Духовно – нравственное развитие обучающихся первого класса (методический сборник классного руководителя)

1
1
Материал опубликован 4 January


Долгушина А.И.

учитель начальных классов

МОУ «Пионерская СОШ»


Духовно – нравственное развитие обучающихся первого класса

(методический сборник классного руководителя)


Введение

Стратегической целью модернизации современного образования является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, раскрытие человеческих ресурсов ради социально-экономического, общественного и духовно-культурного развития края. Задача духовно-нравственного воспитания не может быть решена путём простого транслирования. Для этого необходимо создать условия для осмысления, прочувствования знаний.

Предлагаемая серия занятий является интегративной междисциплинарной моделью образования в начальной школе, базирующейся на социокультурном подходе в образовании и являющейся методологической основой для реализации ФГОС НОО.

Цели:

- установление связей между различными образовательными областями на основе базовых социокультурных ценностей с целью развития единого контекста образования;

- разработка и применение педагогических технологий, в наибольшей степени развивающих ресурсы личности учащихся, расширение спектра применения этих технологий.

Достижение поставленных целей позволит сформировать стержневую основу образования в рамках каждой социокультурной категории, трансформируя информацию в знания ученика, знания в собственный опыт, а опыт в самостоятельную деятельность коллектива. Интегративная программа позволит систематизировать знания школьников о родной стране, приоритетах и нравственных идеалах российской цивилизации, развить духовный мир учащихся.

При отборе содержания ведущими социокультурными категориями стали те, в которых раскрывается смысл ценностей внешнего и внутреннего мира человека. Центральной категорий для осмысления становятся традиции уральской земли, с её ценностями праведного служения Родине и людям.

Взаимодействие между различными образовательными областями осуществляется на информационном и организационном уровне. Технологии, которые применяются на занятиях, объединяют интеллектуальное, эмоциональное, волевое и нравственное содержание, при этом итогом каждого занятия становится деятельность детей, основанная на потребности применить содержание занятия на практике, в самостоятельной деятельности.

При этом происходит:

Развитие целостного восприятия (аудиовизуального и кинестетического).

Развитие абстрактного, логического, креативного, образного мышления.

Развитие функции чувствования.

Развитие волевой сферы личности.

Технологии развивающего обучения, социокультурного развития личности и коллектива, определяют развитие:

способности восприятия, осмысления, и прочувствования содержания материала;

способности эффективного общения;

управленческих способностей: ученик умеет анализировать, управлять временными, внутренними ресурсами.

мотивации на достижение положительных результатов познания.

Реализация предложенной системы занятий позволяет:

Расширить социокультурное пространство.

Обогатить кругозор учащихся знаниями о культурных и трудовых традициях родного края.

Воспитать чувство патриотизма, сопричастности к социокультурным традициям России.



Занятие 1. Мир, в котором я живу

Задачи:

социокультурное наполнение категорий мир людей, мир природы;

развитие целостного восприятия – способностей слушать и слышать, смотреть и видеть, чувствовать;

развитие умения выполнять коллективные творческие задания.

Обеспечение:

фотографии путешествий по Уралу, которые совершили ребята класса;

мультимедийная презентация либо фотографии, иллюстрирующие рассказ учителя;

раскраска «Уральская природа» – заготовка для совместной творческой работы взрослого и ребёнка.

Ход занятия

Присоединение

(Учитель или подготовленный заранее ребёнок читает стихотворение)

Урал - величайший край./ Про это ты не забывай./ Его просторы величавы./ Везде, куда б не падал взор,/ Увидеть можно без печали:/ Берёзок хоровод, хребты Уральских гор. (Ходыкин Данил, 10 лет)

Основной этап занятия

1)Рассказ детей о путешествиях по Уралу

Добрый день, дорогие ребята. Как называется край, в котором мы живём? Как называется город (посёлок, село, деревня), в котором мы живём?

Урал – наша малая Родина. Сегодня мы отправимся в путешествие по Уралу. Слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает пояс, поэтому Уральские горы называют каменным поясом. Расскажите о ваших путешествиях. (Рассказы детей с участием родителей.)

Где вы любите бывать? (Лес, река, горы, народные гуляния и праздники, городские и деревенские улицы)

С кем вы путешествуете, отдыхаете? (С родителями, близкими)

2)Рассказ учителя о достопримечательностях Уральского края

Прекрасен Урал высокими горами, густыми лесами, прозрачными глубокими озёрами и реками, большим количеством животных и растений, уникальными городами, посёлками и сёлами, традициями и праздниками. Я приглашаю вас в путешествие по уникальным уголкам нашего края и готова рассказать о них.

(Рассказ о достопримечательностях Урала, желательно тех, где бывал сам учитель или тех, куда отправятся ребята в учебном году, необходимо построить так, чтобы создать целостное восприятие края и наполнить опыт ребят новыми впечатлениями).

3) Творческая работа

Детям совместно с родителями предлагается раскрасить и дорисовать картинку «Уральская природа» о своём любимом времени года. Выполнив эту работу, родители и дети получают первый опыт совместной деятельности в школе. Затем оформляется выставка, и ребята могут рассказать о том, почему именно так выполнили свою работу.

Читается стихотворение Э. Селеминс «Какого цвета страна родная»

Подведение итогов

Дорисуйте на своей картинке солнышко и раскрасьте его жёлтым цветом, если вам было интересно и радостно на занятии, красным – если было трудно, тревожно.


Занятие 2. Мир и лад

Задачи:

социокультурное наполнение категорий радуга, лад, согласие, мир, школа;

развитие умений сотрудничества в группе;

развитие ориентации на доброе отношение друг к другу и окружающим.

Обеспечение:

мяч;

солнце без лучей – аппликация либо рисунок;

заготовки для косичек – ленты, связанные заранее по три штуки вместе;

карточки со словами: уважение, дружба, терпение, ответственность, милосердие, доброта, прощение, благодарность, сотрудничество, честь, достоинство;

весёлые детские песни о согласии и дружбе.

Ход занятия

Присоединение

Здравствуйте, ребята! Я рада снова встретиться с вами на нашем занятии. Мы все живём в мире людей. Все наши радости и горести, дела и заботы связаны с нашими родными и близкими, с теми, кто живёт рядом. Так построена жизнь. И сегодня мы увидим, как интересно быть вместе, услышим важные слова о мире и ладе, почувствуем, как важно, чтобы все мы могли прийти к согласию.

Основной этап занятия

1) Игра «Приветствие»

У разных народов принято здороваться по-разному. Вот и мы сейчас попробуем поздороваться так, как это делают жители разных стран. Повторяем все вместе слова:

Чтобы было веселей, / Соберём себе друзей. / На планете много нас. / Поздоровайся сейчас.

Работа в парах. Учитель предлагает ребятам поздороваться так, как это делают разные народы. Ладони соединены вместе и сложены в районе груди, рукопожатие, нос к носу, голова к голове, спина к спине, поклон вперёд, объятия.

Рефлексия: – Что вы сейчас почувствовали? Что самое главное в приветствии? Почему важно начинать день с приветствия?

2) Игра «Незаконченное предложение»

Мы с вами поприветствовали друг друга, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Давайте встанем в круг. Я кидаю одному из вас мяч и начинаю предложение, а вы его заканчиваете.

Мне очень нравится, когда мои друзья______________

Я не люблю, когда меня___________________________

Своим друзьям я всегда___________________________

Я могу подружиться с тем, кто_____________________

Со мной можно дружить, потому что я______________

Рефлексия: – Как вы сейчас себя чувствовали? Что важное узнали друг о друге?

3) Работа с литературным материалом о мире и согласии среди людей.

Учитель по выбору берёт литературное произведение по теме занятия, читает и анализирует его с ребятами. На доске написаны слова: лад, согласие.

Как вы понимаете значения слов лад, согласие?

Лад – действовать или делать совместно, дружно.

Согласие – единство, единодушие, единомыслие, одна точка зрения.

Почему важно прийти к согласию, жить в ладу с теми, кто рядом?

Можно разыграть с ребятами диалог:

1 ученик: – Я пришёл в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
2 ученик: – И я пришёл в это мир

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы оправдывать твои надежды

Потому что я - это я, а ты - это ты.
Вместе: – Но если мы встретились и поняли друг друга, то – это прекрасно!

4) Творческая работа в парах

Как научиться жить без конфликтов? Нам помогают важные слова. Посмотрите на наше солнышко, у него ещё нет лучей, но есть слова, которые согревают и украшают наш мир, помогают сохранить мир и лад.

Уважение дружба

Терпение ответственность

Милосердие доброта

Прощение благодарность

Сотрудничество честь и достоинство

Давайте сделаем лучики, заплетая косички из ленточек, которые лежат у вас на столах. Вы плетёте косичку и прикрепляете его к нашему солнышку, протягивая ваш лучик к одному из слов, тому, которое вам кажется самым важным. (Дети плетут косички на фоне весёлой музыки)

Подведение итогов

В завершении занятия учитель предлагает досочинить стихотворение О. Дриза

Нужен он зимой и летом

И блондинам, и брюнетам,

Тонким, толстым…

Нужен взрослым,

И ребятам, и ребятам

Нужно, чтобы был он рядом.

Очень-очень-очень нужен,

Если кто-нибудь простужен,

Или просто нету сил,

Или просто загрустил.

Нужен он сию минуту!

Нужен через много лет!

Очень нужно, чтобы всюду

________________________

(был хороший человек)

Я желаю, чтобы в этом учебном году вы встретили как можно больше хороших людей. (Можно закончить занятие исполнением любой песни о дружбе, которую знают ребята)


Занятие 3. Ковёр дружбы

Задачи:

наполнение социокультурных категорий мир, лад, дружба, взаимопонимание;

развитие ресурса успеха отдельных учащихся и группы в целом;

освоение алгоритма работы в группе. Развитие ответственности за результат работы группы, класса.

Обеспечение:

фотографии ковров разных народов Урала с национальными узорами, орнаментами;

тонкий ковёр – реквизит для игры;

лист бумаги, разрезанный на фрагменты «пазлы» по количеству учащихся в классе;

аудиозапись детских песен о дружбе.

Ход занятия.

Присоединение

Можно начать занятие с видеофрагментов «Жилище разных народов Урала».

С давних времён и до наших дней наши дома украшены коврами. Еще с древности коврам придавали большое значение. Символические рисунки на коврах воплощали традиции и верования различных народов. (Учитель показывает фотографии ковров разных народов Урала)

В традиции одних народов было принято усаживать дорогого гостя на ковёр-достархан и потчевать его вкусными угощениями. Другие украшали свой дом коврами, вешали их на стены. Ковёр был символом достатка и благополучия в семье.

