Статья «ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»
Пояснительная записка | ||
1 | Автор | Демидова Ирина Вениаминовна |
2 | Должность | Учитель-дефектолог |
3 | Квалификационная категория | Вторая квалификационная категория |
4 | Преподаваемый предмет | Музыка, труд, речь и альтернативная коммуникация, музыка и движение |
5 | Название образовательной организации | ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 28» (ГКОУ «ДОНЕЦКАЯ СШИ № 28») |
6 | Вид ресурса | Публикации |
7 | Тип ресурса | Статья |
8 | Название ресурса | Практическая реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе (из опыта работы) |
9 | Целевая аудитория | Все учителя |
10 | Цели | Представить опыт работы по реализации системно-деятельностного подхода |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Аннотация. В статье раскрыта актуальность и приведены доказательства необходимости применения системно-деятельностного подхода в современном образовании. Определены особенности реализации этого подхода на практике.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, ключевые методы, индивидуализация обучения, универсальные учебные действия, технологии, комплексный подход.
Создание и внедрение системно-деятельностного подхода в образовательный процесс — это актуальная задача, которая требует от педагогов гибкости, креативности и глубокого понимания принципов данного подхода.
Системно-деятельностный подход, основывающийся на учении о системах и деятельностном подходе, подразумевает понимание образования как системы, в которой взаимодействуют различные компоненты: знания, умения, навыки, личность ученика и педагог. В этом подходе акцент делается на деятельностный характер обучения, где ученик становится активным участником процесса, а не пассивным получателем информации.
В своей практике я применяю несколько ключевых методов, которые помогают реализовать системно-деятельностный подход. Один из них — проектная деятельность. Проектная методика позволяет учащимся работать над практическими задачами, что способствует развитию их критического мышления, креативности и навыков сотрудничества. Учащиеся участвуют в разработке проектов, связанных с реальной жизнью, что помогает им осознать значимость получаемых знаний и умений.
Каждый проект начинается с определения проблемы, которую учащиеся намерены решить. Это способствует формированию у них умения ставить цели и строить планы, а также организовывать свою работу. Необходимо отметить, что работа над проектами часто требует поддержки со стороны родителей, педагогов и других специалистов, поэтому важно создать открытое пространство для общения и обмена опытом.
В процессе реализации проектов возникают ситуации, требующие коллективного обсуждения и сотрудничества. Учащиеся учатся уважать мнения других, аргументировать свою точку зрения и принимать во внимание интересы группы. Это помогает развивать их коммуникативные навыки и способствует формированию социальной ответственности.
Другим важным элементом системно-деятельностного подхода является использование исследовательских методов. Я стараюсь внедрять в занятия элементы исследования, что позволяет учащимся погружаться в процесс поиска информации, анализа и интерпретации полученных данных. Исследовательская деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой, и зависит от целей урока.
Кроме того, важной частью системно-деятельностного подхода является индивидуализация обучения. Я стараюсь учитывать способности и интересы каждого ученика, создавая дидактические материалы, которые соответствуют их уровню и стилю обучения. Это может включать в себя дифференцированные задания, которые позволяют каждому ученику учиться в своем темпе.
Важно также предоставлять возможность учащимся выбора: какие темы им интересны, какую деятельность они хотели бы реализовать. Это повышает их мотивацию и вовлеченность в процесс обучения. Напротив, когда учащиеся чувствуют, что предмет им неинтересен и они лишь выполняют указания учителя, мотивация снижается, и они становятся менее активными.
Особое внимание я уделяю формированию универсальных учебных действий (УУД) у своих учеников. УУД включают в себя регулятивные, познавательные и коммуникативные действия, и их развитие имеет ключевое значение для успешного обучения. Я стараюсь выстраивать процесс так, чтобы учащиеся могли применять разные способы работы с информацией, учились планировать свою деятельность и оценивать свои достижения.
Внедрение системно-деятельностного подхода требует постоянного анализа и корректировки своей работы. Я регулярно провожу рефлексию по окончании каждого проекта или учебного цикла, что помогает мне оценить, насколько эффективно были организованы занятия, какие методы сработали, а какие требуют доработки. Дополнительным инструментом является и обратная связь от учащихся, которая позволяет учитывать их мнение и вносить изменения в учебный процесс.
Системно-деятельностный подход реализация которого требует участия всех субъектов образовательного процесса, предполагает создание сотрудничества и открытости между учащимися, учителями и родителями. Партнерство с родителями обладает огромной значимостью, так как они могут помочь в организации образовательного процесса, предоставить ресурсы и обеспечить поддержку для детей.
Я всегда стараюсь привлекать родителей к участию в образовательной деятельности. Таким образом, они могут не только увидеть, как проходит обучение, но и внести свой вклад в развитие проекта.
Поскольку современный образовательный процесс невозможно представить без технологий, я активно внедряю цифровые инструменты в обучение. Виртуальные платформы и приложения позволяют организовать интерактивные занятия, что делает их более увлекательными.
Использование технологий также дает возможность проводить занятия в дистанционном формате, что стало особенно актуально в последний период. В ходе онлайн-занятий важно поддерживать активное участие учащихся.
При реализации системно-деятельностного подхода не обойтись без учета личностных особенностей учеников. Каждый из них уникален и имеет свой стиль обучения, что требует гибкого подхода со стороны педагога. Я стараюсь выявлять сильные стороны каждого ребенка и использовать их в процессе обучения, что способствует формированию у них интереса к знаниям.
Ключевым моментом является развитие критического мышления у учащихся. В процессе работы над проектами они сталкиваются с различными источниками информации, что предполагает их умение анализировать и оценивать данные. Я часто предлагаю им обсуждать различные материалы и источники, делать выводы и формировать собственную точку зрения.
Важно также прививать обучающимся навыки самооценки и взаимопомощи. Учащиеся должны учиться ставить перед собой цели и оценивать свои достижения. В этом процессе я использую различные формы контроля и самоконтроля, что помогает детям понимать, как они могут развиваться и достигать поставленных целей.
Не менее значимой является и работа над эмоциональным интеллектом обучающихся. Важно, чтобы ученики не только получали знания, но и развивали умение понимать свои эмоции и эмоции других людей. Это помогает им налаживать контакты и работать в команде. Я включаю в занятия элементы, направленные на развитие навыков общения и взаимодействия.
Особое внимание я уделяю формированию у учащихся ответственности и самостоятельности. В ходе проектной деятельности они принимают на себя различные роли и учатся принимать решения.
Мой опыт показывает, что научить детей мыслить критически и быть самостоятельными невозможно без создания поддерживающей образовательной среды. Я стремлюсь создать атмосферы доверия и открытости, где каждый ученик сможет выразить свою точку зрения без страха быть осужденным.
Общение с учащимися в формате диалога не только помогает мне лучше понимать их потребности, но и способствует формированию у них уверенности в себе. Я ценю их мнения и стараюсь сделать так, чтобы они чувствовали свою значимость в образовательном процессе.
Проведение внеурочных мероприятий также способствует реализации системно-деятельностного подхода. Мы участвуем в различных конкурсах и олимпиадах, что помогает детям применять полученные знания на практике. Это создает дополнительные возможности для самореализации и вдохновения. Участие в подобных мероприятиях дает возможность детям повысить свою самооценку и укрепить уверенность в собственных силах.
Системно-деятельностный подход реализуется не только в учебной деятельности, но и в организации школьной жизни. Я стараюсь вовлекать учащихся в принятие решений, касающихся школьных мероприятий и жизни класса. Это помогает им чувствовать свою значительность и ответственность за жизнь школьного сообщества.
В итоговом анализе, системно-деятельностный подход — это не просто метод, а философия образования, которая требует от педагогов постоянного саморазвития и способности адаптироваться к изменениям. Основная задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для активного обучения и вовлечения учащихся в процесс.
Применение системно-деятельностного подхода позволяет создавать высокоэффективную образовательную среду, где каждый учащийся может развиваться в соответствии со своими возможностями и интересами. Научить детей учиться, быть самостоятельными и ответственными — это наша основная цель.
Таким образом, реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе является важной задачей, требующей комплексного подхода. Постоянное самосовершенствование педагогов, активное вовлечение учеников и поддержка родителей способствуют созданию качественного образовательного процесса, направленного на развитие личности каждого ученика.
Список использованных источников:
- https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2024/11/26/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-v-rabote-so
- https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9804/