Технологическая карта совместной образовательной деятельности с использованием технологии формирования здорового, безопасного образа жизни детей дошкольного возраста Тема: Бинарное интегрированное занятие по формированию целостной картины мира, формированию элементарных математических представлений по теме периода: «Космическое путешествие» на тему: «Звездное небо» (для старших дошкольников)
Технологическая карта совместной образовательной деятельности с использованием технологии формирования здорового, безопасного образа жизни детей дошкольного возраста
Разработчик: Рыжикова Наталья Владимировна
Тема: Бинарное интегрированное занятие по формированию целостной картины мира, формированию элементарных математических представлений по теме периода: «Космическое путешествие» на тему: «Звездное небо» (для старших дошкольников)
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Возраст воспитанников: Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Виды детской деятельности: Игровая, познавательная - исследовательская, двигательная, музыкальная, изобразительная
Используемые технологии: Здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, динамическая пауза, ритмопластика, игровая технология, ИКТ – технологии (Презентация «Планеты Солнечной системы», игра на ускорение «Ракета»)
Формы организации взаимодействия: Занятие в изостудии, групповая
Цель: Закрепление у дошкольников представлений о космосе
Образовательные задачи:
Воспитательные: - Воспитать у детей интерес к космическим предметам и объектам;
- Воспитать у детей интерес к познавательной деятельности;
Обучающие: - Закрепить знания, умения, навыки по теме: «Космос»;
Развивающие: - Развить логическое мышление, внимание, память, воображение, речь, кругозор, ориентировку в пространстве;
- Расширить словарный запас научными терминами
Понятия: Космическое путешествие, мгла, объект, звездочет, стыковка, черная дыра, гуманоид. Техника «эбру»
Планируемый результат: Дети овладели знаниями, умениями, навыками по теме: знают планеты Солнечной системы, космические предметы и объекты, их назначение, умеют подбирать слова, противоположные по значению, умеют отгадывать загадки, умеют ориентироваться на листе бумаги (графический диктант), освоили технику рисования «эбру»,
Материалы и оборудование: Листы формата А4 на всех, простые карандаши для выполнения задания: графический диктант «Ракета»; емкость, вода с загустителем, краски, кисти, гребни, палочки, шило, плотная бумага («эбру»); наглядно – дидактический материал (картинки с изображением космических объектов, предметов, явлений, портреты космонавтов), оформление изостудии (плакаты на тему: «Космос», рисунки детей, подвесные мобили (макеты ракеты, космонавта, космической станции)
Предварительная работа: Беседа о дне космонавтике, космонавтах, чтение произведений художественной литературы (на выбор), просмотр мультфильма: «Тайна третьей планеты», рассматривание иллюстраций, организация и проведение занятий по изобразительной деятельности на тему: «Путешествие на космическом корабле», «Что такое планетарий?», создание подвесных мобилей (совместная деятельность преподавателя по изобразительной деятельности, воспитателя, детей), экскурсия в планетарий
ТСО (по необходимости): Музыкальный центр, ноутбук, проектор
Организационная структура занятия
Этапы деятельности Структурные компоненты | Содержание деятельности, действий педагога (педагогов) | Содержание деятельности, действий детей |
1 | 2 | 3 |
Первый этап Мотивационно – побудительный | Воспитатель говорит детям о том, что сегодня они отправляются в космическое путешествие по звездам и планетам Солнечной системы, в ходе которого они пройдут различные испытания с целью изучения и покорения космоса, а потом, вернутся обратно на Землю. Детям предлагается два варианта на выбор: первый, - отправиться в путешествие от Земли к Солнцу, и «погреться» солнечной энергией, и второй, - направиться в противоположную сторону: от Земли к планетам, где тепла и света меньше, ведь, как известно, чем дальше от Солнца, тем холоднее. Старт №1 Планета «Земля» (Презентация слайд «Земля») Воспитатель проводит с детьми пальчиковую гимнастику: «Космический полет» | Дети под музыкальную композицию «Трава у дома» заходят в изостудию. Дети выбирают предпочтительный вариант (Путем голосования. Детям раздают фишки синего и красного цвета. Синий цвет – первый вариант, красный – второй. По количеству фишек определяется траектория полета) Дети выполняют пальчиковую гимнастику: «Космический полет». |
