Использование дидактических игр из бросового материала в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Цветные крышки
Использование дидактических игр из бросового материала в
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Цветные крышки
Пояснительная записка к ресурсу
1 | Автор (ФИО) | Воробьева Ирина Александровна |
2 | Учреждение | Государственное казенное учреждение социального обслуживания Пермского края «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г. Перми Сокращенное наименование: ГКУСО ПК ЦПД г. Перми Электронный адрес: gcon125@mail.ru |
3 | Должность | Учитель-логопед отделения для детей младшего возраста, в том числе с ОВЗ №4 |
4 | Название ресурса | «Использование дидактических игр из бросового материала в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Цветные крышки» |
5 | Вид ресурса | Статья |
6 | Цель и задачи | Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: Образовательные: - закрепить знания основных цветов и счет. Развивающие: - развивать сенсорные способности; - развивать координацию движений; - развивать творческое воображение. Воспитательные: - сформировать навыки сотрудничества; - воспитывать самостоятельность в работе. |
7 | Описание ресурса | Статья «Использование дидактических игр из бросового материала в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Цветные крышки» с картотекой игр «Игры из бросового материала. Цветные крышки» |
8 | Аннотация | Детям с ОВЗ необходимы особые условия и сопровождение не только в учебном процессе, но и в повседневной жизни. Эти дети нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями. Для развития и социализации детей с ОВЗ необходимо создать особые условия и сопровождение. Дети с ОВЗ часто имеют недостаточно развитую мелкую моторику рук. Дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать. Им сложно работать с мелкими деталями конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. |
9 | Ключевые слова | Дети с ограниченными возможностями здоровья, развитие, адаптация, мелкая моторика, игра. |
10 | Источники информации, изученные перед составлением презентации | 1. НАДПО - Национальная академия дополнительного профессионального образования, г.Москва https://nadpo.ru/academy/blog/osobennosti-detey-s-ovz/ 2. Н.Рыбакова - Публикация «Использование дидактических игр из бросового материала» https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-didakticheskih-igr-iz-brosovogo-materiala.html 3. М.В. Мережко - «Игры с цветными крышками для развития мелкой моторики» |
13 | Иллюстрация | Фотоколлаж из личных фотографий |
Использование дидактических игр из бросового материала
в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети с различными отклонениями в физическом, психическом или сенсорном развитии. Эти отклонения мешают детям полноценно жить, учиться и адаптироваться в обществе.
Детям с ОВЗ необходимы особые условия и сопровождение не только в учебном процессе, но и в повседневной жизни. Эти дети нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями.
Для развития и социализации детей с ОВЗ необходимо создать особые условия и сопровождение.
Специальные условия - это такие условия обучения и воспитания, которые учитывают особенности детей, способствуют компенсации и коррекции их нарушений.
Специальные условия:
- адаптация образовательной программы, т.е. сокращение объема материала, изменение требований к оценке и т.д.;
- адаптация обучающих методов и форм - использование наглядных пособий, игр, индивидуальной или групповой работы и т.д.;
- адаптация учебной среды - обеспечение доступности помещений, мебели, учет освещения, шума и т.д.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, их интересы, способности и, обязательно, желания. Нужно стимулировать сильные стороны и поддерживать самооценку и самоуважение. Также необходимо создавать для детей положительную атмосферу и в семье, и в коллективе, где ребенок будет чувствовать себя принятым, нужным, любимым.
Игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Игра является средством, с помощью которого можно сформировать у детей умения различать цвета и т.д.
Дети с ОВЗ часто имеют недостаточно развитую мелкую моторику рук. Дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать. Им сложно работать с мелкими деталями конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Возможности освоения мира детьми оказываются обедненными.
Игры из бросового материала.
Цветные крышки
Цель:
- развитие мелкой моторики пальцев рук детей с ограниченными возможностями здоровья
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания основных цветов и счет.
Развивающие:
- развивать сенсорные способности;
- развивать координацию движений;
- развивать творческое воображение.
Воспитательные:
- сформировать навыки сотрудничества;
- воспитывать самостоятельность в работе.
Одним из принципов обучения детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста является наглядность, т.е. возможность ребенка видеть, ощущать, исследовать предметы, что является стимулом для формирования знаний и способствует его развитию.
Для игр из бросового материала пригодятся любые цветные крышки от пищевых продуктов.
Игры из бросового материала можно использовать для любой возрастной категории детей. Главное - идти от простого к сложному.
Крышки являются очень удобным материалом. Их легко брать, они не ломаются. Крышки удобны в индивидуальной и групповой работе.
Картотека игр
№пп | Название | Задачи | Ход |
1 | «Сортировка» | - развивать мелкую моторику; - закреплять умение группировать предметы по цвету. | Педагог предлагает детям собрать крышки в соответствии с цветом ведерка. |
2 | «Найди пары одинаковых крышек» | - формировать умение детей подбирать пары крышек на основе сходного сенсорного признака; - развивать мелкую моторику пальцев рук. | Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть крышки. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых крышек, уточняя у детей, какого они цвета. |
3 | «Цветочная поляна» | - учить соотносить предметы по цвету; - развивать внимание и мелкую моторику. | Дети подбирают серединки к цветам. |
4 | «Мозаика» | - развивать мелкую моторику, зрительную память, творчество; - учить соотносить цвет крышки с цветом изображения. | Дети подбирают пластиковые крышки по цвету изображения на рисунке. |
5 | «Разложи крышки в домики» | - формировать умение различать и правильно называть основные цвета; - учить совмещать крышку с ячейкой; - запоминать последовательность ряда. | Дети заполняют ряд, раскладывают крышки в свои ячейки (домики). |
6 | «Лыжи» | - формировать умение подбирать крышки на основе сенсорного признака; - развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук. | Две пробки кладем на столе резьбой вверх - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, Мы мчимся с горы, Мы любим забавы Холодной зимы». То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. |
7 | «Божьи коровки» | - развивать первичные навыки счета, - обучать детей счету (количественному и порядковому). | Дети подбирают каждой божьей коровке свой лист. |
8 | «Волшебный цветок» | - обучать детей называть цвета; - развивать внимание, воображение, глазомер, мелкую моторику рук. | Дети получают от педагога кружочки разного цвета. Педагог предлагает составить из лепестков «Волшебный цветок». В процессе игры важно уточнять, какие цвета получаются у детей. |
9 | «Найди лишнюю крышку» | - развивать логическое мышление детей. | Педагог выкладывает в ряд четыре крышки одного цвета и среди них кладет одну крышку другого цвета. Затем предлагает детям (ребенку) убрать лишнюю крышку или заменить ее на нужную по цвету. |