Календарно-тематическое планирование кружка по изобразительному искусству «Радость» (3 года обучения)
Дополнительная общеобразовательная программа -
дополнительная общеразвивающая программа
Изобразительное искусство. Кружок «Радость».
Направленность: художественная
Для обучающихся 4 - 7 лет
Срок обучения: 3 года
Составитель: Смагина Марина Ивановна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 104» г. Сыктывкара
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Радость» (нетрадиционные формы рисования) разработана с учётом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Устава муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» (МАДОУ «Детский сад № 104) и нормативных документах лицензирования; примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
На сегодняшний день в теории и практике дошкольного художественного образования особое внимание уделяется методам развития детской художественной одаренности, в том числе и через интеграцию различных образовательных дисциплин. При этом часто акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей (экспериментировании), применении нетрадиционных художественных техник, приобщению к мировому наследию. Одна из первостепенных актуальных задач данной программы: это наметить путь художественного развития ребенка, пристрастив его к самостоятельной изобразительной деятельности, облегчая его первые шаги в качестве художника подбором удобных и интересных образцов через освоение культурного мирового наследия.
Программа «Радость» (нетрадиционные формы рисования) направлена на развитие творческих способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности. В основу программы заложены нетрадиционные способы рисования, предложенные О. Никологородской, К.К. Утробиной, Н.В. Дубровской, А.С. Галановым, Р.Г. Казаковой, В.И. Вислоушкиным, Т.В. Калининой и др. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: рисование методом тычка, пальчиковая живопись, кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование с использованием природного материала, применение метода комбинаторных игр и др.
Программа является инновационным образовательным программным документом. Непосредственно организованная деятельность, основанная на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствует развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Рабочая программа «Радость» (Нетрадиционные формы рисования) - образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫЦель: Развитие художественно - творческих способностей детей 4-7 лет средствами нетрадиционного рисования. Воспитание творчески развитого, раскрепощённого, инициативного ребёнка.
Задачи:
Образовательные:
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту, выражать настроение в цвете и форме. Формировать эстетический вкус.
Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования. Познакомить с многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
Побуждать у детей желание экспериментировать, в отражении доступными для ребенка художественными средствами (цвет, линия, пятно, форма, композиция) – своего видения мира, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
Воспитательные:
Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческой самореализацией.
Развивающие:
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность, воображение как инструмента самовыражения, ассоциативное мышление и любознательность (находить в мазках и цветовых сочетаниях новые образы, ритм, динамику).
Развивать интегративные качества путём коллективного творчества.
Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.
Структура программы
Программа рассчитана на три года – на обучение детей от четырёх до семи лет.
Средняя группа (4 – 5 лет) - количество педагогических мероприятий в неделю 1. В год проводится – 32. Длительность в средней группе – 20 мин. Количество детей 10 – 12.
Старшая группа (5 – 6 лет) – количество педагогических мероприятий в неделю 2. В год проводится – 64. Длительность в старшей группе – 25 мин. Количество детей 10 – 12.
Подготовительная группа (6 – 7 лет) - количество педагогических мероприятий в неделю 2. В год проводится – 64. Длительность в подготовительной группе – 30 мин. Количество детей 10 – 12.
Каждый этап обучения – это новая ступень образного освоения ребёнком окружающего мира.
Каждый год имеет свою тему, цели, задачи и предполагает на каждой возрастной ступени освоения программного содержания новые уровни сложности, оправданные с точки зрения психофизиологических возможностей ребёнка.
У темы каждого года имеется свой подзаголовок, в котором вынесены основные положения, наиболее важные для каждого этапа развития, при этом все вместе они выступают в органическом единстве.
Первый этап (первый год обучения – дети 4 – 5 лет) – «Первые шаги в рисовании» направлен на первоначальное освоение детьми художественных материалов: обучение детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности. Создание цельного художественного образа, используя собственные пальчики, ладошки, а также техники: «тычка» жесткой полусухой кистью, печать по трафарету, «оттиск» пробкой и «печатку» из картофеля.
Второй этап (второй год обучения – дети 5 – 7 лет) – «Каждый ребёнок – художник»
направлен на первоначальное творческое приобщение детей к окружающему миру и накопление опыта отношения к нему. Сочетание знакомых техник с техниками изображения предметов и явлений с использованием восковых мелков и акварели, свечой и акварели, монотипия, набрызг. Ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.
Третий этап (третий год обучения – 6 – 7 лет) – «В мире творчества» направлен на первоначальное развитие воображения и фантазии. Закрепление раннее усвоенных знаний и навыков, обучение более сложным художественно-графическим техникам (кляксография, граттаж, тиснение и другие). Дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.
Формы организации детей на педагогических мероприятиях: Коллективная, индивидуальная, парная, подгрупповая.
Структура педагогических мероприятий:
Мотивация детей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала. Главный игровой персонаж программы художник Тюбик, с помощью которого ребята попадают в удивительную страну Рисовандию и знакомятся с чудесами необычного рисования. Сказочное повествование, игровые ситуации, игры - путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог выступает в роли художницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества.
Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного педагогического мероприятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально - образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников к импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании.
Выставка - презентация детских работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
Строить изображение цветом, работая от пятна, умение использовать цвет как средство передачи своего отношения к изображаемому;
Умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования при изображении растений, животных, предметов, архитектурных сооружений;
Умение использовать средства художественной выразительности (цвет, линию, форму, композицию) для создания образа;
Умение передавать в образах движение, характеры, эмоциональные состояния с применением разнообразных техник рисования;
Умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявление желания участвовать в выставках детских работ.
ЭТАПЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
№ | Задачи | Результат по задаче | Промежуточный контроль по задаче |
1 | Образовательные: Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту, выражать настроение в цвете и форме. Формировать эстетический вкус. Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования. Познакомить с многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними. Побуждать у детей желание экспериментировать, в отражении доступными для ребенка художественными средствами (цвет, линия, пятно, форма, композиция) – своего видения мира, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования. | У детей сформировано желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества; Детьми усвоено умение изображение цветом, работая от пятна, умение использовать цвет как средство передачи своего отношения к изображаемому; Сформировано умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования; У детей усвоено умение использовать средства художественной выразительности (цвет, линию, форму, композицию) для создания образа. | Творческий проект, вернисажи работ. |
2 | Воспитательные: Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческой самореализацией. | У детей сформирована потребность добиваться успеха в творческой деятельности | |
3 | Развивающие: Развивать творчество и фантазию, наблюдательность, воображение как инструмента самовыражения, ассоциативное мышление и любознательность (находить в мазках и цветовых сочетаниях новые образы, ритм, динамику). Развивать интегративные качества путём коллективного творчества. | Усвоено умение передавать в образах движение, характеры, эмоциональные состояния с применением разнообразных техник рисования; Сформировано умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявление желания участвовать в выставках детских работ. |
Для успешной реализации программы «Радость» (нетрадиционные техники рисования) предполагается тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер - классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов для творческого рисования.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-передвижки, памятки, буклеты, информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, мастер - классы по нетрадиционным техникам рисования, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В РИСОВАНИИ» (ДЕТИ 4 – 5 ЛЕТ)
Задачи первого года обучения:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними, а также к самому процессу рисования;
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
- Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
Содержание занятий распределено по блокам: 1 блок «Акварель и не только», 2 блок «Пятнография», 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом», 6 блок «Пальчиковая живопись», 7 блок «Тычок», 8 блок «Печатание».
Календарно – тематический план мероприятий по изобразительной деятельности средняя группа.
Месяц | № | Тема занятия | Блок | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | В гостях у Радуги (пятнография) | 2 блок «Пятнография» | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
2 | Осенние волшебные цветочки (печатание листьями) | 8 блок «Печатание» | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. | |
3 | Солнышко лучистое (рисование ладошками)
| 6 блок «Пальчиковая живопись» | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | |
Октябрь | 4 | Волшебство природы (рисование штампом) | 8 блок «Печатание» | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления при помощи клише из картофеля (ёлочки, облака…). Воспитывать самостоятельность в создании образа. |
5 | Как прекрасен мир природы (рисование густыми красками, расчёсывание краски) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ моря в рисунках, использовать гребешок при создании волн. | |
6 | Осьминожки (рисование ладошками) | 6 блок «Пальчиковая живопись» | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. | |
Ноябрь | 7 | Волшебный чудо лес (печатание листьями) | 8 блок «Печатание» | Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Продолжать учить детей печатать листочками по готовому фону. |
8 | Дерево с разноцветными листьями (пальчиковая живопись) | 6 блок «Пальчиковая живопись» | Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок ладошками и пальчиками. | |
9 | Волшебная разноцветная ладошка (рисование ладошкой) | 6 блок «Пальчиковая живопись» | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | |
10 | Яблоко и сливы (тычок ватной палочкой) | 7 блок «Тычок» | Упражнять детей в рисовании способом тычка по заранее нанесённому контуру. | |
Декабрь | 11 | Зимняя сказка (печать по трафарету) | 8 блок «Печатание» | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать пальчиками снег. Развивать чувство композиции. |
12 | Волшебная синичка (рисование ладошкой) | 6 блок «Пальчиковая живопись» | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. | |
13 | Снежинки (штамп) | 8 блок «Печатание» | Закрепить приём работы со штампом. Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции и ритма. | |
14 | Какие зверюшки пришли к новогодней ёлке (Тычок жёсткой кистью) | 7 блок «Тычок» | Упражнять в рисовании тычком жёсткой кистью. Работать с детьми над композицией сюжетного рисунка. Выбрать самим краски для животных. | |
Январь | 15 | Мой маленький добрый друг (техника тычка) | 7 блок «Тычок» | Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
16 | Вырастала ёлочка в лесу на горе (тычок в. п.) | 7 блок «Тычок» | Учить изображать ёлку в соответствии с содержанием стихотворения, рисовать ёлочку способом тычка. Вносить в рисунок дополнения. | |
17 | Цветные чудо ладошки (рисование ладошкой) | 6 блок «Пальчиковая живопись» | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество. | |
18 | Украсим шапочку узором (штампы) | 8 блок «Печатание» | Развивать воображение и творчество. Продолжать учить рисовать штампом, учить составлять узор из квадратов и кругов. Чередуя элементы по величине и цвету, украшать в определённом месте (на отвороте). | |
Февраль | 19 | Новогодняя елочка (рисование по трафарету, тычок в. п.) | 8 блок «Печатание» | Развивать активность в поисках способов изображения сказочного образа. Продолжать учить рисовать сказочный образ печатью по трафарету. Украшать ёлочку тычком ватной палочкой. |
20 | Весёлые снеговики (тычок в. п.) | 7 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Закрепить с детьми умение рисовать тычком по контуру. Развивать творческие способности, умение дополнять рисунок мелкими деталями. | |
21 | Морозные сказочные узоры (рисование ниточкой) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Вызвать у детей желание передать в рисунке свои впечатления с помощью доступных средств выразительности. Развивать зрительное восприятие и творческое воображение. Познакомить детей с новым способом рисование ниточкой с использованием краски. | |
22 | Красивые петушки для маленьких детей (ладошки) | 6 блок «Пальчиковая живопись» | совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа (петушок). Использовать краски, карандаши, фломастеры. Развивать воображение, чувство композиции. | |
Март | 23 | Весёлые животные у меня дома (тычок жёсткой кистью) | 7 блок «Тычок» | закрепить с детьми умение рисовать тычком по контуру, развивать творческие способности, умение дополнять рисунок мелкими деталями. |
24 | Едем, едем мы домой на машине грузовой (штамп) | 8 блок «Печатание» | Продолжать учить детей рисовать штампом, используя несколько геометрических фигур. | |
25 | Весёлый городок (штамп) | 8 блок «Печатание» | Закрепить умение выбирать нужные штампы и самостоятельно составлять рисунок, располагая его по всему листу, подбирать краски по цвету. | |
26 | Птицы прилетели весной (тычок жёсткой кистью) | 7 блок «Тычок» | закреплять умение детей рисовать способом тычка, развивать воображение, чувство композиции. Совершенствовать навыки и умение при дополнении рисунка. | |
Апрель | 27 | Сосульки весной (пальчиковая живопись) | 6 блок «Пальчиковая живопись» | учить рисовать разные по длине и толщине сосульки пальчиками, передавать капель ритмичными мазками пальчиками, закреплять умение анализировать, развивать речь и мышление, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру. |
28 | Волшебный дождик (свеча + акварель) | 1 блок «Акварель и не только» | познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик), аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Развивать творческое воображение, воспитывать интерес к рисованию. | |
29 | Цветы весной (рисование ладошкой) | 6 блок «Пальчиковая живопись» | Упражнять детей в рисовании цветов отпечатывая ладошку, развивать умение составлять несложную композицию, воспитывать желание порадовать подарком маму. | |
30 | Колобок из сказки (штамп пробкой, печатками из картофеля) | 8 блок «Печатание» | закреплять умение рисовать штампом колобка и ёлочки, побуждать эмоционально откликаться на сказку, воспитывать доброту. | |
Май | 31 | Расцвели одуванчики (тычок) | 7 блок «Тычок» | Закрепить умение детей рисовать тычком и кистью. Создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции. Развивать воображение и творчество. |
32 | Весёлые цыплята (разные техники) | - | Вызвать у детей желание нарисовать цыплят любым известным им нетрадиционным способом. Развивать самостоятельность, чувство цвета, композиции, воображение. |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ «КАЖДЫЙ РЕБЁНОК – ХУДОЖНИК» (ДЕТИ 5 – 6 ЛЕТ)
Задачи второго года обучения:
- Эмоционально вовлечь детей в образное познание окружающего мира через разнообразные виды художественной деятельности;
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков;
- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний;
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Содержание занятий распределено по блокам: 1 блок «Акварель и не только», 2 блок «Пятнография», 3 блок «Граттаж», 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом», 5 блок «Моделирование», 6 блок «Пальчиковая живопись», 7 блок «Тычок», 8 блок «Печатание», 9 блок «Трафарет, шаблон».
Календарно – тематический план мероприятий по изобразительной деятельности старшая группа.
Месяц | № | Тема занятия | Блок | Программное содержание | |
Сентябрь | 1 | А что там за окном (рисование по сырому) | 1 блок «Акварель и не только» | Отражать особенности изображаемого, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. | |
2 | Веточка рябины (тычок ватными палочками) | 7 блок «Тычок» | Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить умение рисовать тычком ватной палочкой (ягоды), приём примакивания кистью (листочки). Развивать чувство композиции, цветовосприятие. | ||
3 | Подсолнухи (рисование пальчиками) | 6 блок «Пальчиковая живопись» | Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции. | ||
4 | Астры в вазе (рисование по –сырому фону) | 1 блок «Акварель и не только» | Познакомить детей с техникой рисования по – сырому фону. Продолжать знакомить детей со свойствами акварельных красок в сочетании с масляной пастелью. Рисовать астры штрихом «соломка» по кругу. | ||
5 | Ромашки в траве (рисование по – сырому фону) | 1 блок «Акварель и не только» | Упражнять детей в технике рисования по – сырому фону. Использовать приём вливания цвета в цвет. Учить получать разные оттенки зелёного цвета. Закрепить приёмы работы кистью: всем ворсом, кончиком. | ||
6 | Золотистые пчёлки (по – сырому фону + маркер) | 1 блок «Акварель и не только» | Закрепить приём рисования по – сырому фону. Рисовать мохнатое тело пчёлки в данной технике. Дорисовывать пчёлок и фон вокруг маркером и цветными фломастерами. Развивать чувство композиции. | ||
Октябрь | 7 | Бабочка красавица (монотипия) | 2 блок «Пятнография» | Познакомить детей с техникой монотипии, с симметрией. Развивать пространственное мышление. Развивать ассоциативное восприятие пятна, как некоего образа. | |
8 | Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель) | 1 блок «Акварель и не только» | Формировать умение составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели. | ||
9 | Осенний ковёр (набрызг) | 9 блок «Трафарет, шаблон» | Познакомить детей с приёмом работы в технике набрызг. Раскладывать листочки на бумаге красиво, соблюдая симметрию, ритм. Развивать цветовосприятие. | ||
10 | Пушистые животные (тычок жесткой кистью) | 7 блок «Тычок» | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. | ||
11 | Осенняя веточка (эстамп листочками) | 8 блок «Печатание» | Упражнять в технике печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Упражнять в смешивании краски прямо на листьях или тампоном при печати. | ||
12 | Осеннее дерево (оттиск печатками из ластика) | 8 блок «Печатание» | Продолжать знакомить с приёмами печати печатками. Упражнять в рисовании соусом. | ||
13 | Грибы в лукошке (оттиск печатками) | 8 блок «Печатание» | Упражнять в печатании печатками (полукруг), закрепить умение украшать грибочки простым узором из точек, используя рисование ватной палочкой. Развивать чувство композиции. | ||
