Использование нетрадиционных приемов массажа кистей рук в логопедической работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Использование нетрадиционных приемов массажа
кистей рук в логопедической работе с детьми
с особыми образовательными потребностями
Пояснительная записка к ресурсу
1 | Автор (ФИО) | Воробьева Ирина Александровна |
2 | Учреждение | Государственное казенное учреждение социального обслуживания Пермского края «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г. Перми Сокращенное наименование: ГКУСО ПК ЦПД г. Перми Электронный адрес: gcon125@mail.ru |
3 | Должность | Учитель-логопед отделения для детей младшего возраста, в том числе с ОВЗ №4 |
4 | Название ресурса | «Использование нетрадиционных приемов массажа кистей рук в логопедической работе с детьми с особыми образовательными потребностями» |
5 | Вид ресурса | Статья |
6 | Цель и задачи | Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: Образовательные: - закрепить знания основных цветов и счет. Развивающие: - развивать сенсорные способности; - развивать координацию движений; - развивать творческое воображение. Воспитательные: - сформировать навыки сотрудничества; - воспитывать самостоятельность в работе. |
7 | Описание ресурса | Статья «Использование нетрадиционных приемов массажа кистей рук в логопедической работе с детьми с особыми образовательными потребностями» с картотекой. |
8 | Аннотация | Детям с ОВЗ необходимы особые условия и сопровождение не только в учебном процессе, но и в повседневной жизни. Эти дети нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями. Для развития и социализации детей с ОВЗ необходимо создать особые условия и сопровождение. Дети с ОВЗ часто имеют недостаточно развитую мелкую моторику рук. Дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать. Им сложно работать с мелкими деталями конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. |
9 | Ключевые слова | Дети с ограниченными возможностями здоровья, развитие, адаптация, мелкая моторика, игра. |
10 | Источники информации, изученные перед составлением презентации | 1. НАДПО - Национальная академия дополнительного профессионального образования, г.Москва https://nadpo.ru/academy/blog/osobennosti-detey-s-ovz/ 2. Н.Рыбакова - Публикация «Использование дидактических игр из бросового материала» https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-didakticheskih-igr-iz-brosovogo-materiala.html 3. Н.А. Панасовская – «Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи» https://www.pedopyt.ru/categories/5/articles/1404 4. И. Ефименко – «Использование приёмов самомассажа для развития мелкой моторики рук» |
13 | Иллюстрация | Фотоколлаж из личных фотографий |
Использование дидактических игр из бросового материала
в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети с различными отклонениями в физическом, психическом или сенсорном развитии. Эти отклонения мешают детям полноценно жить, учиться и адаптироваться в обществе.
Детям с ОВЗ необходимы особые условия и сопровождение не только в учебном процессе, но и в повседневной жизни. Эти дети нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями.
Для развития и социализации детей с ОВЗ необходимо создать особые условия и сопровождение.
Специальные условия - это такие условия обучения и воспитания, которые учитывают особенности детей, способствуют компенсации и коррекции их нарушений.
Специальные условия:
- адаптация образовательной программы, т.е. сокращение объема материала, изменение требований к оценке и т.д.;
- адаптация обучающих методов и форм - использование наглядных пособий, игр, индивидуальной или групповой работы и т.д.;
- адаптация учебной среды - обеспечение доступности помещений, мебели, учет освещения, шума и т.д.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, их интересы, способности и, обязательно, желания. Нужно стимулировать сильные стороны и поддерживать самооценку и самоуважение. Также необходимо создавать для детей положительную атмосферу и в семье, и в коллективе, где ребенок будет чувствовать себя принятым, нужным, любимым.
Игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Игра является средством, с помощью которого можно сформировать у детей умения различать цвета и т.д.
Дети с ОВЗ часто имеют недостаточно развитую мелкую моторику рук. Дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать. Им сложно работать с мелкими деталями конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Возможности освоения мира детьми оказываются обедненными.
Использование нетрадиционных методов в логопедической практике представляет особую актуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности традиционных приемов и форм.
Включение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.
Разнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей с особыми образовательными потребностями, и повышают эффективность логопедической работы в целом.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.
Пальчики массируем – речь активизируем
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.
Каждый палец руки имеет представительство в коре больших полушарий мозга.
Массаж – это активный метод механического воздействия. Массаж является одним из самых древних лечебных средств.
Самомассаж с использованием нетрадиционных приемов позволяет достичь положительную динамику в коррекционном процессе. Он доступен для выполнения в условиях дошкольного учреждения.
Большим плюсом такого массажа является то, что его можно проводить многократно в течение дня (включение в режимные моменты).
Самомассаж с использованием нетрадиционных приемов вызывает положительные эмоции у дошкольников.
Выполняя игровой самомассаж, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики.
Формирование движений происходит при участии речи – используется стихотворная форма.
