Использование нетрадиционных приемов массажа кистей рук в логопедической работе с детьми с особыми образовательными потребностями

6
0
Материал опубликован 31 January в группе

Использование нетрадиционных приемов массажа

кистей рук в логопедической работе с детьми

с особыми образовательными потребностями


t1738348435aa.gift1738348435ab.gif


















Пояснительная записка к ресурсу


1

Автор (ФИО)

Воробьева Ирина Александровна

2

Учреждение

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Пермского края «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г. Перми

Сокращенное наименование: ГКУСО ПК ЦПД г. Перми

Электронный адрес: gcon125@mail.ru

3

Должность

Учитель-логопед отделения для детей младшего возраста, в том числе с ОВЗ №4

4

Название ресурса

«Использование нетрадиционных приемов массажа кистей рук

в логопедической работе с детьми с особыми образовательными потребностями»


5

Вид ресурса

Статья

6

Цель и задачи

Цель:

Развитие мелкой моторики пальцев рук детей с ограниченными возможностями здоровья.


Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания основных цветов и счет.

Развивающие:

- развивать сенсорные способности;

- развивать координацию движений;

- развивать творческое воображение.

Воспитательные:

- сформировать навыки сотрудничества;

- воспитывать самостоятельность в работе.


7

Описание ресурса

Статья «Использование нетрадиционных приемов массажа кистей рук в логопедической работе с детьми с особыми образовательными потребностями» с картотекой.


8

Аннотация

Детям с ОВЗ необходимы особые условия и сопровождение не только в учебном процессе, но и в повседневной жизни. Эти дети нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями.

Для развития и социализации детей с ОВЗ необходимо создать особые условия и сопровождение.

Дети с ОВЗ часто имеют недостаточно развитую мелкую моторику рук. Дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать. Им сложно работать с мелкими деталями конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Возможности освоения мира детьми оказываются обедненными.

9

Ключевые слова

Дети с ограниченными возможностями здоровья, развитие, адаптация, мелкая моторика, игра.

10

Источники информации, изученные перед составлением презентации

1. НАДПО - Национальная академия дополнительного профессионального образования, г.Москва

https://nadpo.ru/academy/blog/osobennosti-detey-s-ovz/

2. Н.Рыбакова - Публикация «Использование дидактических игр из бросового материала» https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-didakticheskih-igr-iz-brosovogo-materiala.html

3. Н.А. Панасовская – «Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи»

https://www.pedopyt.ru/categories/5/articles/1404

4. И. Ефименко – «Использование приёмов самомассажа для развития мелкой моторики рук»

https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-priyomov-samomasazha-dlja-razvitija-melkoi-motoriki-ruk.html

13

Иллюстрация

Фотоколлаж из личных фотографий




Использование дидактических игр из бросового материала

в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети с различными отклонениями в физическом, психическом или сенсорном развитии. Эти отклонения мешают детям полноценно жить, учиться и адаптироваться в обществе.

Детям с ОВЗ необходимы особые условия и сопровождение не только в учебном процессе, но и в повседневной жизни. Эти дети нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями.

Для развития и социализации детей с ОВЗ необходимо создать особые условия и сопровождение.

Специальные условия - это такие условия обучения и воспитания, которые учитывают особенности детей, способствуют компенсации и коррекции их нарушений.

Специальные условия:

- адаптация образовательной программы, т.е. сокращение объема материала, изменение требований к оценке и т.д.;

- адаптация обучающих методов и форм - использование наглядных пособий, игр, индивидуальной или групповой работы и т.д.;

- адаптация учебной среды - обеспечение доступности помещений, мебели, учет освещения, шума и т.д.


Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, их интересы, способности и, обязательно, желания. Нужно стимулировать сильные стороны и поддерживать самооценку и самоуважение. Также необходимо создавать для детей положительную атмосферу и в семье, и в коллективе, где ребенок будет чувствовать себя принятым, нужным, любимым.

Игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Игра является средством, с помощью которого можно сформировать у детей умения различать цвета и т.д.

Дети с ОВЗ часто имеют недостаточно развитую мелкую моторику рук. Дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать. Им сложно работать с мелкими деталями конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Возможности освоения мира детьми оказываются обедненными.

Использование нетрадиционных методов в логопедической практике представляет особую актуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности традиционных приемов и форм.

Включение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

Разнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей с особыми образовательными потребностями, и повышают эффективность логопедической работы в целом.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.


Пальчики массируем – речь активизируем

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.

Каждый палец руки имеет представительство в коре больших полушарий мозга.

Массаж – это активный метод механического воздействия. Массаж является одним из самых древних лечебных средств.

Самомассаж с использованием нетрадиционных приемов позволяет достичь положительную динамику в коррекционном процессе. Он доступен для выполнения в условиях дошкольного учреждения.

Большим плюсом такого массажа является то, что его можно проводить многократно в течение дня (включение в режимные моменты).

Самомассаж с использованием нетрадиционных приемов вызывает положительные эмоции у дошкольников.

Выполняя игровой самомассаж, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики.

Формирование движений происходит при участии речи – используется стихотворная форма.

Ритм речи способствует развитию координации и произвольной моторики, вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.


Игровой самомассаж бельевыми прищепками

для развития речи и мелкой моторики пальцев рук

Слова

Действия

Мы весёлые прищепки,

Коль поймаем - держим крепко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать!