Мы сегодня все вместе сделаем наш ковёр дружбы, украсим им наш класс, почувствуем радость совместного творчества.

Основной этап занятия

1) Игра «Занавес»

Дети делятся на две команды. Между ними занавес – тонкий ковёр. По очереди один ученик из каждой команды подходит к занавесу-ковру. По сигналу занавес опускается, и участники должны назвать имя игрока из противоположной команды. Кто раньше это успеет сделать, тот и забирает его к себе. Побеждает та команда, в которой оказалось больше участников.

Можно поиграть в другие игры с использование ковра, например, дети должны встать на ковёр, не толкая, поддерживая друг друга. После каждого успешно выполненного задания, учитель сворачивает ковёр, немного уменьшая его в размерах.

2) Коллективная творческая работа «Ковёр дружбы»

Ковёр выполняется по принципу «пазлов». Каждый ребёнок в классе получает фрагмент, оформляет его любым орнаментом, который увидел на фотографиях либо придумал сам. Если возможно, то дети выполняют работу так, чтобы получился целостный орнамент ковра, если дети не смогут, то всё равно ковёр собирается из выполненных фрагментов.

Подведение итогов. Рефлексия

В конце занятия дети читают стихотворения, поют песни, благодарят друг друга за выполненную работу.



Занятие 4. По тропинкам сказок.

Задачи:

социокультурное наполнение категорий сказка, добро, мудрость;

обучение пересказу от имени разных героев;

накопление опыта работы в группе.

Обеспечение:

иллюстративный ряд животных – героев народных сказок;

маски лисы, петуха;

иллюстрации к сказке – опоры для пересказа.


Присоединение

Занятие начинается с рассматривания иллюстративного ряда животных, встречающихся в сказках (медведь, заяц, лиса, волк, петух, ёж…).

Вот медведь,/ Вот петушок,/ Серый волк – зубами щёлк!/ Вот и заяц,/Вот и ёж,/ И лисичка – мех хорош!/ Это присказка, пожди,/ Сказка будет впереди!

Ребята, сегодня мы отправимся по сказочным тропинкам.

Сказка – чудная копилка,/ Что накопишь, то возьмёшь,/ А без сказки в этой жизни –/Непременно пропадёшь.

Назовите сказки, в которых встречаются эти герои? Какими вы их увидели? Какими качествами они наделены?

Основной этап занятия

Более 100 народов населяют наш суровый, но богатый край – Урал. Жители Урала сочиняли свои сказки, в которых героями становились люди и животные.

Свои сказки есть и у башкирского народа. Башкиры в основном проживают на юге Урала. В прежние времена они традиционно занимались разведением домашних животных (лошадей, овец), земледелием (выращиванием растений) и бортничеством (древнейшим промыслом – сбором мёда).

Сегодня мы услышим башкирскую сказку «Лиса и петух», встретимся с её героями и почувствуем, что сказка способна дать нам мудрым советы.

Ребята, где обитает лиса? (в лесу)

А где петух? (во дворе)

Как и где они могут встретиться? Давайте узнаем это из сказки.


1)Чтение педагогом сказки и её анализ.

Лиса и петух

Лиса похитила заячью шкурку, которую повесили сушиться, (Интересно, зачем лиса это сделала?) бог знает, для чего она ей понадобилась – шкурку не съешь! Да и шуба лисе ни к чему – свой мех куда как хорош. Конечно же, для какого-нибудь плутовства! (Что такое плутовство?) Лиса ведь этим только и занимается: ей бы кого обхитрить или обмануть.

Однажды лиса укрылась заячьей шкуркой и пришла в аул воровать кур: она-то знала, что куры не бояться зайцев. (А кто ещё не боится зайцев?) Не только куры – даже воробьи их не боятся!

Видит лиса: за оградой крайнего дома клюёт зёрна петух с курицей. К ним-то она и направилась, укрытая заячьей шкуркой. Увидела её курица, говорит петуху:

Глянь-ка, кто сюда идёт!

Взглянул петух, гордо выкатил грудь (Это как? Покажите.) и отвечает:

Не бойся, это всего лишь косой! – И продолжает себе клевать зёрна.

А лиса подскочила к ним, схватила курицу и была такова. (Была такова – это как?) Петух только закукарекал от удивления, (Чему удивился петух?) а потом, стыдясь и горюя, вернулся к себе во двор. Видя опечаленного вожака, сбежались со всех сторон куры:

Что случилось? Что приключилось? Почему ты такой грустный? – наперебой стали они расспрашивать петуха. А тот и отвечает им:

Мою подружку унёс заяц.

Куры переглянулись и дружно рассмеялись. (Почему куры рассмеялись?)

Ну, ты и скажешь! Чудные у тебя шутки! (Чудные – это, какие?)

Рассердился петух. (Почему рассердился петух?) От злости у него даже гребешок покраснел.

Что смеётесь, глупые. Я вам говорю то, что видел собственными глазами.

А куры всё равно не верят, хотя в испуге перед ним делают вид, будто поверили его словам. А тот продолжает петушиться: (Что значит петушиться?)

Эх, не заметил, проморгал! Иначе бы сел на загривок того нахального зайчишки и заклевал бы его до смерти. Вот попадётся он мне в другой раз – я ему покажу! – И он храбро закукарекал.

А лиса вновь появилась под прикрытием заячьей шкурки. Заметил её петух да как закричит:

Ага, попался вор! – И взлетел на загривок лисы. Та и опомниться не успела, даже не разглядела, что за хищник на неё напал, и потому пустилась что есть мочи наутёк. (Пустилась наутёк – это как?) А петух возвратился, держа в когтях заячью шкурку.

