Статья на тему «Опыт работы с аутичными детьми»
Из опыта работы с аутичными детьми
Учитель русского языка и литературы ГКОУ школы-интерната «Восхождение» г.Волгодонска Карабаева Г.Б.
|
Впервые с аутичным ребенком мне пришлось встретиться 7 лет назад в школе-интернате 6 вида г. Волгодонска. В школе – около 180 детей, и у большинства отклонения в физическом развитии с различными формами: ДЦП, сколиоз, ОПЦНС, атрофия мышц, последствия переломов, отсутствие конечности и т.д. Есть детки с задержкой психо-речевого развития, РАС (расстройства аутистического спектра). Можно сказать, их здесь много, и все они особенные!
5 класс, 6 обучающихся в классе, общеобразовательная параллель. Конечно же, перед тем, как зайти в класс, я ознакомилась с личными делами и примерно представляла себе их проблемы. Учитель начальных классов подробно охарактеризовала каждого ребенка – способности, увлечения, темперамент.
Миша, будем называть так нашего героя, сидел за первой партой. Все встали в знак приветствия учителя. Миша – тоже. Внешне он ничем не отличался от сверстников, но почему-то прятал глаза, отворачивался и что-то бормотал по нос. Попытка поинтересоваться, что он приговаривает вполголоса, закончилась плачевно. Миша стал кричать, плакать, швырять предметы на парте. Никого не подпускал к себе. Каждая попытка успокоить его заканчивалась новой волной истерики. Этот случай сподвиг меня изучить всевозможную литературу, касающуюся аутизма: от медицинской до научно-популярной. Оказалось, ее не так-то и много.
Что же такое аутизм? По критериям, установленным Всемирной Организацией Здравоохранения и записанными в Международной классификации болезней, аутизм – это качественное нарушение в социальном взаимодействии, отсутствие социальной и эмоциональной взаимности.
АУТИЗМ — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие. (Тэмпл Грэндин)
АУТИЗМ — нарушение, включающее не одну дисфункцию как, например, при специфическом метаболическом расстройстве. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Аутизм является симптомным проявлением дисфункции мозга, которая может быть вызвана разными поражениями. (К.Гилберг, Т.Питерс)
АУТИЗМ — во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций. ... особый, чрезвычайно характерный тип психического дизонтогенеза. (В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг)
На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась: по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Аутизм называют болезнью 21 века.
Во всем мире проблема аутизма уже широко обсуждается и успешно решается, а в России, к сожалению, об этом заболевании практически нет никакой информации. Хотя с каждым годом число детей, страдающих аутизмом, увеличивается в геометрической прогрессии. Педиатры очень плохо осведомлены об этом заболевании. Проходят годы, прежде чем ставится правильный диагноз и начинается лечение. Первое обследование у психиатра дети в нашей стране проходят только в три года и только при согласии родителей, а первые признаки аутизма видны гораздо раньше.
В основном, аутисты – мальчики. У девочек аутизм встречается редко, 5-7 случаев на 100 человек.
Есть несколько вещей, которые очень хорошо нужно представлять про аутизм. Во-первых, у нас до сих пор нет лекарства от расстройств аутистического спектра, хотя прямо сейчас тысячи ученых ищут его.
Во-вторых, аутизм — это на всю жизнь, от него нет исцеления, и его невозможно перерасти. Он здесь, у нас дома, и даже если мы будем делать вид, что его нет, он никуда не денется.
В-третьих, аутизм изучают уже почти семьдесят лет, а это значит, что мы что-то про него знаем.
Прошло полгода. Миша привык ко мне. Истерик было все меньше. Правила по русскому языку и стихи по литературе Миша заучивал легко. Диктанты писал без единой ошибки. Причем, во время диктанта на весь класс громко и четко комментировал «ошибкоопасные» места, проговаривая правила, чем вызывал восторг и уважение одноклассников.
Случилось как-то уйти на больничный. Миша болезненно переживал замену учителя. Ведь нельзя нарушать логическую цепочку, выстроенную им в голове. Потом, увидев меня в коридоре, со слезами громко кричал, что нельзя болеть.
К концу года дети решили поставить сценку по литературе. Распределили роли между собой. А поскольку ролей оказалось больше, чем учеников, то мальчишки, недолго думая, сказали, что Миша будет играть роль. Я была уверена, что начнется очередная истерика. Каково же было мое удивление, когда этого не случилось. Мало того, он нисколько не сопротивлялся, когда одноклассники стали повязывать ему на голову полотенце вместо чалмы. Сценку отрепетировали, сыграли. Наш Миша ни разу не закричал. Он послушно выполнял все, что ему говорили. На тот момент мы просто забыли, что он не такой, как все.
В 6 классе Миша выучил все знаки ПДД и четко и без запинки пояснял одноклассникам значение этих знаков.
В 7 классе Мишу увлек английский язык. Учительница английского языка, вчерашняя студентка, теряла дар речи от его успехов.
