12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Виноградова Ирина Михайловна148 |
Текст выступления на тему : "Интеграция семьи и школы". К этому выступлению будет идти презентация.
Интеграция семьи и школы.
Тема моего выступления очень важна для ведения благоприятной образовательной деятельности. Но она ненова. Интеграция семьи обучающегося и школы. Сначала начнем с теории, а потом перейдем к разбору практических ситуаций и моих личных педагогических примеров интеграции с родителями.
Интеграция — это процесс объединения частей в целое. Если интеграцию рассматривать в образовательном пространстве, то ее можно определить как – объединение усилий учителя и родителя, направленные на ребенка в воспитании и образовании.
Первыми учителями для ребенка были родители, с первых дней его жизни он присматривался к их действиям, прислушивался к словам родителей, а потом и сам стал повторять некоторые поведенческие манеры. У ребенка формируется поведенческий стереотип, который передается из поколения в поколение посредством сигнальной наследственности. Когда ребенок приходит в школу, многие поведенческие правила рушатся. В этот момент он находится в дискомфортном для себя состоянии. В этот момент и должны взрослые аккумулировать свои совместные усилия, чтобы дать ребенку возможность найти себе удобное «поведенческое место». Каждый взрослый: родитель и педагог, должен понимать важность взаимодействия, но, к сожалению не каждый готов принять противоположную сторону. В этот момент и происходит противостояние мнений родителя и педагога. Учитель считает, что его точка зрения наиболее эффективна и правильна, а родитель – напротив, считает, своего ребенка лучшим, поэтому ему виднее как поступать в той или иной ситуации.
В данном месте для более простого и убедительного взаимодействия родителя и педагога приступаем к рассмотрению практических ситуаций, которые встречаются каждый раз, когда новый первоклассник переступает порог образовательного учреждения.
Ситуация 1. Родитель вам говорит о том, что его ребенок дома сам безошибочно выполняет домашнее задание, контролируя и организовывая свое пространство самостоятельно. А вы замечаете на уроке, что подобные задания ребенок не способен решить самостоятельно. Вы задаете себе ВОПРОС. В чем причина? Первая, отрицательная - родитель выгораживает свое дитя. Даже, если это и так, то наша задача состоит в том, чтобы создать такие удобные для него душевно-климатические условия, чтобы обучающийся чувствовал себя, как дома. И в данном случае это не так важно для ребенка, как для его родителя. Потому что отношение родителя к Вам, зачастую влияет на отношение ребенка к Вам. Сейчас кто-то из Вас мне может возразить. Что есть дети не обучаемые, с психологическими и психическими поведенческими отклонениями от нормы. И это правда. Но если родитель будет чувствовать, что не смотря на все странности ребенка, Ваше отношение к нему одинаково добродушное, хоть и не настоящее. Эго недоверие к Вам поменяется. Ради удовлетворения потребностей своего ребенка, родитель готов идти на сотрудничество даже с неохотой. Но в данном случае морального давления не должно быть. Помните, что точкой преткновения между вами взрослыми, выступает ребенок, с детским мировоззрением, своей наивностью, непосредственностью и инфантилизмом. Задача взрослых подготовить его к противостоянию с проблемными ситуациями в жизни один на один и их решению. Потому что, как не пафосно будет сказано, в какой-то момент может выступить жизнь ребенка. В данной ситуации недопонимание взрослых уходит, бес сомнения, на второй план.
Ситуация 2.Об этом говорит ситуация три. Во второй четверти второго класса я стала замечать у двух ребят проявилось невнимательное отношение к моим замечаниям в обучении, поведении, непринятии моих советов и предложений. Первым делом поговорила поочередно с каждым ребенком. И после фразы: «А мне мама сказала…», я все поняла. Пришлось незапланированно собрать родительское собрание и объяснить, на сколько сильно влияние авторитета учителя на процесс получения знаний. Не один родитель не желает видеть своего ребенка в отстающих и не успешных. Поэтому опять правило. Как бы родители отрицательно не относились к учителю, ребенок об этом знать не должен.
Ситуация 3. Родители не участвуют в школьной жизни ребенка. С вами на прямое общение не желают выходить. Ребенок на Ваши замечания не реагирует. Держит отдаленную абстрагируемую от вас дистанцию. Эта ситуация из моего личного опыта.
Ситуация 4. Новичок в классе. Неприятие нового ученика уже в сформировавшийся коллектив, да еще, если это сложный ребенок. Агрессивно настроенные родители к новому ученику. Учитель должен выступить в виде ингибитора, чтобы сдержать нарастание конфликтной ситуации. И без эмоций найти единственно правильное решение. Но это решение должно прийти в голову родителям класса, а не педагогу. В противном случае за дальнейшие конфликтные ситуации понесет ответственность только один он. Необходимо построить диалог так, чтобы обе недовольные стороны остались удовлетворенными. В данном случае помогает прием проецирование на себя. Когда ребята сами пытаются встать на место новичка, а родители на место противоположной стороны. Каждому жаль своего ребенка, даже если он отличается от большинства. Каждый имеет право на самоутверждение. И никто не может это право отнять или ограничить, если это не запрещено законом.
Ситуация 5.Многие из нас выступают в роли педагогов и родителей. И камнем преткновения опять – с одной стороны мамин ребенок - другой стороны ученик. В данных взаимоотношениях необходимо найти баланс, как у Фемиды. Чаши весов не должны перевешиваться ни в одну, ни в другую сторону. Нужно уступать друг другу, третьего варианта нет. В первую очередь страдает ребенок. Наши дети должны нас видеть постоянно в разных ипостасях (дома – мама, в школе – учитель), он должен чувствовать отличия отношений. Это ему облегчит обучение и нам не придется краснеть за его поступки, если таковы имеют место быть. Собственный ребенок от мамы ждет сочувствия, помощи и т.д. Такое отношение к нему в школе не поможет, а только усугубит инфантильность. Он будет пользоваться такой ситуацией. А дома можно расслабиться и быть мамой доброй, ласковой, нежной и любящей. Мой собственный опыт доказал эту теорию на практике. Зная, что в нашем классе учится мой сын, коллектив долго его не принимал, возможно, считая, что он будет доносчиком. Ему пришлось год доказывать свою независимость от меня. И мне доказывать мое демократическое отношение к каждому. В данном случае в школе у меня отношение ко всем одинаковое, даже если иногда и хочется сорваться. Это не допустимо, переходить на личности.
Все мы разные и каждый имеет право на самореализацию. Такое отношение я и воспитываю в ребятах. Многие ребята дома рассказывают, о чем мы говорим в классе, обсуждаем на классных часах. Родители на собраниях даже повторяют мои фразы. На собраниях мы много обсуждаем, как правильно воспитать ребенка, чтобы он был добрым, отзывчивым, и в то же время не попал под влияние более хитрого соперника. Чтобы он смог различить, что за маской доброго человека, скрывается лицемерие.
Каждый родитель должен чувствовать, что вы именно к его ребенку относитесь по-особенному, в положительном отношении, тогда и его сердце растает. Всегда видно как меняется человек в лучшую или худшую сторону. Родители, понимая это, будут стараться нас поддержать и помочь. Если у нас педагогов и родителей будут единые требования к ребенку (об этом надо сразу договариваться), тогда не будет плохих детей, потому что они подражают нам.
У любого здания должен быть фундамент, который не заменит ни красивый фасад, ни модный интерьер, ни новая крыша. Именно таким фундаментом и является для каждого человека школа. В наших интересах вырастить доброе, умное, активное, психически здоровое и ответственное поколение молодых людей.
Не забывайте - они будущее нашей страны, наша старость и наша жизнь. И какими они вырастут зависит не только от родителей. Потом ничего нельзя будет исправить.