Интерактивное комплексное занятие в подготовительной группе по теме: «Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений»
Интерактивное комплексное занятие в подготовительной группе по теме:
Ход занятия
Организационный момент.
Итак, ребята мы продолжаем с вами путешествие по большой и интересной стране в которой живут звуки и буквы. Мы уже много с вами изучили букв и звуков. Чем же отличаются звуки от букв?
Дети: Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем и видим.
Логопед: Молодцы ребята.
Интерактивная игра «Леля и ящерица».
Послушайте одну небольшую историю. В одном маленьком городе жила маленькая девочка Лёля. Однажды Лёля рассыпала бабушкину шкатулочку с волшебными бусинками-буковками. Чтобы собрать эти бусины, Лёле нужно выучить все буквы алфавита.
Буквы все от А до Я –
Это дружная семья.
Чтобы лад был в той семье,
Их запомнить нужно все.
Лёля сидела за столом и перебирала нитку с бусинами. Осталась всего лишь одна, последняя, но где же ее искать. Лёля печально посмотрела в окно. В саду на скамейке грелась в солнечных лучах ящерица. Она хитро посмотрела на Лёлю и махнула хвостиком. И вдруг Лёля заметила на хвосте у ящерицы бусину. Вот она, последняя бусина! Лёля выбежала в сад и попросила ящерицу отдать ей бусину.
-Я тебе подарю бусину, но только если ты отгадаешь загадку.
Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке,
А за хвост ее поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. Кто это ребята?
Дети: Ящерица
- Ой, так это же загадка про тебя, про ящерицу!
- Конечно про меня, - довольно улыбнулась ящерица и протянула бусину Лёле.
- Вот смотри, Лёля, это буква «Я». Всем известно, буква Я
Самая последняя.
В конце скромненько стоит,
Завершает алфавит.
«Я»- легко писать друзья,
Потому что я - как бродяга с рюкзаком,
Что путешествует пешком.
Ссылку на игру: https://learningapps.org/watch?v=phzfsj4w522
Логопед: Посмотрите на доску с какой буквой мы сегодня будем знакомиться?
Дети: С буквой Я.
Логопед: Буква Я самая большая хвастунишка. Только и повторяет Я-Я-Я.
Буква «я» – гласная буква.
Звук «я» [йа] – имеет двойной звук. Вот послушайте слова: йаблоко, йакорь, йащик. Что слышите? (В начале слова два звука ЙА.) Верно, нет звука Я, есть только буква Я, которая обозначает два звука.
Основная часть. Слова с буквой Я.
Интерактивная игра «Леля на яхте».
Логопед: Леля решила покататься на яхте. Посмотрите на эти яхты, что заметили? (На первой я – в начале схемы, на второй – в середине, на третьей – в конце.) Помогите Леле определить, какая картинка к какой схеме относится.
Ссылку на игру: https://learningapps.org/watch?v=padz4siqa22
Логопед: Лёля с вашей помощью попала на другой берег. Хотите отдохнуть? Тогда разучим вместе с Лёлей артикуляционную гимнастику.
3. Чтение слогов.
Язычок наш тоже хочет приготовиться к занятию.
Расслабиться -- пя- пя- пя- пя.
Причесаться – «причёсываем язычок».
Посмотрел на себя с одной стороны, с другой стороны – упр. «Часики».
Вот теперь и он готов к занятию.
Интерактивная игра «Слоговые домики».
Логопед: А на другом берегу Лёля на опушке увидела стоит Избушка не простая, а слоговая. Прочитайте слоги, а потом соедините с домиком. Если звук мягкий – с зеленым домиком, если твердый – с синим.
Давайте вместе прочитаем слоги «ЛА-ЛЯ», «МА-МЯ», «НА-НЯ»….Одинаково ли звучат согласные?
Дети: Нет.
Логопед: Правильно, звучание согласной зависит от того, какая гласная написана после неё: если А, то согласная звучит твёрдо, если Я – то мягко.
Мягкие согласные будем обозначать в схеме слова зелёным квадратом.
Как обозначаются в схеме слова твёрдые согласные?
Дети: Синим квадратом.
Ссылку на игру: https://learningapps.org/watch?v=pbceusyqk22
Чтение и фонетический разбор слов.
Интерактивная игра «Разбери слово».
Логопед: Помогите Лёле прочитать слова. Прочитаем вместе слово «МАЛ».
Какой первый звук, второй, третий?
Дети: Первый - твёрдый согласный, второй - гласный, третий – тоже твёрдый согласный.
Прочитаем вместе слово «МЯЛ».
Какой первый звук, второй, третий?
Дети: Первый - мягкий согласный, второй - гласный, третий – тоже твёрдый согласный.
Логопед: А теперь выложите звуковую схему слова.
Ссылку на игру: https://learningapps.org/watch?v=pi2168mwn22
Учимся читать и составлять предложение в виде схемы.
Интерактивная игра «Найди схему предложения».
Логопед: Помогите Лёле разобрать предложение. Прочитаем предложение. ЛЁЛЯ НА ЯХТЕ.
Какая схема подойдет? Найдите.
Сколько получилось прямоугольников?
Дети: 3.
Логопед: Почему?
Дети: Потому что в предложении 3 слова.
Логопед: Какое первое слово? Второе? Третье?
Дети: Первое – Леля, второе – на, третье – яхте.
Логопед:: Ребята, а почему наша схема начинается с верхней палочки? (Ответы детей)
Логопед: Верно, потому что предложения начинаются с большой буквы.
Ссылку на игру: https://learningapps.org/watch?v=pmpu66pf322
Учимся выделять и читать слова с буквой Я из рассказа.
Интерактивная игра «Маленькая ящерица».
Логопед: Послушайте рассказ, который придумала Лёля.
В саду, под небольшой яблонькой жила маленькая ящерица. Она очень любила греться на солнышке, а еще она очень любила играть. У нее была любимая игрушка – небольшая яхта. Ящерица пускала игрушечную яхту по ручейку, который бежал рядом с яблонькой, а сама бежала рядом и следила, чтобы якорь не зацепился за траву или камешки на дне ручейка. После игры ящерица возвращалась домой и обедала. На обед у нее всегда были яблоки и лесные ягоды.
В каких словах спряталась буква Я?
Буква Я спряталась в словах: ЯЩЕРИЦА, ЯБЛОНЬКА, ЯХТА, ЯКОРЬ, ЯБЛОКИ, ЯГОДЫ.
Прочитайте слова.
Ссылку на игру: https://learningapps.org/watch?v=phq5t2ae522
Заключительная часть.
Рефлексия: Кто к нам приходил в гости? С какой буквой мы сегодня с вами познакомились? (Я) Она какая? (Гласная) Каким цветом обозначается? (Красным)Звук Я какой? (двойной) Произнесите их. (Й-А) Ребята, а кто по вашему мнению на занятиях был самым активным? (Ответы детей) Молодцы ребята!
На этом история, которая произошла с Лёлей заканчивается.
Потамошнева Наталья Алексеевна