Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения.
Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения.
Мотивация играет большую роль в достижении успеха обучающихся и оказывает существенное влияние на все стороны формирования личности.
Проблема формирования мотивации на обучение в школьном возрасте – одна из центральных. Актуальность проблемы обусловлена, прежде всего, значимостью эффективного обучения детей в современном обществе, формированию активной жизненной позиции, развитию рефлексии и самопознания. Следовательно, мотивация - один из основных факторов, влияющих на обучение и успешность обучающихся.
«Мотивация» и «обучение» - взаимосвязанные процессы, ведь обучение возможно только при наличии мотивации.
Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотив (лат. moveo - двигаю) – это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.
Проще говоря, мотивация – это психологический толчок, который побуждает человека добиваться поставленных целей.
Обучение представляет собой не пассивное получение готовых знаний, а активный процесс, только благодаря мотивации.
В рамках традиционной, описательной и разъяснительной структуры обучения возможности развития когнитивной стимуляции весьма ограничены. Традиционная образовательная технология служит, прежде всего, мотиватором измерения учебных знаний и не уделяет достаточного внимания структуре учебной мотивации с учетом возраста, индивидуально-типологических и гендерных особенностей учащихся. Ориентация на личностно-ориентированное обучение – это уникальная, целостная личность развивающегося человека. Обучение, как индивидуальная деятельность, основывается на внутренней мотивации и полноценном взаимодействии преподавателя и учащихся. Сегодняшние образовательные стандарты направлены на развитие творческих способностей и формирование культуры личности ребенка, обеспечение условий для развития его интеллектуальных способностей и создание образовательной среды, в которой ребенок может работать и проявлять творческий подход в своей деятельности.
Уже в 7-9 лет учебная мотивация становится большой проблемой для учителей – дети отвлекаются, шумят, не слушают преподавателя, не прилагают достаточных усилий для выполнения заданий. По мере взросления ребенка появляется все больше проблем, связанных с его нежеланием учиться.
Мотивация обучения – это процесс, который инициирует, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Мотивация (от лат. moveo — двигать) — общий термин для обозначения процессов, методов и способов поощрения учащихся к продуктивной познавательной деятельности и эффективным навыкам содержания образования. Имея в виду первое, мы говорим о мотивации обучения; с точки зрения студента следует говорить о мотивации в обучении (внутренней или внешней). Мотивация характеризует направленность, организованность и устойчивость всей деятельности, а также стремление достичь определенной цели.
Формирование устойчивой учебной мотивации у школьников – одна из самых острых проблем современной педагогики. Актуальность этой проблемы многогранна и обусловлена несколькими факторами. Во-первых, современная система образования стремится к формированию не просто набора знаний, а к развитию навыков самостоятельного обучения, критического мышления и активной гражданской позиции. Это требует от учащихся не только усилий, но и глубокой внутренней мотивации, желания учиться не ради оценок, а ради саморазвития. Во-вторых, обновление образовательных стандартов, введение новых технологий и предметов часто приводит к тому, что традиционные методы мотивации становятся неэффективными. Учебный процесс становится сложнее, требуя от учеников большей самостоятельности и ответственности, что не всегда находит отклик у всех учащихся. В-третьих, в условиях информационной среды школьники подвергаются воздействию множества источников информации, часто отвлекающих их от учебной деятельности. Социальные сети, компьютерные игры, развлекательный контент – все это конкурирует за внимание ребенка, создавая серьезные препятствия для формирования устойчивой учебной мотивации.
Последствия отсутствия мотивации к учебе очевидны: снижение успеваемости, падение интереса к знаниям, формирование негативного отношения к школе и учебному процессу в целом. Это приводит к снижению качества образования, уменьшению конкурентоспособности выпускников на рынке труда и, в конечном итоге, к проблемам в их дальнейшей жизни. Важно понимать, что учебная мотивация – это не однородное явление. Она имеет сложную структуру и зависит от множества факторов: от индивидуальных особенностей личности ребенка (темперамента, характера, способностей), его семейного окружения, социального статуса и, конечно же, от качества преподавания и организации учебного процесса.
Для успешного решения проблемы формирования учебной мотивации необходимо применять комплексный подход, учитывающий все эти факторы. Это означает отказ от использования однотипных методов и переход к индивидуальному подходу, учитывающему особенности каждого ученика. Эффективная стратегия должна базироваться на следующих принципах:
1. Системный подход: формирование мотивации – это длительный и многоэтапный процесс, требующий последовательной работы на всех уровнях образования – от начальной школы до старших классов. Необходимо создавать систему мотивационных мероприятий, направленных на постепенное повышение уровня учебной активности и интереса к знаниям. Эта система должна включать в себя как краткосрочные, так и долгосрочные цели, позволяющие ученику ощутить свой прогресс и достижение успеха.
2. Личностно-ориентированный подход: учебная мотивация должна быть связана с личностными потребностями и интересами ребенка. Необходимо выявлять его сильные стороны, интересы и склонности, и использовать их для повышения мотивации к учебе. Например, ученик, увлекающийся программированием, может быть мотивирован к изучению математики и информатики через практическое применение знаний в проектной деятельности.
3. Деятельностный подход: учебный процесс должен быть максимально активным и практико-ориентированным. Вместо пассивного восприятия информации необходимо использовать активные методы обучения, такие как проектная деятельность, ролевые игры, дискуссии, исследовательская работа. Это позволяет ученику не только получить знания, но и применить их на практике, почувствовать свою значимость и компетентность.
4. Культурологический подход: обучение должно быть связано с культурным контекстом, показывать значимость знаний для понимания мира и его развития. Включение элементов истории, искусства, литературы в учебный процесс помогает ученикам видеть практическую ценность получаемых знаний и связь между разными предметами.
5. Коммуникативный подход: создание благоприятной атмосферы в классе, где ученики чувствуют себя уверенно и свободно, общаются друг с другом и с учителем. Это способствует коллективной работе, взаимопомощи и формированию позитивного отношения к учебе.
6. Использование современных технологий: интерактивные доски, онлайн-платформы, образовательные игры и приложения могут значительно повысить интерес к обучению и сделать его более эффективным. Важно правильно использовать эти технологии, не допуская их превращения в средство развлечения, а используя их как инструмент для повышения учебной мотивации.
7. Работа с родителями: формирование учебной мотивации – это задача не только школы, но и семьи. Необходимо установить тесное сотрудничество с родителями, информировать их о методах работы школы, совместно разрабатывать стратегию повышения учебной мотивации ребенка.
8. Формирование системы поощрения и поддержки: важно не только наказывать за плохую успеваемость, но и поощрять успехи учащихся. Система поощрений должна быть справедливой и прозрачной, позволяя ученикам видеть результаты своих усилий.
В заключение, следует отметить, что формирование учебной мотивации – это сложный, многогранный процесс, требующий комплексного подхода и постоянного совершенствования методов работы. Только при учете индивидуальных особенностей учащихся, применении инновационных педагогических технологий и тесном сотрудничестве школы и семьи можно добиться положительных результатов и воспитать поколение мотивированных и успешных людей.