Статья «Организация научно-исследовательской деятельности в школе с помощью Trello»
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО, ОСНОВНОГО, НАЧАЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Организация научно-исследовательской деятельности в школе
с помощью Trello. Из опыта работы.
Е. П. Рязанцева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №47 г. Воронежа
Аннотация. В статье актуализируется проблема научно-исследовательской деятельности как фактора повышения качества подготовки обучающихся в общеобразовательном учреждении. Представлен опыт организации и управления научно-исследовательской деятельностью обучающихся МБОУ СОШ №47 г. Воронежа по предмету «Английский язык» с помощью сервиса Trello.
Ключевые слова: научное общество учащихся, научно-исследовательская деятельность, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, творческая работа, Trello.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров
Федеральные стандарты нового поколения заставили нас, учителей, по иному взглянуть на акценты педагогической деятельности. Наряду с предметными достижениями и личностным развитием выделилась такая группа достижений, как метапредметные достижения обучающегося. Она включает в себя освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, умение самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организацию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, умение строить индивидуальную образовательную траекторию. Также в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одна из главных задач школы в условиях модернизации образования — вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление.
Главной целью обучения становиться научить ребенка учиться и максимально приблизить его подготовку, как будущего специалиста, к запросам времени. А время требует людей с самостоятельным неординарным мышлением, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Требует людей, владеющих прочными знаниями в различных областях науки и техники, способных добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Наша школа активно работает в этом направлении. Мы помогаем раскрытию способностей личности каждого обучающегося, создаем условия для развития их творческой активности. Уже не первый год в учреждении успешно функционирует научное общество учащихся (НОУ). Ребята ежегодно принимают участие в конкурсах исследовательских работ и школьных конференциях в сотрудничестве с учителями различных дисциплин. Здесь можно познакомиться с работами обучающихся нашей школы, которые проявляют большой интерес к различным областям науки, показывают плоды своих исследований и делятся своим опытом и достижениями.
Нельзя отрицать, что научно-исследовательская деятельность стала мощным средством, позволяющим увлечь поколение «Z» (как они себя называют) по самому продуктивному пути развития и совершенствования; она стала одним из методов повышения их интереса и соответственно качества образования, которое они получают.
Научно-исследовательская деятельность имеет давнюю историю. В 1904 году лингвист Л.В. Щерба сказал: «О заучивании чего бы то ни было не может быть и речи. Все занятия должны быть связаны с наблюдениями самих учеников под руководством учителя над собственным языком». Самостоятельные наблюдения, из которых следуют выводы - и есть исследование. По сравнению с традиционным обучением, в ходе которого идёт сообщение информации, исследование является революционным.
В советской школе исследовательский метод стал основным в 1920 году. Но обнаружилась бессистемность полученных знаний, и метод был осужден постановлением ЦК ВКП в 1931 году и вытеснен из школьной практики. Исследования 60-70 годов XX века показали, что интерес к обучению у школьников упал. Главными причинами стали: перегрузка памяти, страх перед оценками и учителем. Поэтому стали вводить в школьную практику движения юношеских научных обществ и малых академий наук. [1]
Сегодня наши дети сталкиваются с огромным потоком информации. Немногие могут управлять ею и выбирать самое необходимое. В современном мире произошел информационный взрыв, признаком которого являются легкость и общедоступность информации. Также произошла революция в информационных технологиях: на 7 млрд человек приходится 6 млрд телефонов (данные компании «Ericsson», 2012), 6 млрд телевизионных установок («Guinnes Today», 2012), 2 млрд компьютеров («Gartner», 2012), 2,3 млрд интернет-пользователей («Internet World Stats», 2012). [2]
Уже недостаточно стало просто воспроизводить полученные знания – нужно уметь применять их на практике, уметь работать с информацией. Информатизация общества требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Именно этим обусловлено использование методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся.
Из опыта работы.
О пользе научно-исследовательской деятельности для обучающихся сказано много и ее роль в становлении личности «ребенка, рожденного в цифре» трудно переоценить. Хотелось бы коснуться организации такой деятельности, т. к. у учителей она часто вызывает затруднения.
Для координации работы над научно-исследовательскими проектами учащихся, я выбрала Trello.
Trello - веб-приложение, которое дает цифровое рабочее пространство, довольно простое в использовании. Для работы с командными бизнес-проектами Trello освоен и оценен по достоинству уже давно. Я же решила организовать в нём сотрудничество с обучающимися, проводящими исследования в области лингвистики английского языка.
Trello позиционирует себя как простой, бесплатный, гибкий и наглядный способ управления проектами и организации чего угодно. В основе лежит канбан. Это таблица с несколькими столбцами, внутри которых находятся карточки с задачами. Весь рабочий процесс визуализирован.
