается как мощное средство воспитания воли, коллективизма, формирования практических навыков.
Л. Выготский понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребёнка, как основу для преобразования игровых действий в умственные. Он назвал игру «девятым валом развития», руководящим средством воспитания и обучения.
По мнению Ф. Блехер, игру можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности.
В ХХ веке серьезным исследованием настоящего вопроса в отечественной науке занимался Д.Б. Эльконин, объединявший игры дошкольников в три основные категории:
- подвижные, способствующие физическому развитию и усвоению норм взаимодействия в коллективе (разнообразные игры с мячом, со скакалкой, пятнашки, прятки и т. Д);
- игры с образовательной задачей, направленные на умственное развитие( развитие наблюдательности, восприятия, памяти, мышления: игры в лото, в «бирюльки», в разноцветные пирамиды и т. д.);
- творческие ролевые игры (имитация какой-либо деятельности взрослых).
С конца 60-х - 70-е годы на основе уже проведенных к этому времени соответствующих обширных психологических исследований О.С. Газман и Н.Е. Харитонова провели более детализированную классификацию, выделяя игры:
- сюжетно-ролевые (игры-драматизации, театрализации);
- трудовые (игры-драматизации, театрализации);
- дидактические (предметные, настольно-печатные, логические);
- подвижные;
- игры-забавы
Дидактические игры
В 80-е годы по способу организации деятельности А.И. Сорокиной были также отдельно выделены и дифференцированы дидактические игры на:
- игры-путешествия, направленные на удовлетворение познавательных потребностей в сказочной, экскурсионной или прогулочной форме;
- игры-поручения, аналогичные, в основном, предыдущим, но менее длительные по времени и более простые по содержанию;
- игры-предположения, сфокусированные на формировании причинно-следственных связей;
- игры-загадки, отличающиеся наличием какой-либо логической задачи;
- игры-беседы, стимулирующие активацию эмоционально-мыслительных процессов .
К концу столетия в результате мощного исследования теории детских игр С. Л. Новоселовой была предложена новая их классификация, опирающаяся на «системообразующий признак личностной инициативы в игре и понимание самодеятельных игр как формы практического размышления ребенка о действительности, в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе они возникают». Ученым, в частности, выделялись три взаимосвязанных класса игр:
- игры, возникающие по инициативе ребенка
- самодеятельные игры,экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными, людьми, игрушками и другими предметами),
- самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная), особенно влияющие на развитие интеллектуальной инициативы и творчества ребенка, формирование новых мотивов и видов его деятельности;
- игры, возникающие по инициативе взрослого:
- обучающие (автодидактические предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные, учебно-предметные дидактические);
- досуговые (интеллектуальные, забавы, развлечения, театральные, празднично-карнавальные, компьютерные), являющиеся эффективным средством усвоения ребенком знаний и социальных норм, которые впоследствии могут им применяться и творчески интерпретироваться в играх первого класса;
- традиционные или народные игры: обрядовые (культовые, семейные, сезонные), тренинговые (интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные) и досуговые (игрища, тихие, забавляющие, развлекающие), способствующие складыванию у ребенка черт менталитета.
Различавшими вслед за С.Л. Новоселовой в дошкольном, а также в младшем школьном возрасте три класса игр уже современными исследователями-педагогами: Н.В. Комаровой, Л.А. Рыбакиной и С.Ф. Фаткуллиной– было уточнено содержание дидактических игр как одного из подвида игровых технологий второй группы – возникающих по инициативе взрослого.
В частности, обозначенный подтип далее дифференцировался ими на игры:
- с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольные печатные (парные картинки, различные виды лото, домино и другие);
- словесные (построены на словах и действиях игроков).
Дидактические онлайн-игры
С развитием мира и появлением компьютерного программирования дидактические настольные печатные игры стали основой для создания интерактивных компьютерных игр: лото, домино, ходилки-бродилки, морской бой, головоломки и др.
Появились онлайн-сервисы, конструкторы для создания интерактивных дидактических игр, которые педагоги широко используют при проектировании занятий для дошкольников.
https://learningapps.org/display?v=p9wu4fbhn19
https://learningapps.org/display?v=p6kscu2ut20
Для создания дидактических компьютерных игр существуют различные онлайн-сервисы:
- Конструктор квестов (kvestodel.ru)
Значение дидактической игры
Игра является ведущим видом деятельности детей в дошкольный период их жизни.
Необходимость знания дидактических принципов и закономерностей обуславливается важностью правильного проектирования и организации дидактической игры.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
- дидактическая задача;
- игровая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат (подведение итогов).
А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал:
«Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только
формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы
общему развитию ребенка».
Источники
Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения /В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1996
Логинова, В. И. Дошкольная педагогика / В. И. Логинова. - М. :Просвещение, 1988
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. Г. И. Пидкасистого. - М.: Академия, 1995
Эльконин, Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2005