Опыт работы с детьми с РАС
Образование детей с особыми образовательными потребностями.
Из опыта работы с детьми с РАС
Педагог-психолог,
учитель-дефектолог
МБДОУ «Детский сад №51
комбинированного вила»
Смирнова Анжела Викторовна
Дети с особыми образовательными потребностями – это многообразная категория детей. Дети этой группы отличаются от нормотипичных сверстников, да и друг от друга. Отличаются не только характером, но и степенью выраженности познавательного интереса, обучаемостью и т.д.
Для меня особый интерес в образовательном процессе представляют дети с аутизмом и расстройством аутистического спектра (РАС). Впервые столкнувшись в школе с таким ребенком, почувствовала свою бессмысленность и бестолковость. Девочка не слышала и не хотела слышать ни одной инструкции, её совершенно не беспокоили моё планирование коррекционной работы. Она собиралась делать (и делала) только то, что считала нужным. Практически каждое занятие она ныряла в сухой бассейн, раскидывала шарики по всему кабинету и её при этом всё абсолютно устраивало. Не устраивало лишь меня. За первый год обучения, прочитав огромное количество литературы, посетив множество вебинаров и семинаров, стал складываться методический пазл.
На сегодняшний день имею опыт работы с детьми с аутизмом и РАС в начальной школе и в детском саду. Каждый год значительно увеличивается количество детей данной категории. Моя коллега, имеющая опыт педагогической деятельности в коррекционной школе более 20 лет, утверждает, что на заре её карьеры один «аутист» в школе – это была редкость. На сегодняшний день в наших коррекционных классах встречается по 1-2 «аутисту».
Ну а я, присмотревшись, почитав, повысив в некоторой степени своё самообразование, выстроила некоторую систему психолого-педагогической работы с детьми, имеющими расстройство аустистического спектра. В работе с данной категорией детей важно:
Безусловное принятие ребёнка и его особенностей. Без такого принятия невозможно продвинуться в образовании.
Опора в работе на интересы ребенка. В процессе наблюдения важно выявить, что наиболее интересно ребенку с РАС. Необходимо проанализировать его увлечения. Это, например, занятия с водой, собирание мозаики, чтение и рассматривание книг по интересам. Например, мальчику (4 года, РАС) крайне важно носить в детский сад книги с машинками. Рассматривание таких книг - это его любимое занятие. Я подготовила для него альбом с картинками Гленна Домана из серии «транспорт». Помимо обычных изображений различных машин, в этом альбоме 50 карточек с изображением марок машин. Мне достаточно было один раз назвать поочередно все 50 карточек, чтобы малыш запомнил их с первого раза.
Использование альтернативной коммуникации или её элементов (жестовая речь, общение посредством карточек и т.д.). Данный вид коммуникации не заменяет речь и не тормозит её появление. В случае появления речи, постепенно снижается роль альтернативной коммуникации.
Похвала и стимулирование. Этот прием очень важен для успешности образования детей с РАС. В самом начале занятия ребенку важно показать, что в конце он получит желаемое (это может быть то, что важно ребенку: любимая игрушка, конфета, желаемый предмет и т.д.). При работе с детьми с РАС система поощрения очень важна.
Однообразие деятельности. Важно понимать, что дети с РАС – это не обычные дети, им требуется однообразие. Привыкнув к одной работе, можно постепенно добавлять другое упражнение или игру.
Визуализация образовательного процесса. На сегодняшний день с визуальным расписанием знаком практически каждый педагог. Такое расписание подбирается под конкретного ребенка с РАС и позволяет ему легче ориентироваться в школе или саду.
Тесная работа с семьей. Для ребенка с РАС очень важна ритуальность. В образовательной организации и дома важно поддерживать одни и те же ритуалы. Успешность обучения детей с РАС зависит от степени сотрудничества ОО и семьи.
В работе с описанной выше девочкой я нашла такой подход: весь второй год обучения мы занимались в интерактивной песочнице. Её очень увлекал процесс поливания песка водой, возведения замков. Мы придумывали различные истории и сказки на песке, учились диалогу. Моя подопечная уже не хотела бежать в сухой бассейн, её устраивали все занятия. В 2020-2021 учебном году с этой девочкой был третий год обучения. Хочу сказать, что динамика в этом учебном году была значительно выраженной. Я уже не использовала песочницу. Проводила обычные индивидуальные занятия и в малой подгруппе (2-3 человека), на которых было организовано межличностное взаимодействие со сверстниками.
Дети с расстройством аутистического спектра значительно отличаются от всех категорий детей с особыми образовательными потребностями. Но если к ним присмотреться, можно найти незаметный знак, который поможет вывести ребенка из мира внутреннего в мир внешний. Но, конечно, ровно настолько, насколько захочет ребенок выйти сам.
Использованные источники:
1. Роберт Шрамм. Детский аутизм и АВА. Скачать: https://vk.com/topic-11744730_34223300
2. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интерграция. Скачать: https://vk.com/topic-11744730_34223300
3. Никольская О.С. и др. Дети и подростки с аутизмом. Скачать: https://vk.com/topic-11744730_34223300
Смирнова Анжела Викторовна
Куликова Ирина Геннадьевна
Смирнова Анжела Викторовна
Шабанова Алёна
Кияйкина Наталья Федоровна
Шабанова Алёна
Смирнова Анжела Викторовна
Смирнова Анжела Викторовна
Шабанова Алёна
Кияйкина Наталья Федоровна
Павленко Венера
Смирнова Анжела Викторовна