12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Владимировна61337
Учитель биологии и химии высшей квалификационной категории, руководитель РМО учителей биологии и химии
Россия

Бобырь Елена Владимировна

учитель высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ № 1 им. В.С. Богатырева

р.п. Охотск, Хабаровский край


Если дети – национальное достояние

любой страны, то одарённые дети –

eё интеллектуальный и творческий потенциал.

Р.Н. Бунеев

Наше время – это время больших перемен. Сегодня современному обществу нужны люди, уверенные в своих силах, способные принимать нестандартные решения, быстро ориентироваться и адаптироваться в повседневной жизни и в различных жизненных ситуациях, мыслить не шаблонно, а креативно и творчески. Люди, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения, которые позволят эффективно развиваться нашей стране, конструктивно решать разные социальные и экономические задачи. Человек, способный находить творческие решения, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Учебные предметы естественно-научной направленности – биология и химия обладают огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит, и для выявления одарённых и талантливых детей.

Одарённые и талантливые дети – это особый мир детства, и задача педагогов понять этот внутренний мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум своего опыта и знаний, используя разные виды деятельности. Именно в школе учителю нужно стараться выявлять способных учеников, которые проявляют интерес к различным областям науки и техники, помочь им наиболее полно раскрыть свои способности и воплотить в реальную жизнь мечты и планы. А для этого необходимо знать природу одарённости и стимулировать её проявление. Только целостный подход к способному ребёнку, как к личности, и системная работа педагога позволят максимально реализовать его дар.

Для того, чтобы правильно организовать образовательный процесс с одарёнными и талантливыми детьми необходимо учитывать их возрастные особенности. В начальной школе учащиеся проявляют интерес к ручному труду. Именно он создаёт возможности для разностороннего развития личности ребёнка, развивает умение осмысливать суть задания на первоначальном этапе, умение планировать последовательность действий и предвидеть её конечный результат. Учащийся понимает, что благодаря собственной деятельности он узнает много нового, сам добывает знания, развивая самостоятельность, организованность, внимательность и наблюдательность. Ребёнок может предлагать свои способы и варианты выполнения работы в отличие от предложенного шаблонного. В старшем школьном и подростковом возрасте у обучающихся ведущими являются различные формы поэтического, художественного и другого творчества. Ребёнка отличает использование воображения в мышлении, инициативность, любознательность, энтузиазм, стремление участвовать во всём новом, гибкость в решении различных нестандартных ситуаций. Поэтому важно правильно организовать образовательный процесс для одарённых, талантливых и способных детей, чтобы он не стал для них скучным, рутинным и неинтересным.

Работа с одарёнными и талантливыми учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности любой школы. Чтобы выявить интеллектуальные и творческие способности обучающихся, положительное отношение к своему предмету, увидеть в каждом ребёнке личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, я разработала свою методическую систему работы с одарёнными и талантливыми и способными детьми.


Цель

Содержание работы с одаренными, талантливыми

и способными обучающимися

Развитие познавательных интересов учащихся

При планировании уроков предусматриваю оригинальные задания, развивающие творческие способности, воображение и смекалку.

Применяю на уроках проблемно-поисковый метод, создаю проблемные ситуации, активно внедряю такие виды организации учебных занятий как семинары, творческие дискуссии, защиту творческого задания, проекта.

Пополняю учебно-методическую базу кабинета современными наглядными и демонстрационными образовательными ресурсами.

Разрабатываю индивидуальные планы работы, образовательные маршруты с каждым способным и одарённым учащимся.

Развитие творческих способностей учащихся

Обеспечиваю условия для проявления творческой активности учащихся.

Провожу творческие конкурсы, предметные олимпиады, викторины, КВНы, онлайн-квесты и т.д.

Привлекаю учащихся к оформлению портфолио, классных и школьных стенгазет, участию в коллективно-творческих делах, предметных неделях, подготовке и участию в школьных и районных мероприятиях и т.д.

Развитие духовной сферы учащихся

Воспитываю чувство собственного достоинства, независимости мышления, уважительного отношения к своей школе.

