Конспект внеклассного занятия тематической прогулки «Осенние изменения в природе»
Конспект проведения тематической прогулки в 1 «А»и «1 Б» классах по теме «Осенние изменения в природе»
Цели: Расширить представления воспитанников о сезонных изменениях в природе с приходом осени, организовать деятельность и подвижные игры на воздухе.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить названия деревьев, растущих на пришкольном участке, умение различать их по характерным признакам (листья, ствол, плоды);
-закрепить знания об осенних изменениях в природе.
Коррекционные:
- активизировать и расширить словарь по теме «Осень»; развивать наблюдательность; развивать игровые умения и навыки; создать условия для организации двигательной активности; развивать эмоциональную сферу воспитанников.
Воспитательные:
- воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе;
- воспитывать любовь к природе, интерес к окружающему миру, любознательность.
Словарь:
осенние листья, осенние месяцы, изменения в природе, перелётные птицы, урожай, погода, насекомые, животные, плоды, листопад, каштан, берёза, клён, платан, липа, плоды, салют.
Оборудование:
наборное полотно, таблички с речевым материалом; солнышко из картона, зонт (для игры «Солнце и дождь»), 2 ведерка (для игры «Попади в цель»), обруч, шапочки-маски кота и птиц (для игры «Кот и воробушки», пакеты для сбора природного материала, корзинка с осенними листьями и яблоками.
Ход прогулки:
- Фонетическая зарядка (дежурный звук «С»)
А-О-У-И-Ы-Э
с-с-с-с-с (сдуваем листочки с ладошки)
са-са-са -осень-краса
су-су-су- листопад в лесу
си-си-си- дождик моросит
Как дождь моросит? Попрыгаем на одной ножке(попеременно правая и левая, с ускорением темпа):Кап. Кап. Кап. Кап.
Кап-кап-кап-кап-кап-кап
Падают листья, дождь моросит
Осень-красавица нас веселит!
- Оргмомент.
Выходит девочка в костюме Осени с корзиной в руке.
Ребята, кто пришёл к нам в гости, узнали? (Дети: Осень. Здравствуй, Осень!) Осень принесла в корзине осенние листья, посмотрите, они все разные! (Листья с различных деревьев, в том числе не растущих на пришкольном участке. Дети рассматривают листья, их цвет, форму.) Выберите себе по два листочка и покружитесь, потанцуйте с Осенью! (Девочка-Осень показывает движения, ребята повторяют).
- Игровая деятельность и наблюдения.
Воспитатель: Ребята, какая сегодня погода? (Ответы детей: погода ясная, солнечная, небо голубое, дует ветер, прохладно). А какая погода чаще бывает осенью? (пасмурная, дождливая, ветреная). Давайте поиграем с нашей гостьей в игру «Солнце и дождь».
Осень поднимает над головой солнышко из картона, дети бегают, играют. Затем солнышко «прячется», а воспитатель раскрывает зонт со словами «Дождь идёт!».Дети быстро бегут под зонт. Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: Ребята, вы заметили, что осенью погода изменилась. А ещё что меняется в природе осенью? (Ответы детей: листья желтеют и опадают, насекомые прячутся, перелётные птицы улетают на юг, животные готовятся к зиме, люди собирают урожай, в лесу много грибов, ягод.) Верно, ребята, молодцы!
Воспитатель: А сейчас соберём плоды каштана, они нам нужны для игры и для поделок. (Дети собирают плоды каштана в пакеты. Во время сбора проводится индивидуальная работа с детьми: закрепление счёта с Максимом, Полиной - считаем каштаны, с Денисом, Ариной - проговариваем действия, с Астемиром, Залиной-рассматриваем коробочку плода каштана, обговариваем её форму.)
Воспитатель: Ребята, вы собрали много каштанов, молодцы, хорошо потрудились! А теперь Осень предлагает проверить вашу ловкость и меткость!
Игра «Попади в цель» (ребята делятся на 2 команды и бросают каштаны в 2 ведерка, соревнуются, кто больше забросит.)
Воспитатель: Хотите ещё играть? Поиграем в игру «Кот и воробьи»!(На траву кладём 2 обруча, внутри обручей рассыпаем каштаны-«зёрнышки».Дети надевают маски воробьёв, один ребенок - маску кота. По сигналу «воробьи» собирают каштаны внутри обручей, «кот» выбегает из-за дерева и ловит птичек. Дети должны быстро выскочить из обруча. Снаружи ловить нельзя.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на деревья. Какого цвета листья? (Ответы детей: жёлтые, коричневые, зелёные). Каких листьев больше: зелёных или жёлтых? Почему? (Ответы детей: жёлтых больше, потому что осень ).Посмотрите, сколько листьев на земле, и в воздухе кружатся листья, падают, это называется ЛИСТОПАД. Назовите, какие деревья растут на пришкольном участке? (Ответы детей: каштан, платан, липа, берёза, клён.)
Осень раздаёт детям листочки деревьев, растущих поблизости, и проводит игру «Найди своё дерево».
Воспитатель: Молодцы, запомнили и нашли деревья верно! Посмотрите, под каким деревом больше всего листьев? (Ответы детей: под клёном!) Давайте соберём букеты из кленовых листьев, они очень красивы! Дети собирают букеты, затем делаем фото на память, устроив «салют» из листьев.
- Итог прогулки.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы делали на прогулке? (Ответы детей: говорили об осени, называли осенние изменения в природе, играли, собирали каштаны и листья.) Вы все молодцы, хорошо говорили речью, дружно играли и трудились.
- Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка? Перед вами на пеньке волшебные листочки (осенние листья из картона с изображением смайликов-эмоций), выберите себе по одному листочку, чтобы показать своё настроение. (Дети выбирают).
Осень, а тебе понравилось у нас? (Ответ Осени: да, очень понравилось, и у меня для ребят есть в корзинке сюрприз! ) Осень дарит ребятам яблоки и груши, затем прощается.
В оставшееся время организуется самостоятельная игровая деятельность (игры с мячом, прыжки на скакалке, рисование мелками на асфальте).
Пролубщикова Наталья Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна