Статья «Формирование основ экологического образования путем интегрирования образовательных областей по ФГОС»

3
0
Материал опубликован 23 January 2019 в группе
Статья: Формирование основ экологического образования путем интегрирования образовательных областей по ФГОС.

Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств формирования экологического сознания у населения планеты. Большое имеет необходимость непрерывного экологического образования у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Приказ Министерства образования и науки РФ N 1155 от 17.10.2013 г. г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внес изменения в профессиональную деятельность педагогических работников детских садов.

На основе анализа современной литературы нами изучается способы комплексного решения задач по формированию экологического образования по средствам социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития детей в воспитательно-образовательном процессе по ФГОС ДО.

Экологическое образование является равнодействующей всех сторон воспитания: умственного, нравственного, патриотического, эстетического, трудового, физического. Получив необходимую сумму знаний в процессе обучения, дети не всегда реализует свои потенциальные возможности в реальной жизни.

Работа по экологическому образованию предусматривает следующие виды деятельности: наблюдение, благодаря которому дети наблюдают за животными, растениями, сезонными явлениями природы. Это помогает понять закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояния от сезонно-меняющихся факторов внешней среды.

Также важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Осознавая важность использования регионального компонента, я определила направление своей работы как – развитие речи детей в процессе ознакомления с природой. Основной целью работы по экологическому образованию я вижу совершенствование всех сторон речи в процессе ознакомления детей с природой.

Особое внимание уделяется занятиям комплексного, обобщающего и углублённо - познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. Наибольшее значение имеет построение беседы воспитателя с детьми; необходима четкая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.

Главной целью педагогического процесса является: дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами.

Экологическое образование тесно связаны с различными разделами работы, включенными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, при чтении произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание экологического образования, способствует формированию ассоциативных связей, образных представлений, развитию мышления, воображения. Более того, это способствует углублению психологической подготовки детей к школе в направлении предпосылок к успешному овладению деятельностью учения за счет развития образны представлений.

На основе собственного опыта и экспериментальной работы ребенок наглядно убеждается в потребностях живых организмов. Например, дети узнают о том, что влага - источник питания, она поддерживает растения в определенном жизненно активном состоянии. Работая на детских огородах, дети начинают понимать зависимость организма от среды, последовательность роста и развития животных и растений (появление всходов, первых листочков, цветение, плодоношение). В процессе труда устанавливают закономерности существующие в жизни природы: человек, зная потребности живых организмов, может влиять на их рост и развитие, т. е. они узнают о роли человека в управлении природой. Кроме того, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, (лопатой, граблями, тяпкой, лейкой) усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований, имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.

Обязательным условием экологического образования является вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений и уходу за животными, предоставление им возможности наблюдения за их ростом, развитием, за различными проявлениями в благоприятных условиях.

Для более эффективного экологического образования детей дошкольного возраста необходимо привлекать родителей. Во взаимодействие с семьёй по экологическому образованию воспитателем используются и реализуются наглядные, словесные, смешанные формы работы. Словесные методы и формы - беседа, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями. Наглядные - оформление стендов, день открытых дверей, оформление выставок детских работ, рекомендации для родителей и т.д. Смешанные формы (комбинированные) - день открытых дверей, родительские собрания, конференции.

Таким образом, интеграция образовательных областей в работе по формированию экологического образования, позволяет сформировать у детей навыки, умения и более полное восприятие мира в целом. Подобное объединение видов деятельности позволяет добиться повышения у детей уровня ответственности по отношению к своему здоровью, обеспечивает более глубокое познание природы, воспитывает, формирование общей культуры, развитие качеств и формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.

Список используемой литературы:

Адеева, Д. Б. Нормативное обеспечение ФГОС дошкольного образования // Дошкольная педагогика. - 2014 .— № 10 .- С. 19-22.

Кобзарь О.И. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы / под общ. ред. О.И Кобзарь, Т.В. Хахалкина // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции.- Томск: - 2006 г. - 234 c.

Микляева Н. В. Методы интеграции в развитии языковой, коммуникативной и художественны способностей детей дошкольного возраста// Современный детский сад. – 2015. - №8

Смирнова В.В. Тропинка в природу / В.В.Смирнова, Н.И.Балуева, Г.М Парфёнова.// Экологическое образование в детском саду.- Санкт – Петербург: Изд. РГПУ им. Герцена. Изд. «Союз» - 2001.

Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет. – 2013 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации