12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Смирнова Анжела Викторовна945 Я - педагог - психолог, дефектолог, работаю в детском саду и в начальной школе. Среди ребят, с которыми я занимаюсь, есть ребята с ОВЗ. Мне нравится узнавать новое, делиться своими мыслями и идеями с коллегами. Надеюсь, здесь будет такая возможность... Россия, Ленинградская обл., Гатчина Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Опыт работы с детьми с РАС
Образование детей с особыми образовательными потребностями.
Из опыта работы с детьми с РАС
Педагог-психолог,
учитель-дефектолог
МБДОУ «Детский сад №51
комбинированного вила»
Смирнова Анжела Викторовна
Дети с особыми образовательными потребностями – это многообразная категория детей. Дети этой группы отличаются от нормотипичных сверстников, да и друг от друга. Отличаются не только характером, но и степенью выраженности познавательного интереса, обучаемостью и т.д.
Для меня особый интерес в образовательном процессе представляют дети с аутизмом и расстройством аутистического спектра (РАС). Впервые столкнувшись в школе с таким ребенком, почувствовала свою бессмысленность и бестолковость. Девочка не слышала и не хотела слышать ни одной инструкции, её совершенно не беспокоили моё планирование коррекционной работы. Она собиралась делать (и делала) только то, что считала нужным. Практически каждое занятие она ныряла в сухой бассейн, раскидывала шарики по всему кабинету и её при этом всё абсолютно устраивало. Не устраивало лишь меня. За первый год обучения, прочитав огромное количество литературы, посетив множество вебинаров и семинаров, стал складываться методический пазл.
На сегодняшний день имею опыт работы с детьми с аутизмом и РАС в начальной школе и в детском саду. Каждый год значительно увеличивается количество детей данной категории. Моя коллега, имеющая опыт педагогической деятельности в коррекционной школе более 20 лет, утверждает, что на заре её карьеры один «аутист» в школе – это была редкость. На сегодняшний день в наших коррекционных классах встречается по 1-2 «аутисту».
Ну а я, присмотревшись, почитав, повысив в некоторой степени своё самообразование, выстроила некоторую систему психолого-педагогической работы с детьми, имеющими расстройство аустистического спектра. В работе с данной категорией детей важно:
Безусловное принятие ребёнка и его особенностей. Без такого принятия невозможно продвинуться в образовании.
Опора в работе на интересы ребенка. В процессе наблюдения важно выявить, что наиболее интересно ребенку с РАС. Необходимо проанализировать его увлечения. Это, например, занятия с водой, собирание мозаики, чтение и рассматривание книг по интересам. Например, мальчику (4 года, РАС) крайне важно носить в детский сад книги с машинками. Рассматривание таких книг - это его любимое занятие. Я подготовила для него альбом с картинками Гленна Домана из серии «транспорт». Помимо обычных изображений различных машин, в этом альбоме 50 карточек с изображением марок машин. Мне достаточно было один раз назвать поочередно все 50 карточек, чтобы малыш запомнил их с первого раза.
Использование альтернативной коммуникации или её элементов (жестовая речь, общение посредством карточек и т.д.). Данный вид коммуникации не заменяет речь и не тормозит её появление. В случае появления речи, постепенно снижается роль альтернативной коммуникации.
Похвала и стимулирование. Этот прием очень важен для успешности образования детей с РАС. В самом начале занятия ребенку важно показать, что в конце он получит желаемое (это может быть то, что важно ребенку: любимая игрушка, конфета, желаемый предмет и т.д.). При работе с детьми с РАС система поощрения очень важна.
Однообразие деятельности. Важно понимать, что дети с РАС – это не обычные дети, им требуется однообразие. Привыкнув к одной работе, можно постепенно добавлять другое упражнение или игру.
Визуализация образовательного процесса. На сегодняшний день с визуальным расписанием знаком практически каждый педагог. Такое расписание подбирается под конкретного ребенка с РАС и позволяет ему легче ориентироваться в школе или саду.
Тесная работа с семьей. Для ребенка с РАС очень важна ритуальность. В образовательной организации и дома важно поддерживать одни и те же ритуалы. Успешность обучения детей с РАС зависит от степени сотрудничества ОО и семьи.
В работе с описанной выше девочкой я нашла такой подход: весь второй год обучения мы занимались в интерактивной песочнице. Её очень увлекал процесс поливания песка водой, возведения замков. Мы придумывали различные истории и сказки на песке, учились диалогу. Моя подопечная уже не хотела бежать в сухой бассейн, её устраивали все занятия. В 2020-2021 учебном году с этой девочкой был третий год обучения. Хочу сказать, что динамика в этом учебном году была значительно выраженной. Я уже не использовала песочницу. Проводила обычные индивидуальные занятия и в малой подгруппе (2-3 человека), на которых было организовано межличностное взаимодействие со сверстниками.
Дети с расстройством аутистического спектра значительно отличаются от всех категорий детей с особыми образовательными потребностями. Но если к ним присмотреться, можно найти незаметный знак, который поможет вывести ребенка из мира внутреннего в мир внешний. Но, конечно, ровно настолько, насколько захочет ребенок выйти сам.
Использованные источники:
1. Роберт Шрамм. Детский аутизм и АВА. Скачать:
2. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интерграция. Скачать:
3. Никольская О.С. и др. Дети и подростки с аутизмом. Скачать:
Комментарии (12)
сменить сортировкуНо акцент надо ставить на работу с родителями, все-таки!!! Иначе результата не будет!
И работа в данном направлении, практически, имеет длительный период...
Алена, не корите себя, за то, что мало дали... "Дать" должны родители... Перестроиться необходимо родителям (эмоции, модель общения с ребёнком и т.д.)
Чем раньше начать работу, тем продуктивнее...
Отредактировано 05-07-2021 11:47
В ответ Кияйкина Наталья Федоровна
В ответ Кияйкина Наталья Федоровна
В ответ Смирнова Анжела Викторовна