Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения

0
0
Материал опубликован 12 December в группе

Педагог-психолог ГБУ ГППЦ ДОНМ
Шугаева Валерия Игоревна

Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения



Мотивация — это психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и побуждает его к каким-либо значимым для него действиям.

Мотивация в обучении у учеников — это то, что побуждает их учиться и узнавать новое. Это может быть желание получить хорошую оценку, поступить в желанный вуз или просто стать умнее.

Виды мотивации: внутренняя и внешняя, положительная и отрицательная

Внутренняя мотивация исходит от самого ученика: ему интересно учиться, он хочет узнать больше о мире. Таким ребятам гораздо легче учиться, они сами хотят получать новые знания и навыки. Такая мотивация является наиболее эффективной для обучения, поскольку она побуждает детей активно участвовать в учебном процессе и самостоятельно искать информацию.
Внешняя мотивация приходит извне: например, родители обещают купить ребёнку подарок за хорошие оценки или учитель говорит, что без отличного аттестата сложно будет поступить в университет. Ученики с такой мотивацией могут испытывать трудности: им приходится преодолевать себя, чтобы выполнить задание. Внешняя мотивация может быть эффективной только на начальном этапе обучения, когда ученик только начинает осваивать новый материал. Однако она может привести к тому, что ребёнок будет учиться только ради получения награды или избегания наказания, а не ради интереса к самому процессу обучения. Поэтому важно, чтобы внешняя мотивация сочеталась с внутренней.

Положительная мотивация основана на стремлении к получению вознаграждения за свои действия. Она может быть выражена в виде похвалы, одобрения, признания, подарках и других форм поощрения. Положительная мотивация стимулирует ученика к активным действиям, помогает ему преодолевать трудности и достигать поставленных целей в обучении.
Отрицательная мотивация основана на избегании наказания за невыполнение определённых действий. Она может проявляться в виде плохих оценок, критики, непринятия или лишения каких-либо благ со стороны родителя или учителя. Отрицательная мотивация также может стимулировать человека к действиям, но она часто приводит к стрессу, тревоге и снижению самооценки у ребёнка.

Мотивируем правильно

Похвала – это один из способов поощрения и стимулирования человека для дальнейшего развития навыков, талантов и совершенствования. Когда мы хвалим ребёнка за его достижения и успехи, то даём ему понять, что у него что-то получилось хорошо, что он ценен и любим. Это способствует укреплению его самооценки и положительно влияет на психоэмоциональное состояние. Похвалу и своё одобрение можно высказывать разными способами, которые несут в себе отличные друг от друга цели.

1. Комплимент. Когда мы выражаем ребёнку своё восхищение или одобрение через приятные слова, касаемо его умений и заслуг, то важно делать это правильно: хвалить не только за позитивный исход событий, но и за попытку взяться за дело.

2. Благодарность. Все любят слышать слова благодарности в свой адрес: именно в этот момент мы чувствуем свою значимость, признание наших усилий и достижений. Дети так же воспринимают благодарность как проявление любви и заботы со стороны взрослых. Покажите ребёнку свои искренние эмоции, расскажите, что именно вам понравилось в его поведении, поступке.

3. Свобода выбора — это возможность самостоятельно принимать решения относительно своей жизни, деятельности и развития. В контексте мотивации свобода выбора может быть мощным инструментом, который помогает ученикам чувствовать себя более вовлечёнными и ответственными за свои действия.
Предоставьте ученикам возможность выбирать темы для проектов, исследований или творческих заданий. Это позволит им проявить свой интерес и таланты, а также почувствовать ответственность за результат. Предложите несколько вариантов выполнения одного и того же задания. Такой подход позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, а также даёт возможность проявить креативность и выбрать наиболее удобный способ работы.
Предоставление свободы выбора способствует развитию самостоятельности, ответственности и творческого мышления у учеников. Это также повышает их мотивацию и вовлечённость в процесс обучения.

Учитывайте индивидуальные особенности и выбирайте те методы поощрения, которые будут эффективны для определённого ученика. Важно помнить, что каждый способ мотивации должен быть умеренным и использоваться в сочетании с другими методами воспитания, такими как поддержка, благодарность и признание.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации