12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Виноградова Ирина Михайловна148

Интеграция семьи и школы.

Тема моего выступления очень важна для ведения благоприятной образовательной деятельности. Но она ненова. Интеграция семьи обучающегося и школы. Сначала начнем с теории, а потом перейдем к разбору практических ситуаций и моих личных педагогических примеров интеграции с родителями.

Интеграция — это процесс объединения частей в целое. Если интеграцию рассматривать в образовательном пространстве, то ее можно определить как – объединение усилий учителя и родителя, направленные на ребенка в воспитании и образовании.

Первыми учителями для ребенка были родители, с первых дней его жизни он присматривался к их действиям, прислушивался к словам родителей, а потом и сам стал повторять некоторые поведенческие манеры. У ребенка формируется поведенческий стереотип, который передается из поколения в поколение посредством сигнальной наследственности. Когда ребенок приходит в школу, многие поведенческие правила рушатся. В этот момент он находится в дискомфортном для себя состоянии. В этот момент и должны взрослые аккумулировать свои совместные усилия, чтобы дать ребенку возможность найти себе удобное «поведенческое место». Каждый взрослый: родитель и педагог, должен понимать важность взаимодействия, но, к сожалению не каждый готов принять противоположную сторону. В этот момент и происходит противостояние мнений родителя и педагога. Учитель считает, что его точка зрения наиболее эффективна и правильна, а родитель – напротив, считает, своего ребенка лучшим, поэтому ему виднее как поступать в той или иной ситуации.

В данном месте для более простого и убедительного взаимодействия родителя и педагога приступаем к рассмотрению практических ситуаций, которые встречаются каждый раз, когда новый первоклассник переступает порог образовательного учреждения.

Ситуация 1. Родитель вам говорит о том, что его ребенок дома сам безошибочно выполняет домашнее задание, контролируя и организовывая свое пространство самостоятельно. А вы замечаете на уроке, что подобные задания ребенок не способен решить самостоятельно. Вы задаете себе ВОПРОС. В чем причина? Первая, отрицательная - родитель выгораживает свое дитя. Даже, если это и так, то наша задача состоит в том, чтобы создать такие удобные для него душевно-климатические условия, чтобы обучающийся чувствовал себя, как дома. И в данном случае это не так важно для ребенка, как для его родителя. Потому что отношение родителя к Вам, зачастую влияет на отношение ребенка к Вам. Сейчас кто-то из Вас мне может возразить. Что есть дети не обучаемые, с психологическими и психическими поведенческими отклонениями от нормы. И это правда. Но если родитель будет чувствовать, что не смотря на все странности ребенка, Ваше отношение к нему одинаково добродушное, хоть и не настоящее. Эго недоверие к Вам поменяется. Ради удовлетворения потребностей своего ребенка, родитель готов идти на сотрудничество даже с неохотой. Но в данном случае морального давления не должно быть. Помните, что точкой преткновения между вами взрослыми, выступает ребенок, с детским мировоззрением, своей наивностью, непосредственностью и инфантилизмом. Задача взрослых подготовить его к противостоянию с проблемными ситуациями в жизни один на один и их решению. Потому что, как не пафосно будет сказано, в какой-то момент может выступить жизнь ребенка. В данной ситуации недопонимание взрослых уходит, бес сомнения, на второй план.

Ситуация 2.Об этом говорит ситуация три. Во второй четверти второго класса я стала замечать у двух ребят проявилось невнимательное отношение к моим замечаниям в обучении, поведении, непринятии моих советов и предложений. Первым делом поговорила поочередно с каждым ребенком. И после фразы: «А мне мама сказала…», я все поняла. Пришлось незапланированно собрать родительское собрание и объяснить, на сколько сильно влияние авторитета учителя на процесс получения знаний. Не один родитель не желает видеть своего ребенка в отстающих и не успешных. Поэтому опять правило. Как бы родители отрицательно не относились к учителю, ребенок об этом знать не должен.

Ситуация 3. Родители не участвуют в школьной жизни ребенка. С вами на прямое общение не желают выходить. Ребенок на Ваши замечания не реагирует. Держит отдаленную абстрагируемую от вас дистанцию. Эта ситуация из моего личного опыта.

Честно говоря, все мои попытки наладить взаимоотношения с родителями не увенчались успехом. Ребенок продолжал меня игнорировать. Тогда мне пришлось применить хитрость. Во втором классе я стала его привлекать к выступлениям. В неформальной обстановке отношения у нас стали налаживаться. Он больше времени стал находиться под моим влиянием нежели под родительским. И также принятие положительных эмоций от ребят к себе, не смотря на его отрицательные моменты в поведении, подтолкнули его на добровольное подчинение и принятие моих правил общения. Он стал мне доверять. При обращении родителей на проблему поведения ребенка мне еще раз прибегнуть к педагогической хитрости. На родительском собрании другие родители подтвердили правдивость моих слов о не пристойном поведении ребенка, на основании детских рассказов дома. Это обстоятельство коллективного вмешательства подтолкнула их к принятию моего мнения. И с этой точки наши параллели стали сходиться. А сейчас к четвертому году обучения, в наших отношениях с его родителями наступил позитивный баланс. Не могу сказать, что мы стали много общаться, но даже родители класса заметили, что негатив с их стороны в мой адрес прекратился. Хочется надеяться на то, что родители этого ребенка поняли, что я им и ребенку не враг, а друг. Правило любого педагога, должно быть одно. Каким бы отрицательным не было отношение взрослых друг к другу, ребенок не должен это чувствовать и тем более об этом знать. Такое правило должны уяснить и родители.

Ситуация 4. Новичок в классе. Неприятие нового ученика уже в сформировавшийся коллектив, да еще, если это сложный ребенок. Агрессивно настроенные родители к новому ученику. Учитель должен выступить в виде ингибитора, чтобы сдержать нарастание конфликтной ситуации. И без эмоций найти единственно правильное решение. Но это решение должно прийти в голову родителям класса, а не педагогу. В противном случае за дальнейшие конфликтные ситуации понесет ответственность только один он. Необходимо построить диалог так, чтобы обе недовольные стороны остались удовлетворенными. В данном случае помогает прием проецирование на себя. Когда ребята сами пытаются встать на место новичка, а родители на место противоположной стороны. Каждому жаль своего ребенка, даже если он отличается от большинства. Каждый имеет право на самоутверждение. И никто не может это право отнять или ограничить, если это не запрещено законом.

Ситуация 5.Многие из нас выступают в роли педагогов и родителей. И камнем преткновения опять – с одной стороны мамин ребенок - другой стороны ученик. В данных взаимоотношениях необходимо найти баланс, как у Фемиды. Чаши весов не должны перевешиваться ни в одну, ни в другую сторону. Нужно уступать друг другу, третьего варианта нет. В первую очередь страдает ребенок. Наши дети должны нас видеть постоянно в разных ипостасях (дома – мама, в школе – учитель), он должен чувствовать отличия отношений. Это ему облегчит обучение и нам не придется краснеть за его поступки, если таковы имеют место быть. Собственный ребенок от мамы ждет сочувствия, помощи и т.д. Такое отношение к нему в школе не поможет, а только усугубит инфантильность. Он будет пользоваться такой ситуацией. А дома можно расслабиться и быть мамой доброй, ласковой, нежной и любящей. Мой собственный опыт доказал эту теорию на практике. Зная, что в нашем классе учится мой сын, коллектив долго его не принимал, возможно, считая, что он будет доносчиком. Ему пришлось год доказывать свою независимость от меня. И мне доказывать мое демократическое отношение к каждому. В данном случае в школе у меня отношение ко всем одинаковое, даже если иногда и хочется сорваться. Это не допустимо, переходить на личности.

Все мы разные и каждый имеет право на самореализацию. Такое отношение я и воспитываю в ребятах. Многие ребята дома рассказывают, о чем мы говорим в классе, обсуждаем на классных часах. Родители на собраниях даже повторяют мои фразы. На собраниях мы много обсуждаем, как правильно воспитать ребенка, чтобы он был добрым, отзывчивым, и в то же время не попал под влияние более хитрого соперника. Чтобы он смог различить, что за маской доброго человека, скрывается лицемерие.

Каждый родитель должен чувствовать, что вы именно к его ребенку относитесь по-особенному, в положительном отношении, тогда и его сердце растает. Всегда видно как меняется человек в лучшую или худшую сторону. Родители, понимая это, будут стараться нас поддержать и помочь. Если у нас педагогов и родителей будут единые требования к ребенку (об этом надо сразу договариваться), тогда не будет плохих детей, потому что они подражают нам.

У любого здания должен быть фундамент, который не заменит ни красивый фасад, ни модный интерьер, ни новая крыша. Именно таким фундаментом и является для каждого человека школа. В наших интересах вырастить доброе, умное, активное, психически здоровое и ответственное поколение молодых людей.

Не забывайте - они будущее нашей страны, наша старость и наша жизнь. И какими они вырастут зависит не только от родителей. Потом ничего нельзя будет исправить.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.