Смотрите, – сказал он курам, – я содрал с него шкуру! Голый от меня сбежал, весь розовый без своей шкуры. Успел-таки унести ноги, иначе бы я его прикончил.

Курам ничего не оставалось, как только дивиться отваге своего вожака.

Ну и смел же ты! – наперебой хвалили они петуха.

А тот продолжает бахвалиться: (Что значит бахвалиться?)

Пока я живу с вами, никого не смейте бояться! Не только зайца – я самой лисы не боюсь. И вы тоже не бойтесь, будьте спокойны.

На следующий день вечером лиса опять появилась на том же дворе. Увидев её, петух подумал: – Ага, снова появился тот голый заяц. Сейчас я его схвачу! – И он опять взлетел на загривок лисы. Та отбежала в сторону и стала притворно молить петуха: (Притворно – это как?)

Петушок, дорогой, не губи меня понапрасну! Не убивай, пожалуйста!

А тот ещё больше петушится:

Тогда я содрал с тебя шкуру, теперь выну душу, проклятый заяц! Куда девал мою курицу? Ну, отвечай, злодей!

А лиса продолжает хитрить:

Она жива и здорова, дружок мой, петушок, не гневайся и не расстраивайся понапрасну. Она сейчас в лесу. Пойдем со мной, и ты вернёшься вместе со своей курицей.

Пока ты не вернёшь её обратно, я с тебя не сойду, – отвечает ей петух.

Так ведь мы к ней и пойдём! – говорит лиса. – Потерпи малость, и курица будет с тобой.

Стоило им оказаться в лесу, как лиса упала на спину и схватила петуха зубами. И остались от глупого петуха только перья да пух. (Что стала с петухом?)


Выяснили ли мы, как и где встретились лиса и петух?

2) Пересказ сказки от лица героя – игра «Я – герой»

Дайте краткую характеристику лисе и петуху. Выберите ту часть сказки, которую вы будете пересказывать от лица лисы и от лица петуха.

Детям выдаются маски, и они пересказывают отрывки сказки от лица героев.


3) Игра «Мост согласия»

Читать сказки интересно и поучительно, они дают нам мудрые советы. Давайте попробуем и мы дать советы петуху. Для этого я называю действие петушка из сказки, а вы думаете и даёте совет, как поступить лучше. Если вам удалось договориться, вы встаёте в пару и поднимаете руки вверх, образуя мостик согласия. Если вы ни с кем из класса не смогли договориться, значит, вы пока остаётесь одни и слушаете, когда я назову следующее действие героя сказки.

Что лучше?

Рассердился - _________________________________________________________________

Распетушился (хвастается) - ___________________________________________________

Бахвалится (хвалит самого себя) - ________________________________________________

Поверил лисе - ______________________________________________________________

(Сдержаться; вовремя остановиться; быть скромным; думать о том, к чему это может привести)

Важно, чтобы все ребята в классе смогли построить «мостик», учитель руководит процессом, вовремя приходит на помощь.


4) Игра «Лиса в курятнике»

В завершение занятия мы поиграем в игру «Лиса в курятнике»

Правила игры. В классе с четырёх сторон ограждается скамейками участок – это импровизированный «курятник». Внутри бегают игроки – «курочки». По сигналу в «курятник» забегает лисичка и начинает ловить «курочек», которые спасаются от лисы, садясь на скамейки. Игра проводится несколько раз, в итоге выявляется самая ловкая лиса.

Подведение итогов

Путешествие по сказочным тропинкам завершается, но мудрые советы сказки пусть останутся в вашем сердце.


Занятие 5. Нам игра помогает дружить

Задачи:

воспитание интереса детей к народному творчеству

совершенствование физических качеств детей: ловкости, равновесия, быстроты;

развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, обучение совместным действиям в игре;

формирование интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.

Обеспечение:

иллюстрации: башкиры, татары и русские в национальных костюмах;

платочки с башкирским орнаментом;

картинка с изображением юрты;

стулья по количеству групп-четвёрок в классе.

Место проведения: спортивный зал либо площадка на свежем воздухе, дети занимаются в спортивной форме.

Ход занятия.

Присоединение.

Инсценировка стихотворения В. Орлова.

Выходят два мальчика, делят что-то между собой, ссорятся. К ним подходит девочка:

Д: Кто кого ударил первым?/ – Он меня./ – Нет, он меня./ Д: Кто кого обидел первым?/ – Он меня./ – Нет, он меня./ Д: Вы прощения просили? / – Я просил./ – И я просил./ Д: Что же вы не поделили?/ – Я забыл./ – И я забыл.

Учитель: Часто, к сожалению, мы можем наблюдать такую ситуацию, но гораздо интереснее договориться и всем вместе поиграть. Тема нашего занятия интересна для каждого, ведь игра помогает дружить. Мы сегодня выучим подвижные игры разных народов Урала, услышим интересный рассказ об их обычаях и почувствуем, что всем вместе играть весело и интересно.

Основной этап занятия

1) Башкирская народная игра «Юрта»

Первое наше путешествие будет в гости к башкирам (показ иллюстрации). Башкиры, как и многие кочевые народы, около половины своей жизни проводили во временных жилищах – юртах. Тёплая в стужу, прохладная в жару, юрта, безусловно, выдающееся изобретение древних скотоводов-кочевников. Из-за ее легкости при транспортировке, устойчивости при сильных ветрах, способности сохранять тепло в стужу, прохладу – в жару, возможности быстро разобрать и собрать – она была идеальным жилищем.