Второй этап Практический | Раз, два, три, четыре, пять, - Будем в космосе летать. 1 – комета, 2 – планета, 3 – луна, 4 – мгла, 5 – ракета, 6 – полет, 7 – объект, 8 – взлет, 9 – черная дыра, 10 – космос и земля А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете Запускаем ракетные двигатели: Р-р-р (Артикуляционная гимнастика) Старт №2 Планета «Венера» (Презентация слайд «Венера») Воспитатель проводит с детьми игру, целью которой является подбор детьми противоположных по смыслу значений человеческих качеств, которыми должен обладать космонавт. Воспитатель называет слово: Слабый – Нервный – Больной – Неуклюжий – Несобранный – Безответственный – Злой – Глупый – Медлительный – Трусливый – Ленивый
| Хлопают в ладоши Растирают ладошки Поочередно загибают пальцы Вращают кистями рук Дети выполняют артикуляционную гимнастику Дети подбирают слова, противоположные по значению. Сильный Спокойный Здоровый Ловкий Дисциплинированный Ответственный Добрый Умный Быстрый Решительный Трудолюбивый |
| Старт №3 Планета «Меркурий» (Презентация слайд «Меркурий») Воспитатель загадывает детям загадки Яркие горошины По всему небу разбросаны (звезды) Идешь, идешь, а конца не найдешь (земля) Ходят по кругу друг за другом. А в центре, одна – Большая звезда (солнце и планеты) На корабле воздушном, Космическом, послушном, Мы, обгоняя ветер, Несемся на … (ракете) Освещает ночью путь, Звездам не дает уснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам … (луна) Посчитать совсем не просто Ночью в небе темном звезды. Знает все наперечет Звезды в небе … (звездочет) Крыльев нет, но эта птица Полетит и приземлится (луноход) Он в скафандре со страховкой Вышел на орбиту. Кораблю поправит ловко Кабель перебитый (космонавт) Выше леса, выше гор Расстилается ковер. То он серый, то он синий, То он ярко – голубой (звездное небо) Гуманоид с курса сбился, В трех планетах заблудился. Если звездной карты нету Нам поможет скорость… (света) | Дети отгадывают загадки |
| Старт № 4 Планета «Марс» (Презентация слайд «Марс») Динамическая пауза Воспитатель проводит с детьми игру на ускорение «Ракета» (ИКТ – технологии) Я – ракета Полетела в космос Раз – стыковка Два – стыковка А вокруг планеты Солнце и луна Воспитатель проводит с детьми дыхательную гимнастику Старт № 5 Планета «Юпитер» (Презентация слайд «Юпитер») Воспитатель проводит с детьми игровое упражнение: графический диктант «Ракета» Слева от края отступить 5 клеток, сверху от края отступить 10 клеток, на пересечении поставить точку. 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх,1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 10 – вниз, 1 – вправо, 4 – вниз, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх, 5 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 4 – вверх, 1 – вправо, 10 – вверх Старт №6 Планета «Сатурн» (Презентация слайд «Сатурн») Педагог по изобразительной деятельности предлагает детям пофантазировать и нарисовать звездное небо (техника «эбру» - рисование на воде, перенос узора на плотную бумагу, разбрызгивание – один из приемов работы техники «эбру») Старт №7 Планета «Уран» (Презентация слайд «Уран») Педагог по изобразительной деятельности предлагает детям оказаться в состоянии невесомости или в образе космических объектов. Старт №8 Планета «Нептун» (Презентация слайд «Нептун») Воспитатель говорит детям о том, что космическое путешествие подходит к концу и они должны вернуться обратно на Землю. Игра «Поехали!» Запускаем двигатель ракеты Отрываемся от Земли Полетели! |
Дети выполняют движения Стоят на своих местах, руки вдоль туловища Поднимают прямые руки над головой Скрещивают руки на груди Хлопают руками по коленям Приседают, руки вперед (2 раза) Шагают на месте Дети выполняют дыхательную гимнастику Дети выполняют графический диктант Дети рисуют звездное небо. Под музыкальное сопровождение дети имитируют состояние невесомости или представляют себя в образе космических объектов (Ритмопластика) Вращают руками по часовой и против часовой стрелки Подпрыгивают на двух ногах на месте Поднимаются на носки, вытянув руки вверх |
Третий этап Рефлексирующий Приложение (Рекомендовано к использованию, как и на этапе предварительной работы (подготовительный этап), так и на этапе практической деятельности, на усмотрение педагога) | Воспитатель говорит детям, что сейчас всем необходимо хорошо отдохнуть, восстановить силы для дальнейших полетов. Дети получают «космическую еду» (еда для космонавтов) Воспитатель подводит итог занятия. Спрашивает у детей, что они запомнили, что им понравилось, и хотели бы они стать космонавтами? Беседа на тему: «Дорога к звездам» 12 апреля в 1961году в нашей стране, да и во всем мире, произошло великое событие: Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком, космонавтом, проложившим дорогу к звездам. Он стал первым, кто доказал, что человек может покорить космос. Его полет продолжался 108 минут. Космический корабль «Восток - 1» был выведен на орбиту вокруг Земли с человеком на борту. Первым конструктором космического корабля стал Сергей Павлович Королев. С его именем навсегда будет связано открытие эры освоения человечеством космического пространства. Прошло много