Создание условий для развития системы поиска и поддержки талантливых детей через внеурочную деятельность (9–11 класс)
Создание условий для развития системы поиска и поддержки талантливых детей через внеурочную деятельность
Азанова Наталья Владимировна,
учитель физики КОГОБУСШ с УИОП г. Зуевка Кировской области
Рохина Снежана Анатольевна,
заместитель директора по УВР, учитель биологии
КОГОБУСШ с УИОП г. Зуевка Кировской области
Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которых государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в развитии конкурентноспособности страны XXI века. В рамках данного направления должна быть выстроена разветвленная сеть поиска и поддержки талантливых детей.
Задумываясь над организацией работы со способными детьми, необходимо, прежде всего, ориентироваться на создание среды успеха в соответствии с особенностями их жизненной стратегии.
Проблема работы с одаренными учащимися – одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования через дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
Основная цель педагога – создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь его самореализации.
Основными задачами являются:
раннее выявление интересов, склонностей и способностей учащихся к различным видам деятельности с помощью психологического и педагогического тестирования;
создание условий для общего развития личности ребенка, приобретение им новых знаний и умений, а также для максимального проявления его интересов и склонностей;
создание условий для практической реализации приобретаемых навыков.
Предметы естественно-научного цикла являются фундаментальными науками в миропознании учащихся, обладают огромным потенциалом для всестороннего развития личности.
Создается как общая, так и индивидуальная среда для проявления и развития каждого ребенка. Поиск и поддержка талантливых детей осуществляется через:
выявление одаренных и талантливых детей
анализ особых успехов и достижений ученика по результатам (продуктам) деятельности;
создание банка данных;
диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологической службы школы;
преемственность между, начальным, основным и средним образованием;
помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальный подход в обучении;
в среднем звене осуществляется предпрофильная подготовка в 8-9-х классах;
профильное образование наших школьников, осуществляемое в старшем звене, ведется по трем направлениям: социально-гуманитарный профиль; физико-математический; химико-биологический;
помимо занятий на уроке учащимся предлагаются элективные курсы различной тематики (предметы естественнонаучного цикла представлены следующими элективными курсами: «Фундаментальные эксперименты в физической науке», курс по физике; «Практикум по решению генетических задач», курс по биологии; «Химия будущим медикам», курс по химии). Работа элективных курсов позволяет не только расширить кругозор старшеклассников, успешно подготовиться к сдаче итоговой аттестации, но и помочь с дальнейшим профессиональным самоопределением.
с 2013 года в школе работает научное общество учащихся «Старт в науку», деятельность в котором ведется по трем направлениям: естественно-научное (руководитель Азанова Н.В.), социально-гуманитарное (руководитель Новикова Н.В.), информационно-техническое (руководитель Пентина М.В.); мероприятия, проводимые в рамках научного общества, носят различный характер: интеллектуальные игры, лекции с видеоматериалом, конференции, встречи с выпускниками, экскурсии, выездные заседания научного общества: тематические (например, в космический центр г. Киров); профориентационные (например, фестиваль абитуриентов г. Омутнинск), турниры и др.
применение деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности. В современной школе преподавание предметов естественно-научного цикла переживает серьезные трудности. В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня знаний почти по всем предметам естественно-научного цикла средней школы. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, уменьшение количества часов для изучения предметов естественно-научного цикла. Что влечет за собой снижение практических занятий на уроках, экскурсий в природу, летних практик. Во-вторых, подход самих старшеклассников к выбору предметов. Предметы естественного цикла не являются доминирующим в списке выбираемых для сдачи ЕГЭ.
Для повышения интереса к естественным дисциплинам мы применяем в нашей практике нестандартные приемы организации как урока, так и внеурочной деятельности.
Ежегодно на базе школы проходит районный естественно-научный турнир, организаторами которого являются муниципальное учреждение «Управление образования Зуевского района Кировской области», районные методические объединения учителей химии и биологии, физики и информатики, географии.
Цель: способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала мотивированных и одаренных детей.
Задачи:
развитие познавательного интереса и творческих способностей школьников в области естественнонаучных знаний;
формирование метапредметных, коммуникативных компетентностей учащихся.
оценить креативный потенциал обучающихся по использованию различных источников для получения информации.
Сроки и место проведения Турнира
Ежегодно Турнир проводится в третью субботу марта. Начало турнира в 9.00 часов.
Участники турнира
Участниками турнира являются учащиеся 9-11 классов школ района.
Условия проведения турнира
Каждое образовательное учреждение формирует команду.
Команды от ОУ 4 человека. У каждого участника должен быть бейдж (название школы, класс, ФИО).
Представление команд участников (домашнее задание, время не более 3 мин), форма свободная.
Порядок и форма проведения турнира
Порядок и форма проведения данного мероприятия ежегодно меняется. Это может быть как коллективная групповая, так и индивидуальная работа.
В первый год проведения турнира участникам предлагались тестовые задания с выбором одного верного ответа по трем предметам: химии, биологии и физике.
Следующие два года участникам предлагались межпредметные качественные и расчетные задачи. По итогам мероприятия определялось командное и индивидуальное первенство.
В 2010 – 2011 учебном году участникам естественнонаучного турнира были предложены практико-ориентированные задания по четырем предметам: химии, биологии, физике и информатике. Проводилось командное первенство. По итогам мероприятия на основании итогового рейтингового списка определилась команда – победитель, а так же лучшая команда по каждому из четырех предметов.
С 2012 года Турнир проводится в два этапа.
Первый этап «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» - командная игра, где участникам предлагается выполнить ряд интеллектуальных, творческих, логических заданий из различных областей научных знаний (задания турнира составлены по 5 фундаментальным наукам – географии, астрономии, физике, химии, биологии).
Второй этап «Наука должна быть веселая, увлекательная и простая» - командная игра-путешествие по станциям, где участникам предлагается выполнить ряд практических, творческих заданий из различных областей научных знаний.
Ежегодно в положении игры командам дается «подсказка», с каким материалом надо познакомиться при подготовке к турниру (например: для успешного выполнения заданий желательно ознакомиться с материалами об юбилейных датах 2018-2019 годов, с материалами о Родном крае).
Примеры заданий из нескольких турниров. Первый этап состоит из 5-6 туров.
Первый тур «Вопрос библиотекаря». Командам показываются и зачитываются вопросы по физике, астрономии, химии, биологии и географии и даются варианты ответов. Им необходимо поднять цифру верного ответа.
Какой металл пишет, как карандаш?
Почему дрожат замерзающие люди и животные?
Борисфен - это древнее название реки…
Этот металл в XVII веке в Южной Америке считали «поддельным серебром». Самый крупный существующий в настоящий момент самородок этого металла хранится в Алмазном фонде Московского Кремля; его масса 7 кг 860,5 г., а называют его «Уральский гигант».
Китайцы называли их чу-ши, греки – адамас, геркулесов камень, французы – айман, египтяне – кость Ора, немцы – магнесс, англичане – лоудстоун. Большинство этих названий означает «любящий». О чем говорится таким поэтическим языком древних?
Как можно безошибочно определить склянку с едким натром?
Это самая большая территория, на которой запрещена любая деятельность и вмешательство человека. На огромной территории, покрытой толщей льда, растет более 810 видов растений и проживают множество видов птиц и животных. Где на сегодняшний день находится самый большой заповедник на Земле?
При падении капля воды имеет форму шара, потому что она в это время не имеет…
Второй тур «Правда ли, что…». Командам показываются и зачитываются утверждения по физике, астрономии, химии, биологии и географии. Им необходимо поднять зеленую карточку, если утверждение верное, или красную карточку, если утверждение неверное.
Д.И. Менделеева называли «чемоданных дел мастером»?
У сороконожки сорок ног?
Ковры являются причиной аллергии?
Обычная розетка может стать источником заболевания?
Светлана Савицкая - первая женщина-космонавт, совершившая выход в открытый космос, в июне 2018 года празднует 70-летие?
У Юрия Гагарина была именная черная «Победа» с номерным знаком 12-04 ЮАГ?
Третий тур «Край родной мой, край любимый». Командам выдается карта Кировской области с обозначенными районными центрами и границами районов. Каждый год задания по родному краю разные: соотнести гербы к районам, указать «изюминки» районов, используя выданные картинки и др.
Четвертый тур «Музыкальная угадай-ка». Для команд звучат мелодии, название которых связаны с предметами естественно-научного цикла. В бланках ответов участники должны написать название песни или фразу из нее.
Пятый тур «Год человека труда». Командам показываются на экране фотографии известных людей с Доски Почета Зуевского района. В бланках ответов участники должны написать фамилию, имя и отчество этих людей.
Награждение
Итоги подводятся по каждому туру отдельно и в общем по итогам мероприятия. На основании итогового протокола победителем и призёрами турнира признаются команды, набравшие наибольшее количество баллов. Все команды награждаются сертификатами участников Естественнонаучного турнира, Победители и призёры награждаются Дипломами и Грамотами Зуевского РУО.
Старшов Михаил Александрович