Публикация «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения на примере уроков "Технологии"»

4
0
Материал опубликован 5 January 2023 в группе

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Талицкая средняя общеобразовательная школа № 55», учитель технологии Полыгалова Н. М.












СТАТЬЯ









Тема «МОТИВАЦИЯ НА ОБУЧЕНИЕ: ВИДЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ, МОДЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ»













Выполнила:

Полыгалова Наталья Михайловна

Учитель технологии

МКОУ «Талицкая СОШ № 55»




Талица, 2023



Однажды учащийся сказал на уроке: «Мне все понятно тогда, когда интересно». Значит, учащемуся должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: «хочу – могу – выполняю с интересом – результат - вознаграждение», то мы увидим, что это своеобразная формула мотивации человека. Как как же сформировать мотивацию у учащегося? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока? Давайте попробуем разобраться в этом. И подойдем к этой теме немного нестандартно.

По определению, мотивация – это совокупность побуждающих факторов, заставляющих человека действовать. По сути это набор стимулов, который вдохновляет человека на движение, саморазвитие, достижение каких-то целей.

Помимо этого мы знаем, что мотивация делится на несколько типов. Она бывает внутренней и внешней.

Внутренняя мотивация формируется в самом человеке.

Что к ней относится:

мечта, стремление к самореализации, творчеству;

самоутверждение;

любопытство;

убежденность.

Например, вам интересно что-то мастерить, вы с удовольствием трудитесь в этом направлении и достигаете своей цели. Высокий результат будет достигнут благодаря тому, что вам нравится ваше занятие, поэтому выполнять вы его будете качественно, стремиться доделать свою работу быстрее, чтобы посмотреть и оценить результат труда.

Ключевым моментом во внутренней мотивации выступает чувство свободы выбора. Если вам придется мастерить не то, что вы хотите, а то, что необходимо (например, связанное с производственными обязанностями) ваша мотивация падает.

Внешняя мотивация – это факторы, появляющиеся извне. Например, обстоятельства, при которых вы чувствуете сильные положительные или отрицательные эмоции. Самым ярким примером внешней мотивации выступает материальное вознаграждение за свой труд, если он не вызывает у человека других положительных эмоций.

Положительная и отрицательная мотивация.

Положительная, когда человек получает заряд положительных эмоций, которые помогают ему двигаться дальше к достижению своей цели.

Примеры положительной мотивации:

похвала, публичное признание заслуг;

материальное стимулирование;

приятные общения.

Отрицательная мотивация – это избегание негативных переживаний. Она также может являться стимулом для ускорения работы. Однако это происходит только в случае сильных кратковременных стрессоров. Например, объявление выговора за несвоевременно выполненную работу. Может привести к тому, что работник больше не будет пропускать сроки. Но при длительном и регулярном негативном воздействии человек будет чувствовать подавленность, что может привести его, наоборот, к депрессии.

Положительная мотивация работает лучше негативной. Если вы действительно хотите чего-то добиться, вы будете стараться достичь своей цели без страха перед наказанием.

Остро стоит необходимость формирования  учебной мотивации у школьников в связи с резким снижением их интереса к учебной деятельности и внутренней мотивации учения.

Почему, если мотивация у ребенка возникла, то она может снижаться по мере пребывания его в учебном заведении? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться. Что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Еще раз выделим – это сложная комплексная система. Таким образом, надо правильно выстроить эту систему в зависимости от своего предмета и типажа учителя. Ни для кого не секрет, что один предмет по-разному интересно могут преподнести учителя, так как это разные люди по характеру, темпераменту, возрасту. И даже если знания у них одни и те же, почему-то к одним учителям дети идут на урок с интересом, а к другим как на каторгу. О какой мотивации здесь может быть речь.

Формирование учебной мотивации у школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.

Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые  ставятся  перед  ним  в  ходе  учебной  деятельности,  были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость  для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму»,  - эта китайская пословица стала девизом на моих уроках. Конечно, мои уроки практические и сделать самому это и есть цель занятий.

