Методы и формы организации самостоятельной работы детей старшего дошкольного возраста

5
0
Материал опубликован 17 April 2021 в группе


«Методы и формы организации самостоятельной работы детей старшего дошкольного возраста»

Самостоятельная деятельность — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.


По определению А.И. Зимней самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

В соответствии с положениями теории личностно развивающего образования, педагоги должны стремиться к развитию у детей старшего дошкольного возраста мышления, познавательных интересов, умений самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, а также самостоятельно решать не только учебные, но и возникающие жизненные ситуации.

Задача по формированию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, как ключевого элемента учебной деятельности, и как одной из основных функций личности в современных условиях, имеет важное значение в рамках образовательного учреждения.

При организации самостоятельной работы детей, я учитываю их возрастные особенности, определяю ведущую деятельность и вырабатываю формы взаимодействия. Процесс формирования навыков самостоятельной деятельности идет постепенно, от простого к сложному, усложняясь на каждом уровне обучения.

В первую очередь я работаю над формированием навыков самостоятельности. Ведущая деятельность воспитанников – активность, быстродействие, мотивация к учебной, игровой деятельности, а формы взаимодействия между мной и ребенком – опека, перерастающая в наставничество. Познавательно-самостоятельная деятельность воспитанников носит воспроизводящий характер, когда ребенок самостоятельно, без моей помощи должен уметь выполнить графические задания, подобрать необходимые картинки, заучить наизусть стих, ответить на вопросы, направленные на простое воспроизведение полученных знаний. Воспитанники приобретают необходимые умения и навыки в соответствии с их возрастными особенностями.

Благодаря самостоятельной деятельности можно обозначить следующие задачи:

  • обучение ребенка элементарным навыкам и умениям исследовательской работы;
  • более глубокое освоение материала за счет того, что ребенок будет осваивать новую информацию практическим путем.

В современных условиях роль самостоятельной работы детей, позволяет развить творческую составляющую и сформировать навыки по самостоятельному получению новых знаний, что особенно актуально с учетом компьютеризации.

Самостоятельной работа в теоретическом плане имеет три направления деятельности:

  • организационно-техническая;
  • познавательная;
  • практическая.

Существует система методов самостоятельного обучения:

  • домашние задания;
  • самостоятельные работы;
  • организация практических работ;

Значительное внимание сейчас уделяется и проработке вопросов по включению самостоятельной работы в различные этапы занятия:

  • во время сообщения педагогом нового материала;
  • самостоятельное изучение нового материала детьми;
  • при повторении ранее изученного материала;
  • при закреплении знаний, навыков и умений;
  • во время текущей проверки знаний;
  • при организации практической работы.

Можно выделить несколько форм самостоятельных работ:

  • Самостоятельная работа по образцу.

Работы данного типа предполагают выполнение задания детьми на основе предложенного образца или инструкции, в результате уровень познавательной активности и самостоятельности ребенка остается в рамках воспроизводящей деятельности. Примерами таких заданий может быть работа в рабочих тетрадях, выполнение графических заданий или работа в прописях.

Вне зависимости от содержания работы общим для них является тот факт, что все данные для получения нужного результата, , представляются в готовом виде. В итоге уровень познавательной самостоятельности в деятельности детей старшего дошкольного возраста при выполнении таких заданий заключается в узнавании, запоминании, и текстуальном воспроизведении.

Это означает, что такие действия нельзя назвать подлинно самостоятельными, ведь их выполнение осуществляется по образцу. Деятельность при таком виде работы элементарна и предполагает только повторение задания, предложенного педагогом.

В то же время самостоятельные работы по образцу содействуют накоплению ребенком опорных фактов и способов деятельности, а также их прочному закреплению, в результате чего создаются условия для перехода ребенка к выполнению более трудных заданий.

  • Реконструктивные самостоятельные работы.

