Статья на тему «Моё видение мотивации на обучение. Из опыта работы»
Моё видение мотивации на обучение. Из опыта работы.
Уже давно замечено, не только мною, но и почти всеми, что у учащихся практически отсутствует мотивация к получению качественных знаний. Поэтому, у учителя возникает проблема, как сделать, чтобы у учащихся появилась эта самая мотивация? На мой взгляд, решение этой проблемы сводится к нахождению новых форм и приёмов обучения. А может быть хорошо забытых старых, но на новом уровне развития. При постановке целей мы планируем не только образовательные, но ещё развивающие и воспитательные. Поэтому важно, чтобы ребёнок, уходя с урока, получал не только знания по предмету, а и учился поведению в социуме и получал положительные эмоции от общения с учителем и классным коллективом. Существует прямая взаимосвязь между материалом, который необходимо усвоить учащемуся, человеком, который этот материал предоставляет и обстановкой, где это проходит. То есть познание определяется мотивацией.
Я, как и каждый учитель, заходя в класс, мечтаю, чтобы все учащиеся наперебой тянули руки для ответа на вопрос: «Кто расскажет домашнее задание?». Затем с большим интересом слушали изложение нового материала. Задавали вопросы. Просились к доске выполнять заготовленные мною заранее задания. А в конце урока я бы говорила: «Маша – пять, ты сегодня прекрасно охарактеризовала события…». Есть ещё одна категория людей, которая полностью солидарна со мной. Это родители наших учеников. Они до последнего верят и надеются, что их ребёнок сам, с большим интересом выучит урок. Ответит, конечно же, на «пять». И так будет до самого выпуска.
Но это происходит не так, а точнее совсем не так. Встречаясь с родителями, мы очень аккуратно вынуждены говорить: «Хороший ребёнок. У него ещё остался потенциал. Но не хочет учиться. Нет желания». Тем самым ставим диагноз: у учащегося не сформированы потребности к получению знаний. Все мы с вами знаем, что нельзя научить, если ребёнок относится равнодушно, без должного интереса к предоставляемым ему знаниям. Первоочередная наша задача формировать познавательный интерес. Развитие познавательного интереса во многом зависит как от уровня развития самого ребёнка, так и от способа подачи информации. Сделать так, чтобы учащийся полюбил учиться – это, наверное, самая основная задача. После этого достаточно только предоставлять информацию для потребления. Я не дам тебе рыбу, но я дам тебе удочку.
Зависит ли мотивация учащегося от самого учителя? Несомненно. Учитель должен быть прекрасно подготовлен: высокий уровень педагогического мышления позволит ему проанализировать ситуацию и подобрать самые разнообразные формы и методы мотивации. Смоделировать ситуации, найти способы общения, а также проанализировать свою деятельность и скорректировать в случае необходимости. Качественная подготовка учителя – это результат его саморазвития. Критическое отношение к себе позволит рассматривать ситуации с разных сторон и не зацикливаться на утверждении, что «они ничего не хотят». Возможно это и так, но при более тщательном рассмотрении в индивидуальном порядке этих «всех» окажется, что у каждого всё своё личное.
И вот здесь учитель начинает работать поэтапно. Допустим ситуацию, когда я беру новый незнакомый мне класс. Первым делом проводим диагностику. Выявляем проблемные и сильные стороны, возможности влияния на изменения в лучшую сторону. При этом доступными мне способами стараюсь сформировать о себе благоприятное впечатление. А через себя и к предмету, который преподаю. Ребёнок меня воспринял. Мне поверил, что я несу добро. И возможно не будет меня огорчать. На следующем этапе я создаю ребёнку условия для его успешной деятельности. Чтобы его работа становилась для него системой. Он начинает понимать, что это необходимо выполнять ежедневно и качественно. Делает первые шаги в самооценке своей деятельности. И наконец, этап, когда я создаю условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Здесь очень важно проводить индивидуальную работу с учащимся с учётом его особенностей в мышлении и направленности .
Всё просто только на бумаге. Чем же в реальной работе мотивировать своих учащихся? Это могут быть социальные мотивы. Хорошо учись. Получи качественное образование. Будет высокооплачиваемая работа как у твоего папы, который работает программистом. Или: твои папа и мама целый день на работе – они выполняют свою работу, а ты должен хорошо учиться. Это твоя работа. А если класс как мы говорим «сильный», то хорошо учиться – это модно. Все эти способы мотивации работают, наверное, только в начальном звене. Но и это уже неплохо. Так как в это время можно привить учащимся интерес к определённым учебным предметам. И здесь возникает некая проблема. Ребёнку может понравиться один или несколько предметов, которые он будет изучать с удовольствием, а остальные сначала с неохотой. А вскоре и игнорировать. Поэтому нужно в нем воспитывать ответственное отношение к своим учебным обязанностям. Но делать это аккуратно, стремясь, данные предметы сделать увлекательными, интересными.
Интерес – это мощный инструмент для активизации деятельности. Давайте вспомним, как же происходит формирование познавательного интереса. Сначала он проявляется как любопытство. Это естественная реакция нашего организма на нечто неожиданное для нас. Неожиданный результат привлекает внимание учащегося к определённой теме или разделу учебного материала. Любопытство приводит к появлению любознательности. Ученик пытается разобраться в заинтересовавшем его событии. Он становится активным. Обсуждает эту тему. Пытается что-то объяснить. И пиком этой цепочки является познавательный интерес. Здесь полностью преобладает самостоятельная деятельность учащегося.
Если бы эта цепочка была просто запрограммирована у каждого ребёнка и реализовывалась автоматически! Но это всё из области фантастики. Ребёнок может с удовольствием изучать одну тему и быть абсолютно безразличен к другой. И наша задача заключается в том, чтобы поддержать на первом этапе и сформировать уже на последнем этапе устойчивый интерес к учёбе. Или что ещё лучше так это сформировать черту характера под названием познавательный интерес. Для формирования и развития интереса существуют определённые формы учебной деятельности. Особое внимание следует уделять заданиям, направленным на самостоятельную деятельность и раскрывающим в учащихся их личностные качества. Очень важным моментом здесь являются взаимоотношения учителя и ученика.
В моей практике был промежуток времени, когда как мне сейчас кажется, удалось в наибольшей степени подойти к реализации данной задачи. Я преподавала курс «Искусство». У меня был очень хороший класс, и мы подготовили и провели открытый урок – мюзикл. В результате реализации данного проекта был сформирован познавательный интерес учащихся к предмету «Искусство». Предлагаю вашему вниманию разработку этого урока.