Организация работы с одарёнными, талантливыми и способными обучающимися на уроках биологии, химии и во внеурочной деятельности

48
36
Материал опубликован 25 February 2022 в группе

Бобырь Елена Владимировна

учитель высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ № 1 им. В.С. Богатырева

р.п. Охотск, Хабаровский край


Если дети – национальное достояние

любой страны, то одарённые дети –

eё интеллектуальный и творческий потенциал.

Р.Н. Бунеев

Наше время – это время больших перемен. Сегодня современному обществу нужны люди, уверенные в своих силах, способные принимать нестандартные решения, быстро ориентироваться и адаптироваться в повседневной жизни и в различных жизненных ситуациях, мыслить не шаблонно, а креативно и творчески. Люди, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения, которые позволят эффективно развиваться нашей стране, конструктивно решать разные социальные и экономические задачи. Человек, способный находить творческие решения, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Учебные предметы естественно-научной направленности – биология и химия обладают огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит, и для выявления одарённых и талантливых детей.

Одарённые и талантливые дети – это особый мир детства, и задача педагогов понять этот внутренний мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум своего опыта и знаний, используя разные виды деятельности. Именно в школе учителю нужно стараться выявлять способных учеников, которые проявляют интерес к различным областям науки и техники, помочь им наиболее полно раскрыть свои способности и воплотить в реальную жизнь мечты и планы. А для этого необходимо знать природу одарённости и стимулировать её проявление. Только целостный подход к способному ребёнку, как к личности, и системная работа педагога позволят максимально реализовать его дар.

Для того, чтобы правильно организовать образовательный процесс с одарёнными и талантливыми детьми необходимо учитывать их возрастные особенности. В начальной школе учащиеся проявляют интерес к ручному труду. Именно он создаёт возможности для разностороннего развития личности ребёнка, развивает умение осмысливать суть задания на первоначальном этапе, умение планировать последовательность действий и предвидеть её конечный результат. Учащийся понимает, что благодаря собственной деятельности он узнает много нового, сам добывает знания, развивая самостоятельность, организованность, внимательность и наблюдательность. Ребёнок может предлагать свои способы и варианты выполнения работы в отличие от предложенного шаблонного. В старшем школьном и подростковом возрасте у обучающихся ведущими являются различные формы поэтического, художественного и другого творчества. Ребёнка отличает использование воображения в мышлении, инициативность, любознательность, энтузиазм, стремление участвовать во всём новом, гибкость в решении различных нестандартных ситуаций. Поэтому важно правильно организовать образовательный процесс для одарённых, талантливых и способных детей, чтобы он не стал для них скучным, рутинным и неинтересным.

Работа с одарёнными и талантливыми учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности любой школы. Чтобы выявить интеллектуальные и творческие способности обучающихся, положительное отношение к своему предмету, увидеть в каждом ребёнке личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, я разработала свою методическую систему работы с одарёнными и талантливыми и способными детьми.


Цель

Содержание работы с одаренными, талантливыми

и способными обучающимися

Развитие познавательных интересов учащихся

При планировании уроков предусматриваю оригинальные задания, развивающие творческие способности, воображение и смекалку.

Применяю на уроках проблемно-поисковый метод, создаю проблемные ситуации, активно внедряю такие виды организации учебных занятий как семинары, творческие дискуссии, защиту творческого задания, проекта.

Пополняю учебно-методическую базу кабинета современными наглядными и демонстрационными образовательными ресурсами.

Разрабатываю индивидуальные планы работы, образовательные маршруты с каждым способным и одарённым учащимся.

Развитие творческих способностей учащихся

Обеспечиваю условия для проявления творческой активности учащихся.

Провожу творческие конкурсы, предметные олимпиады, викторины, КВНы, онлайн-квесты и т.д.

Привлекаю учащихся к оформлению портфолио, классных и школьных стенгазет, участию в коллективно-творческих делах, предметных неделях, подготовке и участию в школьных и районных мероприятиях и т.д.

Развитие духовной сферы учащихся

Воспитываю чувство собственного достоинства, независимости мышления, уважительного отношения к своей школе.

Организую консультации, анкетирования, диагностики, индивидуальные беседы психолога для учащихся и их родителей с целью «раскрытия» личностных качеств обучающегося.


Можно смело говорить о том, что большинство обучающихся обладают теми или иными способностями и природными задатками. Однако выявление одарённых и талантливых детей – это продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ученика. Работа по выявлению и развитию таких детей начитается с начальной школы. Я, как учитель-предметник среднего и старшего звена, постоянно взаимодействую со своими коллегами, работающими с младшими школьниками. Проводя предметные недели естественных наук, различные эколого-биологические мероприятия, включенные в школьную циклограмму, я отмечаю талантливых и одарённых детей, их интеллектуальные и творческие способности. Так же наблюдаю за ребятами в период летних каникул, когда они посещают детский оздоровительный лагерь экологической направленности при нашей школе. Здесь проводится очень много интересных и познавательных мероприятий, коллективно-творческих дел, где каждый ребёнок может раскрыть свои способности и таланты, проявить активность, инициативность, творчество и креативность.

В нашей школе сформирован банк данных одарённых и талантливых детей. Есть такие ученики и по моему естественно-научному направлению работы. Для каждого такого ребёнка я составляю информационные карты, в которых фиксирую его участие, успехи и достижения в мероприятиях различного уровня по учебным годам. Такой мониторинг учебных достижений позволяет выявить индивидуальные особенности обучающегося, его интеллектуальные и творческие способности, создать благоприятные условия для их развития, выстроить образовательную траекторию, благодаря которой он сможет достичь более высоких результатов в различных видах деятельности. В дальнейшем это поможет ученику определиться с выбором будущей профессии и самореализоваться.

Одним из значимых направлений моей работы является организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся, которая способствует развитию детской одарённости, так как направлена на реализацию общего развития детей и обеспечение их разнообразной деятельностью с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого я использую поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры обучающегося. Формирование исследовательских умений я выстраиваю на базе универсальных учебных действий и начинаю с развития специальных навыков по предмету и надпредметных способов деятельности. С целью выявления уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся я веду их постоянное отслеживание. В диагностические данные включаю умение обучающихся работать с дополнительной научной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал, мыслить логически, работать в группе, планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих умений и навыков я активно использую возможности урока, наблюдения и диагностические работы. Результаты такого анализа позволяют мне сделать вывод о готовности обучающихся участвовать в исследовательской и проектной деятельности. На основе полученных данных можно прогнозировать уровень самостоятельности обучающихся. После этого ученики создают небольшие тренировочные проекты. Дальнейшая работа зависит от уровня внутренней мотивации, инициативности и целеустремлённости обучающихся.

На уроках биологии и химии я уделяю большое внимание самостоятельной деятельности учащихся. По ходу урока им предлагаются различные проблемные задания, развивающие функциональную грамотность. Мне важно, чтобы дети были не только слушателями и исполнителями, но и творцами, чтобы могли самостоятельно находить информацию, перерабатывать её и использовать в разных повседневных и нестандартных ситуациях.

Преподавание биологии и химии, в силу особенностей самих предметов, представляют собой благоприятную сферу для применения современных информационных компьютерных технологий (ИКТ). Не секрет, что современным детям интереснее выполнять задания, связанные с использованием ИКТ. Используя данную технологию, учащиеся создают мультимедийные презентации, видеоролики, буклеты, памятки, интерактивные и анимационные модели, образовательные игры, плакаты. Это не только делает увлекательным и наглядным учебный процесс, повышает качество обучения, но и формирует интерес обучающихся к естественно-научным предметам, мотивирует их к дальнейшей интеллектуальной и творческой деятельности, поиску новых нестандартных решений, развитию абстрактного и креативного мышления.

Организуя работу, направленную на развитие творческого мышления, я включаю в учебную деятельность различные виды развивающих заданий. Например,

- задания на нахождение закономерностей (например, «золотое сечение» в живой природе, популяционные волны в естественных условиях);

- задания на нахождения соответствий и ассоциаций между понятиями, явлениями, признаками объектов и т. д.;

- задания на нахождение аналогий (например, бионика – синтез биологии и техники, что человек увидел у животных и растений, а потом использовал при сооружении различных технических конструкций);

- задания на классификацию (например, нахождение сходств и различий при изучении царств живой природы, плодов растений);

- задания на связь с другими науками (например, биология + математика = числовые последовательности в живом мире; биология + химия = химический состав клетки).