АУТИЗМ: болезнь или гениальность?
Большинство аутистов – талантливые и одаренные люди. В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя, справедливости ради, стоит отметить, что у каждого конкретного аутиста уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс. К слову сказать, в США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» - аутисты.
Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл, Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс, Вуди Аллен и даже наш великий математик Перельман.
К 8 классу мы с Мишей научились обниматься. На полднике в столовой он самостоятельно берет хлеб и чай. Все остальное он не кушает, за исключением булочек в форме косицы. Круглые булочки он не кушает, а в форме косицы, вытянутые, может себе позволить.
Считается, что дети с глубоким аутистическим поражением бывают агрессивны к домашним животным. В школе, в рамках программы по здоровьесберегающим технологиям, с 2009 года открыта инновационная площадка по иппотерапии.
Напомним, что лошадь подобна уникальному тренажеру, поскольку каждым своим шагом она передает всаднику более ста двигательных импульсов, которые заставляют работать такие мышцы тела, о существовании которых мы порой и не подозреваем. Езда верхом на лошади формирует правильную осанку, благотворно влияет на работу сердца и сосудов, а также желудочно-кишечного тракта. Примечательно, что изобретенный немецкими учеными тренажер, копирующий движения лошади, не способен дать такого эффекта, как живое животное.
Зачастую ребенок с ОВЗ с трудом передвигается, и каждое движение совершается с большим усилием, будь то простой шаг вперед, наклон или поворот головой, движение рук, – все дается тяжело. Оседлав лошадь, больной ребенок чувствует, что она становится его ногами, глазами, ушами и вообще, частью или продолжением тела. Ему не приходится преодолевать свое непослушное тело. Он чувствует себя более значимым что ли…. Повышается самооценка. Ведь когда под тобой движется огромное животное под полтонны весом, согласитесь, это хоть и страшно вначале, но зато потом, когда приходит осознание того, что ты сидишь и даже управляешь такой большой лошадью, непроизвольно начинаешь сам себя уважать и гордиться собой. И мир вокруг становится ярче и добрее!
Миша не исключение. Закомплексованность и неуверенность в себе на первых занятиях с лошадью исчезли буквально через несколько встреч. Он сам подходит к Азизе (так зовут нашу лошадку), гладит ее, кормит сахаром с ладошки. При этом видно, что ребенок испытывает положительное эмоциональное волнение, что очень важно для аутиста.
К 10 классу он научился здороваться за руку с ребятами и говорить просто «привет!» девочкам. В коридоре на переменах сам первый здоровается с учителями по имени отчеству. Часто на уроках проявляет инициативу в виде реплик и коротких комментариев.
И, что важно, Миша научился самостоятельно ездить домой на общественном транспорте. Я наблюдаю веселую походку Миши, самостоятельно переходящего дорогу под светофор, «улыбку Мадонны» на лице, когда он расплачивается с кондуктором, настороженность в глазах, когда приближается нужная остановка, и гордость за победу над самим собой, когда идет к дому...
Что касается методик обучения подобных детей, то, конечно же, самостоятельная работа, направленная на поиск и исследование, неприемлемы для аутистов. Обучение должно быть визуализированным и выборочным: презентации, фильмы, карточки, схемы на доске. Чтение произведений сводится к интересам ребенка. Миша читает только то, что ему интересно. Причем, с легкостью находит в тексте ответы на вопросы. На уроках литературы часто использую схемы и таблицы, где нужно соотнести образы и речь или образы и описание героев. Миша успешно справляется с подобными заданиями, причем, как на обычной школьной доске, так и на интерактивной. Домашние задания задаю дифференцированные. Стараюсь, чтобы работа была посильной. Поскольку аутичный ребенок часто неуверен в себе, считаю необходимым хвалить и поощрять такого ребенка.
Готовясь к экзамену по русскому языку, я рассказала Мише весь алгоритм проведения экзамена, подготовила его морально. Постаралась доступно для него объяснить, почему экзамен будет сдавать отдельно от других детей и с другим учителем. Очень переживала, что что-то пойдет не так и экзамен будет завален не по причине незнаний ребенка, а по причине плохой организации мероприятия.
Итоговую аттестацию в форме диктанта Миша написал на «отлично».
Опыт недавних лет, когда ребенок-аутист был в изоляции, получал надомное обучение или считался необучаемым вообще, крайне негативен. Такого ребенка можно социализировать только в социуме. Ведь помимо знаниевых компетенций, для него важны жизненные компетенции. А получить он их может только во взаимодействии с другими людьми, в обществе, которое толерантно и доброжелательно к таким людям.
Работая с аутичными детьми, необходимо верить. Верить в ребенка, в себя, в его родителей… Только вера может наполнить тебя любовью, терпением и добротой. Мы, педагоги, должны научить их жить такими, какие они есть, и быть счастливыми.
Ивлиева Наталия Алексеевна