Образование детей с особыми образовательными потребностями.

Из опыта работы с детьми с РАС


Педагог-психолог,

учитель-дефектолог

МБДОУ «Детский сад №51

комбинированного вила»

Смирнова Анжела Викторовна



Дети с особыми образовательными потребностями – это многообразная категория детей. Дети этой группы отличаются от нормотипичных сверстников, да и друг от друга. Отличаются не только характером, но и степенью выраженности познавательного интереса, обучаемостью и т.д.

Для меня особый интерес в образовательном процессе представляют дети с аутизмом и расстройством аутистического спектра (РАС). Впервые столкнувшись в школе с таким ребенком, почувствовала свою бессмысленность и бестолковость. Девочка не слышала и не хотела слышать ни одной инструкции, её совершенно не беспокоили моё планирование коррекционной работы. Она собиралась делать (и делала) только то, что считала нужным. Практически каждое занятие она ныряла в сухой бассейн, раскидывала шарики по всему кабинету и её при этом всё абсолютно устраивало. Не устраивало лишь меня. За первый год обучения, прочитав огромное количество литературы, посетив множество вебинаров и семинаров, стал складываться методический пазл.

На сегодняшний день имею опыт работы с детьми с аутизмом и РАС в начальной школе и в детском саду. Каждый год значительно увеличивается количество детей данной категории. Моя коллега, имеющая опыт педагогической деятельности в коррекционной школе более 20 лет, утверждает, что на заре её карьеры один «аутист» в школе – это была редкость. На сегодняшний день в наших коррекционных классах встречается по 1-2 «аутисту».

Ну а я, присмотревшись, почитав, повысив в некоторой степени своё самообразование, выстроила некоторую систему психолого-педагогической работы с детьми, имеющими расстройство аустистического спектра. В работе с данной категорией детей важно:

Безусловное принятие ребёнка и его особенностей. Без такого принятия невозможно продвинуться в образовании.

Опора в работе на интересы ребенка. В процессе наблюдения важно выявить, что наиболее интересно ребенку с РАС. Необходимо проанализировать его увлечения. Это, например, занятия с водой, собирание мозаики, чтение и рассматривание книг по интересам. Например, мальчику (4 года, РАС) крайне важно носить в детский сад книги с машинками. Рассматривание таких книг - это его любимое занятие. Я подготовила для него альбом с картинками Гленна Домана из серии «транспорт». Помимо обычных изображений различных машин, в этом альбоме 50 карточек с изображением марок машин. Мне достаточно было один раз назвать поочередно все 50 карточек, чтобы малыш запомнил их с первого раза.

t1625438547aa.jpg

Использование альтернативной коммуникации или её элементов (жестовая речь, общение посредством карточек и т.д.). Данный вид коммуникации не заменяет речь и не тормозит её появление. В случае появления речи, постепенно снижается роль альтернативной коммуникации.

t1625438547ab.jpg

Похвала и стимулирование. Этот прием очень важен для успешности образования детей с РАС. В самом начале занятия ребенку важно показать, что в конце он получит желаемое (это может быть то, что важно ребенку: любимая игрушка, конфета, желаемый предмет и т.д.). При работе с детьми с РАС система поощрения очень важна.

Однообразие деятельности. Важно понимать, что дети с РАС – это не обычные дети, им требуется однообразие. Привыкнув к одной работе, можно постепенно добавлять другое упражнение или игру.

Визуализация образовательного процесса. На сегодняшний день с визуальным расписанием знаком практически каждый педагог. Такое расписание подбирается под конкретного ребенка с РАС и позволяет ему легче ориентироваться в школе или саду.

t1625438547ac.jpg

Тесная работа с семьей. Для ребенка с РАС очень важна ритуальность. В образовательной организации и дома важно поддерживать одни и те же ритуалы. Успешность обучения детей с РАС зависит от степени сотрудничества ОО и семьи.

В работе с описанной выше девочкой я нашла такой подход: весь второй год обучения мы занимались в интерактивной песочнице. Её очень увлекал процесс поливания песка водой, возведения замков. Мы придумывали различные истории и сказки на песке, учились диалогу. Моя подопечная уже не хотела бежать в сухой бассейн, её устраивали все занятия. В 2020-2021 учебном году с этой девочкой был третий год обучения. Хочу сказать, что динамика в этом учебном году была значительно выраженной. Я уже не использовала песочницу. Проводила обычные индивидуальные занятия и в малой подгруппе (2-3 человека), на которых было организовано межличностное взаимодействие со сверстниками.

Дети с расстройством аутистического спектра значительно отличаются от всех категорий детей с особыми образовательными потребностями. Но если к ним присмотреться, можно найти незаметный знак, который поможет вывести ребенка из мира внутреннего в мир внешний. Но, конечно, ровно настолько, насколько захочет ребенок выйти сам.


Использованные источники:

1. Роберт Шрамм. Детский аутизм и АВА. Скачать: https://vk.com/topic-11744730_34223300

2. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интерграция. Скачать: https://vk.com/topic-11744730_34223300

3. Никольская О.С. и др. Дети и подростки с аутизмом. Скачать: https://vk.com/topic-11744730_34223300

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Фотографии взяты из интернета, поскольку я уже в отпуске, а дома у меня нет соответствующих методических материалов

5 July 2021

Спасибо Вам за Ваш непростой труд

5 July 2021

Ирина Геннадьевна, спасибо за оценку

5 July 2021

Согласна с Вами это титанический труд!!!! Я в этом году работала с ребенком с РАС, это был мой первый опыт, это совсем всё по другому, это столько я перелопатила!!!! Если честно, то карю себя за то, что не дала ему больше! 17 детей на 1 ставку и чисто физически не всегда получалось.... На первых занятиях он падал на пол, пинал меня, занимались в раздевалке группы: мы не понимали друг друга, а к концу года он брал меня за руку и мы ходили заниматься в кабинет, с удовольствием занимался!!! Очень одаренный ребёнок оказался по обучению грамоте! Жаль его родителей, у них 2 сына с диагнозом РАС... Желаю их семье добра и счастья!!!! Простите, что столько написала, накатило на меня......

5 July 2021

Полностью поддерживаю, труд титанический! Но акцент надо ставить на работу с родителями, все-таки!!! Иначе результата не будет! И работа в данном направлении, практически, имеет длительный период... Алена, не корите себя, за то, что мало дали... "Дать" должны родители... Перестроиться необходимо родителям (эмоции, модель общения с ребёнком и т.д.) Чем раньше начать работу, тем продуктивнее...

5 July 2021
Ответ для

Спасибо за поддержку.

5 July 2021
Ответ для

Наталья Фёдоровна, согласна с Вами полностью. Обязательна нужна поддержка семьи. Пообщавшись с некоторыми родителями, понимаю, сколько они знают о проблеме своего ребёнка. Когда родители заинтересованы, работа складывается быстро. В след.уч. году планируем круглый стол с родителями аутят, если эпид обстановка позволит

6 July 2021

Алёна, у нас в школе тоже есть семья, два сына, оба с аутизмом. Но, увы, семья не прислушивается к рекомендациям, в школу приходят очень редко. Почти не продвигаемся, в этом году остаётся третий год в первом классе.

6 July 2021
Ответ для

Да, и это печально. Мы ж для них стараемся!

6 July 2021

Труд, действительно, непростой!!!

5 July 2021

Правильное понимание проблемы - уже половина дела! Успехов Вам, Анжела Викторовна!

20 August 2021

Большое спасибо.

20 August 2021