Опыт применения системы оценивания индивидуальных достижений обучающегося с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

1
0
Материал опубликован 30 September 2021 в группе

Опыт применения системы оценивания индивидуальных достижений обучающегося с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

Современное образование предполагает принципиальное изменение критериев оценки эффективности обучения. Проблема оценки эффективности формирования индивидуальных достижений освоения коррекционно-развивающей области адаптированной образовательной программы начального общего образования (далее АОП НОО) в условиях инклюзии является как никогда актуальной. Единых требований, определяющих какой-либо показатель оценки индивидуальных достижений, не существует. Каждый специалист видит результат своего труда и по-своему может его представить. Следовательно, в каждом образовательном учреждении, реализующем АОП НОО разрабатывается и применяется внутренняя образовательная система оценки, направленная на объективное отслеживание достижений обучающегося в освоении коррекционной программы и динамики его развития.

Предлагаемая система оценки позволяет отследить, насколько изменился уровень сформированности индивидуальных достижений (как качественно, так и количественно) обучающегося за определенный период, наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения, при необходимости внести коррективы в коррекционно-развивающий процесс.

Цель: отслеживание состояния формирования индивидуальных достижений обучающегося с особыми образовательными потребностями и динамики его развития в условиях инклюзии при реализации АОП НОО, вариант 5.1.

Задачи:

  • выявлять уровень сформированности индивидуальных достижений обучающегося на разных этапах обучения в начальной школе;
  • разрабатывать стратегии помощи обучающемуся в случае выявления трудностей в освоении коррекционной программы и вносить при необходимости коррективы в ее содержание;
  • разрабатывать рекомендации для решения выявленных проблем и трудностей;
  • отслеживать индивидуальную динамику продвижения обучающегося к образовательным результатам;
  • осуществлять выявление динамики изменений по одним и тем же критериям, принимая за основу компактность, минимальность измерительных процедур.

Данные диагностики используются для совершенствования и оперативной коррекции процесса непрерывного специального сопровождения обучающегося с особыми образовательными потребностями.

В основу системы оценки положены следующие принципы:

  1. Комплексность воздействия. Направлено на всестороннее изучение и оценку деятельности ребенка различными специалистами, обмен диагностической информацией на заседаниях школьного психолого-педагогического консилиума (ППк); отработку оптимальных приемов профессионального взаимодействия; обсуждение результатов комплексного психолого-педагогического обследования для получения конкретных данных о процессе обучения младшего школьника с особыми образовательными потребностями.
  2. Целостный, системный анализ. Дает представление общей картины сформированности индивидуальных достижений обучающегося по адаптированной образовательной программе начального общего образования, необходимых для обоснования выбора средств оптимальной коррекционно-развивающей работы, для более рациональных условий организации коррекционно-развивающего обучения.
  3. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нацелен на отбор заданий, их формулировку и наполнение вербальным и невербальным материалом в соответствии с уровнем реального развития ребенка и учетом специфики его социального окружения и личностного развития.
  4. От общего к частному. Включает выявление проблем в обучении, а затем пристальное рассмотрение этих проблем с проведением количественного и качественного анализа.

Условием проведения диагностических наблюдений является:

  • регулярность измерений;
  • долгосрочность;
  • объективность оценивания.

Показателями отслеживания достижений являются конкретные умения познавательного, организационного и коммуникативного характера, которые можно измерить с помощью объективного наблюдения. Об уровне сформированности того или иного достижения можно сделать вывод на основе оценивания данных показателей. Перечень достижений, которые подлежат отслеживанию составляется на каждого обучающегося индивидуально и фиксируется в Карте индивидуальных достижений (Приложение 1).

Значительное внимание уделяется определению методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. К разряду методов, применимых в процессе работы, можно отнести: анкетирование; собеседование; наблюдение; беседы.

Организация процедуры оценивания

Оценку результатов освоения обучающимся с ТНР программы коррекционной работы целесообразно проводить два раза в год: начальную – в сентябре-октябре, заключительную – в апреле-мае. В декабре при необходимости внесения коррекции в план работы педагогов, специалистов сопровождения и индивидуального образовательного маршрута обучающегося можно провести промежуточную мини-диагностику.

Для проведения диагностики используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа экспертов объединяет всех участников образовательного процесса – тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с обучающимся. Состав группы определяется образовательным учреждением. Основой оценки продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни.

Этапы работы по оценке индивидуальных достижений

1. Диагностический этап

Цель: определение уровня сформированности индивидуальных достижений обучающегося с особыми образовательными потребностями путем обмена диагностической информацией.

Диагностический материал подбирается каждым специалистом самостоятельно. На диагностической основе строится весь коррекционный процесс. Разработанный диагностический инструментарий позволяет педагогам и специалистам сопровождения коллегиально оценить индивидуальные достижения обучающегося с ТНР в начальный и конечный периоды действия АОП НОО, выявить его ресурсы, определить приоритетные цели в работе с ребенком и оценить эффективность оказания ему помощи.

Итогом диагностического этапа станет заполнение таблицы «Карта индивидуальных достижений».

2. Организационный этап

Цель: подбор форм и методов сопровождения, разработка индивидуального образовательного маршрута, индивидуальных программ.

Анализ результатов диагностического этапа позволяет педагогам и специалистам сопровождения выбрать необходимые пути помощи обучающемуся, нуждающемуся в непрерывном сопровождении.

3. Этап реализации индивидуальных программ сопровождения

Цель: создание условий для формирования индивидуальных достижений обучающегося, оказание помощи в преодолении психологических проблем, реализация индивидуальной программы.

Формирование и развитие индивидуальных достижений в начальной школе осуществляется в рамках урочной, внеурочной и внешкольной деятельностей.

Виды деятельности индивидуальная.

При работе по формированию и развитию индивидуальных достижений необходимо привлекать родителей.

4. Этап оценки результатов освоения коррекционной программы

Анализ индивидуальных достижений необходим экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Оценка уровня сформированности жизненных компетенций предполагает соотнесение требований, предъявляемых к обучающемуся, с показателями деятельности, характеризующими способность осознанного и адекватного применения соответствующих навыков. Результаты анализа достижений представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах. Оценка индивидуальных достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося и используется, исключительно в целях оптимизации личностного развития ребенка.

Команда специалистов коллегиально определяет на заседании ППк индивидуальные планируемые результаты для ребенка, опираясь на выделенные при наблюдении трудности. Определяются критерии сформированности выбранного навыка для ребенка, стратегии их формирования и способы оценки достижений планируемых результатов обучения.

Цели наблюдения:

  • выявление уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающегося с ТНР;
  • использование результатов наблюдения для разработки/корректировки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ);
  • определение эффективности и оценка динамики сформированности индивидуальных достижений у обучающегося с ТНР по окончанию действия АОП НОО.

Требования, предъявляемые к проведению наблюдения:

Таблица динамического наблюдения заполняется совместно всеми специалистами, работающими с обучающимся в рамках АОП НОО, вариант 5.1, дважды: перед началом разработки данного документа (при завершении адаптационного периода в начале учебного года) и по окончании его действия. В Таблицу заносятся результаты непосредственного наблюдения педагогами, специалистами сопровождения за поведением ребенка в различных ситуациях и на различных занятиях при взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Возможно промежуточное заполнение таблицы динамического наблюдения перед проведением динамического ППк.

Фиксирование результатов наблюдения:

Каждый параметр таблицы имеет 5 уровней сформированности данного навыка. Владение каждым навыком оценивается по шкале от 0 до 1, 2, 3 или 4, ранжированных по степени самостоятельности проявления навыка, частоты возникновения трудностей, а также вариантов оказания взрослым помощи ребенку.

Таблица 1

Результативность*
Баллы
Уровень
Критерии оценки достижений
4Высокий
- норма для типичного развития
3Выше среднего
- очень частое проявление навыка
2Средний
- частое проявление навыка
1Ниже среднего
- редкое проявление навыка
0Низкий
- очень редкое проявление навыка
Условные обозначения результативности
Н- начальная
З- заключительная

Данные результата наблюдений заносит в Карту индивидуальных достижений обучающегося ответственный за реализацию данного направления (один из членов экспертной группы). Делает выводы о динамике прогресса обучающегося, определяет уровень сформированности индивидуальных достижений, готовит аналитическую справку по итогам наблюдения.

Таблица 2

Шкала оценки динамики индивидуальных достижений

Динамика
БаллыРезультативность
0динамика отсутствуе
1незначительная положительная динамика
2значительная положительная динамик
3выраженная положительная динамика

Таблица 3

Шкала итоговой оценки индивидуальных достижений

Максимальное количество баллов: 132

Уровень сформированностиКоличество баллов
Устойчивый уровень89-132 балла
Неустойчивый уровень45-88 баллов
Начальный уровень0-44 балла

В основе характеристики уровней лежит степень выраженности индивидуальных достижений обучающегося с особыми образовательными потребностями. В количественном отношении уровни определяются следующим образом:

  • устойчивый уровень – 81% и выше;
  • неустойчивый уровень – 40% - 80%;
  • начальный уровень – менее 40%.

Для анализа результатов выделяются специальные строки для того, чтобы фиксировать сумму баллов (общая сумма баллов 132) не только в абсолютном значении, но и в процентном соотношении.

Поскольку таблица результатов «Карта индивидуальных достижений» не является официальным документом, она может по выбору педагогов и специалистов сопровождения существовать либо в электронном, либо в бумажном виде. Она необходима для фиксации и хранения информации о динамике индивидуального роста обучающегося.

Итак, система оценки достижения планируемых результатов коррекционной программы позволит увидеть личный прогресс обучающегося и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. Поможет грамотно планировать процесс сопровождения, своевременно корректировать его и устранять образовательные трудности. Даст возможность увидеть пути реализации индивидуального подхода к развитию обучающегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей). Окажет помощь в оповещении родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в обучении ребенка.

Литература:

  1. Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. – 2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013. – 96 с.
  2. Загуменная О.В., Белялова О.А., Береславская М.И., Богорад П.Л., Стальмахович О.В., Чистякова Л.А. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 141 с.
  3. Мониторинг коррекционно-логопедической работы: учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой; авторы-составители: Елецкая О.В., Логинова Е.А., Пеньковская Г.А., Смирнова В.П., Тараканова А.А., Тимакова С.М., Щукина Д.А. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 400 с. – (Высшее образование. Бакалавриат).
  4. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов. Программно-методические материалы: Учебно-методическое пособие. / Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко; Под научной редакцией О.Е. Елецкой. – М.: Редкая птица, 2018. – 120 с. – (Серия «Логопед-практик»).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 404 с.

Приложение 1

Карта индивидуальных достижений

Ф.И.О. обучающегося _______________________

Дата рождения ___________________

Индивидуальные достижения в освоении коррекционной программыКласс
IIдопIIIIIIV
Результативность
1. Мотивация к учебной деятельности









Положительно относится к школе. Ходит в школу с удовольствием, фон настроения в основном стабильный.









С удовольствием выполняет те задания, в которых чувствует себя успешным.









Понимает личную ответственность за свои поступки. Может объяснить, что случилось, исправить, извиниться.









Принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли.









2. Соблюдение норм и правил поведения (школа, общественные места)
Соблюдает установленные нормы и правила поведения.









Способен управлять своим поведением, импульсами на уроках/занятиях. Контролирует большинство вспышек.









Способен правильно применять адекватные способы поведения в разных ситуациях.









Не демонстрирует негативных реакций в нестандартных ситуациях.









3. Эмоциональная отзывчивоссть, сопереживание
Выражает сочувствие и проявляет заботу по отношению к другим людям.









Умеет предлагать свою помощь и предлагает её.









Способен активно взаимодействовать с окружающими, понимать собственную результативность.









4. Самостоятельность (степень участия взрослого)
Способен действовать самостоятельно.









Не нуждается в организующей помощи взрослого при выполнении задания.









Не проявляет негативные реакции при побуждении к самостоятельному выполнению заданий.









5. Способность добиваться результата
Прикладывает усилия для получения результата, проявляет настойчивость, добивается результата.









При необходимости прикладывать усилия для достижения результата, встречаясь с трудностями, сразу обращается за помощью.









Способен к самооценке на основе критериев успешности/неуспешности. Может оценить, выполнено ли задание.









6. Умение организовать собственную деятельность
Самостоятельно организует свою деятельность, способен заниматься чем-либо продолжительное время.









Контролирует процесс и результат деятельности, корректирует свои действия при вознкновении затруднений в ходе выполнения заданий.









Стремится совершать поступки, которые могут быть образцом для подражания.









Не нуждается в помощи со стороны взрослого при организации деятельности.









7. Умение принимать учебную задачу
Принимает инструкции, подкрепленные подсказкой взрослого.









Принимает и выполняет знакомые многоступенчатые инструкции.









Нет трудностей при решении незнакомых и сложных учебных заданий.









8. Умение сохранять учебную задачу
Самостоятельно выполняет знакомое задание до конца.









Способен к продолжению учебной деятельности после незначительной помощи со стороны взрослого.









Следует предложенному плану. Опирается при выполнении задания на данный план и алгоритм.









Составляет план, алгоритм для достижения поставленной цели при выполнении задания.









9. Оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной задачей (поиск ошибок)
Самотоятельно проверяет и находит ошибки.









Способен найти самостоятельно незначительное количество ошибок.









10. Перенос (генерализация) знаний
Легко ипользует усвоенные знания в новых ситуациях.









Способен к переносу единичных усвоенных знаний в аналогичную среду.









Не нуждается в помощи взрослого при переносе знаний в аналогичную среду.









11. Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми
Способен к бесконфликтному сотрудничеству со сверстниками.









При планировании совместной деятельности соглашается на предложения других.









Адекватно воспринимает предложения взрослых. Принимает большинство предложений, отказывается спокойно, без крика.









12. Использование коммуникативных средств
Умеет адекватно начинать и завершать диалог, задавать вопросы собеседнику, учитывать интересы собеседника, придерживаться темы диалога.









Умеет отстаивать свою точку зрения словами.









Умее дожидаться конца высказывания другого человека, не прерывая его.









Умеет в решении школьных и житейских задач, использовать коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).









Итого баллов по результатам заключительной диагносстики:









Уровень сформированности индивидуальных достижений на учебный год:











Уровень сформированности индивидуальных достижений на уровень образования:










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.