12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна83135
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск

«Ученик - это не сосуд,

который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь»

Василий Александрович Сухомлинский сказал когда-то замечательные слова, которые актуальны и в настоящее время: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Нельзя не согласиться с данным высказыванием. На мой взгляд, идеальный учитель – не тот, кто идеально знает свой предмет, а тот, кто умеет зажечь в сердцах детей огонь желания познать этот мир.

Ведущим мотивом учебной деятельности является познавательной интерес. Расскажу о тех условиях, методах и приемах, современных технологиях, которые способствуют развитию познавательного интереса учащихся на уровне начального общего образования.

Первое правило, которого я придерживаюсь в течение всей педагогической деятельности:  знания не должны даваться в готовом виде, ребенок должен быть вовлечен в процесс  самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний. Для этого ученика необходимо как-то замотивировать, зажечь интерес. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Свойства воды» можно показать «фокус». Педагог сообщает ученикам, что сейчас он выступит в качестве фокусника: учитель  берет мокрую тряпку, протирает ею доску и просит детей внимательно наблюдать за тем, что происходит. Через несколько секунд  доска становится сухой. Такое простое действие, которое до этого дети наблюдали ежедневно, вызывает интерес. После «фокуса», ребятам, несомненно, захочется узнать, куда же исчезла вода, а заодно и познакомиться с другими свойствами воды. Предложите детям карту исследователя, где будет фиксироваться результат каждого опыта, а в конце урока пусть они сами сделают вывод по изучаемой теме.

Пример урока-исследования: Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Царство грибов» (УМК «Начальная школа ХХI века»)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_okruzhayushego_mira_v_3_klasse_po_teme_tcarstvo_090647.html

По личному опыту знаю, что повышению познавательного интереса способствует работа в группах, в парах. Особенно это эффективно, если в классе много стеснительных детей: они боятся говорить, высказывать свою точку зрения, спорить. Обсуждая какую-то проблему с одноклассниками, ребенок чувствует себя комфортно, он охотно включается в диалог. Работая в группах в системе, дети становятся более раскрепощенными, постепенно уходит страх перед аудиторией (перед классом). Главное при групповой работе: научить детей умело распределять учебные задачи между всеми членами группы. Групповая работа помогает избавиться от монологов на уроке! Мой девиз: «Только диалог, живой, в котором участвуют все!»


f1628741698.JPG

Увеличению мотивации, т.е. интереса, желанию учиться способствуют интегрированные уроки. Они повышают эмоциональную насыщенность урока, предоставляют учителю возможность увидеть ученика с другой стороны, а учащимся дают возможность показать свою неординарность, особенность. Благодаря проведению таких уроков увеличивается объём изучаемого материала. Могу отметить, что в нашей школе все интегрированные уроки планируются на весь учебный год, тематика их вносится в календарно-тематическое планирование.

Примеры интегрированных уроков: Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме «Россия - Родина моя» (УМК «Начальная школа ХХI века»); Интегрированный урок окружающего мира во 2 классе по теме «Солнечная «семья»» (УМК «Начальная школа ХХI века»).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/integrirovannij_urok_okruzhayushego_mira_v_1_klasse_092845.html

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/integrirovannij_urok_okruzhayushego_mira_vo_2_klasse_133406.html


e1628741815.JPG

Мне очень нравятся уроки смешанного обучение, у детей они тоже вызывают повышенный интерес. Конечно, сначала возникали сложности при проведении таких занятий, но по мере активного включения этих уроков в учебный процесс, сложности были решены. Существуют различные модели проведения данных уроков, я чаще всего провожу занятия, используя модель «смена рабочих зон или ротаций».  Данная модель является удобной: задания чередуются для трех групп детей. При планировании таких уроков использую возможности сервиса Якласс, реже платформы Учи.ру.  Иногда продумываю авторские тесты, позволяющие видеть результаты выполнения работы. Перед уроком класс делится на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части класса. За отведённое учебное время в рамках одного урока учащиеся успевают поработать с учителем в небольшой группе, самостоятельно проверить знания на онлайн-платформе, применить знания и навыки в ходе коллективной работы. Благодаря использованию технологии смешанного обучения  повышается мотивация учащихся; появляется возможность индивидуализировать обучение с помощью работы учащихся в малых группах при поддержке учителя.

Педагоги уровня начального общего образования совместно с педагогами-предметниками раз в четверть планируют проведение Дней междисциплинарного обучения (МДО). Такие дни становятся незабываемым событием как для учащихся, так и для педагогов. МДО планируется примерно за две недели до его проведения, проводится во всех без исключения классах. В этот день все события в школе соединены одной темой. Уроки, внеурочка и даже перемены органично связаны и переплетаются друг с другом. Тематика МДО может быть самая различная: «Вода-источник жизни», «Эти забавные животные», «Разноцветная неделя», «День науки» и т.д. К сожалению, в период ограничительных мер данные дни проводятся только в рамках одного класса, но планируются они, как и прежде, педагогами всей параллели. В качестве иллюстрации ниже привожу пример одного из дней междисциплинарного обучения.  На уроке русского языка в этот день ребята читали текст об охране водных ресурсов, подбирали однокоренные слова к корню ВОД; на уроке окружающего мира ставили опыты с водой, все результаты фиксировали в интеллектуальной карте; на уроке математике решали экологические задачи про воду, высчитывали объем выливаемой воды за 1 минуту; на уроке ИЗО рисовали водоем и придумывали запрещающие знаки, которые можно установить возле рек и озер. При проведении дней междисциплинарного обучения обязательно планируется открытие и закрытие данного дня.

Пример проведения МДО: Открытие и ролик о проведении Дня междисциплинарного обучения «Вода-источник жизни»

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/mezhdistciplinarnij_den_vodaistochnik_zhizni_121152.html


i1628741843.JPG

Считаю необходимым использование на уроках здоровьесберегающих технологий. Они снижают утомляемость, улучшают эмоциональный настрой и повышают работоспособность учеников, что в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества обученности. Сберечь здоровье помогают практико-ориентированные задачи, использование ИКТ с учетом гигиенических норм, интересное начало урока, которое позволяет быстро собрать внимание учащихся и настроить их на предстоящую работу. Часто использую различные приемы: «Минутка здоровья», «Говорящие стены», «Комплементы», метод «Пять пальцев»; включаю в содержание уроков различные игры, соревнования, дифференцированные и разноуровневые задания. «Здоровый ученик – успешный ученик!» Ведь человек, когда он здоров, хочет жить насыщенной и интересной жизнью, удивляться, радоваться, творить и быть успешным.  

Пример урока с применением здоровьесберегающих технологий: Интегрированный урок математики и внеурочной деятельности «К вершинам знаний» в 4 классе по теме «Вычисления с многозначными числами»

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/integrirovannij_urok_matematiki_i_vneurochnoj_deyate_093651.html


x1628741863.JPG

Очень важно, чтобы в конце урока дети видели результат своей деятельности. Таким результатом может стать: ментальная карта, кластер, плакат, коллаж, схема, сочинение, алгоритм, новая идея, реклама, мини-проект и т.д. Например, на уроке окружающего мира по теме «Грибы» мои ученики составили ментальную карту, по которой на следующем уроке было организовано повторение данной темы. На уроке по теме «Солнечная семья» ребята, работая в группах, подготовили представление «Парад планет», а также нарисовали планеты и разместили их на карте «Солнечной системы». А на занятии по теме «Здоровый образ жизни» появилась полянка с цветами, на которых ребята записали правила здорового образа жизни. На уроке ОРКСЭ «выросло» Дерево толерантности, а на другом уроке был построен Дом дружбы. Через несколько дней наше Дерево толерантности было заселено птичками, изготовленными на уроке технологии.  Я уверена, что если ребенок не видит успехов в своем труде, огонёк жажды знаний гаснет!


k1628741915.JPG
o1628741903.JPG

Без сомнения, формированию познавательного интереса способствуют проектные задачи. Обычно они занимают 60 минут и более. Но при проведении таких уроков можно отметить, что даже к концу занятия уровень эмоционального и физического состояния остается высоким. В содержание таких уроков я включаю практико-ориентированные задачи, использование которых, на мой взгляд, приводит к прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными событиями и действиями. Необычная формулировка задач, связь с жизнью приводит к повышению интереса учащихся к изучаемым предметам, служит инструментом для развития любознательности и творческой активности.