Опять же хочется сказать, что не всем детям нравится делать что-то своими руками практически, и в то же время в программе образовательной области «Технология» сейчас очень много теоретических тем с непонятным содержанием. Поэтому данная тема для меня сейчас очень актуальна.

Учитывая все выше сказанное я постаралась создать систему мотивирования обучающихся относительно своего предмета.

Каждый урок выстраивается по-разному, в зависимости от темы и цели. Но свой девиз: «…дай сделать - и я пойму» обязателен всегда. Уже заметила, что если мы просто проходим тему урока просто под запись, то и тема не усваивается, а вот если свойства материалов попробовать «на ощупь» при проведении лабораторной работы запомнятся сами, особенно если еще и вывод сделать самостоятельно. И, конечно же, практические уроки. У нас весь предмет «Технология» практического назначения.

Давайте рассмотрим некоторые наиболее действенные приемы и методы мотивации на уроках технологии.

Есть дети с «золотыми руками», у которых все получается быстро и им это очень нравится. Здесь вступает в силу внутренняя мотивация – мне это нравится, и я это могу сделать. Остается только вознаградить таких детей за проделанную работу и не только просто отличной оценкой или дополнительной. Ребята очень рады, что за свои достижения получают награду куда выше школьного уровня. Участие в региональных или даже всероссийских конкурсах и быть победителем это действенный метод для таких детей.

А что делать с детьми, у которых «руки растут не из того места»? Вот здесь нужны другие методы, ведь программа-то одинакова для тех и других детей и работы таких детей нельзя выставить на конкурсе.

Поэтому в данном случае я выстраиваю систему всего урока таким образом, чтобы дети были заинтересованы от самого начала (темы) и до рефлексии.

Тип урока «новые знания», все знают, что очень тяжело удержать внимание детей, так как нет практики еще, надо вначале получить информацию. Для этого стараюсь воспользоваться видеоматериалами, где подробно рассказывают в форме живого общения, о каждом пункте урока. Даже если в данный момент у меня на компьютере будет открыто до пяти вкладок разной видеоинформации. Таким образом, дети не успевают привыкнуть к стилю ведения информации, а так же записи ведутся в процессе показа/паузы.

Если на уроке пользуюсь презентацией, то стараюсь на слайдах поместить буквы зашифрованного слова, которое дети должны произнести по окончанию презентации. Такой прием показа новой информации держит детей во внимании.

Учащиеся любого возраста любят играть, разгадывать загадки. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Игры и интересные беседы в форме игры так же постоянные спутники моего урока. Дети уже знают, что в процессе данной формы общения я в любой момент могу включить их в игру и дать какую-либо роль. А значит, откладывают все свои занятия и с интересом включаются в игру.

Использовать для этой цели можно любые занимательные задания, привлекая красочную наглядность. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.

Синквейны и кластеры уже как бы «устарели» на наших уроках, детям такие приемы уже не интересны. Поэтому нашла новые методы представления зрительной информации в виде схем: интеллект-карта и эмпат-карта. Да, кто-то может сказать, что данные методы объемны по времени, поэтому, когда я их планирую, то и время на это выделяю соответственно. Или пользуюсь командным методом работы, где ребята между собой распределяют роли внутри группы и таким образом, время на данный вид работ резко сокращается.

Работа в группах тоже не всегда получается и там есть свои «фишки», но это отдельная тема.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у учащихся является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому способствуют следующие приёмы:

Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Прием «Кумир»   На карточках раздать «кумиров по жизни».

Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

Прием «Фантазёр»  На доске записана тема урока.  - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Прием  «Верные - неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала учащиеся предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.

 На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Использую разные приёмы, чтобы, выполняя задание, учащиеся самостоятельно и по-своему выражал полученное на уроке знание.

Прием «Своя опора». Учащийся составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм работы той или иной технологии.

Прием «Тонкие, толстые вопросы». Учащиеся составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.

Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала. Пример, один ряд называет материал, другой – к какому виду этот материал относится.

Прием «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.

На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию на уроке помогает такая форма организации учебной деятельности, как работа в паре «учащийся - учащийся».

Например, каждый учащийся получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Учащийся делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый учащийся сам оценивает свой результат.

По возможности постараться связывать полученную информацию на уроке с жизненными проблемами. Как данная информация поможет решить практическую потребность человека. Даже проектная работа начинается с пункта «Постановка проблемы и потребности и пути их решения», для этого подходит следующий прием.

  Приём «Открытые задания». Большой интерес учащиеся проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.

Современное материально-техническое обеспечение кабинета позволяет применить и следующий метод с помощью VR-технологий.

Интерактивные экскурсии.

Можно рассматривать как разновидность метода демонстрации.

Интерактивная экскурсия – это экскурсионная программа, предполагающая активное включение экскурсантов в процесс проведения экскурсии.

Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках.

Оценка – не отметка.

Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Именно для этого мною был проведен ряд мероприятий для поднятия мотивации детей.

Сначала, я создала педагогический блог в социальной сети. Данный блог создает альтернативный канал коммуникации со своими учениками, а так же с родителями и коллегами. Постоянно ведущееся мое профессиональное портфолио, а так же формирование культуры сетевего поведения детей и мой новый образ учителя.

Это открытая группа и в нее могут вступить любой ребенок, родитель или коллега. В данной группе выкладываются фото и видео-фрагменты наших уроков, готовые работы детей, какие материалы и инструменты нужны на следующие занятия и т. д.

Затем, начала проводить конкурсы внутри данной группы. Был объявлен даже приз зрительских симпатий, и заинтересованность детей выросла в разы.

Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта  и других форм контроля -  сильное мотивирующее средство. Для этого разработала сертификаты для уроков технологии.

Что можно указать в данных сертификатах:

Индивидуальные награды:

Стикеры с любимыми персонажами (или баллы, если речь идёт о старших учениках), которые выдаются за маленькие достижения. Ученик их копит, а затем обменивает на более значимые награды.

Освобождение от домашнего задания.

Право пересесть к любому ученику.

Право самому выбрать товарища для задания в парах.

Призовые баллы на тесте.

«Скидка» на объём задания.

«Кот в мешке» (можете сделать такой мешок, где будут маленькие призы — например, канцелярские принадлежности). Так как это же дети, то соответственно и призы, в основном сладкие. Хорошо, что я учитель технологии и могу сама создавать данные призы.

Групповые награды:

В свободное время на уроке (10 минут свободного общения). Тематический урок (ученики выбирают тему из нескольких предложенных педагогом).

Урок вне класса. Поход в интересное место в городе (квест, кино, музей науки, мастер-класс и т.п.).

Право изменить рассадку класса.

Освобождение от домашнего задания на один день.

Для групповых наград может быть сложно, определить критерии. В этом случае распечатайте и повесьте на видном месте трекер ‒ листок с пустыми ячейками. После каждого выполненного задания закрашивается одна ячейка. Возможен вариант, когда за плохое поведение ячейки вновь становятся пустыми. Групповую награду ученики получают, когда все ячейки трекера оказываются закрашены.

Подведем итог.

Мотивация – это сила для побуждения человека к активному действию. Мотивированные люди добиваются в жизни гораздо больших успехов, чем живущие без цели. Движущей целью мотивации является стремление человека получить больше и лучше. Стимулирование за маленькие успехи позволит ускорить достижение главной цели. Положительные мотивационные методы действуют гораздо лучше негативных. Теории мотивации помогают разобраться в способах и методах стимулирования и самостимулирования, кстати, тоже.

А для мотивации ребенка на обучение, пользуйтесь следующими способами:

Поощрение. Приветствуйте работу в классе, демонстрируйте лучшие результаты и передавайте положительные отзывы о детях их родителям.

Создавайте нестандартные ситуации на уроках. У детей появится интерес.

Заражайте учеников своими эмоциями. Покажите свой энтузиазм и помогите ученикам проникнуться им.

Давайте каждому ученику возможность проявить себя.

Эти советы применимы не только к учителям, но и к родителям.



12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации