Применение элементов социо-игровой педагогики в рамках внеурочных занятий с подростками.

8
0
Материал опубликован 22 July в группе

  Мы не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой.

                                                                                                                                                                        Карло Гоцци

Применение элементов социо-игровой педагогики в рамках внеурочных занятий с подростками

        В быстро меняющемся мире перед школой стоит задача устранить противоречие между растущим объемом информации и возможностью ее усвоения учениками, обеспечить процесс овладения ими системой универсальных человеческих ценностей. Добиться этого можно через приобщение учащихся к искусству и развитие речевой культуры учеников.

          Общеобразовательная школа при этом все больше превращается в «школу воспитания» [1], а значит, требует появления новой роли педагога-воспитателя.

Помогает в решении этой задачи театральная педагогика [3]. Школьный театр становится клубным пространством [5], где складывается уникальная воспитательная ситуация, объединяющая детей и взрослого на уровне «сопереживания», «проживания» учебного материала, а значит, лучшего его усвоения.

Театральные технологии необходимо интегрировать в школьную практику для расширения кругозора учащихся, формирования у них общей и эстетической культуры, развития художественного вкуса [4].

В работе с подростками, на мой взгляд, целесообразно применять элементы социо-игрового стиля.

  • Наравне с ведущей ролью педагога расширяется сфера проявления самостоятельности ученика.
  • Педагогу дается возможность поставить себя на место учащихся, взглянуть на себя со стороны.
  • Значимость обучения проявляется уже в организации проблемной ситуации, в процессе которой дети, общаясь, будут открывать новое через задачную игру, пробы и ошибки.
  • Педагог становится организатором, режиссером, переводящим учебный материал в игровую задачу.

Кроме того, школьный театр дает возможность подросткам реализовать свою уникальность, «демонстраторность» [4] – через художественное слово,  взаимодействие с партнером по сцене и публикой [4].  Задача учителя – чтобы «личное открытие» для каждого ученика состоялось.


k1721645232.jpg

Мне, как учителю-словеснику, в этом учебном году представилась возможность стать руководителем школьной театральной студии. Посещать театральные занятия в рамках внеурочной деятельности я предложила восьмиклассникам. К моменту открытия студии в октябре у нас сложилась небольшая команда из 14 творческих учеников. Обучение – это всегда взаимонаправленный процесс. Как наставник, я учу ребят работе с художественным словом, управлению своим голосом и телом, работе в команде, одновременно учась у них креативности и готовности к импровизации. 


a1721645259.jpg

            Обучение основам театра позволяет объединить воспитательные возможности разных видов искусства,  давая возможность подросткам попробовать себя в различной роли: актера, чтеца, сценариста, видеооператора, хореографа, декоратора, вокалиста. Для учащихся 14-15 лет очень важно быть услышанным, выстроить границы в общении с другими, грамотно и убедительно высказать свое мнение, научиться презентовать себя. Все эти метапредметные, так называемые «гибкие» навыки также помогает сформировать обучение в театральной студии.

              В начале года я провела среди учащихся входной опрос на выявление приоритетных «ролей» внутри группы [приложение 1]. Результаты показали, что не все ученики были готовы к выходу на сцену или созданию собственного ситуационного текста. Таким образом, мне предстояло работать над созданием ситуации успеха, в которой бы сформировались и закрепились эти навыки.

     Работу я строила в соответствии с основными принципами социо-игровой педагогики:

  1. Принцип импровизации («Здесь, сегодня и сейчас!») Настраивала учащихся быть готовым к преодолению препятствий как возможности живого общения в команде и роста умений каждого. Учебный график 8-классников очень плотный, важно поддерживать дружественную атмосферу внутри коллектива, не допуская «перегорания» подростков.
  2. Принцип дефицита информации. Давала начальную установку к совместной деятельности учеников, оставляя возможность «горизонтального» обсуждения, уточнения у сверстников, проявления взаимопомощи.
  3. Принцип приоритета ученической самодеятельности. Старалась ценить проявление активности учащимися, давая возможность поиска новых путей выполнения поставленной учебной задачи.
  4. Принцип дела, а не амбиций (работы над заданием малыми группами). Создавала ситуации смены ролевых функций в группе, постепенно вовлекая в работу каждого участника студии и получая обратную связь.
  5. Принцип соответствия содержания работы форме. Следила за сменой пространства для игры и обучения согласно задаче (класс-рекреация-библиотека-актовый зал) и комфортным самочувствием учеников.
  6. Принцип проблематизации. Создавала проблемную ситуацию на занятиях для поиска новых знаний, повышения мотивации и интереса учащихся.


z1721645340.jpg​​​​​​​
n1721645381.jpg

l1721647845.jpg
q1721645403.jpg


r1721645492.jpg


k1721645472.jpg

        Работа в социо-игровом направлении педагогики помогает в преодолении страха сцены у учеников, формирует навык успешного публичного выступления, эффективной командной и индивидуальной  работы. Умение создавать и успешно презентовать текст отрабатывается в рамках ведения группы студии в социальной сети ВКонтакте. Все это способствует развитию коммуникативных, регулятивных и личностных компетенций учащихся, навыков функциональной грамотности, а также является частью процесса подготовки к итоговой аттестации.

            За время работы студии мы подготовили и показали ученикам первых классов музыкальную сказку «Королевство чисел», записали аудиоспектакль «Снегвард – новогоднее чудо», сейчас работаем над спектаклем для подростковой аудитории по мотивам рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа». Ребята-студийцы приняли участие в конкурсе писательского мастерства «Глаголица», конкурсе видео-чтецов «Будь на волне - Читай!» Стимулом к развитию школьного театра также является участие во всероссийском проекте «Школьная классика», организованном совместно с Театральным Институтом имени Б. Щукина.

         

Использованная литература:

  1. Меркулова Ю.В., Ткаченко А.А. «Практикум по выразительному чтению: Литература + театр» // Методика: Литература/ ноябрь-декабрь, 2017. С.41-45
  2. Косинец Е.И., Климова Т.А. Театральная педагогика в современной школе// Искусство. Все для учителя. 8.08.2012.
  3.  «Школа! Занавес!»: сборник методической рефлексии ГБУ СОШ ДО г. Москвы «Класс-Центр»/ под ред. Л.С. Львова. – Москва, 2020.
  4. Театр детей. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / под ред. Никитиной А.Б. / Введение (vcht.center)
  5. А.Гребенкин. Театральная педагогика вчера и сегодня | Театр 111 (theater111.ru)









Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации