Материал на проверке

Мотивация на обучение у старшеклассников (10 – 11 класс).

0
0
Материал опубликован 19 January в группе

      Часто можно услышать вопрос: «Зачем ты пошёл в 10 класс, если не хочешь учиться?» Казалось бы, какая ещё нужна мотивация для тех, кто уже выбрал профиль, по которому он хочет обучаться, предварительно ВУЗ, в который он хочет поступать? Но так кажется только на первый взгляд. Ситуации бывают разные, иногда очень индивидуальные.

      Самая простая ситуация, как мне кажется, это ситуация, когда ребёнок выбрал профиль, но не до конца осознал, что это значит. В этом случае мы вместе разбираемся, насколько ребёнку нужна математика (это мой предмет) или какой-либо другой предмет (если я выступаю в роли классного руководителя).

      Что касается математики, то выясняем базовый или профильный уровень всё-таки предстоит сдавать на ЕГЭ. Затем выясняем, какой проходной балл был в прошлые года и намечаем себе цель, к которой будем стремиться. Всё-таки надо признать, что в приоритете поступление в ВУЗ, а уже потом общекультурные ценности, применение в повседневной жизни и т.д. Когда ученик понимает, что от него требуется, тогда и мотивация возрастает.

      Самая сложная и неприятная ситуация – это решение, которое было принято родителями или кем-то ещё из взрослых за ребёнка. Скажу сразу, что мотивация на обучение в данном случае может так и не наступить, но попробовать можно.

      Можно предложить для начала ученику выбрать те предметы, которые ему реально нравятся из тех, которые входят в его профиль. Затем предложить пройти тесты (можно использовать сайт ФИПИРешу ЕГЭ), чтобы ученик смог осознать, на каком уровне знаний он находиться. На последнем этапе, который впоследствии может быть откорректирован, предложить ученику выбрать направление или специализацию, к которой он уже будет стремиться.

      Следующая ситуация, на которую стоит обратить внимание, связана с тем, что у ребёнка накапливается усталость, снижается работоспособность, а с ней и мотивация. Усталость бывает разного рода. Кто-то устаёт физически, и тут необходимо обсудить проблему с родителями, найти в них единомышленников, прийти к единому мнению, как разгрузить ребёнка, как ему помочь.

     Кто-то устаёт морально, чаще всего это потенциальные медалисты, от которых ждут высоких результатов родители, учителя, одноклассники и т.д. Таким обучающимся нужна, прежде всего, психологическая помощь.

     Я часто наблюдаю следующее, когда ученик всё про себя понимает, когда восстановлено эмоциональное равновесие, тогда и усиливается мотивация на обучение, появляется стремление добиться лучших результатов. И вот тут важно не упустить момент, когда стоит подумать о повышении мотивации в отношении отдельных учебных предметов. я работаю сразу в нескольких направлениях.

      Во-первых, я создаю ситуацию «успеха». Подбираю так задания, что у обучающегося появляется уверенность в себе, в своих возможностях, но одновременно и желание попробовать свои силы на более сложных заданиях. Индивидуальный подход и многоуровневые задания очень помогают. Хорошо в этом плане срабатывают задания, составленные мною на платформе Учи.ру или Skysmart.

     Во-вторых, даю возможность высказываться во время любых занятий, предлагать свои решения, пусть они даже будут неверными. Люблю задавать вопросы: «У всех также? Уверены, что это верно? Как можно это проверить? А такое вообще возможно?» Да, иногда на это уходит много времени, но важно НЕ РЕШИТЬ большое количество задач, а важно ЗАХОТЕТЬ РЕШИТЬ эти задачи.

     Самый хороший результат - это, когда ученики выходят после урока, а задача их не отпускает, заставляет искать решение. Иногда бывает, что предлагаю решить или дорешать задачу дома, но до дома, конечно, терпеть не хочется, и ребята сразу после урока уже начинают обсуждение.

      В-третьих, задаю разного плана творческие задания. Чаще всего такие задания связаны именно с повседневной жизнью ребят или с их хобби. Они что-то считают, вычисляют, рисуют, чертят, создают небольшие проекты, презентации и т.д. Устраиваю маленькие выставки таких работ. Оценка, выставленная за такое задание, всегда требует комментариев со стороны учителя.

     В-четвертых, устраиваю разного рода соревнования: «Кто быстрее решит? Чьё решение короче, красивее, интереснее?» Соревнования могут быть индивидуальными или командными. Задания беру из различных сборников задач или тренажёров. И не надо думать, что старшеклассники меньше будут увлечены, чем младшие школьники. Дух соревнования творит иногда чудеса!

     В-пятых, хвалю! Хвалю за любые успехи, нахожу за что похвалить каждого в классе. Параллельно остальным ученикам объясняю, чем может быть полезно общение на почве математики с тем или иным учеником. Конечно, есть те, кто много знает, умеет объяснять, но есть те, кто не боится задавать вопросы, умеет их правильно сформулировать, может обратить внимание на то, на что никто до него не обращал, а это оказалось очень важным.

    Замотивированный ученик способен на многое, важно найти нужную мотивацию, определить, в чём причина нежелания учиться или снижения интереса к учению. Я не отношу себя к тем, кто считает, что учитель может всё, но я уверена, что пытаться стоит.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.