14 | В подводном мире (рисование ладошкой, восков. мелками и акварелью) | 1 блок «Акварель и не только» | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, обведение ладоней). Формировать умение превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. | ||
Ноябрь | 15 | Первый снег (пальчиковая живопись) | 6 блок «Пальчиковая живопись» | Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие углём, изображать снежок пальчиками. Развивать чувство композиции. | |
16 | Зимний лес (тычкование) | 7 блок «Тычок» | Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции. | ||
17 | Хвойный лес (печатание клише из картофеля) | 8 блок «Печатание» | Формировать творческие способности детей рисовать предметы, состоящие из сочетания треугольных форм, создавать композицию, развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе. | ||
18 | Ёжик (рисование мятой бумагой) | 8 блок «Печатание» | Познакомить детей с приёмом оттиск мятым комочком бумаги. Рисовать колючего ёжика на основе иллюстраций Е.И. Чарушина. Дорисовывать детали композиции другими нетрадиционными техниками. | ||
19 | Зайка – побегайка (рисование мятой бумагой) | 8 блок «Печатание» | Упражнять детей в приёме рисования мятым комочком зайчика, передавая движение и особенности зайчика. Рисовать шерсть зверька оттиском мятой бумагой. Вызвать чувство сопереживания. | ||
20 | Дом, в котором я живу (печатание ластиком) | 8 блок «Печатание» | Формировать умение рисовать дом приёмом оттиск торцом ластика. Развивать воображение, фантазию, чувство композиции. Формировать дизайнерский вкус. | ||
21 | Обои в моей комнате (тычок ватными палочками) | 7 блок «Тычок» | Совершенствовать умение в художественной технике тычок ватной палочкой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Познакомить детей с родственными и контрастными цветами. Закреплять умение рисовать простые узоры в полосе в квадрате. В окошке дорисовать пейзаж любыми нетрадиционными техниками. | ||
22 | Портрет Осени (масляная пастель + акварель) | 1 блок «Акварель и не только» | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо Осени, пользуясь различными приемами рисования пастелью, графически выразительными средствами. Дополнять рисунок характерными деталями. Использовать характерную для осени цветовую гамму. Развивать чувство композиции. | ||
Декабрь | 23 | Снежинки (восковые мелки + акварель) | 1 блок «Акварель и не только» | познакомить с техникой рисования восковыми мелками, закреплять умение аккуратно закрашивать лист акварелью, воспитывать эстетическое восприятие. | |
24 | Пингвины в Антарктиде (соус + акварель) | 1 блок «Акварель и не только» | Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. | ||
25 | Волшебные краски (монотипия) | 2 блок «Пятнография» | Продолжать знакомить детей со свойствами акварели (прозрачные, любят воду), техникой рисования по-мокрому, знакомить с новыми оттенками, развивать творческое воображение, ассоциативное мышление, воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию. | ||
26 | Зимняя сказка (граттаж) | 3 блок «Граттаж» | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. | ||
27 | Ёлочные шарики (тычок ватной палочкой) | 7 блок «Тычок» | Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Закрепить умение располагать рисунки на поверхности листа. Упражнять в рисовании тычком ватной палочкой. Создать праздничное настроение | ||
28 | Зайчик (тычок жёсткой кистью) | 7 блок «Тычок» | Упражнять в умении делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура, -развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста, -воспитывать любовь к родной природе. | ||
29 | Снегурочка (шаблон ножницы) | 9 блок «Трафарет, шаблон» | Формировать умение видеть в обычном необычное (знакомая форма – новый образ). Развивать воображение. Рисовать Снегурочку, получая оттенки холодных цветов, смешивая их с белой гуашью. | ||
30 | Ещё один художник – мороз (свеча + акварель) | 1 блок «Акварель и не только» | Познакомить детей с техникой фотокопия. Развивать чувство симметрии, композиции. | ||
Январь | 31 | Зима кружевница (Свеча + акварель + соль) | 1 блок «Акварель и не только» | Продолжать знакомить с техникой сочетания свеча и акварель. Самостоятельно тонировать лист акварелью холодного цвета, используя приём вливания цвета в цвет. Развивать цветовидение. | |
32 | Укрась платочек (оттиск пробкой, тычок ватной палочкой) | 8 блок «Печатание» | Знакомить детей с дымковской росписью. Упражнять в украшении платочка простым узором, используя печатание, рисование тычком ватной палочкой. Развивать цветовосприятие, чувство композиции и ритма. | ||
33 | Дымковский конь (тычок ватной палочкой) | 7 блок «Тычок» | Украшать силуэт дымковского коня по мотивам дымковской росписи. Упражнять в рисовании тычком ватной палочкой. Развивать чувство цвета. | ||
34 | Птицы волшебного сада (тычок ватной палочкой) | 7 блок «Тычок» | Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. | ||
35 | Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт (отпечатки ладошкой) | 6 блок «Пальчиковая живопись» | Закрепить приём рисования ладошкой туловища птицы. Украшать рисунок разными художественными техниками. Развивать чувство композиции. | ||
36 | Шли корабли мимо острова Буяна (моделирование) | 5 блок «Моделирование» | Создать предпосылки к художественно – конструкторской деятельности. Сочетая в изображении различные геометрические формы. Формировать дизайнерский вкус. Проявлять фантазию в украшении и при создании изображения. Закрепить приёмы рисования графическим материалом (уголь). | ||
Февраль | 37 | Кошка и котята (тычок жёсткой кистью) | 7 блок «Тычок» | Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др. Воспитывать доброе отношение к животным. Формировать умение строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа. | |
38 | Портрет зимы (свечи, восковые мелки + акварель, маркер) | 1 блок «Акварель и не только» | Закрепить умение рисовать человека восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист в цвет зимы (холодные цвета). Развивать цветовосприятие. | ||
39 | Кораблики в море (шаблон транспортир) | 9 блок «Трафарет, шаблон» | Рисовать кораблик, используя в качестве шаблона для обведения транспортир. Закрепить умение рисовать масляной пастелью и акварельными красками. Развивать воображение. | ||
40 | Подарок для папы (масляная пастель, маркер, акварель, ватные палочки) | 1 блок «Акварель и не только» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и цвет. | ||
41 | Мудрая сова (пастель) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Формировать умение создавать выразительный образ мудрой совы на бумаге для пастели. Учить пользоваться выразительными средствами графики (линия, штрих, пятно). Закрепить навык работы мелками пастели. Развивать творчество. | ||
42 | Котишка – плутишка (пастель) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Создавать образ кота, используя технику работы пастелью, Развивать чувство композиции, цветовое решение и формировать умение пользоваться выразительными средствами графики. | ||
43 | Открытка для мамы (печать по трафарету) | 8 блок «Печатание» | Совершенствовать умение детей в технике печатания по шаблону. Развивать чувство композиции, ритма. | ||
Март | 44 | Натюрморт (тычок в.п.) | 7 блок «Тычок» | Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции. | |
45 | Портрет мамы (восковые мелки + акварель) | 1 блок «Акварель и не только» | Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом. Передача особенностей внешнего вида, настроения характера, конкретного человека мамы, используя для реализации замысла восковые мелки. | ||
46 | Какого цвета весна (монотипия, кляксография) | 2 блок «Пятнография» | Совершенствовать технические навыки работы с гуашью и акварелью, используя нетрадиционные приемы в рисовании | ||
47 | Рыбки (пальчиковая живопись) | 6 блок «Пальчиковая живопись» | Закрепить с детьми навык рисовать пальчиком маленьких рыбок, развивать творческие способности, формировать умение дополнять рисунок мелкими деталями. | ||
48 | Путешествие в подводное царство (кляксография) | 2 блок «Пятнография» | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – воздухом через трубочку (растения на морском дне). Развивать творческие способности. | ||
49 | Превращение кляксы (монотипия) | 2 блок «Пятнография» | Закрепить приём выдувание воздуха через трубочку для получения выразительного пятна. Формировать умение видеть в абстрактной форме образ. Развивать воображение, ассоциативного мышления. | ||
50 | Колесо удачи (мозаичный рисунок) | 4 «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Познакомить детей с техникой «мандала» – рисунок, выполненный в круге. Совершенствовать навык составления узора в круге. Развивать чувство симметрии, композиции, чувство ритма. | ||
Апрель | 51 | Сухой букет с натуры (линия и штрих) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Продолжать формировать умение использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Закрепить приём работы углём. Закрепить знания о композиционном построении рисунка, продумывать расположение на листе, обращаться к натуре в процессе рисования. | |
52 | Золотая рыбка (мозаичный рисунок) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Развивать способность передавать признаки необычности, сказочности образа с помощью линий, цвета, декора. Развивать творчество в рисовании нетрадиционными графическими техниками выразительного образа рыбки. | ||
53 | Сказка о синей птице (по- сырому, смешение цветов) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Упражнять детей в приёме рисования по – сырому фону, получать новые цвета, рисуя и смешивая основные цвета. Развивать чувство композиции. | ||
54 | Разноцветная арка (цветосмешение) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Продолжать упражнять детей в умении получать дополнительные цвета путём смешивания основных цветов. Воплощение творческого замысла посредствам выполнения работы в нетрадиционной технике. | ||
55 | 10 точек (дорисовывание точек) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Объединять точки линиями, получая некое пятно, которое превращаем в какой – либо образ. Развивать ассоциативное мышление, фантазию. | ||
56 | Разноцветный мир (граттаж) | 3 блок «Граттаж» | Продолжать знакомить детей с техникой граттаж. С помощью линий, декора передавать в рисунке образы сказочного разноцветного мира. Развивать творчество в рисовании нетрадиционными графическими техниками | ||
57 | Сказочный лабиринт (путаница из линий) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Формировать умение создавать рисунок, используя выразительные средства графики. Заполнять «окошки» между линиями различными штрихами, дорисовывая рисунок до узнаваемого образа. Развивать воображение. | ||
58 | Несуществующее животное (моделирование) | 5 блок «Моделирование» | Развивать воображение, фантазию. Сочетать в изображении не сочетаемые детали (голова животного - туловище рыбы и т.п.). Комбинация, слияние отдельных элементов в один образ. Развивать чувство цвета и композиции. | ||
Май | 59 | Звездное небо (набрызг по шаблону) | 9 блок «Трафарет, шаблон» | Продолжать развивать умение детей работать в нетрадиционной технике рисования набрызг, по шаблону ракеты и планет. | |
60 | Инопланетяне (по сырому + маркер) | 1 блок «Акварель и не только» | Закрепить приём рисования по – сырому фону. Рисовать туловище инопланетянина в данной технике. Дорисовывать пчёлок и фон вокруг маркером и цветными фломастерами. Развивать чувство композиции. | ||
61 | Божьи коровки (печатание пробкой, пальчиковая живопись) | 8 блок «Печатание» | Развивать фантазию и воображение. Развивать координацию движений и мелкую моторику рук. | ||
62 | Разноцветные матрёшки (печатание по трафарету) | 8 блок «Печатание» | Знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества. Упражнять в приме рисования печатанием по трафарету. | ||
63 | Одуванчик вдруг расцвёл (рисование по – сырому фону) | 1 блок «Акварель и не только» | Закрепить приём рисования по – сырому фону. Расширять знания о временах года, развивать эстетическое восприятие. | ||
64 | Весёлое лето (итоговое) | - | Создать условия для свободного экспериментирования с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках, при передаче впечатлений о лете. | ||
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ «В МИРЕ ТВОРЧЕСТВА» (ДЕТИ 6 – 7 ЛЕТ)
Задачи третьего года обучения:
- Развивать творческую фантазию и воображение.
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков;
- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний;
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Содержание занятий распределено по блокам: 1 блок «Акварель и не только», 2 блок «Пятнография», 3 блок «Граттаж», 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом», 5 блок «Моделирование», 6 блок «Пальчиковая живопись», 7 блок «Тычок», 8 блок «Печатание», 9 блок «Трафарет, шаблон».
Календарно – тематический план мероприятий по изобразительной деятельности подготовительная группа.
Месяц | № | Тема занятия | Блок | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | Летний луг (акварель, гуашь, печать по трафарету) | 9 блок «Трафарет, шаблон» | Закрепить ранее усвоенные навыки и умения в технике рисования по – сырому фону, печати по трафарету (бабочки). Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. |
2 | Филимоновские цветы (оттиск пробкой) | 8 блок «Печатание» | Формировать умение рисовать натюрморт по мотивам Филимоновской росписи, при помощи техники оттиск пробкой. Закрепить приёмы работы кончиком кисти. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами при украшении вазы. Развивать чувство цвета, ритма, композиции. | |
3 | Бабочки, которых я видел летом (обведение ладошки) | 9 блок «Трафарет, шаблон» | Закрепить умение использовать приём – старая форма, новое содержание (ладошка с расправленными пальчиками – большое крыло, а кулачок – маленькое крыло). Продолжать знакомить детей с симметрией. Развивать пространственное мышление. | |
4 | Лесные просторы (подмалёвок по –сырому фону) | 1 блок «Акварель и не только» | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. Упражнять в технике рисования по – сырому фону (подмалёвок). | |
5 | Лесные просторы (эстамп листьями) | 8 блок «Печатание» | Продолжать знакомить с техникой печатания листьями по готовому подмалёвку. Развивать цветовосприятие. Упражнять в смешивании краски прямо на листьях или тампоном при печати. Развивать композиционные умения. | |
6 | Лес точно терем расписной (шаблон листочков) | 9 блок «Трафарет, шаблон» | Формировать умение отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | |
Октябрь | 7 | Веточка рябины (тычкование в.п.) | 7 блок «Тычок» | Совершенствовать умение работать в данной технике (рисовать ягоды рябинки). Знакомить детей с народной росписью – хохлома. Упражнять в умении располагать узор в полосе. Развивать чувство цвета и ритма. |
8 | Осенние листья (тиснение) | 2 блок «Пятнография» | Познакомить детей с техникой тиснения. Формировать умение детей располагать листочки на листе в соответствии с замыслом (пейзаж, натюрморт, ковёр осени). Накрывая листом, обводить листочки и делать тиснение на них цветными карандашами. | |
9 | Осень на опушке краски разводила (монотипия) | 2 блок «Пятнография» | Развивать воображение, творчество, совершенствовать навык передавать образ природы в рисунках, используя приём монотипии (пейзажная) по – сырому фону. | |
10 | Осенний сад (пальчиковая живопись) | 6 блок «Пальчиковая живопись» | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. | |
11 | Хмурый ветреный день (кляксография + фломастер) | 2 блок «Пятнография» | Закреплять навыки работы в технике кляксография. Закрепить приёмы работы маркером и фломастерами. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Совершенствовать композиционные умения. | |
12 | Путешествие на облаках (комбинаторный метод) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Использовать в рисунке линии разного характера. Познакомить с техникой тональной растяжки. Развивать чувство цвета и композиционные умения. | |
13 | Дары осени (гуашь) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Закрепить умение составлять натюрморт. Упражнять в рисовании кистью. Развивать чувство композиции и чувство цвета. | |
14 | Овощные человечки (моделирование) | 5 блок «Моделирование» | Использовать приём агглютинации и приём старая форма – новый образ. Рисовать овощных человечков по мотивам картин Дж. Арчимбольдо. Развивать воображение. | |
Ноябрь | 15 | Кто живёт в осеннем лесу (рисование мятой бумагой) | 8 блок «Печатание» | Совершенствовать умение рисовать приёмом оттиска мятой бумагой. Изображать животного в движении. Развивать композиционные умения. |
16 | Дождливый день (по – сырому фону, оттиск поролоном) | 8 блок «Печатание» | Закрепить приём рисования по – сырому фону. Изображать стволы деревьев в парке кистью, а крону деревьев – оттиском поролоном. Использовать характерную для осени цветовую гамму. | |
17 | Филин (тычок жёсткой кистью) | 7 блок «Тычок» | Создавать выразительный образ филина, используя технику тычка жёсткой кистью и уголь. Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. | |
18 | Зимняя сказка (рисование пальцами, набрызг по шаблону) | 9 блок «Трафарет, шаблон» | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение работать в технике набрызг по шаблону дерева, рисовать пальчиками снежок и снежные сугробы. Развивать чувство композиции. | |
19 | Снегири на ветке (метод тычка) | 7 блок «Тычок» | Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Закрепить приём работы сухой кистью, рисовать снегирей, используя методом тычка. | |
20 | Усатый – полосатый (по – сырому) | 2 блок «Пятнография» | Упражнять детей в технике рисования по – сырому фону. Изображать котёнка в движении (спит, сидит, бежит, играет…) | |
21 | Вы не стойте слишком близко, я тигрёнок, а не киска (рисование мятой бумагой) | 8 блок «Печатание» | Совершенствовать умение рисовать приёмом оттиска мятой бумагой. Рисовать фигуру тигрёнка в движении и в определённых условиях (в джунглях, в цирке, в зоопарке). Развивать композиционные умения. | |
22 | Колючий ёжик (соус) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Используя выразительные возможности графики рисовать ёжика. Закрепить приёмы работы соусом. Развивать композиционные умения. | |
Декабрь | 23 | Сказка о синем тумане (моделирование) | 5 блок «Моделирование» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Создавать дома Синепланетян сочетая заострённые формы. Изображать сказочные архитектурные сооружения с использованием холодной гаммы красок. Развивать творчество. |
24 | Народные сказки (пятно, штрих, линия) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. | |
25 | Ледяные владения Снежной королевы (комбинаторный метод) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Формировать умение создавать выразительный образ при помощи линий разного характера и приём тоновой растяжки. Развивать композиционные умения. | |
26 | Превращение снежинки (моделирование, аппликация + акварель) | 5 блок «Моделирование» | Формировать умение соединять в рисунке аппликацию и краски. Собирать геометрические формы до определенного образа. Украшать полученные изображения красками. Развивать воображение и творчество. | |
27 | Новогодняя открытка (печать по трафарету) | 9 блок «Трафарет, шаблон» | Совершенствовать умения детей в технике печати по трафарету и в применении различных изобразительных техник для украшения. Развивать чувство композиции, цвета и ритма. | |
28 | Волшебница Зима (пастель) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Закрепить знания детей о жанре портрета. Создавать женский портретный образ пастелью, используя графические средства выразительности линию, пятно, штрих, приёмы работы пастелью (плашмя, растушёвка, торцом мелка). Развивать воображение, образное мышление | |
29 | Царство Дня и Ночи (ахроматический граттаж) | 3 блок «Граттаж» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой чёрно – белый граттаж. Формировать умение передавать настроение тихого зимнего дня или ночи с помощью графики. Используя такие средства выразительности, ка линия штрих, пятно. Развивать чувство композиции. | |
30 | Птица Ночь. День (мозаичное рисование) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Закрепить приёмы работы маркером и фломастерами. Воспитывать самостоятельность в создании образа. | |
Январь | 31 | Дерево страж сказочной страны (мозаичное рисование) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления, полученные ранее средствами графики. Закрепить приёмы работы маркером и фломастерами. Воспитывать самостоятельность в создании образа. |
32 | Мой щенок (техника тычка) | 7 блок «Тычок» | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Совершенствовать навык имитации шерсти животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Закреплять знания о композиционном расположении рисунка. | |
33 | Зимний лес (графика, печать по кружеву) | 8 блок «Печатание» | Изображать зимние деревья соусом. Крону дерева изобразить белой гуашью при помощи печати по кружеву. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. | |
34 | Зайчик (линия + штрих) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Закрепить приём рисования - изображать зайчика на основе линии – завиток. Упражнять в использовании разнообразных штрихов для шёрстки зайчика (по кругу, штрих «соломка», отрывистый). Закрепить приёмы работы простым карандашом. | |
35 | Кружевная сказка (кружево, граттаж) | 3 блок «Граттаж» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой чёрно – белого граттажа. Рисовать снежинку по мотивам вологодских кружев. Используя такие средства выразительности, ка линия штрих, пятно. Развивать чувство композиции. | |
36 | Волшебный завиток (линия) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Продолжать учить рисовать животных на основе линии завиток, в различных движениях. Использовать выразительные средства графики. Развивать воображение. | |
Февраль | 37 | Дорисуй рисунок соседа (дорисовывание рисунка) | 5 блок «Моделирование» | Создать предпосылки к художественно – конструкторской деятельности. Сочетая в изображении различные геометрические формы. Формировать дизайнерский вкус. |
38 | Аквариум (граттаж) | 3 блок «Граттаж» | Продолжать знакомить детей с техникой процарапывания. Развивать композиционные умения. | |
39 | Морские рыбки (краски, соль, восковые мелки) | 1 блок «Акварель и не только» | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Развивать аккуратность. | |
40 | Жар-птица (обведение ладошки) | 9 блок «Трафарет, шаблон» | Продолжить знакомить детей с данной техникой Развивать чувство удовлетворения от создания рисунков | |
41 | Там, на неведомых дорожках, следы невиданных зверей (моделирование) | 5 блок «Моделирование» | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. Сочетать в образе несочетаемое (аглютинация). | |
42 | Морской конёк (печатание тыльной стороной руки) | 6 блок «Пальчиковая живопись» | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ морского конька, путём печатания тыльной стороной руки и кулачком, добиваться выразительного образа. Развивать аккуратность. | |
43 | Морские животные (шаблон капельки) | 9 блок «Трафарет, шаблон» | Учить детей использовать шаблон капельки для создания морского животного – кита. Фон дорисовывать любыми нетрадиционными техниками. Развивать воображение. | |
Март | 44 | Мимозы маме к празднику (восковой мелок + акварель, тычок в.п.) | 1 блок «Акварель и не только» | Упражнять детей в рисовании красками, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета. Умение рисовать восковыми мелками и акварелью по – сырому фону. |
45 | Волшебный клубочек (ниткография) | 2 блок «Пятнография» | Познакомить детей с техникой – ниткография. Формировать умение воплощать задуманный замысел. Развивать ассоциативное мышление. Развитие воображения. | |
46 | Клякса – Вакса (кляксография) | 2 блок «Пятнография» | Развивать ассоциативное мышление. Дорисовывать кляксу до узнаваемого образа. | |
47 | Лисичка – сестричка - трафарет капельки (несколько капель). | 8 блок «Трафарет, шаблон» | Вызвать интерес детей использовать шаблон капельки для создания выразительного образа лисички. Учить изображать животное в движении. Шёрстку дорисовывать любыми нетрадиционными техниками. Развивать воображение. | |
48 | Жар – птица (цветной граттаж) | 3 блок «Граттаж» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой цветного граттажа. Воспитывать самостоятельность в передаче образа сказочной жар – птицы, используя такие средства выразительности, ка линия штрих, пятно. | |
49 | Натюрморт (мыльные пузыри) | 2 блок «Пятнография» | Знакомство детей с ещё одной техникой. Изображать цветы при помощи мыльных пузырей. Воспитывать аккуратность. Развивать творческие способности. | |
50 | Жители радужной страны (мыльные пузыри) | 2 блок «Пятнография» | Продолжать знакомство детей с техникой рисование мыльными пузырями. Развивать образное представление, воображение, ассоциативное мышление. | |
Апрель | 51 | Полосатая лошадка (соус + акварель) | 1 блок «Акварель и не только» | Познакомить детей с изображениями животных жарких стран, способами их рисования соусом. Закрепить приём рисования по – сырому фону. |
52 | Пришельцы из космоса (граттаж) | 3 блок «Граттаж» | Продолжать знакомить детей с техникой граттаж. С помощью линий, декора передавать в рисунке образы фантастического персонажа. Развивать творчество в рисовании нетрадиционными графическими техниками | |
53 | Космические просторы (пересечение линий) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Создавать рисунок, используя выразительные средства графики. Поговорить о разных характерах линий. Заполнять «окошки» между линиями различными штрихами, дорисовывая рисунок до узнаваемого образа. Развивать воображение. | |
54 | Транспорт будущего (моделирование) | 5 блок «Моделирование» | Развивать воображение, фантазию. Формировать умение сочетать в изображении не сочетаемые детали (кузов – тыква, квадратные колёса, летающий автомобиль). Комбинация, слияние отдельных элементов в один образ. Развивать чувство цвета и композиции, конструкторские способности. | |
55 | На далёкой планете (набрызг) | 1 блок «Акварель и не только» | Формировать умение изображать фантастические пейзажи. Продолжать обучение детей нетрадиционной технике рисования набрызг. Развивать цветовосприятие. | |
56 | Радужное королевство (цветовая растяжка) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Продолжать упражнять детей получать дополнительные цвета путём смешивания основных цветов. Воплощение творческого замысла посредствам выполнения работы в нетрадиционной технике цветовой растяжки. | |
57 | Чудесные ритмопревращения (ритм) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Располагать различные предметы в полосе, сочетая их по форме, по цвету, по размеру (чередуя или повторяя). Развивать чувство ритма, чувство цвета, композиционные умения. | |
58 | Незаконченный рисунок (линии) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Развивать ассоциативное мышление, цветовосприятие. Дорисовывать линии до узнаваемого образа, желательно объединив их в один сюжет. | |
Май | 59 | 10 точек (дорисовывание точек) | 4 блок «Работаем с цветом, линией и ритмом» | Совершенствовать умение работать в данной технике Развивать воображение |
60 | Маки (по сырому фону) | 1 блок «Акварель и не только» | Упражнять детей в рисовании красками ярких цветов мака по – сырому фону, развивать композиционные умения. | |
61 | Букет сирени (свеча + акварель по сырому) | 1 блок «Акварель и не только» | Продолжать упражнять детей в нетрадиционной технике – фроттаж. Развивать у детей умение создавать композицию из цветов Развивать чувство ритма, цвета Совершенствовать технические приемы рисования кистью | |
62 | Шмели над лугом (пальчиковая живопись) | 6 блок «Пальчиковая живопись» | Закреплять знания детей о полезных насекомых. Совершенствовать умение рисовать собственными пальчиками и кончиком кисти. Дорисовывать фон любыми нетрадиционными техниками. | |
63 | Яблоневая ветка в цвету (кляксография, тычок в.п.) | 2 блок «Пятнография» | Закреплять навыки работы в технике кляксография и в технике тычком в.п., умение работать самостоятельно. Совершенствовать композиционные умения. | |
64 | Здравствуй лето (итоговое занятие) | - | Создать условия для свободного экспериментирования с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках, при передаче впечатлений о лете. |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Баранова Е.В., А.М. Савельева «От навыков к творчеству» Обучение детей 2 – 7 лет технике рисования. М.: «Мозаика – Синтез». 2009.
- Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании.// Дошкольное воспитание. – 2002. – №2.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы» (Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования) – пилотный вариант. 3-е издание, испр. и доп. М.: «Мозаика – Синтез». 2014.
- Вислоушкин В.И. «Экспресс – рисование» Программа. – Вуктыл.: МУ «Центр Изобразительного искусства». 2001.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Григорьева Г.Г. «Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» - М.: «Просвещение» 1995.
- Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок - художник» - М.: «ЮВЕНТА» 2002.
- Женевьев Кастерман «Живопись» Детское справочное бюро. – М.: АСТ. АСТРЕЛЬ 2002.
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: методические рекомендации» – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Калинина Т.В. «Цветы и травы» Первые успехи в рисовании. С-Пт.: Творческий Центр «Сфера». 2009.
- Калинина Т.В. «Большой лес» Первые успехи в рисовании. С-Пт.: Творческий Центр «Сфера». 2009.
- Калинина Т.В. «Башня, растущая в небо» Первые успехи в рисовании. С-Пт.: Творческий Центр «Сфера». 2009.
- Калинина Т.В. «Птицы, звери, комары и мухи» Первые успехи в рисовании. С-Пт.: Творческий Центр «Сфера». 2009.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (программа и методические рекомендации) - М.: «Мозаика - Синтез» 2006.
- Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество». (Программа эстетического воспитания детей 2 – 7 лет)- М.: «Педагогическое общество России» 2005.
- Лахути М.Д. «Как научиться рисовать» - М.: «РОСМЭН» 2001.
- Лыкова И.А. «Цветные ладошки» (Программа художественного воспитания, обучения и развития 2- 7 лет). М.: 2007.
- Соломенникова О.А. «Радость творчества» (Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным искусством). М.: «Мозаика – Синтез». 2005.
- Сопова М.Н. «Яркие краски фантазий» (Развитие творческого воображения детей через нетрадиционные техники изодеятельности). С.: «СГПК». 2010.
- Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: изобразительное искусство» - Я.: «Академия развития» 1997 г.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». Я.: «Академия развития». 2009.
- Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» (Интегрированные занятия в ДОУ). М.: Творческий центр «Сфера». 2011.
- Щербакова И.В. «Обучение детей нетрадиционным способам изображения объектов живой и неживой природы» / Дошкольная педагогика. – 2007. - №5, №7, №8.