Вот и мы сейчас научимся быстро прятаться в наших импровизированных юртах от непогоды.

Правила игры. В игре участвуют группы детей по четыре человека. У каждой из групп есть стул, на котором висит платок с национальным узором. Взявшись за руки или свободно передвигаясь по площадке, ребята произносят слова: «Мы, веселые ребята, на лужайке мы резвимся. Ну, а если непогода, дружно в юрту мы помчимся».

По окончании слов, ребята бегут к своим стульям, быстро берутся за края платка и поднимают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

2) Русская народная игра «Ручеёк»

Русский народ выбирал для своих селений берега полноводных рек. Но начало каждой реки – это небольшой ручеёк. Вот и мы поиграем в русскую народную игру «Ручеёк».

Правила игры. Это очень простая игра. Скорее, даже, не игра, а развлечение. Она учит детей преодолевать стеснение, помогает выявить симпатии. Желательно собрать побольше участников (нечетное количество). Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару.

3) Татарская народная игра «Ловишки»

Второй по численности народ Урала – татары. Этот народ, в основном, занимался земледелием: выращивали рожь, овес, ячмень, чечевицу, но были среди них и охотники. Очень ценится в этом народе ловкость и сила. Мы сейчас поиграем в игру татарских ребят.

Правила игры. По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником, и они образуют капкан – «ловишку». Каждая пара пойманных ребят образует «капканы». Они ловят бегающих, пока не поймают всех. Пойманным считается тот, кого «капкан» поймал в ловушку между собой. Вырываться из капкана и обижать никого нельзя. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.

Подведение итогов

Издавна, стараясь подражать взрослым, дети показывали в игре разные жизненные ситуации, становились смелее, дружнее, учились выигрывать и проигрывать. Игра интересна всем ребятам, вы их можете выучить со своими друзьями во дворе, ребятами из других классов.



Занятие 6. Подарок для богатыря

Задачи:

наполнение социокультурной категории богатырь;

расширение знаний об орнаментах вышивки;

изготовление подарка – открытки в виде рубашки, украшенной национальным орнаментом, к празднику День Защитника Отечества.

Обеспечение:

иллюстрации к рассказу учителя о богатырях;

схема-инструкция по изготовлению открытки в виде рубашки-косоворотки;

рисунки орнамента для украшения мужской рубашки.


Ход занятия

Присоединение

Ребята, послушайте отрывок из былинной песни:

То не в горных отрогах лавины шумят — Русь выходит с врагом побороться! /То не грозные молнии в небе блестят — то сверкают клинки новгородцев! /С богом, братья, суровую песню начнем, как за Русь наши предки стояли!..

Нашу Родину в старину защищали славные могучие воины, их называли богатырями, да и саму нашу землю называли Русью богатырской? Почему? Сегодня на занятии мы вновь услышим рассказ о могучих защитниках нашей земли, узнаем, кого называют богатырём в современном мире, и приготовим подарок для наших мужчин-защитников.


Основной этап занятия

1) Работа в ресурсном круге.

Правила общения в круге. Участники отвечают по часовой стрелке, передают право слова прикосновением. Оптимальный состав учеников в ресурсном круге 15-16 человек. Если в классе 25-30 человек, лучше детей разделить на два круга, посадив их лицом друг к другу. Если дети затрудняются в высказываниях, то круг следует прекратить, подчеркнув при этом то, что удалось сделать. При этом важно подчеркнуть успех тех ребят, у которых получились все высказывания. Взрослый всегда говорит в круге последним.

Подумайте, пожалуйста, и скажите, что значит для вас слово «Родина». Начните свой ответ со слов: «Когда я говорю слово «Родина», я вижу… я слышу… я чувствую…»

2) Рефлексия.

Что значимое, важное для себя вы узнали? Чьи ответы запомнились, понравились?

3) Беседа о былинных богатырях.

Учитель: – А как вы понимаете, что значит — богатырская Русь?

Дети: – Значит, люди на Руси были сильными, отважными и дружными. Много было настоящих богатырей — и дружина умела побеждать.

Учитель или дети рассказывают о былинных богатырях, их подвигах, можно это сделать, сопровождая рассказ мультимедийной презентацией, либо отрывками из советских мультфильмов о богатырях. Важно, чтобы современные юмористические мультфильмы о богатырях сменились новыми впечатлениями.

4) Изготовление поздравительной открытки.

Во что одевались богатыри? (рубашку-косоворотку, кольчугу, шлем и т.д.). Рубашки шили женщины, каждая стремилась украсить её своим орнаментом вышивки. Считалось, что узоры орнамента не только украшают одежду и жилище, но и защищают человека, приносят счастье.

Учитель показывает разные варианты орнамента мужской рубашки.

Можем ли мы встретить богатырей в сегодняшнем мире? Они не носят вышитые рубашки, у них нет оружия, они не защищают себя шлемом, кольчугой? Верно, сейчас мы называем богатырями сильных, честных и справедливых людей, которые защищают слабых.

Давайте мы сделаем подарок для защитника, настоящего богатыря и украсим нашу открытку-рубашку орнаментом. Пока вы сможете его просто нарисовать, а когда подрастёте, мы обязательно научимся вышивать такие орнаменты.

Инструкционную карту учитель готовит так, как ребята привыкли пользоваться на уроках технологии. Техника изготовления открытки может быть любая.

Подведение итогов

Ребята, что было сегодня самым важным на занятии? Кого вы поблагодарите?

Важно, чтобы на нашей земле был всегда мир, но если станет нужно, наши мужчины смогут защитить землю от врагов, сохранить её свободу.


Занятие 7. «Как разные народы весну встречают»

Задачи:

наполнение социокультурной категории праздник

знакомство с национальными традициями весенних праздников у манси, русских, татар.

развитие умения играть, выполняя правила, развивать навыки выразительного чтения стихотворений

Обеспечение:

национальные костюмы хантов, манси, татар, русских для участников сценок, игр;

костюмы скоморохов;

костюмы или маски животных – героев сказки Н. Сладкова;

реквизит для игр и конкурсов;

музыкальное оформление: народные песни, песни о Родине.


Ход праздника


1ученик: Здравствуйте, гости дорогие! Пришёл март – первый весенний месяц. Название этого месяца у разных народов в старину звучало по- разному: у русских – протальник, у татар – месяц плуга, у манси – вороний месяц.

2 ученик: Мы приглашаем вас на праздники весны в гости к разным народам Урала,

(звучит народная музыка хантов и манси, выходят дети в костюмах)

Учитель: Мы отправляемся на север, где живут удивительные народы, коренные жители Урала – ханты и манси.

3 ученик: Здравствуй край, мансийский милый / Со смолистою сосной, / С молодой отцовской силой, / С материнской добротой. / Машет мне рукой осина, / Улыбается вода. / Там на голос лебединый, / Отзывается тайга.

4 ученик: Слова «ханты» и «манси» в переводе означают «человек» Для этих народов природа имеет огромное значение. Она дарит им жизнь. Природа и лес – это понятие единое. Медведь – главный житель леса. По преданию, он когда-то жил на небе, но его влекла земля. Отец – верховный бог уступил просьбам сына и отпустил его на землю, поручив охранять порядок и справедливость, не причиняя вреда людям. Медведь не нарушает установки отца.

5 ученик: Охотники убивают медведя, чтобы перенять его силу, но каждый раз прощения просят, а затем всем селением праздник медведя отмечают. Проводят его в начале зимы, а затем в марте, когда наступает день весеннего равноденствия.

6 ученик: После удачной охоты подавалось праздничное угощение, а затем разыгрывались сценки из жизни медведя – хозяина тайги. Мы вам покажем сказку Николая Сладкова «Как медведя переворачивали»

Автор: Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день – метель, что ни ночь – мороз. Зиме конца-краю не видно. Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок, так солнце повернёт на лето. А Медведь разоспался в берлоге и забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться. Лопнуло у птиц и зверей терпение. Пошли Медведя будить:

Заяц: Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, все бока отлежал уж, небось?

Автор: Медведь в ответ ни гу-гу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай, посапывает.

Дятел: Эх, долбануть бы его в затылок! Небось бы сразу зашевелился!

Заяц: Не-ет,  с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки о нас пронюхают.

Автор: Медведь только ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:

Медведь: А мне какое до вас дело! Мне снег глубокий на пользу: и тепло, и спится спокойно.

Снегирь: И не стыдно тебе, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл – что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп – и готово!

Медведь: Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну, какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас.

Автор: Белка терпела-терпела – не вытерпела.

Белка: Ах ты лежебока мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я!.. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!

Медведь: Вот напугала! А ну – кыш отсюда! Спать мешаете.

Автор: Поджали звери хвосты, повесили птицы носы. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:

Мышь: Такие большие, а испугались? Да разве с ним, так разговаривать надо? Вы меня попросите – я его мигом переверну! Одной левой лапкой!

Автор: Юркнула Мышь в берлогу – давай Медведя щекотать. Медведь сразу ногами задрыгал и перевернулся. Ну, а следом солнце повернуло на лето. Что ни день – солнце выше, что ни день – весна ближе. Что ни день – светлей, веселей в лесу! Потянулся Мишка в берлоге, да и вылез на солнышко погреться, в берлоге-то совсем сыро стало.


7 ученик: Основное занятие хантов и манси – оленеводство. Мы предлагаем вам поиграть в игру «Стой, олень». Играющие встают на одну линию. Выбирается пастух, ведущий, все остальные игроки – олени. Пастух становится на середине площадки. После сигнала все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его. Тот, кого коснулись, должны замереть на месте. Игра заканчивается, когда пастух поймает всех оленей, последний считается победителем, и он будет пастухом в следующей игре.


8 ученик:

В праздник песни звучат не смолкая, / Песни радости и весны. / Пусть же дети, печали не зная, / Подрастают в счастливые дни. /

(Звучит песня «Блины»)

Учитель: Песня приглашает отметить праздник «Масленица» – любимый праздник русского и марийского народов.

Скоморох 1:

Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!
Как на масляной неделе
Много блинчиков мы съели,
А как блинов у нас не стало,
Тут, как говорится, и сказки начало.
Ну, вот пора уже сказку сказывать, а дружка моего нет. Не видали, ребята, его? Наверное, он опять уснул где-нибудь. Ну, ничего, мы его сейчас разбудим.
Ребята, давайте все вместе крикнем:
Федул-скоморошка, колпак из горошка,
А ну вставай, одевайся, на кровати не валяйся!
Хозяйка щи наварила, всех гостей накормила,
Тебя лишь ждет, обедать зовет.
Появляется 2 скоморох с большой ложкой.

Скоморох 2: Где моя большая ложка?

Скоморох 1: Большая ложка, большая ложка. Как тебе не стыдно?

Скоморох 2: А почему мне должно быть стыдно?

Скоморох 1: Как почему? Ведь ты еще не поздоровался с ребятами.

Скоморох 2: А понятно... (идет и здоровается с каждым за руку)

Скоморох 1: Что ты делаешь?

Скоморох 2: Как что? Здороваюсь (продолжает здороваться)

Скоморох : Так ты полдня здороваться будешь. Иди сюда.

Скоморох 2: (идет) Зачем?

Скоморох 1: Здороваться будем.

Скоморох 2: (заходит на сцену) Так я отсюда до ребят не дотянусь!

Скоморох 1: Тебе и не придется дотягиваться. Ты должен просто сказать: "Здравствуйте" и все.

Скоморох 2: Здравствуйте и все.

Скоморох 1: Да нет. Здравствуйте и больше ничего не надо.

Скоморох 2: Здравствуйте и больше ничего не надо.

Скоморох 1: Какой же ты не понятливый. Ну, да ладно, пора за дело приниматься.

За тридевять земель, за тридевять морей, / В тридесятом царстве, тридесятом государстве / Во дремучем лесу жили-были...
(Выходит скоморох с тарелкой блинов, жуёт блин).

Скоморох 1: Ты что делаешь?

Скоморох 2: Как что, блины ем. Ты же сам сказал, нужно заняться делом, а раз сегодня у нас масленица, то самое первое дело – блины есть.

Скоморох 1: Да не блины есть, сказку рассказывать, в игры играть да танцевать от души.

Скоморох 2: Нет, блины есть.

Скоморох 1: Нет, праздник устраивать.

Скоморох 2: Отдай!

Скоморох 1: Не отдам, пока с ребятами в игру не сыграешь.

Скоморох 2: Ну, хорошо.

9 ученик: Весна с улыбкой шлет привет / Проснувшейся природе; / Всё после зимних бурь и бед / Вздохнуло на свободе.

10 ученик: Этот праздник к нам идет / Раннею весною, / Сколько радостей несет / Он всегда с собою! / Дома аромат блинов / Праздничный чудесный, / На блины друзей зовем, / Будем есть их вместе.
11 ученик.
Со времён старинных, давних / Праздник Солнца к нам спешит. / Он один из самых ранних / В окна вешним днём глядит. / - Солнце красное, будь щедрым, / В поле семена согрей! / Будь, Господь, к нам милосердным: / Землю дождичком полей.

Учитель: Мы отправляемся дальше, нас встречают на празднике весны у татар и башкир.

12 ученик: «Сабантуй» – это праздник весеннего сева. Съезжаются на этот праздник гости со всех уголков. Начинается праздник накануне вечером. Парни и девушки веселой гурьбой ходят с длинным шестом по деревне, собирают подарки и угощения.

13 ученик: И вот, наконец, утро.

Все на праздник наряжаются,

Все на праздник собираются.

«Сабантуй» уж у ворот,

Выходи скорей, народ!

А под самою горою

Не смолкая ни на миг,

День и ночь лопочет что-то

Разговорчивый родник.

То ли песенку поет,

То ли воду пить зовет.

Учитель: Пришла млада за водой, за водицей ключевой.

Игра: «Принеси воду - не разлей»

Учитель: Мальчишки больше всего любят соревноваться в силе и ловкости. Мы сыграем в татарские игры для детей (играют в игру, которую выучили на предыдущем занятии).

Проводя праздники весны, люди верили, что помогают солнышку разогреться в полную силу. Не зря говорилось: «Весной час упустишь, всем летом не наверстаешь».




Занятие 8. Слово – драгоценный дар

Задачи:

социокультурное наполнение категорий слово – исток речи, смысл слова, значение, общение, дар, согласие в слове, старинное слово.

развитие способности целостного восприятия слова.

освоение способов работы в паре.

Обеспечение:

комплект карточек со словами (по количеству учащихся);

заготовка «Сад добрых слов»;

заготовка из цветной бумаги, ножницы, клеящий карандаш каждому учащемуся.


Ход занятия

Присоединение:

Добрый день, ребята! Заканчивается третья четверть. Вы подросли, узнали много нового и на сегодняшнем занятии мы покажем, чему мы научились, как вы умеете видеть, слышать и понимать друг друга. А тему нашего сегодняшнего занятия вы мне подскажете сами.

Древняя пословица права: / Наш язык – бесценное богатство. /Нужно только записать слова, /А не то они бесследно разлетятся.

Как вы думаете, о чём будет сегодняшнее наше занятие? (О слове)

Что вы знаете о словах? Для чего нужны слова?

Основной этап занятия.

Беседа о значении слов, выполнение практических заданий.

Все слова русского языка составляют речь. Какая бывает речь? (Устная и письменная). Какая речь появилась раньше?

Есть такая игра – «Молчанка». Её участники договариваются молчать, как можно дольше. Проигрывает тот, кто первый заговорит. Игра шутливая, но в ней большой смысл. Лишиться речи даже на самое короткое время оказывается очень трудно. Почему?

С тех пор как на Земле живёт человек, звучит и слово. В Библии сказано, что Слово было, есть и будет всегда: «В начале было Слово, и Слово было у Бога...». И оно было даровано – подарено только человеку.

Как вы думаете зачем? (чтобы общаться друг с другом).

Я согласна с вами. Слово – это исток, начало речи, с помощью которого мы общаемся в окружающем мире. Словом мы обозначаем всё то, что вокруг себя видим, слышим, и даже чувствуем – предметы, их свойства, действия. На уроках русского языка, чтения мы обо всём этом говорили или будем ещё говорить. Нам важно понять, какое значение имеет слово для человека, как оно влияет на его жизнь.

Почему же в общении с другими людьми мы пользуемся словами? Что же самое главное в слове? (Передаём мысли и чувства. Главное в слове – его смысл, значение.)

Послушайте стихотворение.

Прислала мне тётя печенья, конфет,/ Варежки, шарф и горячий привет./ Вот варежки, шарф и конфеты с печеньем,/ А где же привет? Я смотрю с нетерпеньем!/ Наверное, мама привет этот прячет,/ Чтобы остыл, видно очень горячий.

Смысл какого слова был не знаком мальчику? Какой смысл у слова "привет"? Что значит выражение «передать привет»? А вы передаёте привет своим друзьям?

Мы уже с вами знаем, что слово, которое мы произносим, состоит из звуков, а которое пишем – из букв. Например, есть в алфавите такой отрезок из букв ОПРСТ. Назовите правильно эти буквы. А если эти буквы поменять местами, получится много новых слов. Составьте и запишите их.

А нашим родителям мы дадим другое задание: Найти в алфавите вопросительное предложение, не меняя порядка букв. (Где ёж?)

Вспомните, как живут звуки и буквы в слове? (Дружно, в мире и согласии, в ладу друг с другом). Согласна с вами, и, если мы вдруг путаем или пропускаем буквы и звуки в словах, то сразу же меняется и его смысл. Попробуйте, изменив один звук в слове, создать новое, совсем другое по смыслу, слово. Образуйте новые слова, изменив только одну букву в словах: дочка, кочка, почка, бочка, мочка.

Слово соединяет нас не только с теми, кто рядом с нами, слово может соединить и с теми, кто далеко от нас. Каким образом? (Через письмо, по телефону). Но самое удивительное то, что слово соединяет нас с далёким прошлым – через старинные народные сказки, пословицы, поговорки, песни; книги, которые были написаны в те далекие времена. Их слушали и понимали когда-то наши прапрабабушки и прадедушки, и в наше время нынешние бабушки и дедушки, ваши родители, мы с вами. Слушая сказки, читая книги, мы узнаём, как жили наши предки, что для них было важно в жизни, как они трудились, что они любили. Вот какой замечательный невидимый мост создаёт слово.

Как вы считаете, а наши предки пользовались теми же словами, что и мы, или другими? (ответы детей).

Я предлагаю вам вспомнить стихотворение А.С. Пушкина «У Лукоморья» (можно взять любое, знакомое ребятам произведение)

В этом стихотворении нам встретилось много непонятных слов. Почему? Это слова старинные, которые мы сейчас не употребляем в речи. Например, слово "врата" старинное или современное? (Учитель даёт пояснения, называет аналогичное слово в современном русском языке, приводит ещё несколько примеров, подготавливая детей к работе в активной форме). Подумайте, какие слова произносили в старину, какие говорим в наше время.

2) Работа в паре:

Возьмите набор этих слов и разложите их в два столбика вместе с соседом по парте.

Как вы думаете, вежливые слова – это слова старинные или современные?

Здравствуйте! /Что особого тем мы друг другу сказали?/ Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали./ Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?/ Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?/ Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

3) Коллективная творческая работа «Сад добрых слов».

Какие слова вы хотите подарить своим близким? Вспомните их и напишите на наши весенние листочки. Листочки все вместе приклейте на наше зимнее дерево, сделайте его майским с нежной первой зеленью.

Пока в нашем саду нет плодов: милосердия, послушания, благодарности, щедрости, прощения… Они появятся не скоро – ведь и настоящий сад выращивается многие годы. Нам, как и хорошим садоводам, нужно приложить много трудов, терпения, усердия, желания вырастить в душе своей добродетель. И сегодня мы сделали первый шаг на этом пути – мы посадили саженцы с добрыми словами. Ведь Слово пробуждает сад добродетелей.

Рыхлая почва готова, / Сейте покуда весна: / Доброго дела и слова / Не пропадут семена.

Рефлексия.Я благодарю вас за занятие. А закончим мы игрой «Это здорово!». Вы придумываете фразу «Я сегодня научился ...». А мы отвечаем «И это здорово!»


​​​​​​​ На занятии 9 «Родной край» обобщаются знания учащихся по социокультурным категориям, изучаемым в течение четверти; оценивается уровень сформированности коммуникативных навыков: способности присоединяться к участникам общения, умение высказываться при работе в паре; оценивается уровень сформированности управленческих навыков: умение справляться с заданием вовремя, умение определять значимые результаты труда, поэтапно приходить к нужному решению; формируется ответственное отношение к родной природе.

Дети читают стихи, слушают и поют песни об Урале, отгадывают загадки, играют в народные игры, знакомятся с выставкой творческих работ, выполненных в течение года на занятиях.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Анна Ивановна, хотелось бы разобраться в игре. "Между командами занавес – тонкий ковёр. По сигналу занавес опускается". Он висит? Он тяжелый? Как он опускается? Это в условиях класса происходит? Спасибо

5 January