Организую консультации, анкетирования, диагностики, индивидуальные беседы психолога для учащихся и их родителей с целью «раскрытия» личностных качеств обучающегося.


Можно смело говорить о том, что большинство обучающихся обладают теми или иными способностями и природными задатками. Однако выявление одарённых и талантливых детей – это продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ученика. Работа по выявлению и развитию таких детей начитается с начальной школы. Я, как учитель-предметник среднего и старшего звена, постоянно взаимодействую со своими коллегами, работающими с младшими школьниками. Проводя предметные недели естественных наук, различные эколого-биологические мероприятия, включенные в школьную циклограмму, я отмечаю талантливых и одарённых детей, их интеллектуальные и творческие способности. Так же наблюдаю за ребятами в период летних каникул, когда они посещают детский оздоровительный лагерь экологической направленности при нашей школе. Здесь проводится очень много интересных и познавательных мероприятий, коллективно-творческих дел, где каждый ребёнок может раскрыть свои способности и таланты, проявить активность, инициативность, творчество и креативность.

В нашей школе сформирован банк данных одарённых и талантливых детей. Есть такие ученики и по моему естественно-научному направлению работы. Для каждого такого ребёнка я составляю информационные карты, в которых фиксирую его участие, успехи и достижения в мероприятиях различного уровня по учебным годам. Такой мониторинг учебных достижений позволяет выявить индивидуальные особенности обучающегося, его интеллектуальные и творческие способности, создать благоприятные условия для их развития, выстроить образовательную траекторию, благодаря которой он сможет достичь более высоких результатов в различных видах деятельности. В дальнейшем это поможет ученику определиться с выбором будущей профессии и самореализоваться.

Одним из значимых направлений моей работы является организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся, которая способствует развитию детской одарённости, так как направлена на реализацию общего развития детей и обеспечение их разнообразной деятельностью с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого я использую поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры обучающегося. Формирование исследовательских умений я выстраиваю на базе универсальных учебных действий и начинаю с развития специальных навыков по предмету и надпредметных способов деятельности. С целью выявления уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся я веду их постоянное отслеживание. В диагностические данные включаю умение обучающихся работать с дополнительной научной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал, мыслить логически, работать в группе, планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих умений и навыков я активно использую возможности урока, наблюдения и диагностические работы. Результаты такого анализа позволяют мне сделать вывод о готовности обучающихся участвовать в исследовательской и проектной деятельности. На основе полученных данных можно прогнозировать уровень самостоятельности обучающихся. После этого ученики создают небольшие тренировочные проекты. Дальнейшая работа зависит от уровня внутренней мотивации, инициативности и целеустремлённости обучающихся.

На уроках биологии и химии я уделяю большое внимание самостоятельной деятельности учащихся. По ходу урока им предлагаются различные проблемные задания, развивающие функциональную грамотность. Мне важно, чтобы дети были не только слушателями и исполнителями, но и творцами, чтобы могли самостоятельно находить информацию, перерабатывать её и использовать в разных повседневных и нестандартных ситуациях.

Преподавание биологии и химии, в силу особенностей самих предметов, представляют собой благоприятную сферу для применения современных информационных компьютерных технологий (ИКТ). Не секрет, что современным детям интереснее выполнять задания, связанные с использованием ИКТ. Используя данную технологию, учащиеся создают мультимедийные презентации, видеоролики, буклеты, памятки, интерактивные и анимационные модели, образовательные игры, плакаты. Это не только делает увлекательным и наглядным учебный процесс, повышает качество обучения, но и формирует интерес обучающихся к естественно-научным предметам, мотивирует их к дальнейшей интеллектуальной и творческой деятельности, поиску новых нестандартных решений, развитию абстрактного и креативного мышления.

