12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вдовкина Марина Викторовна33
2

Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей дошкольного возраста посредством использования детской мультипликации в образовательной деятельности

М.В.Вдовкина, педагог – психолог,

МАДОУ МО г. Краснодар «Центр-детский сад №127»



Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей дошкольного возраста посредством использования детской мультипликации в образовательной деятельности

Анимация способна объяснить всё, что может породить человеческий разум.

Уолт Дисней

Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Ребёнок начинает понимать эмоции и чувства других людей, учится сопереживать им.

В последнее время в ДОО приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями, дети порой бывают замкнутыми, застенчивыми с высоким уровнем тревожности, агрессивности. Часто причиной данных проблем, при норме развития, является то, что ребёнок не может объяснить свои эмоции и чувства, затрудняется словами описать оттенки своих эмоциональных состояний, поэтому большое внимание на коррекционно – развивающих занятиях уделяем развитию эмоциональной сферы, созданию возможностей для эмоционального самовыражения, преодолению барьеров общения. Занятия проводятся, как индивидуально, так и в группе детей, с учетом их психологических и индивидуальных особенностей.

Наряду с разнообразными методиками по развитию эмоциональной сферы, активно применяем мульттерапию.

Мультттерапию в детском саду невозможно переоценить. Разыгрывание различных историй помогает установить контакт с ребёнком, если он эмоционально «зажат», социально не адаптирован. В анимационной студии дети могут смотреть мультфильмы и создавать их самостоятельно, что является основой мульттерапии. Мульттерапия – метод реабилитации, развития личности ребёнка в ходе подготовки к созданию, в процессе создания и просмотра мультфильмов. Просмотр и обсуждение готовых мультфильмов с детьми – пассивная мульттерапия, а создание ребёнком мультфильма – активная мульттерапия. Для детей данные виды мульттерапии являются мощными движущими силами развития, реабилитации и коррекции.

Детям такая форма работы оказалась очень близка и интересна, ведь современные дети не мыслят себя без компьютера. Работа с мультстудией позволяет включить в жизнь ребёнка информационно – коммуникационные технологии с наибольшей пользой и с наименьшим риском, а на данном этапе развития — это очень актуально. Занятия проходят в основном в форме игры, ведь детская мультипликация – это по своей сути – игра, в которой ребёнок придумывает и оживляет своего героя, наделяет его определёнными качествами, проигрывает различные жизненные и сказочные ситуации. В процессе ребёнок учится распознавать эмоции других, передавать их при помощи героев, реплик, выражения лица. Важно в этот момент помочь ребёнку найти и создать героя и тему, с помощью которых он сможет выразить свои эмоциональные состояния и прожить их наилучшим образом.

Использование анимационных технологий, мультипликации (от лат. «multiplikatio» – умножение, увеличение) в работе с дошкольниками помогает всем участникам педагогического процесса превратиться в волшебников и творцов, создать своими руками то, чего раньше никогда не было. С точки зрения Ф. С. Хитрука, понятие «мультипликация» «не содержит в себе ничего, кроме фактора множественности», поэтому его лучше заменить на другое – «искусство одушевления» [3, с.79].

Детская мультипликация — это сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей различных видов искусств. Являясь одним из видов современного искусства, мультипликация обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями.

Мультипликация включает в себя огромное число различных видов творческой, художественной и технической деятельности, которые дети осваивают в процессе создания мультфильма. Это художественное и литературное творчество, навыки работы с техническими средствами: фотоаппаратом, видеокамерой, микрофоном, компьютером, освоение специализированных компьютерных программ для анимационной деятельности.

Язык мультипликации – это язык волшебных, сказочных или жизненных образов, которые отражают то, что мы хотим передать на экране. То есть наши мысли, чувства, переживания – всё, что мы хотим сообщить через свой мультфильм – необходимо выразить с помощью образов. Говорить на языке образов детям очень просто. Дайте ребёнку лист бумаги и попросите его что – нибудь нарисовать. Перед вами возникнет целый воображаемый мир, наполненный событиями! Воображение – тот волшебный инструмент, который будет помогать ребёнку в создании мультфильма. [1 c. 12]

Еще одной важной ценностью мульттерапии является работа в команде. У каждого есть своя роль: режиссер и сценарист, художник и актер озвучки, оператор и монтажер. Все, как в большой семье, или как в любом коллективе, который работает на результат. Где от усилий одного зависит успех целой команды, успех созданного проекта.

