Публикация «Использование методов и приемов, повышающих мотивацию к образовательной деятельности у детей с различными образовательными потребностями»

1
0
Материал опубликован 16 March 2023 в группе

Тему моего выступления: «Использование методов и приемов, повышающих мотивацию к образовательной деятельности у детей с различными образовательными потребностями» подсказали проблемы, все чаще возникающие в практике логопедической деятельности. Последние годы значительно увеличилось количество детей, имеющих негативную мотивацию к обучению.

Мотивация - это ключ к успеху. Само слово мотивация произошло от латинского глагола «movere» - двигать. Все чаще передо мной стали возникать вопросы: «Откуда взяться успешной деятельности и КАК чему-то научить ребенка, если придя на занятие, он не хочет ничего». Современные дети значительно отличаются от своих сверстников прошлых лет. Например, если несколько лет назад таких проблем практически не возникало, т.е. с помощью тех же игровых приемов можно было заинтересовать ребенка, то сейчас сделать это подчас очень сложно.

Полноценное развитие личности невозможно без воспитания правильной речи. Количество детей с различными нарушениями речи неуклонно растет. Если десять лет назад 30-35% первоклассников при поступлении в школу имели различные речевые нарушения, то сейчас 65-70% детей имеют речевые нарушения, из них 25-30% имеют сложные речевые нарушения (это данные логопедического обследования детей моей школы за 2010 и 2021 годы). В начальной школе большое количество детей данной категории имеют статус ТНР (тяжелые нарушения речи). Что же подразумевается под этим определением

Давайте представим большой айсберг, где недостатки звукопроизношения – всего лишь маленькая верхушка, видная всем. А там, под толщей воды, скрывается нечто большее. Такие проблемы, как нарушения фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя и связной речи, письма и чтения! Они влекут за собой еще более суровые последствия: неуверенность в себе, замкнутость, стеснительность, низкую мотивацию учебно – практической деятельности, что влияет не только на успешное школьное обучение, но и на дальнейшую социализацию ребенка в будущем.

А особенно если это касается логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Мотивация детей логопатов не менее актуальна. Очень часто ни желания учителя-логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей.

Речь не является обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависит от многих факторов, улучшая что-то одно, совершенствуется работа всего организма в целом. Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе и, хотя бы, частично избавится от сомнений и страхов, то в более короткие сроки будет происходить и постановка, и автоматизация звуков, ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, он будет способен к усвоению более большего объема информации.

Евгений Павлович Ильин подчеркивал значимость мотивации в структуре и результате любой человеческой деятельности. На логопедических занятиях мотивация ребенка к деятельности по коррекции собственных речевых нарушений играет важную роль, как в процессе, так и в результате коррекционной работы.

Формирование позитивной мотивации к логопедическим занятиям – дело подчас сложное.

Что такое мотивация к логопедическим занятиям?  

- осознание речевого дефекта;

- ребёнок должен быть уверен в успехе;

- наличие социального одобрения положительных результатов (т.е. ребёнок должен знать, что занятие с логопедом - это хорошо, что это помощь в глазах др. детей, родителей, а не наказание).

Когда дети мотивированы к исправлению речевого дефекта, то имеется ввиду, что они заинтересованы в процессе коррекции речи и его результате, у них выражено желание исправить свой речевой дефект как можно скорее.

Положительная мотивация основывается на положительных стимулах.

Сегодня я хочу рассказать о методах и приемах повышающих мотивацию к логопедическим занятиям, которые я использую в своей практической деятельности. В работе с детьми, имеющими трудности в обучении, самое главное - это индивидуальный подход не только в выборе методов и приемов в коррекционной деятельности по речевому развитию, но и в подборе мотивирующих средств в обучении. В первую очередь быть гибким в смысле замены мотивирующих и коррекционных заданий в случае не принятия их ребенком. А для этого нужно хорошо знать не только психологические особенности детей, но и конкретно интересы и желания каждого своего ученика. Например, с одним из моих учеников, с которым у нас были прекрасные взаимоотношения. Он с удовольствием приходил ко мне на занятия, но отказывался от любого вида деятельности, ни дидактические, ни подвижные, ни компьютерные игры его не интересовали. Однажды в разговоре с ним я, случайно узнала, что в дальнейшем он хочет стать летчиком и его очень интересуют самолеты (мальчику 7 лет), это мне помогло в дальнейшей работе с ним. Для того чтобы мотивировать, заинтересовать его во всех темах занятий присутствовали самолеты. Артикуляционная гимнастика у нас называлась «Подготовка к полету», названия всех упражнений были связаны с этой темой, развитие лексико - грамматики, обогащение словаря и других речевых функций также было связано с темой самолеты.

Как в свое время методы работы, предложенные Марией Монтессори для детей с ментальными нарушениями, нашли свое применение и в работе с нормотипичными детьми, так, на мой взгляд, можно внедрять и некоторые мотивационные методики из АВА терапии.

Так, например, введение визуального расписания на уроке с младшими школьниками, делает урок более продуктивным. Когда дети видят, что, после четкой последовательности заданий будет интересная для них игра продуктивность выполнения возрастает. Это уже не просто урок с заданиями, а понятный план, по которому нужно проследовать вместе.

Еще один вариант — это введение стимульного материала. Активное участие в деятельности и правильные ответы подкрепляются приятным стимулом, например, наклейкой в форме солнышка или улыбающегося смайла. Детям очень нравится зарабатывать такие бонусы в процессе работы, они с удовольствием рассказывают о своих достижениях на уроке родителям.

Опыт работы в школе показывает, что наиболее высокая результативность коррекционно-развивающих занятий с обучающимися достигается благодаря включению традиционных и нетрадиционных форм, методов и приемов обучения.

Даниил Борисович Эльконин указывал на целесообразность и необходимость игровой деятельности в младшем школьном возрасте. «Игра влияет на формирование всех психических процессов, в том числе и на формирование правильной речи, вызывает неподдельный интерес».

Константин Дмитриевич Ушинский отмечал «… дети легче усваивают новый материал в процессе игры».

Наблюдения подтверждают, что особую необходимость в игре испытывают младшие школьники с ОВЗ.

В игре ребенок познает новые области действительности. Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно меняя друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых знаний.

В своей практической деятельности с целью повышения познавательной активности использую возможности различных игр.  

Например, игры на развитие связной речи: «Что сначала, что потом?» (рассказ по серии сюжетных картинок), «Расскажи о животном» (составление рассказа по плану), «Рисуем картину» (рассказ по опорным словам); на формирование словарного запаса «Животные», «Птицы», «Профессии»; на развитие чтения и письма «Письмо с ошибками», «Использование букв и слов-вставок», «Узелки на память». Очень нравятся детям игровые приемы с включением элементов соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Соревнование по командам», стимулирующие активность и инициативу.

В моей работе широкое применение находят загадки.  Формирование аналитико-синтетической деятельности происходит с применением загадок - ребусов, в которых отгадка «зашифрована», и ее можно увидеть в комбинации фигур, букв, символов. С этой же целью использую всевозможные шарады, метаграммы, «загадки- путаницы», изографы, кроссворды.

Также неподдельный интерес у детей имеют нейропсихологические игры такие как «Арабское письмо», «Слова наоборот», «Магазин», «Шифровщик», «Кузовок» и т.д.

Любимые детьми игры на развитие психологической базы речи «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни - повтори», «Цепочка слов» и другие используются в коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического восприятия.

Выполнение упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата, детям с различными речевыми нарушениями даются сложно. В своей работе я использую разные формы проведения артикуляционной гимнастики - это и выполнение упражнений под любимые песенки детей, использую биоэенргопластику – соединение движений артикуляционного аппарата с движением кистей рук, выполнение упражнений гимнастики с какими-то сказочными компьютерными персонажами.

Также с детьми ОВЗ я использую такой метод стимулирования как зарабатывание камушков, пуговиц, других подручных материалов. Ребенок за каждое выполненное задание выбирает из чудесного мешочка, то, что ему понравилось, практикую различные камушки марблс, наряду с заинетерсованностью ребенка также идет развитие тактильных чувств.

С учащимися начальной школы в практике работы широко использую сюрпризы - неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у детей много эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация школьники, оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, которая вызывает интерес детей.

Наиболее доступным и любимым литературным жанром для младших школьников с ОВЗ является сказка. Организация логопедических занятий, построенных по сюжету знакомых сказок вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь, благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу.

Включение в такие занятия театральных кукол усиливает наглядность и тем самым повышает осознанность воспринимаемого материала.

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности, речи, заинтересованности детей, активно использую ИКТ. Специально разработанные компьютерные программы: «Домашний логопед», «Компьютерный практикум», «Игры для тигры», «Учимся говорить правильно» и другие представляют собой готовые наборы для использования в разных коррекционных направлениях. Это позволяет задействовать всю анализаторную систему, организовать дифференцированный подход к обучению.

Кроме того, применение на занятиях презентаций облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков.

Благотворное влияние на повышение учебной мотивации оказывают кинезиологические упражнения. Они активизируют познавательные процессы; повышают работоспособность и снижают утомляемость; позволяют улучшить внимание, память, пространственные представления; способствуют улучшению почерка, так как развивают мелкую моторику рук; повышают способность к произвольному контролю.

На групповых и индивидуальных занятиях дети с большим интересом выполняют следующие кинезиологические упражнения:

- упражнения на координацию и глазодвигательные упражнения;

- упражнения для развития артикуляционной моторики и пальцев рук;

- упражнения для развития дыхания;

- самомассаж мышц головы, шеи, лица, рук.

Следует отметить, что высокую результативность занятия, выраженную познавательную активность учащихся можно достичь только на положительном эмоциональном фоне.

Организационный этап (или этап мотивации к учебной деятельности) – это та часть занятия, в которой задается эмоциональный фон. Именно здесь через использование различных методов и приемов (элементов психогимнастики, музыкотерапии, игрового момента и других) важно создать благоприятную атмосферу, положительный настрой на занятие для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

И, конечно же, оценочный мотив, который основан на потребности детей в социальном признании и одобрении взрослого. Как на протяжении занятия, так и на этапе рефлексии важна похвала педагога, которая является одним из наиболее эффективных стимулов активности младших школьников, помогает их самоутверждению и уверенности в собственных силах.

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация к  логопедическим

занятиям у детей повысится, если: созданы благоприятные психолого-педагогические условия; созданы ситуации успеха; используются нестандартные подходы, различные игровые моменты, сюрпризы; используются новые современные технологии.


Список используемой литературы:

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стереотип. - М., 1999. - 320 с.

2. Амонашвили Ш. А. Обучение, оценка, отметка. - М.: Просвещение,1980.

3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). Изд-во Просвещение, -М., 1968, 464 с.

5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - СПб., 2001. - 208 с.

6. Выготский Л.С. Психология. Изд-во ЭКСМО-Пресс, серия Мир психологии, -М., 2000, 1008 с.

7. Изучение мотивации поведения детей и подростков под ред. Божович Л. И., Благонадежина Л. В. - М.: Педагогика, 1972.

8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - изд. «Питер» 2002г. - 320 с.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации