Организация проектной деятельности в классах с базовым уровнем преподавания информатики

1
0
Материал опубликован 14 July в группе

​​​​​​​Организация проектной деятельности в классах с базовым уровнем преподавания информатики

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Конфуций

Проектная технология – один из наиболее востребованных в логике внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов активных способов обучения. Причем эта технология идет сквозной линией от ФГОС НОО - проектные задачи и групповой проект, через ФГОС ООО - групповой и индивидуальный проекты, до ФГОС СОО - индивидуальный проект и его защита.

В Атласе новых профессий умение управлять проектами заявлено примерно в 70% профессиональных требований. Как в школе обстоят дела с проектной деятельностью сегодня? В современной школе использовать методы традиционного обучения уже недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Ситуация очень неоднородная и очень часто проектную деятельность подменяют учебными заданиями, которые ученик (или группа учеников) выполняет самостоятельно.

Проектный метод отличают от других методов деятельности:

  • наличие проблемы, требующей решения;
  • наличие практической значимости предполагаемого результата проектной деятельности;
  • самостоятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта.

Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности, активизации познавательной деятельности учащихся, умению решать проблемы, умению сотрудничать и работать в группах в группах, работать с информацией.

На уроках я предлагаю учащимся такие виды проектов как творческие и ознакомительно-ориентировочные (информационные). Для базового уровня подходят краткосрочные на 2-3 урока монопроекты в рамках одного предмета: краеведение, история, география, биология, физика, химия и т.д., которые затем можно объединить в один общий ресурс, либо протяженностью на всё время изучения темы (темы: Базы данных, Сайтостроение). На уроках темы предлагаю, расширяющие кругозор учащихся о мире, их знания о своём крае, о своей стране и её великих людях.

Далее я привожу примеры проектов, которые можно предложить учащимся в зависимости от их интересов и уровня владения предметом «Информатика».

  1. Примеры проектов при изучении программ офисного пакета (Базы данных, Презентации, Текстовый редактор), а также Основы сайтостроения и Нейронные сети (потом можно объединить в единый ресурс):
  • Красная книга Красноярского края;
  • Путешествию по заповеднику «Красноярские столбы»;
  • Достопримечательности Красноярска;
  • В честь кого названы улицы Красноярска;
  • Нобелевские лауреаты СССР и России (по отдельным предметам);
  • Великие реки/озёра Сибири (России);
  • Путешествие по «Золотому кольцу» России (Здесь каждый учащийся может выбрать свой один город, а затем присоединить его в общее «кольцо»);
  • Моря России;
  • Самые большие/ маленькие/ необычные/ белые … животные/птицы/растения;
  • Самые высокие/красивые/… горы/водопады/фонтаны/сооружения/города;
  • Самые глубокие/широкие озёра;
  • Поэты Серебряного века;
  • Любимый поэт/композитор/музыкант;
  • Великие люди (их биография, вклад);
  • Путешественники и мореплаватели России (Никитин, Беринг, Крузенштерн, Дежнев, Миклухо-Маклай, Лаптевы, Беллинсгаузен и т.д);
  • Путешествие по странам мира (столица, флаг, изображение на карте, население, валюта, достопримечательности, природа, экономика);
  • Космонавты советские и современные;
  • Планеты Солнечной системы;
  • Времена года в стихах и картинках;
  • Оптические явления;
  • Оптические иллюзии;
  • Анимация в презентациях (сказка, сюжет, явление);
  • Рисунки и анимации к праздникам (День матери, Новый год, день космонавтики, День победы, День рождения);
  1. Примеры проектов при изучении темы «Программирование»:
  • Создание диалога;
  • Создание теста (по психологии, по школьным предметам, а также, приуроченные к определенному празднику или событию);
  1. Примеры проектов при изучении темы «Электронные таблицы»:
  • Моделирование финансовой ситуации (кредиты, вклады, свой магазин, кулинария);
  • Математическое моделирование (исследование функций);
  • Моделирование физических явлений (колебания маятника, равномерное движение);
  1. ​​​​​​​Примеры проектов на Scratch:
  • Аквариум (Подводный мир);
  • Игры (пинг понг, танчики, лабиринты, кликеры и т.д.);
  • Динамические открытки (день Матери, Новый год, день космонавтики, День Победы, день Рождения);
  • Социальная реклама (Безопасность в Интернете, по экологии, по правилам безопасности в лесу/на воде/в транспорте/дома, по психологии, по ЗОЖ).
  • Истории по литературному произведению.


Долгосрочные исследовательские проекты оставляем для Индивидуального проекта (создание игр, сайтов, чат-ботов, музыки, 3D моделирование, видео и т.д.).

На базовом уровне выделяется всего один час информатики в неделю. И на помощь приходит Внеурочная деятельность. Каждый учитель в начале учебного года может запланировать дополнительный курс для своих учеников, увеличив этим время на изучения отдельных тем, а также дать возможность учащимся участвовать в долгосрочных проектах регионального или всероссийского уровня.

Дети с ОВЗ – это отдельная тема для разговора. Для ребят возможны упрощённые форматы проектно-исследовательской деятельности, но не отказ он неё. Наоборот, интеграция с другими изучаемыми предметами вызывает живой интерес и повышение мотивации, ведь мы отталкиваемся от интересов и потребностей ребёнка. И учитель здесь является тем необходимым напарником, с которым осуществляется коммуникация в работе, обмен знаниями, обсуждение проекта. В процессе ребенок учится работать с текстом, обрабатывать и вставлять в текст картинки, учится поиску информации в Интернете, осваивает графический редактор. И всё это происходит ненавязчиво и незаметно для него, ведь основная цель для него предмет изучения, например, роль витаминов в жизни человека. А вместе с этими знаниями, он овладевает и навыками работы с информационными технологиями, что нам и надо.

Проблема применения проектных технологий остаётся актуальной и требует своего развития. Для учителей информатики необходимо проводить очные мероприятия, где бы учителя делились своим опытом организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Необходима публикация продуктов подобных мероприятий в виде ресурсной карты для учителей, в которой отражены основные пункты потенциального участия в различных проектах городского, регионального и всероссийского уровней.

Литература

Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост.Э.С.Ларина. – Волгоград: Учитель, 2009.

Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики / Н.Ю. Пахомова // Информатика и образование. – 1996. - № 1, 2.

Проектная технология в информатике: [Электронный ресурс] // Красноярский институт повышения квалификации. URL: https://dl.kipk.ru/course/view.php?id=310



Комментарии
Комментариев пока нет.