- задания творческого характера (составить синквейн, ребус, кроссенс, шараду по изученной теме урока);

- задания на моделирование/конструирование (например, из пластилина или солёного теста сконструировать модель прокариотической или эукариотической клетки; из цветной бумаги сделать аппликацию «Строение цветка»);

- задания, направленные на развитие речи и воображения (например, написать сказку или рассказ «Интервью у птицы», «Разговор деревьев», составить жалобу экологам от имени какого-нибудь животного или растения).

Развитию познавательных и творческих способностей обучающихся способствует и внеурочная деятельность.

Организуя внеурочную деятельность по биологии и химии, я ставлю следующие задачи:

- привитие интереса к естественно-научным предметам – биологии и химии;

- развитие и совершенствование навыков биологического и химического эксперимента;

- развитие творческой активности обучающихся.

Обязательным условием развития одарённости является разнообразие занятий и интересов, формирование у учащихся чувства успешности. Для этого я систематически организую участие обучающихся в различных мероприятиях: школьных и районных олимпиадах, в предметных неделях, в интеллектуальных конкурсах, викторинах и квестах (очно, дистанционно и онлайн), провожу экскурсии, мастерские юного учёного, сотрудничаю с учреждениями дополнительного образования: Дворцом творчества детей и молодёжи, детско-юношеской спортивной школой «Атлант», районной детской библиотекой, краеведческим музеем им. Е. Морокова, организую встречи учащихся с научными руководителями из Хабаровского отделения Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра в Охотском районе (ХО-ТИНРО). Управление внеурочной  деятельностью школьников в данном направлении поддерживает зарождающийся у них интерес к биологии и химии, способствует формированию ключевых компетентностей, позволяющих  совершить учащимся успешный осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута. Результатом внеурочной деятельности является стабильная посещаемость, подготовка к предстоящей школьной научно-исследовательской конференции, защита проектов.

В рамках внеурочной деятельности учащимися создаются групповые и индивидуальные исследовательские проекты, буклеты, альманахи, мультимедийные презентации, видеоролики, учебные фильмы, модели. Все эти и другие продукты, созданные в результате внеурочной деятельности, пополняют школьный банк образовательных ресурсов и активно используются на уроках окружающего мира, биологии, химии, экологии, при проведении внеклассных мероприятиях.

Особым видом внеклассных занятий являются элективные курсы и практикумы. Цель таких занятий – дать учащимся более глубокие знания по отдельным темам биологической и химической науки, значительно превышающие объем школьной программы. Благодаря тому, что работа осуществляется в малых группах, я максимально реализую индивидуальный подход и дифференциацию обучения, применяя различные методы работы. Занятия оказывают большое влияние на профессиональную ориентацию учащихся, поскольку они собираются работать или продолжать образование в учебных заведениях биологического и химического профилей. Ежегодно выпускники нашей школы выбирают в качестве будущей профессии – профессии медсестры, фармацевта, ветеринара, работника лесного хозяйства, педагога-психолога, врача, лаборанта, эколога и других.

В заключении отмечу, что каждый ребёнок имеет разные интеллектуальные и творческие способности, у каждого свой значительный природный потенциал и задача педагога – вырастить эти способности, как компоненты одарённости, создать максимальные условия для её формирования, чтобы в дальнейшем возможности каждого человека были реализованы на блага всего общества и окружающего нас мира.


Представленный фотоотчёт демонстрирует некоторые формы моей работы с одарёнными, талантливыми и способными детьми, их достижения и успехи в урочной и внеурочной деятельности. Это участие во Всероссийских творческих конкурсах, интеллектуальных викторинах и онлайн-квестах, Всероссийских химическом и экологическом диктантах, краевых экологических мероприятиях, проведение интересных познавательных уроков и конференций по биологии, химических опытов и экспериментов по химии, творческие работы учащихся (стенгазеты) и защита индивидуальных проектов. Информация представлена по итогам проведения отдельных мероприятий в период за 2020-2021 и 2021-2022 учебные годы.