Организуя работу, направленную на развитие творческого мышления, я включаю в учебную деятельность различные виды развивающих заданий. Например,

- задания на нахождение закономерностей (например, «золотое сечение» в живой природе, популяционные волны в естественных условиях);

- задания на нахождения соответствий и ассоциаций между понятиями, явлениями, признаками объектов и т. д.;

- задания на нахождение аналогий (например, бионика – синтез биологии и техники, что человек увидел у животных и растений, а потом использовал при сооружении различных технических конструкций);

- задания на классификацию (например, нахождение сходств и различий при изучении царств живой природы, плодов растений);

- задания на связь с другими науками (например, биология + математика = числовые последовательности в живом мире; биология + химия = химический состав клетки).

- задания творческого характера (составить синквейн, ребус, кроссенс, шараду по изученной теме урока);

- задания на моделирование/конструирование (например, из пластилина или солёного теста сконструировать модель прокариотической или эукариотической клетки; из цветной бумаги сделать аппликацию «Строение цветка»);

- задания, направленные на развитие речи и воображения (например, написать сказку или рассказ «Интервью у птицы», «Разговор деревьев», составить жалобу экологам от имени какого-нибудь животного или растения).

Развитию познавательных и творческих способностей обучающихся способствует и внеурочная деятельность.

Организуя внеурочную деятельность по биологии и химии, я ставлю следующие задачи:

- привитие интереса к естественно-научным предметам – биологии и химии;

- развитие и совершенствование навыков биологического и химического эксперимента;

- развитие творческой активности обучающихся.

Обязательным условием развития одарённости является разнообразие занятий и интересов, формирование у учащихся чувства успешности. Для этого я систематически организую участие обучающихся в различных мероприятиях: школьных и районных олимпиадах, в предметных неделях, в интеллектуальных конкурсах, викторинах и квестах (очно, дистанционно и онлайн), провожу экскурсии, мастерские юного учёного, сотрудничаю с учреждениями дополнительного образования: Дворцом творчества детей и молодёжи, детско-юношеской спортивной школой «Атлант», районной детской библиотекой, краеведческим музеем им. Е. Морокова, организую встречи учащихся с научными руководителями из Хабаровского отделения Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра в Охотском районе (ХО-ТИНРО). Управление внеурочной  деятельностью школьников в данном направлении поддерживает зарождающийся у них интерес к биологии и химии, способствует формированию ключевых компетентностей, позволяющих  совершить учащимся успешный осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута. Результатом внеурочной деятельности является стабильная посещаемость, подготовка к предстоящей школьной научно-исследовательской конференции, защита проектов.

В рамках внеурочной деятельности учащимися создаются групповые и индивидуальные исследовательские проекты, буклеты, альманахи, мультимедийные презентации, видеоролики, учебные фильмы, модели. Все эти и другие продукты, созданные в результате внеурочной деятельности, пополняют школьный банк образовательных ресурсов и активно используются на уроках окружающего мира, биологии, химии, экологии, при проведении внеклассных мероприятиях.

Особым видом внеклассных занятий являются элективные курсы и практикумы. Цель таких занятий – дать учащимся более глубокие знания по отдельным темам биологической и химической науки, значительно превышающие объем школьной программы. Благодаря тому, что работа осуществляется в малых группах, я максимально реализую индивидуальный подход и дифференциацию обучения, применяя различные методы работы. Занятия оказывают большое влияние на профессиональную ориентацию учащихся, поскольку они собираются работать или продолжать образование в учебных заведениях биологического и химического профилей. Ежегодно выпускники нашей школы выбирают в качестве будущей профессии – профессии медсестры, фармацевта, ветеринара, работника лесного хозяйства, педагога-психолога, врача, лаборанта, эколога и других.

В заключении отмечу, что каждый ребёнок имеет разные интеллектуальные и творческие способности, у каждого свой значительный природный потенциал и задача педагога – вырастить эти способности, как компоненты одарённости, создать максимальные условия для её формирования, чтобы в дальнейшем возможности каждого человека были реализованы на блага всего общества и окружающего нас мира.


