Реализация ФГОС в работе педагога-психолога в ДОО компенсирующего вида
Реализация ФГОС в работе педагога-психолога в ДОО компенсирующего вида
Цель деятельности педагога-психолога в ДОО компенсирующего вида – создание условий для охраны и укрепления психического здоровья воспитанников (обучающихся), способствующих позитивной социализации, личностному развитию, достижению образовательных результатов воспитанниками в процессе освоения адаптированной основной образовательной программы.
ФГОС ДО и Адаптированная основная образовательная программа (далее – АООП) ДОО – ключевые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в детском саду компенсирующего вида. ФГОС раскрывает возрастные целевые ориентиры, формируя примерный психологический портрет обучающегося дошкольного возраста (гл. 4 п. 1, гл. 4 п. 6), а АООП эти ориентиры уточняет, конкретизирует и индивидуализирует.
Коррекционная работа педагога-психолога планируется и проводится с учетом приоритетного направления – развитие внимания и эмоционально-волевой сферы, с учетом специфики как контингента обучающихся (группы), так и отдельных обучающихся.
Проводятся:
Занятия с вновь прибывшими детьми – адаптационные игры, наблюдение.
Индивидуальные, подгрупповые и фронтальные коррекционно-развивающие занятия с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной групп с целью формирования норм социального поведения и развития высших психических функций. В зависимости от наполняемости, образовательных интересов, инициативы и возраста обучающихся, занятия адаптируются с целью повышения субъектности обучающихся.
Индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия организуются в соответствии с недельным расписанием занятий каждого специалиста, учитывают тему и проблематику недели в соответствии с методическим планом ДОО. На каждом занятии производится зрительная гимнастика, а также, «гимнастика для мозга» – различные кинезиологические упражнения на активизацию и повышение эффективности работы мозга и моторной сферы [1, 3, 4].
На коррекционно-развивающих занятиях используются элементы арт-терапии (рисование губками, ватными палочками, пальцами), сказкотерапии (чтение и обсуждение рассказов, терапевтических и художественных произведений), проблемного обучения (совместная постановка задач перед началом деятельности, разработка дорожек для шариков в рамках игр с Образовательными системами «Куборо», постановка вопроса и поиск ответа – «мозговой штурм»). Большая роль отводится развитию субъектности обучающихся, главная цель занятия – построить диалог с обучающимися, провести обсуждение выбранной темы, способствовать рефлексии обучающихся после занятия. Помимо материалов для занятий, обучающимся предлагаются задания на развитие внимания, мышления, речи и моделей поведения будущего школьника: головоломки, лабиринты, нелепицы, раскраски по номерам, дорисовывание изображений. В рамках описанной деятельности с обучающимися подготовительных групп проводятся занятия – «Мозгобойни» (по мотивам названия одноименной командной интеллектуальной игры) – сборник головоломок, лабиринтов и интеллектуальных заданий действует на детей как мощное средство, повышающее мотивацию к обучению и лояльность к коррекционно-развивающим занятиям.
Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы помочь обучающемуся овладеть социальными и психологическими характеристиками, описанными во ФГОС ДО, а также обеспечить условия для формирования психических функций и личности обучающегося.
Список использованных источников:
1.Деннисон, П. И. Гимнастика мозга / П.И. Деннисон, Г. Деннисон. – СПб. : Весь, 2015. – 320 с.
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под ред.Л. И. Плаксиной. – М. : «Экзамен», 2003. 173 с.
3.Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников / А.Л. Сиротюк. – М. : Сфера, 2003. – 48 с.
4.Сиротюк, А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие / А. Л. Сиротюк. – М.: АРКТИ, 2008. – 60 с.
5.Федеральный закон «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс] : Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 (ред. 21.07.14) N 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения 25.04.2022)
6.Шеманов, А. Ю. Творческая деятельность как фактор формирования социокультурного фундамента инклюзии [Текст] / А.Ю. Шеманов // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы международной научно-практической конференции, 26-28 июня 2013 г., Москва / редкол. : С. В. Алехина — М.: МГППУ, 2013. С. 338-340.