РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ)

Пояснительная записка | ||
1 | Автор | Полянская Оксана Николаевна |
2 | Должность | Заместитель директора, учитель английского языка |
3 | Квалификационная категория | Высшая квалификационная категория |
4 | Преподаваемый предмет | Английский язык |
5 | Название образовательной организации | ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 78 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (ГБОУ «ШКОЛА № 78 Г.О.ДОНЕЦК») |
6 | Вид ресурса | Учебно-методические материалы |
7 | Тип ресурса | Справочный материал |
8 | Название ресурса | РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ) |
9 | Целевая аудитория | Все учителя |
10 | Цели | Создать инклюзивную образовательную среду для детей с нарушением зрения, обеспечить их развитие и комфорт в учебном процессе. |
11 | Задачи | 1. Индивидуализация образовательного процесса. 2. Развитие специальных навыков. 3. Создание инклюзивной среды. 4. Повышение профессиональной компетенции педагогов. 5. Сотрудничество с родителями. |
12 | Актуальность | С увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушением зрения, становится все более важным создание условий для их полноценного образования и социализации. Актуальность рекомендаций для педагогов объясняется необходимостью внедрения инклюзивного подхода в образовательный процесс, который позволит всем детям, независимо от их физических возможностей, получать качественное образование. Кроме того, учитывая современные требования к образовательной системе, важно, чтобы педагоги были готовы адаптировать свои методы преподавания и учитывать индивидуальные особенности детей, что повышает общую эффективность учебно-воспитательного процесса. |
13 | Практическое значение | 1.Улучшение качества образования. 2.Социальная интеграция. 3.Поддержка развития детей. 4.Снижение стрессовых факторов. 5.Семейная поддержка. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ)
Эти рекомендации помогут педагогам создать инклюзивную образовательную среду для детей с нарушением зрения, обеспечить их развитие и комфорт в учебном процессе.
1. Проверьте условия учебного пространства. Обеспечьте хорошую освещенность, минимизируйте бликовое освещение, используйте матовые поверхности.
2. Предоставьте индивидуальные учебные материалы. Используйте печатные материалы с увеличенным шрифтом, тактильные и аудиоматериалы.
3. Используйте технологии. Включайте в уроки аудио- и видеоматериалы, а также программы для чтения с экрана.
4. Адаптируйте учебные планы. Учитывайте индивидуальные потребности и интересы детей. Меняйте подходы в зависимости от уровня их зрения.
5. Обеспечьте тактильные элементы. Используйте тактильные карточки, модели и макеты для объяснения материала.
6. Формируйте навыки самообслуживания. Помогайте детям развивать навыки ориентации и самостоятельности в обучении.
7. Обучайте навыкам работы с техническими средствами. Научите детей пользоваться увеличительными стеклами, специальными шрифтами и программами.
8. Проводите занятия в малых группах. Это помогает создать более комфортную и поддерживающую атмосферу.
9. Создавайте поддерживающую социальную среду. Формируйте дружеские отношения между учащимися и поощряйте сотрудничество.
10. Обсуждайте чувства и эмоции. Давайте детям возможность высказать свои переживания и страхи, связанные с их состоянием.
11. Проводите регулярные обратные связи. Весь процесс должен учитывать нужды и пожелания учащихся.
12. Настраивайте учебные материалы на уровень восприятия. Опирайтесь на уровень развития и восприятия каждого ребенка.
13. Совместная работа с родителями. Вовлекайте родителей в образовательный процесс, информируйте их о прогрессе ребенка.
14. Используйте дифференцированный подход. Обеспечивайте разные уровни заданий в зависимости от индивидуального уровня навыков.
15. Создавайте спокойную обстановку. Обеспечьте отсутствие отвлекающих факторов во время уроков.
16. Обсуждайте доступность. При наличии экскурсионных и выездных мероприятий старайтесь учитывать индивидуальные потребности детей с нарушением зрения.
17. Повышайте навыки концентрации. Используйте методики для тренировки внимательности и памяти.
18. Развивайте креативные навыки. Включайте в занятия творчество - рисование, создание моделей или использование музыки.
19. Давайте возможность для самовыражения. Предлагайте обсуждения на темы, интересные детям, позволяйте им делиться своими мыслями.
20. Обучайте безопасности. Уделите внимание вопросам безопасности, обучите детей ориентироваться в пространстве.
Список литературы:
1. Гришина, Л. А. – «Особенности обучения детей с нарушением зрения».
2. Кочеткова, Т. П. – «Специальная педагогика: теория и практика».
3. Овсянникова, О. Т. – «Методика работы с детьми с нарушением зрения».
