Дискуссия как средство развития коммуникативных компетенций учащихся.
Дискуссия как средство развития коммуникативных компетенций учащихся
Работая с подростками, можно убедиться в том, как важно для них высказать свое мнение и быть услышанными. Именно поэтому, на мой взгляд, необходимо использовать элементы дискуссии на уроках гуманитарного цикла.
Несмотря на все усиливающуюся цифровизацию образования, не менее важной остается роль обсуждения, устной коммуникации на уроке. Именно живого общения с детьми нам, педагогам, так не хватало в период дистанта.
В процессе обсуждения, обмена мнениями, организованной дискуссии дети учатся преодолевать страх публичного выступления, точно формулировать свои мысли, критически мыслить, развивают умение слушать друг друга, оценивать себя и собеседника, искать пути анализа текста, работать в команде и соблюдать тайминг.
Эти умения входят в понятие так называемых soft skills – гибких надпрофессиональных навыков, которые прежде всего помогают взаимодействовать с другими людьми: слушать, говорить и договариваться. Недаром еще древнегреческий философ Сократ говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел». В современном мире статичные знания быстро теряют свою актуальность, нужно быть готовым к изменениям и постоянному обучению.
Организованная дискуссия помогает постепенно вовлечь учеников в обсуждение, развивая при этом коммуникативные компетенции. Дискуссия в рамках урока приближает учебную обстановку к реальному общению, а значит, готовит учащихся к живой, часто спонтанной коммуникации.
Существует несколько форматов проведения учебной дискуссии. Ниже представлены те, которые использую в своей работе я. Чаще всего дискуссию я провожу на уроках литературы – как в процессе анализа текста, так и на итоговых уроках после изучения произведения. Такая форма работы позволяет оценить знание текста учениками, развивает их творческие способности, помогает резюмировать и закрепить изученный материал. Формат дискуссии зависит от выбранной темы, возраста учеников и уровня сплоченности коллектива и не ограничивается только старшими классами.
Учитель при такой организации работы выполняет сразу несколько ролей:
- это ведущий и «двигатель» дискуссии (направляющий обсуждение, помогающий скорректировать ответы учеников)
- тьютор, находящий сильные стороны и помогающий детям развивать их (очень важно отметить то, что получается у ребенка)
- психолог, отвечающий за эмоциональный настрой и атмосферу занятия (сразу отмечу, что наиболее важной мне кажется роль психолога, потому что без доверительной атмосферы и положительного настроя на урок организовать обсуждение не получится)
Предлагаю вашему вниманию алгоритм организации дискуссии, который я наметила для себя:
Вот перечень правил дискуссии, который мы составили вместе с семиклассниками:
Поначалу приходится достаточно строго контролировать ведение обсуждения, но постепенно ребята привыкают к такой форме работы, сами проверяют выполнение всеми правил.
Работа в формате дискуссии помогает в деятельности учителя:
- Помогает выявить одаренных учащихся, которые смогут принять участие в олимпиадах по предметам гуманитарного цикла
- Развивает творческие способности учащихся и коммуникативные навыки
- Помогает в подготовке учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе и к итоговому сочинению в 11 классе
Легоцкая Вера Сергеевна
Просвирнина Елена Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Просвирнина Елена Николаевна
Тарасова Ирина Викторовна
Просвирнина Елена Николаевна
Галина Владимировна
Просвирнина Елена Николаевна
Красина Лидия Александровна
Просвирнина Елена Николаевна