Ритм речи способствует развитию координации и произвольной моторики, вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Игровой самомассаж бельевыми прищепками
для развития речи и мелкой моторики пальцев рук
Слова | Действия |
Мы весёлые прищепки, Коль поймаем - держим крепко! Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! | (Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями) |
Большой пальчик мы поймаем И немного покачаем! | (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой) |
Указательный поймаем И немного покачаем! | (Ловим указательный палец левой руки и качаем)
|
Средний пальчик мы поймаем И немного покачаем! | (Ловим средний палец левой руки и качаем)
|
Безымянный мы поймаем И немного покачаем!
| (Ловим безымянный палец левой руки и качаем) |
И мизинец мы поймаем И немного покачаем! | (Ловим мизинец левой руки и качаем) |
Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! | (Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке) |
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальчики свои встряхни И немного отдохни!
| (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем) |
|
Игровой самомассаж пружинками
для развития речи и мелкой моторики пальцев рук
Слова | Действия |
Раз, два, три, четыре, пять! Пружинку будем мы катать! | (Пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями) |
Вот нашли большой мы пальчик Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на большой палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
Указательный поймаем И пружинку покатаем. Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на указательный палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
Где ты, наш середнячок, Ты ложись-ка на бочок! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на средний палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
Кольца любит безымянный. Покажись-ка, наш желанный! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на безымянный палец, любуемся, хвастаемся, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
Вот наш пальчик маленький Самый он удаленький! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на мизинец, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
| (Аналогично выполняем движения с пружинкой в соответствии с текстом на правой руке) |
|
Игровой самомассаж с использованием коврика «Травка»
для развития речи и мелкой моторики пальцев рук
Слова | Действия |
1, 2, 3, 4, 5! | (Загибаем пальчики на обеих руках одновременно) |
По травке будем мы шагать! По травке будем мы шагать! | (Шагают все пальчики обеих рук ) |
Свои ручки развивать! | (Удары кулачками и ладошками попеременно) |
Пальчики потопали, Потопали, потопали! | (Все пальчики обеих рук "топают« на месте по коврику "Травка" |
Ладошками похлопали, Похлопали, похлопали! | (Обе ладошки хлопают по коврику, не отрывая запястья от стола) |
А большой он умный самый - Потанцуй-ка вместе с нами! | (Большой палец танцует по коврику) |
Указательный танцуй - И старайся не балуй! | (Танцует указательный палец) |
Средний пальчик попляши - Постарайся от души! | (Танцует средний палец) |
Безымянный дорогой - Потанцуй и ты со мной. | (Танцует безымянный палец)
|
И мизинец маленький - Самый он удаленький! | (Танцует мизинец) |
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть! | (Загибаем пальчики на обеих руках, (удары кулачками и ладошками) |
|
Игровой самомассаж шишками сосны или кедра
для развития речи и мелкой моторики пальцев рук
Слова | Действия |
Мишка по лесу ходил, Много шишек находил, Много шишек находил, Зайке шишку подарил. | (Пальчики шагают по столу) (Удары кулачки-ладошки поочерёдно) |
Раз, два, три, четыре, пять! Будем с шишкой мы играть! | (Загибают пальчики на обеих руках) (Разгибают пальчики на обеих руках) |
Будем с шишкой мы играть, Между ручками катать! | (Прокатывание шишки между ладонями) |
В ручку правую возьмём И сильней её сожмём! Руку быстро разжимаем, На столе её катаем. | (Сильно сжимаем шишку в правой руке) (Прокатываем шишку по столу правой рукой) |
В ручку левую возьмём И сильней её сожмём! Руку быстро разжимаем, На столе её катаем. | (Сильно сжимаем шишку в левой руке) (Прокатываем шишку по столу левой рукой) |
Мы закончили катать, Будем пальцы отдыхать! | (Убираем шишку на край стола) |
|
Игровой самомассаж бусами
для развития речи и мелкой моторики пальцев рук
Слова | Действия |
Дома я одна скучала, Бусы мамины достала. Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю. | Дети перебирают бусы в руках, считают бусины в прямом и обратном порядке.
|
Пальчиками мы перебираем И бусинки считаем: 1, 2, 3 … | Дети перебирают бусы в руках, считают бусины в прямом и обратном порядке. |
|
Игровой самомассаж с использованием бигуди
для развития речи и мелкой моторики пальцев рук
Слова | Действия |
Пароход плывет по речке, И пыхтит он словно печка: «Пых, пых, пых!»
| Дети катают бигуди между ладонями вперед – назад, руки держат перед собой. |
Поезд песенку поет: «Ту-ту-ту-ууууу!»
| Дети катают бигуди между ладонями вперед – назад, руки держат перед собой.
|
Улетает самолет в высоту: «У-у-у-у-у-у-у!» | Дети катают бигуди между ладонями вперед – назад, Руки направляют вверх над головой. |
|
Игровой самомассаж мячами
для развития речи и мелкой моторики пальцев рук
Слова | Действия |
Мой веселый круглый мяч, | Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. |
Щеки круглые не прячь.
| Надувают щеки. |
Я тебя поймаю, В ручках покатаю. | Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. |
|
Игровой самомассаж бытовыми щетками
для развития речи и мелкой моторики пальцев рук
Слова | Действия |
Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!» | На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются пальцы и ладони; направления движения - к себе. |
|