лет, многое изменилось и в самой космонавтике: появилась другая космическая техника, более мощная и оснащенная, подготовка экипажа корабля стала более сложной, программы на орбите более объемные и насыщенные. Люди в космосе теперь могут работать по несколько месяцев. В рабочей группе может находиться от 2 и более человек. Сегодня вместе работают международные экипажи. Космонавты из разных стран объединяются в рабочие группы и отправляются на орбиту. Они смелые, ответственные, жизнерадостные, внимательные, находчивые, трудолюбивые, здоровые, надежные. И конечно же, у них все получится! А мы желаем им удачи! Профессия космонавта всегда была престижной и важной, а в наши дни, она стала еще более значимой и востребованной. Знаете, каким он парнем был, Тот, кто тропку звездную открыл. Пламень был и гром, замер космодром, И сказал негромко он. Он сказал – поехали, и махнул рукой, Словно вдоль по Питерской, Питерской Пронесся над Землей. Словно вдоль по Питерской, Питерской Пронесся над Землей. Знаете, каким он парнем был, Как поля родные он любил. В той степной дали первый старт с Земли, Был признаньем ей в любви. Знаете, каким он парнем был, На руках весь мир его носил. Сын Земли и звезд нежен был и прост, Людям свет как Данко нес. Знаете, каким он парнем был, Как на лед он с клюшкой выходил. Как он песни пел, весел был и смел, Как азартно жить хотел. Знаете, каким он парнем был, Нет не «был», ведь смерть он победил. Слышишь дальний гром, видишь, это он Вновь идет на космодром. Говорит – поехали, и живой звездой Словно вдоль по Питерской, Питерской Несется над Землей. Словно вдоль по Питерской, Питерской Несется над Землей. Стихи: Николай Добронравов Музыка: Александра Пахмутова Викторина на тему: «Что мы знаем о космосе?» Какого числа отмечают День Космонавтики? (12 апреля 1961г.) Как звали первого космонавта, покорившего космическое пространство? (Юрий Алексеевич Гагарин) Как назывался космический корабль, на котором совершил свой первый полет вокруг Земли Юрий Гагарин? (Восток – 1) Назовите главный космодром, с которого стартуют космические корабли, и где он находится? (Байконур, Казахстан) Какими качествами должен обладать космонавт? (волевой, сильный, выносливый, здоровый, образованный, спокойный, ответственный, дисциплинированный, уверенный, коммуникабельный, способный работать в команде) Каких космонавтов вы знаете? (Герман Титов, Алексей Леонов, Андриан Николаев, Светлана Савицкая, Валентина Терешкова, Елена Серова, Олег Новицкий, Сергей Крикалев, Антон Шкаплеров) Назовите первого главного конструктора космической техники? (Сергей Павлович Королев) Как называется индивидуальное герметичное снаряжение космонавта? (Скафандр) Чем и как питаются космонавты? (Еда может быть в тюбиках, консервных банках, в вакуумных упаковках, хлеб в упаковке) В каком состоянии находятся космонавты на корабле и в открытом космосе? (Состояние невесомости) Назовите животных, которые побывали в космосе? (Собаки Лайка, Белка, Стрелка) Сколько собак полетело в космос первый раз? (Одна Лайка) Какие еще животные, кроме собак, совершили космическое путешествие? (Обезьяны, крысы) Как называется планета, на которой мы живем? (Земля) Какого цвета из космоса Земля? (Голубой) Назовите модель Земли? (Глобус) Назовите естественный спутник Земли? (Луна) Какое бывает затмение? (Лунное, солнечное) Назовите летательные космические аппараты? (Ракета, космическая станция, космический телескоп, космический зонд) Как расшифровать МКС? (Международная космическая станция) Какие планеты Солнечной системы вы знаете? (Венера, Марс, Уран, Плутон, Меркурий, Земля, Сатурн, Юпитер, Нептун, в центре, – Солнце (звезда)) Назовите самую большую звезду Вселенной? (Солнце) Как называется явление в космосе, когда «падают» звезды? (Звездопад) Какая существует примета при падении звезды? (Надо загадать желание) Каких размеров бывают звезды? (Большие и маленькие: гиганты и карлики) Что такое черная дыра? (Сгоревшая звезда) Какие созвездия вы знаете? (Большая Медведица, Малая Медведица, Лебедь, Рак, Орион, Кассиопея, Хамелеон, Дракон, Дева, Геркулес, Пегас) Для чего нужен оптический прибор телескоп? (Находить и изучать небесные объекты и явления) Как называется небесное тело, у которого есть «хвост»? (Комета) Как называется обломок астероида, упавшего на землю? (Метеорит) Как называется первый российский фильм, который был снят в открытом космосе? (Вызов) Назовите летательные аппараты и средства перемещения, которые можно увидеть в мультфильмах и сказках? (Ступа Бабы-Яги, метла, ковер – самолет, летучий корабль, летающий трон, воздушный шар, зонтик, борода Черномора, пропеллер, сапоги – скороходы, Гуси – Лебеди, Конек - Горбунок) | Дети отвечают на вопросы Дети отвечают на вопросы по содержанию беседы (любые), делают краткий пересказ Дети отвечают на вопросы викторины |
Спицына Любовь Ивановна