Искусство мультипликации в первую очередь воздействует на воображение и фантазию детей. В мультипликации все рисунки, предметы, вещи, персонажи «оживают» и могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое. И не только перемещаться, но и полноценно жить на экране, совершать те или иные поступки, самостоятельно разрешать конфликты входить в тесные взаимоотношения друг с другом, рассуждать, говорить и даже, если это нужно, петь, танцевать и играть на различных музыкальных

инструментах.

Существует большое количество способов и техник изготовления мультипликационных фильмов. Это и рисованная мультипликация, и компьютерная графика, и различные виды анимации – пластилиновая, кукольная, песочная и т.д.

Для создания мультфильмов на занятиях в анимационной студии, дети чаще всего выбирают объёмную пластилиновую анимацию, ведь именно лепка – один из самых эмоциональных продуктивных видов изобразительной деятельности и для детей дошкольного возраста игра с мелкими игрушками, пластилиновыми персонажами является очень интересной. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Кроме того, лепка из пластилина способствует развитию мелкой моторики, которая в свою очередь, оказывает влияние на развитие речи, памяти и мышления.

Учитывая, современную проблему увеличения количества детей с общим недоразвитием речи, у которых есть проблемы не только в развитии речи, но и проблемы с мелкой и общей моторикой, вниманием, восприятием, памятью и т.д., пластилиновая анимация является наиболее эффективным способом в решении поставленных задач.

Этапы создания мультфильма:

Создание сценария. Работа над мультфильмом начинается с создания сценария для мультистории. Это стимулирует детей читать, придумывать истории, наблюдать за событиями и людьми, задумываться над тем, какие чувства и переживания за ним стоят.

Раскадровка. На основании сценария делают раскадровку – серию рисунков, которые отражают всё, что будет происходить в кадре от начала до конца истории. Каждый рисунок соединяется текстом и словами персонажей.

Создание персонажей и декораций. Это прекрасная возможность использовать свои художественные способности: придумывать внешний вид и создать персонажей, с помощью которых можно передать мультисторию, а также нарисовать декорации, которые показывают место действия истории. Персонажи мультфильма и декорации выполняются в той технике, которая выбрана для создания мультфильма.

Съёмка. Во время съёмки персонажи оживают и начинают двигаться с помощью аниматоров, которые создают маленькие движения персонажей, а оператор, используя цифровой фотоаппарат или вебкамеру, может фиксировать эти движения (технология stopmotion).

Озвучивание. Актёрские способности детей позволяют персонажам обрести собственные голоса.

Монтаж. Монтаж включает в себя обработку видео и аудиоматериала и их соединение с помощью специальной программы. На этом этапн происходит подбор или создание музыкального сопровождения мультфильма, названия и титров. [1 c. 11]

Использование детской анимационной студии открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОО, а также родителей воспитанников. Мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка.

Семья играет главную роль в жизни ребенка. Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, социально-личностном, художественно-эстетическом развитии становятся близкие взрослые, прежде всего его семья, поэтому сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, помочь в развитии его способностей.

Даже кратковременный опыт мультипликационного творчества дает заметный результат. Это возможность для ребенка высказаться и быть услышанным. Дети, занимающиеся анимацией, становятся более веселыми и открытыми, что положительно влияет на физическое здоровье. Работа над фильмом формирует личностные качества: инициативу, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т.д. [2 с. 20] а это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС ДО как результат.




Список использованной литературы

Пунько Н.П. Секреты детской мультипликации: метод пособие. – Линка – Пресс, 2017. – 136 с.

Алдошина О. Удивительная роль мультипликации: [Текст] / О. Алдошина // Искусство в школе, - 2010. - №4. - С. 19-21.

Хитрук, Ф.С. Профессия – аниматор. М.: Гаятри, 2007. – 304 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.