Trello основывается на трех основных элементах: досках, списках и карточках. Карточки являются основными строительными блоками. Когда выбираешь ту или иную карточку, появляются ее свойства, где можно добавлять различные элементы, такие как тема, этапы работы, гипотезы, литература, приложения, дата проведения, прикреплять файлы и оставлять заметки. В правом углу на боковой панели, можно выбрать параметры настройки доски, т. е. ее внешнего вида и настроек разрешения. Также здесь в режиме реального времени можно увидеть все действия, происходящие на доске. [3]
Уже в течение длительного периода мы ведем научно-исследовательскую работу с ученицами 8 класса по темам:
1. «Особенности перевода окказионализмов в детской фэнтезийной литературе (на примерах серии романов о Гарри Поттере Дж. К. Роулинг)».
2. Linguistic means expressing the emotional state of fear in the English horror literature (based on the stories by Stephen King) - Лингвистические средства выражающие состояние страха в английской литературе жанра Хоррор (на примерах произведений Стивена Кинга).
Для правильной организации работы мы составили необходимый нам план и четко придерживались его выполнения. Работа велась поэтапно, шаг за шагом. Наши исследования имеют определенный алгоритм действий, который может быть представлен в виде следующего плана:
постановка проблемы исследования;
изучение теории, посвященной данной проблеме;
подбор методов исследования;
сбор материала;
практическая часть работы (обработка и сопоставление данных, анализ и обобщение, собственные выводы);
представление результатов работы.
Очень важным для школьников является последний пункт плана – представление своего исследования, выступление перед сверстниками, педагогами или экспертами. В нашей школе, как было сказано выше, предоставлена такая возможность. Это ученические конференции, конкурсы научно-исследовательских работ, конкурсы публичных выступлений, которые проводятся ежегодно.
Одинаково важными являются теоретическая и основная часть работы. Без предварительной подготовки невозможно полноценное исследование. Представленный план прост и логичен. Он представляет основные этапы научно-исследовательской работы. Каждую часть плана мы подробно разбирали со школьницами исходя из темы и задач исследования. Но необходимо помнить, что нельзя навязывать свое мнение ученику, тем самым лишать его самостоятельности. Это может привести к потере интереса к работе, особенно если ученик обладает высоким уровнем творческого мышления и лидерскими качествами. Поэтому при организации исследования стараюсь всегда учитывать индивидуальные особенности обучающихся, правильно организовывать работу на каждом этапе, поддерживать их интерес, ненавязчиво контролировать их деятельность, направляя юных исследователей в нужное русло.
Подводя итоги всему сказанному выше можно сказать, что научно-исследовательская деятельность сама по себе уже вызывает большой интерес у обучающихся. А когда к этому добавляются еще и современные Интернет-технологии, то положительные результаты работы не заставляют себя ждать. Что доказывает каждый год увеличивающееся количество школьников, участвующих в конкурсах и конференциях. А качество проведенных исследований говорит о растущей с каждым годом информационно-коммуникативной компетентности учащихся. Они могут участвовать в обсуждении проблем, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, аннотации, реферата, резюме, комментария, публично презентовать результаты своей работы. Они хотят продолжать образование, имея определенный опыт исследований и исследовательской работы.
Результаты наших исследовательских работ с ученицами 8 класса показали, что они достаточно быстро освоили технологию работы на платформе Trello. Их работы были представлены на школьной научно-практической конференции. Как сказали девочки, им было интересно работать над проблемами лингвистики английского языка и они хотели бы продолжить исследования по данным темам.
(Рис. 1. Главная страница научно-исследовательской работы)
(Рис. 2. Практическая часть) (Рис. 3. Теоретическая часть.)
(Рис.4. Заключение) (Рис. 5. Приложение)
В школе в настоящий момент четко прослеживается повышение интереса к исследовательской деятельности. Этому способствуют учителя, которые умело организуют работу, применяя современные технологии. Они эффективно работают с учащимися, выявляя ту одаренность, которая не проявляет себя в традиционных видах работы. И тестом на эту одаренность выступает исследовательская работа, в результате активного участия в которой, ученик раскрывает свои скрытые способности, формирует умения, которые требует современное общество.
Литература
1. «Понятие исследовательская деятельность - в разных источниках», https://infourok.ru/ponyatie-issledovatelskaya-deyatelnost-v-raznih-istochnikah-2504868.html - [Электронный ресурс].
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Информационный_взрыв - [Электронный ресурс].
3. https://trello.com - [Электронный ресурс].
5
Приходько Наталья Владимировна
Панов Егор Игоревич