Данный вид работы предполагает выполнение детьми интеллектуальных и практических действий в плане реконструирования и преобразования из личного опыта решения задач. Благодаря уже имеющимся знаниям и опыту решению задач по образцу ребенок уже может самостоятельно осмыслить структуру изучаемого материала, дать описание действий, проанализировать и предвосхитить возможный результат этих действий.

Особенность данного типа работы заключается в том, что в самом задании сообщается общая идея решения, однако воспитанникам требуется ее развить в конкретный способ решения в соответствии с условиями задания. При выполнении таких заданий в деятельности детей наблюдается изменение, перестройка мыслей в форме развития готовой идеи решения в конкретный способ деятельности.

Самостоятельные работы реконструктивного типа предполагают проведение анализа на основе описания явления, объекта или события, поиск возможных путей решения и определение наиболее верного способа решения.

Данный тип самостоятельной работы может применяться в различных звеньях учебного процесса. При этом особое место отводится иллюстративным и практическим работам, при выполнении которых дети самостоятельно определяют, какие правила нужно применить.

В итоге самостоятельные работы по реконструктивному типу у детей, по сравнению с самостоятельными работами по образцу, выявляется более высокий уровень воспроизводящей деятельности.

  • Вариативные самостоятельные работы.

Постепенное накопление ребенком опыта воспроизводящей самостоятельной деятельности обеспечивает переход от воспроизводящей к познавательной и практической деятельности. В ходе этого процесса формируются умения отбирать необходимые способы и приемы деятельности для решения возникающих задач.

Самостоятельные работы данного типа включают в себя познавательные логические задачи, которые требуют от детей проведение анализа незнакомой ему проблемной ситуации с получением в дальнейшем необходимой новой информации. Для решения таких задач ребенок применяет уже имеющийся у него объем знаний, использует эти знания в новой ситуации, в результате чего его познавательная деятельность приобретает преобразующую роль.

Самостоятельная работа в таких задачах проявляется в том, что дети осуществляют поиск познавательно-логического либо экспериментально-практического характера. Ребенок использует различные знания, события, в результате чего определяет между ними сходство, различие, а также классифицирует их по признакам и устанавливает причинно-следственные связи.

При выполнении практических самостоятельных работ экспериментального характера за счет эксперимента, в рамках проектной деятельности, дети могут подтвердить свои знания.

В этих ситуациях деятельность обучающегося уже выходит за пределы репродуктивного мышления и приобретает продуктивный характер, так как в процессе решения задачи ребенок получает новую информацию.

В рамках вариативной самостоятельной работы познавательные и практические действия совершаются в ходе преобразующего воспроизведения уже известных знаний и образцов решения задач. Это способствует углублению знаний, расширению сферы их применения. К тому же знания становятся более вариативными, действенными, а мышление ребенка, которое выражается в его собственных дедуктивных выводах, достигает уровня продуктивной деятельности.

Регулярное выполнение упражнений данного типа позволяет ребенку логически рассуждать для выявления связей между объектами и явлениями, а это уже способствует развитию его мыслительных и творческих способностей.

         Таким образом, основные принципы самостоятельно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста – это преемственность и результативность.

Результативность самостоятельной работы – это формирование компетентного, способного к самостоятельной, активной умственной деятельности выпускника детского сада, обладающего нестандартным логическим мышлением, сознающего собственную самоценность, умеющего видеть проблему, осуществлять выбор, способным планировать свои цели и принимать решения.

Самостоятельная работа должны быть направлена на формирование компетенций и иметь проблемный характер, что требует от педагога постоянного поиска новых форм и методов. Кроме того, эффективное и активное самообучение детей возможно только при наличии серьёзной и повседневной мотивации.

Организация образовательного процесса должна позволить ребенку стать субъектом самостоятельной познавательной деятельности, педагогу – активным руководителем учебного процесса.

       Список литературы

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа до- школьного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА‐СИНТЕЗ, 2014.
  2. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1995, 88 с.
  3. Кларина Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников. // Сб. Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб., 1999,
  4. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 1984. 64 с.
  5. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. – Л.ЛГПИ, 1986. – 79 с.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации