Статья «Учебная мотивация лицеистов: диагностика, анализ результатов, методы ее повышения на уроках физики»
Конкурс статей «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения» Спицына Любовь Ивановна, учитель физики МАОУ лицея № 64 г. Краснодара
Учебная мотивация лицеистов: диагностика, анализ результатов, методы ее повышения на уроках физики.
«Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение,
рождающееся от успеха» В. А. Сухомлинский
Школьная пора – десятилетие активного становления нравственных идеалов, духовных ценностей, мировоззрения и жизненных приоритетов ребенка – подростка – юного гражданина страны. Поэтому формирование мотивации учения, как процесса, включающего в себя развитие, обучение и воспитание школьника, обеспечивает формирование компетенций и развитие личности ребенка. [1]
Новые образовательные стандарты, предъявляя комплексные требования к результатам освоения образовательных программ на каждой ступени обучения, инициируют деятельность учителя – предметника не только к изучению уровня мотивации каждого ученика, но и к созданию условий для расширения мотивационных сфер школьника: учебно-познавательной, творческо-инновационной, социально-ценностной. Ведь уровень учебной мотивации школьников в условиях ФГОС становится одним из показателей результативной деятельности образовательной организации, эффективности процесса обучения в ней.
Мотивация учения как отношение школьника к учебе сегодня не просто интересует учителя, в условиях реализации ФГОС мотивация становится объектом сопровождения педагога. Я – учитель, не должна просто констатировать низкий уровень или отсутствие мотивации лицеиста к учению. Мне необходимо выяснить причины и помочь ребенку так организовать процессы обучения и самообразования, чтобы способствовать расширению или развитию компонентов его мотивационной сферы.
Причины снижения познавательного интереса школьников к естественнонаучным дисциплинам различны. Для одних физика – объективно сложный предмет, другие считают, что личная значимость общественных наук для дальнейшей жизни приоритетна, и поэтому к освоению дисциплин естественнонаучного цикла относятся по остаточному принципу. Если прибавить к этому формирование гормонального фона подростка, высокую учебную нагрузку семиклассников, возможно, непростые личностные отношения с одноклассниками, учителями, перенос центра тяжести на самостоятельную образовательную деятельность на уроке и вне его, то становятся понятным, какие проблемы лежат в основе низкой мотивации к освоению, например, физики.
Диагностику состояния и знание индивидуальных особенностей мотивации школьников к учению считаю важнейшим компонентом личностно-ориентированного обучения. Дело учителя - "сделать учение доступным для него (ученика), искусно зародить в нем желание и дать ему средства..." - эти мысли гуманиста и демократа Ж. Ж. Руссо разделяют представители гуманистической педагогики и сегодня.
Для первичной диагностики уровня учебной мотивации школьников учитель может использовать анкетирование - систему тестовых заданий. Анализ его результатов помогает понять причины невысокого уровня мотивации обучающихся, определить приоритетные формы работы с ними для того, чтобы процесс образования, включающий воспитание и развитие личности, обеспечивал личностные результаты обучения, предусмотренные ФГОС.
Ежегодно, в ноябре, диагностирую мотивацию семиклассников, так как только в седьмом классе дети приступают к освоению физики. Опираюсь на идеи известного российского психолога М. Р. Гинзбурга, [2] использую разработки методистов – преподавателей ведущих педагогических ВУЗов страны [3] и собственный педагогический опыт.
Использую анкету, составители которой исходили из того, что мотивационную сферу учения образуют несколько сегментов, поэтому и разделили в предлагаемой анкете четырнадцать вопросов на шесть блоков. Вопросы в анкете сформулированы так, что ответы на одни из них показывают понимание личностного смысла учения или оценивают способность школьника к целеполаганию, другие позволяют определить приоритеты мотивации: социальные или познавательные, третьи – различить внутреннюю или внешнюю мотивацию ребенка.
Анализ ответов анкетируемых позволяет выявить общий уровень мотивации каждого школьника; результаты считаются объективными при выполнении требований авторов давать не менее трёх ответов на каждый вопрос. Вопросы анкеты, баллы для оценки, и необходимые к ней пояснения даны в Приложении 1. Подробно об анкетировании: [3, с. 156-158]
В лицее такое анкетирование проводится на добровольной основе, вне уроков. В ноябре 2018 года из 59 учеников 7 «В, Г» классов, в которых работаю, анкетирование прошли 47 человек.
Результаты диагностики, оценивающие совокупность побуждающих мотивов, могут быть представлены в виде таблиц, графиков или диаграмм, что позволяет оценить мотивацию учеников параллели, класса, группы, и учитывать результаты при выборе форм и методов работы.
Обработка результатов анкетирования позволяет учителю-предметнику составить специальную таблицу «Мотивация школьников к учению», в которой для каждого обучающегося представлены сведения об уровне состояния его мотивационных сфер. Эта информация используется для формирования, корректировки или прогнозирования динамики развития мотивации у каждого обучающегося, помогает учителю в выборе средств и методов освоения физики, особенно в работе с теми, у кого мотивация низкого и сниженного уровня.
Если исходить из того, что мотивы учения развиваются как через осознание школьником общественного смысла учения, так и через его, личностно-индивидуальную деятельность [4], тогда перед учителем возникают «мотивационные» задачи, требующие постановки и решения в условиях урока. Во-первых, педагогу, мотивируя желание ребенка к дальнейшему познанию наук, необходимо донести до школьника понимание того, что получение высокой оценки определяется качеством его знаний и умений. Во-вторых, помочь школьнику осознать, что уровень его образования служит не только его будущему, но самому обществу; такое осознание способствует росту мотивационного уровня образовательной деятельности ребенка.
Можно ли мотивационный фактор сделать локомотивом в познании ребенком окружающего мира? Физика, как наука фундаментальная и прикладная одновременно, может ли содействовать росту мотивации ученика? Какой для этого должна быть деятельность учителя? Ответы на эти вопросы ищу, изучая, экспериментируя, применяя…
При анализе проектируемого или прошедшего урока для оценки его мотивационного компонента использую характеристики уровней мотивации на уроке и те приёмы, применение которых позволяет видеть, какие шаги следует предпринять учителю для повышения уровня побуждения лицеистов к учению. Критерии и вектор деятельности учителя при проектировании урока представлены на схеме:
Формированию устойчивого познавательного аспекта мотивации у школьников способствует проблемное обучение. На уроках физики оно позволяет активизировать учебную деятельность по разрешению конкретной ситуации. Ни один урок освоения новых знаний не обходится без работы над решением проблемы, формулирование которой, выдвижение гипотез, поиск и предложение способов ее решения, осуществляется в условиях работы с новой информацией, диалога и сотрудничества. При этом возможность применения полученных знаний на практике активизирует поиск путей решения конкретной проблемы, усиливает мыслительную деятельность ребенка, развивает функции самоконтроля и рефлексии, повышает творческую составляющую образовательного процесса.
Семиклассники всегда позитивно воспринимают игровые элементы на уроках физики, как возможность выполнения индивидуальных или групповых действий в условиях заданий нестандартной формы. Игра, увлекая детей, помогает им критически оценивать знакомый материал и запоминать новый, искать компромиссы и креативно мыслить, воспитывает чувство коллективизма и ответственности. Учебная игра или ее элементы, повышая интерес к физике, способствуют развитию познавательных и коммуникативных компетенций, значит, служат росту мотивации школьников.
Цифровизация образования позволяет учителю физики, использующему интерактивные кроссворды, лабиринты, ребусы, видеофрагменты с демонстрациями опытов, онлайн-тестирование, повышать информативность и наглядность, оптимизировать темп освоения нового материала, повышать интерес школьников к предмету, учитывая при этом индивидуальные познавательные особенности каждого ребенка. Поэтому в творческом арсенале каждого педагога множество авторских и заимствованных материалов, содержащих цифровые компоненты.
Педагогические сайты позволяют учителю свободно размещать актуальные разработки по предмету, публиковать статьи, обсуждать в профессиональном сообществе материалы свои и коллег.
Проектирование, учебное и социальное, как результат системной деятельности ученика, служит росту мотивации школьника, так как раскрывает его творческий и образовательный потенциал. Учебный проект или исследование, требующие выбора, представления собственного способа решения проблемы, позволяют определить уровень сформированности мотивации школьника к творческой деятельности и активному познанию окружающего мира, оценить степень готовности ребенка к личностному самоопределению и саморазвитию. Проектирование, сочетая в себе внешние результаты и внутреннее проявление через рост уровня компетенций, позволяет развивать и корректировать мотивационную сферу школьника в условиях инновационной формы самостоятельной образовательной деятельности.
Бесспорно, технологии обучения и методические приемы, различные формы уроков не могут не быть личностно – ориентированными! Ведь у каждого ребенка «своё особое умение видеть, думать и чувствовать». (Жан Жак Руссо)
Мотивация к образовательной в условиях школы деятельности, была и остается основной психологической характеристикой личности, так как оценивает степень готовности ребенка к сложному умственному труду. Определение тех мотивов, которые доминируют для конкретного ученика, позволяет использовать сильные стороны школьника в его образовании и развитии личности, становится важным фактором эффективности педагогической деятельности не только учителя-предметника, но и системы образования в целом.
Только ли школьнику нужна и важна мотивация к учению? Конечно, нет. Учителю, как личности, сопровождающей процесс познания ребенком законов материального мира и законов общества, мотивация также необходима. Но о ней разговор отдельный, и этот разговор уже начался. [5]
Список литературы
https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/187811/Мотивация
-
Гинзбург М.Р. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей, М., Просвещение, 1981, 265 с.
Желеева А.В. Диагностика мотивации школьников к изучению физики, Наука и Школа, № 4 – 2015, с. 155-161
Федюнина Н.В. Повышение мотивации учащихся к изучению физики, ИГ «Основа», Физика. Всё для учителя! № 4 (64), апрель 2016, с. 4 – 10
Спицына Л. И. О мотивации – основе успехов и успешности учителя. // Урок. РФ. Режим доступа к публикации: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/ library/ o_motivatcii_osnove_uspehov_i_uspeshnosti_uchitelya_160756.html
Уважаемые коллеги!
Материал статьи содержит текстовую и графическую часть, которая сложно и не совсем так, как в оригинале, форматируется в шаблоне. Прошу прощения за фото разных размеров, хотя в статье они расположены иначе и размеры у фото другие. Оригинал статьи в Приложении_ Статья.
Статья объемная, так как собираюсь опубликовать ее в сборнике.
С благодарностью приму предложения по улучшению публикации, конструктивную критику статьи.
Статья_Мотивация школьников_Спицына Л.И.
PDF / 593.44 Кб
ПРиложение 1. Диагностика мотивации школьников
PDF / 636.02 Кб
Воробьева Оксана Павловна
Перминова Елена Федоровна
Спицына Любовь Ивановна
Перминова Елена Федоровна
Ватолина Светлана Анатольевна
Воробьева Оксана Павловна
Спицына Любовь Ивановна
Спицына Любовь Ивановна
Латышева Надежда Леонидовна
Спицына Любовь Ивановна
Косякова Марина Николаевна
Спицына Любовь Ивановна
Почебыт Татьяна Евгеньевна
Спицына Любовь Ивановна
Трефилова Раиса Поликарповна
Спицына Любовь Ивановна