Представленный фотоотчёт демонстрирует некоторые формы моей работы с одарёнными, талантливыми и способными детьми, их достижения и успехи в урочной и внеурочной деятельности. Это участие во Всероссийских творческих конкурсах, интеллектуальных викторинах и онлайн-квестах, Всероссийских химическом и экологическом диктантах, краевых экологических мероприятиях, проведение интересных познавательных уроков и конференций по биологии, химических опытов и экспериментов по химии, творческие работы учащихся (стенгазеты) и защита индивидуальных проектов. Информация представлена по итогам проведения отдельных мероприятий в период за 2020-2021 и 2021-2022 учебные годы.


Приложение 1. Информация о проведении отдельных мероприятий в период за 2020-2021 и 2021-2022 учебные годы.
i1645761229.jpg
s1645761249.jpg
k1645761272.jpg

​​​​​​​y1645761339.jpg

f1645761362.jpg
u1645761386.jpg

i1645761459.jpg

m1645761480.jpg
z1645761500.jpg
w1645761520.jpg
o1645761543.jpg

​​​​​​​x1645761618.jpg

j1645761637.jpg
u1645761660.jpg
i1645761687.jpg
g1645761708.jpg
h1645761730.jpg​​​​​​​


Используемые источники:

https://infourok.ru/doklad-na-pedsovet-na-temu-rabotam-s-odarennymi-detmi-na-urokah-biologii-i-himii-4996302.html

https://videouroki.net/razrabotki/sistiema-raboty-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-biologhii-i-vo-vnieurochnoie-vr.html

https://kopilkaurokov.ru/biologiya/prochee/osobiennosti-raboty-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-biologhii

https://www.1urok.ru/categories/3/articles/38119

https://kopilkaurokov.ru/biologiya/prochee/osobiennosti-raboty-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-biologhii

https://easyen.ru/load/rukovoditeljam_shkol/obobshhenie_opyta/rabota_s_odarennymi_detmi_na_urokakh_biologii_i_khimii/447-1-0-60843

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/376508-organizacija-raboty-s-odarennymi-detmi-na-uro

https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/03/23/programma-odarennye-deti-mou-dod-syun

https://infourok.ru/rabota-s-odaryonnimi-detmi-na-urokah-i-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-2351714.html


Проверка на уникальность:

t1645758565aa.jpg

t1645758565ab.jpg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (36)

сменить сортировку
Кирилл Александрович Ш., 25.02.22 в 07:50 7Ответить Пожаловаться
Полезная работа, Елена Владимировна!
Колышкина Елена Владимировна, 25.02.22 в 08:30 8Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна, за представленный педагогический опыт работы с одарёнными, талантливыми и способными обучающимися! Ваша система работы интересна и даёт свои позитивные плоды!
Велиева Любовь Александровна, 30.07.22 в 22:56 0Ответить Пожаловаться
Интересно а в чем одаренность?, рисовать газетки, или пробирки посмотреть?
Куликова Ирина Геннадьевна, 25.02.22 в 09:09 7Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна, за содержательный, грамотный материал!
Юлия Васильевна Воробьева, 25.02.22 в 14:32 6Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Елена Владимировна, за такой содержательный рассказ о работе с одарёнными детьми!
Трефилова Раиса Поликарповна, 25.02.22 в 15:38 5Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, замечательная статья! Вы представили научно обоснованную систему работы с одарёнными учащимися, дающую эффективные результаты. Ваш опыт работы несомненно будет востребован коллегами!
Галина Владимировна, 25.02.22 в 18:38 5Ответить Пожаловаться
Очень полезный материал!
Антропова Мария Александровна, 25.02.22 в 21:16 6Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, я присоединяюсь к комплиментам. Ваш опыт заслуживает внимания! Спасибо за Ваш труд!
Сингаевская Наталья Валерьевна, 01.03.22 в 23:13 4Ответить Пожаловаться
Замечательная работа, Елена Владимировна! Спасибо за представленный опыт работы с одаренными и талантливыми учащимися!
Селиванова Галина Геннадьевна, 03.03.22 в 13:47 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна! Богатый у Вас педагогический опыт работы с одаренными детьми! Есть что перенять,хотя науки у нас совершенно разные.
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.