Молодёжь на рынке труда: проблемы и пути решения
"Молодёжь на рынке труда, проблемы и пути решения".
Статья посвящена проблемам занятости несовершеннолетних на рынке труда на примере нашего города. Актуальность данной статьи связана с тем, что тема трудоустройства несовершеннолетних в нашем городе и во многих других небольших городах Российской Федерации является проблемой социально-экономического характера. Право на труд несовершеннолетних часто нарушается при трудоустройстве на работу (нет профессии, стажа работы, нежелание работодателя «связываться» с несовершеннолетними), поэтому молодежь является наиболее уязвимой категорией населения в плане решения своего трудоустройства. В статье представлен анализ результатов социологического опроса, направленного на определение информированности учащихся о законной процедуре трудоустройства.
Опрос проводился среди обучающихся МБОУ Школы №13. В опросе приняли участие 153 подростка: 8 классы-55 человек; 9 классы-33 человека;10 классы-22 человека;11 класс-43 человека. (Приложение №1)
Первый вопрос анкетирования проверял знания подростков о допустимом возрасте для приема на работу, 70 % опрошенных указали верный ответ.
Второй вопрос подразумевал несколько вариантов ответов, необходимо было указать список трудовой деятельности, на которой запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет. Результаты получились следующие: 49 обучающихся ответили, что подросткам запрещено работать там, где используется опасный физический труд (шахты, заводы, фабрики, работа грузчиком); 17 человек ответили, что подростки не смогут устроится на работу, где требуется высшее специальное образование, 45 обучающихся ответили, что труд несовершеннолетних запрещен при работе с алкоголем и 8 человек упомянули о запрете работы, вредящей нравственному развитию. (Приложение №2). Эти цифры наглядно говорят о недостаточной информированности обучающихся о запрещенном труде, что может привести к тому, что в любой момент несовершеннолетних могут привлечь к незаконному труду.
Третий вопрос проверял знания обучающихся о необходимых документах при трудоустройстве. 91 обучающихся знают о том, что при оформлении трудоустройства подростков необходимо предъявление паспорта, 87 человек информированы о том, что с собой необходимо иметь согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) или (и)письменное согласие органов опеки и попечительства (для лиц, не достигших 16 лет),63 школьника знают о том, что необходим СНИЛС при трудоустройстве и лишь 49 человека обозначили, что нужна медицинская справка о состоянии здоровья. При этом, довольно большое количество обучающихся (44 человека) считают, что при
трудоустройстве необходимо предъявление согласия одного из родителей для лиц, достигших 16 лет, но это не обязательное условие. 12 человек уверены в том, что при оформлении на работу нужно иметь с собой свидетельство о рождении, но при трудоустройстве необходимости в этом документе нет.
Таким образом если анализировать статистику в целом, то из 153 опрошенных только 7 обучающихся указали верно все документы, которые необходимы при трудоустройстве на работу.
Анализ данных четвертого вопроса позволили сделать вывод о том, что из 153 обучающихся нашей школы только 37 человек трудоустраивались на летние каникулы из них 23 работали неофициально.
В пятом вопросе необходимо было указать откуда учащийся узнал о летней занятости подростков, получись следующие данные: 83 человека узнали об этом из интернета, 39 от друзей, 37 от родителей, 11 из ТК РФ, 9 в школе и 7 указали свой вариант. (Приложение №3).
В шестом вопросе подростки описывали с какими сложностями они столкнулись при трудоустройстве (можно было выбрать несколько вариантов): ограниченный выбор вакансий-16 человек; низкая заработная плата-14; сложности с оформление необходимых документов-11; неудобный график работы-4; отсутствие опыта и необходимых знаний-12; несоответствие условий труда-2. (Приложение №4)
Таким образом можно сделать вывод, что из 153 обучающихся МБОУ Школы № 13 только 37 человек когда-либо трудоустраивались. Предпочтение в поиске вакансий было отдано информационной сети-интернет. При трудоустройстве подростки столкнулись со следующими проблемами: скудный рынок труда для несовершеннолетних, сложности с оформлением необходимых документов при приеме на работу и отсутствие опыта.
Для решения первой проблемы в нашем городе существуют фирмы, которые официально занимаются поиском работы для несовершеннолетних. Например, Молодежная биржа труда. Данная организация предоставляет список вакансий, с которым может ознакомиться подросток. Основными видами работ для трудоустройства несовершеннолетних граждан являются: уборка, благоустройство и озеленение территорий, подсобные работы на производственных предприятиях, ремонтные работы, торговля, работа курьера и пр.
Занятость подростков организуется в течение всего календарного года, но большая часть подростков, обращаются к ним именно в период летних каникул.
На первый взгляд список вакансий может показаться скромным, но ввиду отсутствия стажа и квалификации у несовершеннолетних, эта возможность трудоустройства может стать неплохим подспорьем для накопления трудового опыта.
Следующая проблема, выявленная при трудоустройстве подростков: сложности с оформлением документов. Объясняется это тем, что как правило подросток устраивается на первую свою работу и не всегда представляет, какие документы может запросить у него работодатель, однако это проблема, достаточно легко решаемая, часть документов можно подготовить заранее (например, оформить ИНН через налоговую) или обратиться за консультацией к сведущим организациям. (Молодежная биржа труда, центр занятости, отдел кадров).
Многие подростки в ходе опроса отмечали, что в нашем небольшом городе ограниченное количество вакансий и речь идет не только о численности рабочих мест, но и о их разнообразии. Выходом из этой ситуации может стать анализ рынка труда, связанный с удаленной работой.
Из всего вышеизложенного следует, что проблема занятости подростков в большей мере носит социальный характер. Речь идёт не просто о том, чтобы дети могли заработать деньги на карманные расходы, а о формировании у них положительного отношения к труду. От того, каким будет первый опыт трудовой деятельности у несовершеннолетних, зависит их дальнейшая мотивация к трудовой деятельности и к повышению уровня своего образования. Всё это и обуславливает необходимость особого подхода к организации занятости несовершеннолетних. Большую роль играет вторичная (временная) занятость подростков (на время каникул), так как несовершеннолетние являются учащимися общеобразовательных школ или иных учебных заведений и постоянно работать они не могут.
При этом порядок оформления в штат работника младше 18 лет отличается от общего порядка трудоустройства других граждан.
Среди обязательных мер, предпринимаемых нанимателем при оформлении трудовых отношений с подростками, числятся:
Прием на работу без требования по осуществлению трудовой деятельности на условиях испытательного срока.
Создание особых условий труда, которые направлены на сохранение физического и психического здоровья несовершеннолетнего сотрудника.
Запрос письменного разрешения на выполнение несовершеннолетними лицами работ от органов опеки и попечительства (если кандидату на должность не исполнилось 16 лет).
Отправка несовершеннолетнего в медицинское учреждение для прохождения медосмотра, по результатам которого будет понятно, позволяет здоровье ребенка осуществлять трудовую деятельность, или нет.
После детального изучения вопросов о проблемах трудоустройства подростков, можно составить рекомендации, которые позволят минимизировать риски получения негативного опыта при первом приеме на работу.
Внимательно ознакомиться с нормативными документами, регулирующими вопросы трудоустройства несовершеннолетних
По возможности, устраиваться на работу официально, заключив трудовой договор.
Не откладывать оформление документов необходимых при приеме на работу на последний момент, так как изготовление некоторых справок требует временных затрат.
При поиске работы обратиться за консультацией к ведущим организациям (Молодежная биржа труда, центр занятости нашего города)
Приложение.
№1
№2
№3
№4