(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)

Большой пальчик мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)

Указательный поймаем И немного покачаем!

(Ловим указательный палец левой руки и качаем)

 

Средний пальчик мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим средний палец левой руки и качаем)

 

Безымянный мы поймаем

И немного покачаем!

 

(Ловим безымянный палец левой руки и качаем)

И мизинец мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим мизинец левой руки и качаем)

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать!

(Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни

И немного отдохни!

 

(Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)

t1738348435ac.png



Игровой самомассаж пружинками
для развития речи и мелкой моторики пальцев рук

Слова

Действия

Раз, два, три, четыре, пять!

Пружинку будем мы катать!

(Пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями)

Вот нашли большой мы пальчик
Он попрыгает, как зайчик!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

(Надеваем пружинку на большой палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)

Указательный поймаем

И пружинку покатаем.

Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись!

(Надеваем пружинку на указательный палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)

Где ты, наш середнячок,

Ты ложись-ка на бочок!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

(Надеваем пружинку на средний палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)

Кольца любит безымянный.

Покажись-ка, наш желанный!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

(Надеваем пружинку на безымянный палец, любуемся, хвастаемся, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)

Вот наш пальчик маленький

Самый он удаленький!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

(Надеваем пружинку на мизинец, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)

 

(Аналогично выполняем движения с пружинкой в соответствии с текстом на правой руке)

t1738348435ad.gift1738348435ae.png



Игровой самомассаж с использованием коврика «Травка»

для развития речи и мелкой моторики пальцев рук

Слова

Действия

1, 2, 3, 4, 5!

(Загибаем пальчики на обеих руках одновременно)

По травке будем мы шагать!

По травке будем мы шагать!

(Шагают все пальчики обеих рук )

Свои ручки развивать!

(Удары кулачками и ладошками попеременно)

Пальчики потопали,

Потопали, потопали!

(Все пальчики обеих рук "топают« на месте по коврику "Травка"

Ладошками похлопали,

Похлопали, похлопали!

(Обе ладошки хлопают по коврику, не отрывая запястья от стола)

А большой он умный самый -

Потанцуй-ка вместе с нами!

(Большой палец танцует по коврику)

Указательный танцуй -

И старайся не балуй!

(Танцует указательный палец)

Средний пальчик попляши -

Постарайся от души!

(Танцует средний палец)

Безымянный дорогой -

Потанцуй и ты со мной.

(Танцует безымянный палец)

 

И мизинец маленький -

Самый он удаленький!

(Танцует мизинец)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть!

(Загибаем пальчики на обеих руках, (удары кулачками и ладошками)

t1738348435af.png



Игровой самомассаж шишками сосны или кедра

для развития речи и мелкой моторики пальцев рук

Слова

Действия

Мишка по лесу ходил,

Много шишек находил,

Много шишек находил,

Зайке шишку подарил.

(Пальчики шагают по столу)

(Удары кулачки-ладошки поочерёдно)

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем с шишкой мы играть!

(Загибают пальчики на обеих руках)

(Разгибают пальчики на обеих руках)

Будем с шишкой мы играть,

Между ручками катать!

(Прокатывание шишки между ладонями)

В ручку правую возьмём

И сильней её сожмём!

Руку быстро разжимаем,

На столе её катаем.

(Сильно сжимаем шишку в правой руке)

(Прокатываем шишку по столу правой рукой)

В ручку левую возьмём

И сильней её сожмём!

Руку быстро разжимаем,

На столе её катаем.

(Сильно сжимаем шишку в левой руке)

(Прокатываем шишку по столу левой рукой)

Мы закончили катать,

Будем пальцы отдыхать!

(Убираем шишку на край стола)

t1738348435ag.png



Игровой самомассаж бусами
для развития речи и мелкой моторики пальцев рук

Слова

Действия

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.


 Дети перебирают бусы в руках,

считают бусины в прямом

и обратном порядке.

 

 Пальчиками мы перебираем

И бусинки считаем:

1, 2, 3 …


 Дети перебирают бусы в руках,

считают бусины в прямом

и обратном порядке.

t1738348435ah.png



Игровой самомассаж с использованием бигуди

для развития речи и мелкой моторики пальцев рук

Слова

Действия

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он словно печка:

«Пых, пых, пых!»

 

Дети катают бигуди между ладонями вперед – назад,

руки держат перед собой.

Поезд песенку поет:

«Ту-ту-ту-ууууу!»

 

Дети катают бигуди между ладонями вперед – назад,

руки держат перед собой.

 

Улетает самолет в высоту:

«У-у-у-у-у-у-у!»

Дети катают бигуди между ладонями вперед – назад,

Руки направляют вверх над головой.

t1738348435ai.png



Игровой самомассаж мячами
для развития речи и мелкой моторики пальцев рук

Слова

Действия

Мой веселый круглый мяч,

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Щеки круглые не прячь.

 

Надувают щеки.

Я тебя поймаю,

В ручках покатаю.

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

t1738348435aj.png

Игровой самомассаж бытовыми щетками

для развития речи и мелкой моторики пальцев рук

Слова

Действия

Гладила

мама-ежиха

ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями.

Поверхности «иголочек» касаются пальцы и ладони; направления движения - к себе.

t1738348435ak.png




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации