Организация проектной деятельности в классах с базовым уровнем преподавания информатики
Организация проектной деятельности в классах с базовым уровнем преподавания информатики
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Конфуций
Проектная технология – один из наиболее востребованных в логике внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов активных способов обучения. Причем эта технология идет сквозной линией от ФГОС НОО - проектные задачи и групповой проект, через ФГОС ООО - групповой и индивидуальный проекты, до ФГОС СОО - индивидуальный проект и его защита.
В Атласе новых профессий умение управлять проектами заявлено примерно в 70% профессиональных требований. Как в школе обстоят дела с проектной деятельностью сегодня? В современной школе использовать методы традиционного обучения уже недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Ситуация очень неоднородная и очень часто проектную деятельность подменяют учебными заданиями, которые ученик (или группа учеников) выполняет самостоятельно.
Проектный метод отличают от других методов деятельности:
- наличие проблемы, требующей решения;
- наличие практической значимости предполагаемого результата проектной деятельности;
- самостоятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта.
Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности, активизации познавательной деятельности учащихся, умению решать проблемы, умению сотрудничать и работать в группах в группах, работать с информацией.
На уроках я предлагаю учащимся такие виды проектов как творческие и ознакомительно-ориентировочные (информационные). Для базового уровня подходят краткосрочные на 2-3 урока монопроекты в рамках одного предмета: краеведение, история, география, биология, физика, химия и т.д., которые затем можно объединить в один общий ресурс, либо протяженностью на всё время изучения темы (темы: Базы данных, Сайтостроение). На уроках темы предлагаю, расширяющие кругозор учащихся о мире, их знания о своём крае, о своей стране и её великих людях.
Далее я привожу примеры проектов, которые можно предложить учащимся в зависимости от их интересов и уровня владения предметом «Информатика».
- Примеры проектов при изучении программ офисного пакета (Базы данных, Презентации, Текстовый редактор), а также Основы сайтостроения и Нейронные сети (потом можно объединить в единый ресурс):
- Красная книга Красноярского края;
- Путешествию по заповеднику «Красноярские столбы»;
- Достопримечательности Красноярска;
- В честь кого названы улицы Красноярска;
- Нобелевские лауреаты СССР и России (по отдельным предметам);
- Великие реки/озёра Сибири (России);
- Путешествие по «Золотому кольцу» России (Здесь каждый учащийся может выбрать свой один город, а затем присоединить его в общее «кольцо»);
- Моря России;
- Самые большие/ маленькие/ необычные/ белые … животные/птицы/растения;
- Самые высокие/красивые/… горы/водопады/фонтаны/сооружения/города;
- Самые глубокие/широкие озёра;
- Поэты Серебряного века;
- Любимый поэт/композитор/музыкант;
- Великие люди (их биография, вклад);
- Путешественники и мореплаватели России (Никитин, Беринг, Крузенштерн, Дежнев, Миклухо-Маклай, Лаптевы, Беллинсгаузен и т.д);
- Путешествие по странам мира (столица, флаг, изображение на карте, население, валюта, достопримечательности, природа, экономика);
- Космонавты советские и современные;
- Планеты Солнечной системы;
- Времена года в стихах и картинках;
- Оптические явления;
- Оптические иллюзии;
- Анимация в презентациях (сказка, сюжет, явление);
- Рисунки и анимации к праздникам (День матери, Новый год, день космонавтики, День победы, День рождения);
- Примеры проектов при изучении темы «Программирование»:
- Создание диалога;
- Создание теста (по психологии, по школьным предметам, а также, приуроченные к определенному празднику или событию);
- Примеры проектов при изучении темы «Электронные таблицы»:
- Моделирование финансовой ситуации (кредиты, вклады, свой магазин, кулинария);
- Математическое моделирование (исследование функций);
- Моделирование физических явлений (колебания маятника, равномерное движение);
- Примеры проектов на Scratch:
- Аквариум (Подводный мир);
- Игры (пинг понг, танчики, лабиринты, кликеры и т.д.);
- Динамические открытки (день Матери, Новый год, день космонавтики, День Победы, день Рождения);
- Социальная реклама (Безопасность в Интернете, по экологии, по правилам безопасности в лесу/на воде/в транспорте/дома, по психологии, по ЗОЖ).
- Истории по литературному произведению.
Долгосрочные исследовательские проекты оставляем для Индивидуального проекта (создание игр, сайтов, чат-ботов, музыки, 3D моделирование, видео и т.д.).
На базовом уровне выделяется всего один час информатики в неделю. И на помощь приходит Внеурочная деятельность. Каждый учитель в начале учебного года может запланировать дополнительный курс для своих учеников, увеличив этим время на изучения отдельных тем, а также дать возможность учащимся участвовать в долгосрочных проектах регионального или всероссийского уровня.
Дети с ОВЗ – это отдельная тема для разговора. Для ребят возможны упрощённые форматы проектно-исследовательской деятельности, но не отказ он неё. Наоборот, интеграция с другими изучаемыми предметами вызывает живой интерес и повышение мотивации, ведь мы отталкиваемся от интересов и потребностей ребёнка. И учитель здесь является тем необходимым напарником, с которым осуществляется коммуникация в работе, обмен знаниями, обсуждение проекта. В процессе ребенок учится работать с текстом, обрабатывать и вставлять в текст картинки, учится поиску информации в Интернете, осваивает графический редактор. И всё это происходит ненавязчиво и незаметно для него, ведь основная цель для него предмет изучения, например, роль витаминов в жизни человека. А вместе с этими знаниями, он овладевает и навыками работы с информационными технологиями, что нам и надо.
Проблема применения проектных технологий остаётся актуальной и требует своего развития. Для учителей информатики необходимо проводить очные мероприятия, где бы учителя делились своим опытом организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Необходима публикация продуктов подобных мероприятий в виде ресурсной карты для учителей, в которой отражены основные пункты потенциального участия в различных проектах городского, регионального и всероссийского уровней.
Литература
Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост.Э.С.Ларина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики / Н.Ю. Пахомова // Информатика и образование. – 1996. - № 1, 2.
Проектная технология в информатике: [Электронный ресурс] // Красноярский институт повышения квалификации. URL: https://dl.kipk.ru/course/view.php?id=310