Приложение 1. Информация о проведении отдельных мероприятий в период за 2020-2021 и 2021-2022 учебные годы.
i1645761229.jpg
s1645761249.jpg
k1645761272.jpg

​​​​​​​y1645761339.jpg

f1645761362.jpg
u1645761386.jpg

i1645761459.jpg

m1645761480.jpg
z1645761500.jpg
w1645761520.jpg
o1645761543.jpg

​​​​​​​x1645761618.jpg

j1645761637.jpg
u1645761660.jpg
i1645761687.jpg
g1645761708.jpg
h1645761730.jpg​​​​​​​


Используемые источники:

https://infourok.ru/doklad-na-pedsovet-na-temu-rabotam-s-odarennymi-detmi-na-urokah-biologii-i-himii-4996302.html

https://videouroki.net/razrabotki/sistiema-raboty-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-biologhii-i-vo-vnieurochnoie-vr.html

https://kopilkaurokov.ru/biologiya/prochee/osobiennosti-raboty-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-biologhii

https://www.1urok.ru/categories/3/articles/38119

https://kopilkaurokov.ru/biologiya/prochee/osobiennosti-raboty-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-biologhii

https://easyen.ru/load/rukovoditeljam_shkol/obobshhenie_opyta/rabota_s_odarennymi_detmi_na_urokakh_biologii_i_khimii/447-1-0-60843

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/376508-organizacija-raboty-s-odarennymi-detmi-na-uro

https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/03/23/programma-odarennye-deti-mou-dod-syun

https://infourok.ru/rabota-s-odaryonnimi-detmi-na-urokah-i-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-2351714.html


Проверка на уникальность:

t1645758565aa.jpg

t1645758565ab.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Полезная работа, Елена Владимировна!

25 February 2022

Спасибо, Елена Владимировна, за представленный педагогический опыт работы с одарёнными, талантливыми и способными обучающимися! Ваша система работы интересна и даёт свои позитивные плоды!

25 February 2022

Интересно а в чем одаренность?, рисовать газетки, или пробирки посмотреть?

30 July 2022

Спасибо, Елена Владимировна, за содержательный, грамотный материал!

25 February 2022

Большое спасибо, Елена Владимировна, за такой содержательный рассказ о работе с одарёнными детьми!

25 February 2022

Елена Владимировна, замечательная статья! Вы представили научно обоснованную систему работы с одарёнными учащимися, дающую эффективные результаты. Ваш опыт работы несомненно будет востребован коллегами!

25 February 2022

Очень полезный материал!

25 February 2022

Елена Владимировна, я присоединяюсь к комплиментам. Ваш опыт заслуживает внимания! Спасибо за Ваш труд!

25 February 2022

Замечательная работа, Елена Владимировна! Спасибо за представленный опыт работы с одаренными и талантливыми учащимися!

1 March 2022

Спасибо, Елена Владимировна! Богатый у Вас педагогический опыт работы с одаренными детьми! Есть что перенять,хотя науки у нас совершенно разные.

3 March 2022

Благодарю за интересный опыт! С наступающим праздником,Елена Владимировна!

6 March 2022

Елена Владимировна! Поздравляю Вас с заслуженной победой в конкурсе!!!

24 March 2022

Людмила Юрьевна, большое спасибо!!!!!

24 March 2022

Рада за вас,Елена Владимировна! Так держать!!!

24 March 2022

Большое спасибо, Марина Юрьевна!!!!!

24 March 2022

Елена Владимировна, спасибо за ваш интересный опыт работы! Вы заслуженно одержали победу в конкурсе! Поздравляю!

24 March 2022

Большое спасибо, Наталия Алексеевна!!!!!

24 March 2022

Поздравляю с победой в конкурсе!!!

25 March 2022

Большое спасибо, Светлана Ивановна!!!!!

25 March 2022

Елена Владимировна, поздравляю Вас с победой в конкурсе!

25 March 2022
Показать больше комментариев