Пример проектной задачи: Урок окружающего мира по теме «Все профессии нужны», 2 класс Проектная задача ( метапредметная)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_okruzhayushego_mira_po_teme_vse_professii_nuzhni_135115.html

Чтобы «зажечь» своих учеников, педагог должен «гореть» сам уметь, постоянно учиться и стремиться к профессиональному росту. Сейчас сложно представить современный урок без применения информационно-коммуникационных технологий. Конечно, сейчас мало кого удивишь компьютером в классе или интерактивной доской, но умения владеть ПК  сейчас недостаточно. Сегодня учитель не должен отставать от ученика в плане развития ИКТ, а лучше даже идти немного впереди. Чтобы применение информационно-коммуникационных технологий на уроках в школе было действительно полезным, для педагога крайне важно постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Сейчас для освоения ИКТ у педагога огромный спектр возможностей: можно проучиться на курсах повышения квалификации, можно организовать онлайн-обучение, а можно освоить современные технологии самостоятельно.  Прошлым летом я прошла несколько курсов, где освоила различные сервисы. Это помогает мне  составлять онлайн-тесты, интерактивные игры, кроссворды, ребусы, кроссенсы, все это, при грамотном применении, позволяет повышать учебную мотивацию к изучению различных предметов.

Пример урока с применением ИКТ: Урок окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года, 4 класс (Начальная школа 21 века).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_okruzhayushego_mira_po_teme_otechestvennaya_vojna_155421.html


w1628741947.JPG

Мыслитель Древней Греции Плутархом произнес такую фразу: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». У данной цитаты есть продолжение: «А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Коллеги, я желаю Вам получать от работы радость. Желаю гореть, и не выгорать.

Источники:

https://www.yaklass.ru/novosti/akcii-i-novosti-za-2021-god/stati-i-novosti-za-02-2021/luchshie-praktiki-yaklass-modeli-smeshannogo-obucheniya

https://infourok.ru/prezentaciya__velikie_pedagogi_o_motivacii-172154.htm

https://subochi.schools.by/pages/metod

https://www.b17.ru/article/45692/

​​​​​​​

u1628741967.JPG


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (20)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 12.08.21 в 07:30 4Ответить Пожаловаться
Думаю,что именно такой должна быть статья на конкурс! Вы огромная умница! ПОБЕДЫ!!!!
Сорокина Светлана Валерьевна, 12.08.21 в 07:41 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за поддержку, Марина Юрьевна!
Сорокина Светлана Валерьевна, 12.08.21 в 07:42 4Ответить Пожаловаться
Старалась меньше писать теории, а больше показать практику.
Спицына Любовь Ивановна, 12.08.21 в 07:32 4Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна, желаю удачи!
Сорокина Светлана Валерьевна, 12.08.21 в 07:41 4Ответить Пожаловаться
Благодарю, Любовь Ивановна!
Сорокина Светлана Валерьевна, 12.08.21 в 09:11 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Геннадьевна! Рада, что статья понравилась! Писала от души на одном дыхании.
Соколова Елена Борисовна, 12.08.21 в 09:05 4Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна, спасибо за замечательную статью! Никакой воды, всё чётко и по делу, прочитал и сразу применил!
Сорокина Светлана Валерьевна, 12.08.21 в 09:12 4Ответить Пожаловаться
Благодарю за позитивный отзыв, Елена Борисовна! В этом и была задумка: описать свою практику, а не теорию.
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.